Frictional Games заработала свою славу на хоррорах — сначала серией Penumbra, затем с Amnesia: The Dark Descent. Можно даже сказать, что шведы дали толчок целому поджанру с прятками и беспомощными протагонистами! Однако после SOMA авторы планируют потихоньку отходить от интерактивных пугалок.
Основатель Frictional Томас Грип (Thomas Grip) поговорил с сайтом Game Reactor. Сейчас студия занимается двумя проектами: один из них ближе к релизу, чем другой. Грип говорит, что Fricitional уже сделала две истории, где монстры охотятся на главных героев. Авторам кажется, что такая концепция устарела, поэтому они пытаются от неё либо отойти, либо освежить.
Кроме того, Frictional в целом старается отказаться от ужастиков. Одна из упомянутых игр всё-таки останется хоррором, а вот другая сосредоточится на «очень интересной истории».
Грип считает, что SOMA наглядно доказывает: Frictional не слишком умело пугает игроков. SOMA, в общем-то, цепляла аудиторию скорее сюжетом — так разработчики её и задумывали. Сейчас Frictional хочет сфокусироваться как раз на таких вот повествовательных переживаниях.
Напомним, что последняя игра студии взлетела с некоторым скрипом: бюджет по сравнению с Amnesia: The Dark Descent увеличился в десять с лишним раз, поэтому Frictional начала получать прибыль от SOMA спустя примерно год после релиза.
Лучшие комментарии
P.S. Кто нибудь, пожалуйста, либо пристрелите уже жанр «ААА! МОНСТР! СРОЧНО В ШКАФ!», либо помогите этому ему наконец-то эволюционировать!
Вообще эти ребята в свое время взорвали мозг своей «Penumbra». Это был не только пугающий «хоррор», но и классная «адвенчура». Загадка с азбукой Морзе — один из ярких тому примеров.
Смена жанра и направления творчества с их стороны — это «скользкая дорожка». Разве что, если они реально осилят делать параллельно две игры.
«Soma» распродалась намного хуже, чем предыдущие игры Frictional Games (читал на одном сайте, что продажи «Amnesia» превысили ее в десять раз). Как думаете в чем причина?
Лично мне «Soma» очень понравилась. Слышал отзывы, что сюжет там банален и копирует другие игры, а также фильмы. Но я прошел ее в первую очередь именно из-за сюжета, и считаю, что такая игра достойна экранизации — она напоминает старые фильмы-ужастики типа «Чужой», «Нечто».
Играть было не страшно, но сама по себе история, особенно то, что произошло с командой этой научной станции — жуткая жуть. Очень круто.
Жалко, что не было таких интересных загадок, как в «Penumbra». Может это и подвело игру?
Честно говоря, не хотелось бы, чтобы Frictional Games свернули свои «хорроры-адвенчуры»
Игру делали долго, в районе 5 лет. Была смена концепции с космического хоррора на декорации подводной базы, сюжет тоже, насколько я знаю, полностью изменился. Проделано уйма работы со звуковыми эффектами. И вот в 2015 году игра вышла. И это того стоило на все 100%.
Эмоции по завершению игры хлещут через край, и игра однозначно уходит в личный список наилюбимейших интерактивных произведений, стоя прямиком за третьим Ведьмаком в лучших играх 2015 года.
Два кита, точнее, КИТИЩА, на которых стоит SOMA – сюжет и атмосфера. История, расказанная авторами игры, сделала бы честь библиографии маститого классика научно-фантастической литературы уровня Станислава Лема или Айзека Азимова. Завязка такова – главный герой игры, Саймон Джаррет, попадает со своей девушкой в автокатастрофу, где получает травму мозга (девушка же вообще погибает). Саймону предложили новую методику лечения, и он отправляется на сканирование мозга к одному ученому, садится на кресло, надевает сканер на голову, а когда поднимает его… оказывается на какой-то футуристической подводной базе, населенной роботами, считающими себя людьми. То, что происходит далее рассказывать решительно нельзя – это нужно пережить лично, добравшись через все невзгоды до потрясного финала. Сходу даже не назову игровые сюжеты, близкие по уровню истории SOMA. Это какой-то запредельный уровень погружения и воздействия на игрока. После прохождения, в тему некоторых сюжетных линий могу посоветовать отличную серию культового научно-фантастического сериала «Star Trek The Next Generation». Эпизод называется «Внутренний свет» (The Inner Light) – 5 сезон 25 серия.
На полное погружение играет так же густейшая атмосфера невероятного лабораторного комплекса, скрытого под толщей океанической воды. В вылазках из отсеков просто физически ощущаешь то огромное давление, что оказывает вода на скафандр. А уж когда будет спуск в самую бездну, на глубину более четырех тысяч метров — кромешная тьма, какие-то невиданные организмы, подводные течения – это надо видеть и прочувствовать. Внутри лабораторных комплексов атмосфера ничуть не жиже – каждый комплекс выполняет свои функции (электростанция, лаборатория, жилые отсеки и т.п.), и оформлен уникально, правдоподобно, с множеством мелких деталей. А уж звуковое оформление – сотни сочнейших звуков, какие-то шебуршания, скрипы, удары, шаги.
Ходит здесь не только главный герой, но и страшные ужасные создания, у которых свои повадки, и даже история возникновения. В моменты опасности игра напоминает не только своих прародителей от Frictional Games, но и прошлогодний фантастический хоррор Alien Isolation. К каждому врагу нужен свой подход – кто-то хорошо слышит, на кого-то нельзя смотреть. Конечно, особой геймплейной глубины от этих механик ждать не стоит – ничего сложнее отвлекающего броска подручного хлама в сторону делать главный герой не в состоянии. Но и этого вполне хватает для напряженных пряток в давящей атмосфере окружающих декораций и звука.
Головоломки здесь тоже не слишком сложные, но зато все действия логически обоснованы сложившимися обстоятельствами. Нет никаких искуственных растягиваний продолжительности или пустых загадок – все сюжетно необходимо. Задействована физика, много действий проделываем сами, ручками.
Графический движок справляется с множеством интерактивных объектов, хорошими тенями и работой со светом, а художники выложились на полную, создавая всё это невероятное окружение.
Потрясающая история, весь спектр эмоций, хороший геймплей, высочайший уровень аудио-визуального воздействия, прекрасные актерские работы. Всё это в итоге дает нам возможность пережить невероятное и в то же время пугающее научно-фантастическое приключение, которое оставит после себя уйму пищи для размышлений и разномастных переживаний.
10/10