1807 42 2635 422
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Рейтинг игры

4.2 3411
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Все отзывы к игре
19 мая
+2

Заголовок отзыва такой же, как подзаголовок у игры

Когда я прошёл «Чистое Небо» в рамках своей ностальгии и в ожидании того, когда во вторую часть завезут A-Life, я понял, что рассматривать её отдельно от «Теней» бессмысленно. Поэтому уже на записи своих мыслей я мигом установил «Тени», отложил карандаш и пошёл изучать Зону в её первой итерации. Оговорюсь сразу — я не любил первую часть, в отличие от «Чистого Неба», и, в общем-то, играя, я вспомнил почему.

Причина первая — мир пустой. Чтобы разбавить скуку, этой игре бы подошло радио, как в 3D-частях Fallout. Как преображается S.T.A.L.K.E.R. с модами — понятия не имею, но в обычной версии это мир с грустными текстурами, почти без музыки, жизни и игровых ситуаций. Ситуацию скрашивает процесс исследования. Он подкрепляется тем, что на побочные активности можно наткнуться совершенно случайно. И не из серии «Завали предателя», а нормальные квесты. Иногда можно просто бежать, увидеть в доме на мини-карте человека среди трупов. А в самом доме — след кровавый. Заходишь, поднимаешься, на втором этаже стонет человек. Даёшь аптечку — выбегает кровосос, и потом тебя награждают. И вот таких полно. Мелочи, но чтобы на них наткнуться, нужно проявить любопытство. Последующие игры, по большому счёту, такой способ исследовать мир почти не используют. Разве что «Зов Припяти» — иногда.

Однако до подобных ситуаций надо проталкиваться через множество проблем: несправедливость, спам жирных врагов начиная со второй половины Свалки — из-за чего ресурсы заканчиваются, как молоко у баристы, — и, конечно, много беготни. Задачи по дороге встречаются нечасто. У тебя есть точка в основном квесте, и, как правило, побочки ведут в совершенно другом направлении. А, соответственно, без проводников, коими радует следующая часть, приходится много преодолевать. И награда не всегда соответствует желаниям. Да и не на каждой локации найдётся, что изучать. Да и любопытство потом может заруинить концовку. А это — самая неприятная часть. Хотя, скорее, обидная. Но о ней потом.

Есть проблемы с балансом. Особенно с мутантами. Псевдогиганта можно снести обоймой пистолета-пулемёта, а на снорка уйдёт две обоймы штурмовой. Молчу про жирных кровососов. А сами снорки, например, бесят похлеще всех остальных. Награды тоже выдаются абы как. Вот получаешь ты костюм Призрака — и зачем он? Чтобы живым добраться до СЕВЫ сквозь туннели? Чтобы через ещё 15 минут внезапно обнаружить у Бармена экзоскелет? Конечно, последняя бронька — всегда вопрос жертвы, но она критически необходима в конце, если хочешь жить. Вот только конец этот...

А конец... м-м-м. Три часа стрельбы без единого диалога, лишь повторяющиеся фразы Свободы, Монолита, Исполнителя желаний и бесконечное наваливание жира, который невозможно контролировать. В экзоскелете — дольше, без него — да тоже дольше. В первом случае потому, что не можешь бегать, во втором — потому что дохнешь постоянно. Врагов столько, что даже битвы в Total War в сторонке курят. Не представляю, как терпение в детстве хватало это проходить. Это дикий абсурд.

Но больше всего злит концовка, на которую сложно (по крайней мере с первого раза) выйти правильно. Вот выполнял ты, такой, наивный, заказы — бережливый, денег осталось на конец игры — и что, ты теперь жадная сволочь? Я правда заслужил такой финал? Вот не понравились мне лидеры — я жаден до власти? Вот оказались у меня артефакты — хочу бессмертия? Концовки не отражают путь игрока, его взгляды. И это малость неприятно.

К тому же они наслаиваются друг на друга. Если ты выполнил условия для одной и случайно не заметил, как у тебя на счету оказались деньги — отправляйся под завалы, важной будет вторая концовка. Молчу про то, что ложные всегда катируются выше истинных, к которым выйти... ну то ещё удовольствие. Даже изучая мир, я пропустил всё это. Это, конечно, моя проблема, но без гайдов решить, к чему стремиться в этой игре, невозможно. А с гайдами — неинтересно, потому что игра запирает тебя в рамки. Не дай бог свернёшь за них.

Ты не можешь что-то отыгрывать здесь, потому что отыгрыш заперт в желаемом результате. Эта ситуация напоминает мне проблему Dishonