1819 44 2703 429
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Рейтинг игры

4.2 3450
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Отзывы

+2
Заголовок отзыва такой же, как подзаголовок у игры

Когда я прошёл «Чистое Небо» в рамках своей ностальгии и в ожидании того, когда во вторую часть завезут A-Life, я понял, что рассматривать её отдельно от «Теней» бессмысленно. Поэтому уже на записи своих мыслей я мигом установил «Тени», отложил карандаш и пошёл изучать Зону в её первой итерации. Оговорюсь сразу — я не любил первую часть, в отличие от «Чистого Неба», и, в общем-то, играя, я вспомнил почему.

Причина первая — мир пустой. Чтобы разбавить скуку, этой игре бы подошло радио, как в 3D-частях Fallout. Как преображается S.T.A.L.K.E.R. с модами — понятия не имею, но в обычной версии это мир с грустными текстурами, почти без музыки, жизни и игровых ситуаций. Ситуацию скрашивает процесс исследования. Он подкрепляется тем, что на побочные активности можно наткнуться совершенно случайно. И не из серии «Завали предателя», а нормальные квесты. Иногда можно просто бежать, увидеть в доме на мини-карте человека среди трупов. А в самом доме — след кровавый. Заходишь, поднимаешься, на втором этаже стонет человек. Даёшь аптечку — выбегает кровосос, и потом тебя награждают. И вот таких полно. Мелочи, но чтобы на них наткнуться, нужно проявить любопытство. Последующие игры, по большому счёту, такой способ исследовать мир почти не используют. Разве что «Зов Припяти» — иногда.

Однако до подобных ситуаций надо проталкиваться через множество проблем: несправедливость, спам жирных врагов начиная со второй половины Свалки — из-за чего ресурсы заканчиваются, как молоко у баристы, — и, конечно, много беготни. Задачи по дороге встречаются нечасто. У тебя есть точка в основном квесте, и, как правило, побочки ведут в совершенно другом направлении. А, соответственно, без проводников, коими радует следующая часть, приходится много преодолевать. И награда не всегда соответствует желаниям. Да и не на каждой локации найдётся, что изучать. Да и любопытство потом может заруинить концовку. А это — самая неприятная часть. Хотя, скорее, обидная. Но о ней потом.

Есть проблемы с балансом. Особенно с мутантами. Псевдогиганта можно снести обоймой пистолета-пулемёта, а на снорка уйдёт две обоймы штурмовой. Молчу про жирных кровососов. А сами снорки, например, бесят похлеще всех остальных. Награды тоже выдаются абы как. Вот получаешь ты костюм Призрака — и зачем он? Чтобы живым добраться до СЕВЫ сквозь туннели? Чтобы через ещё 15 минут внезапно обнаружить у Бармена экзоскелет? Конечно, последняя бронька — всегда вопрос жертвы, но она критически необходима в конце, если хочешь жить. Вот только конец этот...

А конец... м-м-м. Три часа стрельбы без единого диалога, лишь повторяющиеся фразы Свободы, Монолита, Исполнителя желаний и бесконечное наваливание жира, который невозможно контролировать. В экзоскелете — дольше, без него — да тоже дольше. В первом случае потому, что не можешь бегать, во втором — потому что дохнешь постоянно. Врагов столько, что даже битвы в Total War в сторонке курят. Не представляю, как терпение в детстве хватало это проходить. Это дикий абсурд.

Но больше всего злит концовка, на которую сложно (по крайней мере с первого раза) выйти правильно. Вот выполнял ты, такой, наивный, заказы — бережливый, денег осталось на конец игры — и что, ты теперь жадная сволочь? Я правда заслужил такой финал? Вот не понравились мне лидеры — я жаден до власти? Вот оказались у меня артефакты — хочу бессмертия? Концовки не отражают путь игрока, его взгляды. И это малость неприятно.

К тому же они наслаиваются друг на друга. Если ты выполнил условия для одной и случайно не заметил, как у тебя на счету оказались деньги — отправляйся под завалы, важной будет вторая концовка. Молчу про то, что ложные всегда катируются выше истинных, к которым выйти... ну то ещё удовольствие. Даже изучая мир, я пропустил всё это. Это, конечно, моя проблема, но без гайдов решить, к чему стремиться в этой игре, невозможно. А с гайдами — неинтересно, потому что игра запирает тебя в рамки. Не дай бог свернёшь за них.

Ты не можешь что-то отыгрывать здесь, потому что отыгрыш заперт в желаемом результате. Эта ситуация напоминает мне проблему Dishonored с уровнем хаоса. Там разработчики хотя бы сообщают: для такой концовки — играй так, для другой — иначе. Здесь это не на поверхности. И... это и хорошо, и плохо. Для меня скорее второе.

А что в сухом остатке? Я не знаю, за что хвалить игру. На фоне всего перечисленного понимаю: приятные здесь вещи — стрельба, квесты, какие-то испытания, над которыми ломаешь голову — радуют меня гораздо реже, чем всё остальное раздражает. Да и эффект от положительных сторон недолгий. Потому что они, как рыбалка — вся игра такая. Действие, вроде бы, само по себе приятное. Медитативное. Но как же бесят комары, грязь под ногами, выскальзывающая рыба и червяки. Как же бесит не получать то, что заслуживаешь. Тратить на это много времени, чтобы в конце остаться с излишками хлеба и плохим настроением.

«Тени Чернобыля» — огромная туча, через которую крайне редко пробивается солнце. Это ТЕНЬ Чернобыля. Тень того, чем может быть игра с заданными правилами. И, к сожалению, «Чистое Небо» ушло недалеко. Хотя ошибки игры поправила. Но не все. Некоторые были даже умножены.

Атмосфера цепляет своим одиночеством и враждебностью. Стрелять мне было приятно. Конечно, ощущение выстрела и попадание здесь на уровне польского шутера, но для 2007 - не такое плохое. Я все равно чувствовал, когда попадал в голову. Сюжет сам по себе на то время мне нравился. В нем есть немного детектива, загадки. Мир пустой. Куда бы не заглянул. Нечего почитать, негде пошариться, нечем поживиться. Если к сюжету у меня претензий нет, то к финалам большие вопросы из-за описанного в тексте. Финал набрасывает жира. И будто бы разработчики его не контролировали. В мультике «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» была свихнувшаяся машина, которая создавала и создавала еду. Так вот — здесь после определенного момента игра поступает так же. Я даже думал, что где-то можно её уничтожить. Баланс плохой. С людьми сражаться интереснее, чем с мутантами. Вторые просто бесят как комары, особенно снорки. Некоторые вообще не встречаются, только по сюжету. Большое упущение из-за которого страдает мир.

+2
Недостатков много там, где любовь мала

2008 год, мне отец дарит книгу "Выбор оружия" и диск с первым сталкером. Надо ли говорить, что в те времена меня вселенная захватила как цунами?
Перечитал несколько десятков книг (не советую), добрался до духовного вдохновителя "Пикник на обочине" (вот это уже рекомендую), заинтересовался историей аварии на ЧАЭС, перепробовал множество модов, а уж сколько было всякого напридумано с друзьями-одноклассниками о том, что можно сделать в новых частях.
Но при этом игру я ни разу не проходил дальше радара.
Недавно наткнулся на арт по вселенной и возникла мысль, что пора бы закрыть подростковый гештальт и пройти игру. Чисто по сюжету на максимальной сложности. И в целом - я получил то, что ожидал: кривой ганплей, баги, устаревшую графику, ту самую атмосферу, о которой все пишут, и которая для меня не сильно изменилась с 2008 года, и сюжет полный дыр. В целом - никаких откровений, но мой мозг видимо вымарал причину, по которой я ни разу не прошёл игру дальше радара. Как и писали ранее много раз, последние 3 локации - тупой, дизбалансный тир, который без сейвскама и предварительного фарма патронов и аптечек пройти, как мне видится, не реально.

Ситуация с тенью Чернобыля интересным и самобытным миром и количеством багов напоминает мне ситуацию с киберпанком - обе игры могут как запасть в сердце, так и вызвать отторжение. Но в 2025 году у сталкера меньше шансов запасть в сердце тем, кто не прикасался к нему 15 лет назад. В те времена, по крайней мере у меня и моего окружения, фокус был на положительные стороны игры, а на все шероховатости мы просто закрывали глаза, потому что игру любили. А когда любят - недостатки не ищут.

Что сказать? Первый сталкер - продукт своего времени, и почему о нём у большинства людей бывшего СНГ тёплые чувства я понять могу, т.к. сам их испытываю. Но стоит ли играть сейчас в него? Скорее нет чем да. У игры слишком много недостатков, которые современный игрок вряд ли сможет не замечать.

АтмосфераЛорИдея геймплеяРеализация геймплеяГрафика и анимацииВсё, что касается технической части (ИИ, баланс, баги, вылеты)Последние 3 локацииСкучные сайд квесты и персонажи
7 апреля

+3
Тень объективности

Итак, я прошел игру в декабре 2024 года. До этого, пытался начать прохождение S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl наверное 2 - 3 раза. Теперь же, после выхода второй части, я понял, что "пора".

Если отзываться об игре хоть в каком-то объективном виде, то конечно же она не идеальная. Но и поливать ее дерьмом, как делают некоторые тоже некорректно. Так что же такое S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl? Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Сюжет и атмосфера.

Сюжет игры не оригинальный, но весьма хороший. Основа сюжета лежит в повести А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине". Эту книгу я не читал, но уверенно иду к этой цели, т.к. Стругацких просто обожаю. Но, вернёмся к игре.

Игра начинается с ролика, как в грузовике "ЗиЛ" перевозят какие - то трупы. Но среди них, оказывается один живой. Это сталкер по кличке "Меченый". За него нам и предстоит играть. "Меченый" получил амнезию и теперь имеет только одну зацепку из прошлого: в его КПК отображено задание - убить "Стрелка". И на этом всё. Дальше начинается долгое и необычное путешествие по "зоне".

"Зона" в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl это вообще как отдельный герой в игре. Мир игры одновременно красивый, мрачный и даже пугающий. Настоящий постапокалипсис в пейзажах советских заброшек и промзон. В подземных бункерах, лабораториях и тоннелях становится действительно страшно.

Геймплей.

Он представляет собой шутер от первого лица с элементами RPG и выживания. Так же в игре есть элементы менеджмента ресурсов и снаряжения. Герой всегда с собой носит рюкзак, в котором ограниченное место и вес под лут и прочие ресурсы игры. Так же, в игре есть торговля с помощью которой, вы можете продать ненужный хлам, а на полученные деньги купить что - то нужное.

Если делать сравнение, то геймплейно S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl похож на Resident Evil 4 и Kane & Lynch: Dead Men, только от первого лица. Вышло очень хорошо.

Открытый мир и NPC.

Скажу откровенно, но система группировок и их войн между собой напоминает сборище школоты во дворе. Возможно идея неплохая, но чтобы она не выглядела как какой - то цирк и абсурд, думаю что надо было более подробно прописать лор и идею каждой из группировок и больше времени дать на знакомство с ними. Тогда, игроки бы поняли почему условно "Долг" воюет с "Монолитом" и т.д.

Поведение NPC максимально никакое. Харизмы и какого то "стержня" в них нет. Это просто говорящие головы, дающие очередное задание игроку. Усугубляется это одинаковыми и повторяющимися фразами и движениями. Вы по сотне раз будете слышать: "оружие убрал!", "проходи, не задерживайся!" и сраное "да-да!" ученого эколога.

Технические проблемы и AI.

Это полный швах. Несмотря на продолжительное время с момента релиза, игра всё ещё наполнена огромным количеством багов, глюков, софтлоков и т.д.

Во время перестрелок, противники могут быть в двух состояниях: тупой воробушек и лютый берсерк. В первом состоянии вы можете стоять рядом с противником, но он упорно продолжит вас игнорировать. Во втором случае, враг будет попадать в вас на расстоянии в десятки метров и при этом постоянно обходить из-за укрытий и убивать со спины. Итог: сгоревшая задница и тотальный дисбаланс сложности. Не, серьёзно... кажется что выбор сложности здесь добавили чисто "поржать".

Итоги.

Так что такое S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl?

Я считаю, что это квинтэссенция отечественного геймдева - кривая, забагованная с кучей проблем и недоработок, но в то же время атмосферная, интересная и чем то цепляющая. Одного полярного мнения об игре у меня нет. Поэтому исходя из всех "за" и "против" могу от себя дать этой игре 3 аномалии из 5.

Атмосфера и сеттингImmersiveСюжетМестами страшноДисбаланс сложностиТупые NPC и AIТехническое состояниеОтсутствие fast travel
10 декабря 2024

+6
А ну Чики-Брики и в БАГИ

Хочется после прохождения сразу выложить свои мысли насчет этой игры. Понимаю, что т.к игра сделана ближайшими соотечественниками то и соответственно, отношения у СНГ-шных обывателей будет как минимум теплое к игре. Но я все же постараюсь в какую никакую обьективность (как получится) и расписать все по фактам. Не хочется долго ходить вокруг да около, т.к я поставил 6 игре, и для меня она чисто на разок пройтись. 

Первое что меня поразило, это конечно же атмосфера. Именно атмосфера- то слово, которое первое приходит на ум после прохождения игры.Что может быть лучше посидеть около костерками у костра с братанами, продавать парочку артефактов, или исследовать катакомбы , пугаясь существ, особенно когда не знаешь где и когда появятся. Послее НИИ агропрома и тамошних обитателей, моя жизнь поделилась на ДО и ПОСЛЕ в детстве. То, как мои волоски от атмосфера ужаса стояли , это просто нечто.   Лучшая часть сталкера как по мне, это именно исследования подземелий

Сюжет на удивление неплох. Даже есть интрига какая, никакая, свой ЛОР.      После прохождения ты можешь воссобрат все факты воедино и весь сюжет тебя поразит. На то время так точно.

Стрельба более менее неплоха. Самые лучшие оружия, увы, только в конце игроку становятся доступны. Разные виде оружий, разные пули, возможность сменять пули, и тд

То, что меня увы, очень разачаровало, это  квесты и их проработка. Это одна из самых худших проработок которые я только видел. Начну с того, что в игре  большая часть доп квестов повторящиеся.  Хотя в их порой перекликаются и не повторяющиеся.  Квесты в стиле подай-принеси. Тебя носят туда сюда. Что может быть еще хуже?? А я отвечу- КВЕСТЫ НА ВРЕМЯ, все эти повторяющиеся квесты тебе отводится время на их исполнение. Это просто какой то позор. Игра и  так заставляет бегать туда сюда, а  время которое поджимает заставляет бегать еще быстрее. Так ладно бы квесты были интересные. Так они полное фуфло. Лишь несколько квестов за всю игру во мне вызвали хоть какой то интерес.  Так еще квесты и поломанные!!!

Персонажи вообще никакие. С натягом можно как то Стрелка и Сидоровича как то выделить и запомнить, но остальные просто  картонки. С одинаковыми диалогами. 

А конец игры= это просто фейспалм. Такой духоты я давно не испытывал. Миллиард врагов за каждым углом. А после локации с порталами, где вся эта духота возведена в Абсолют, я также как и Геральт из Ривии НЕНАВИЖУ ПОРТАЛЫ.

Атмосфера игры в перемешку с хоррорной составляющейСтрельбаСюжетЛокацииОтвратительные квесты и их реализацияПерсонажи почти не проработаны ( с натягом можно Стрелка и Сидоровича вынести из списка)Духота , особенно в конце, где миллиард врагов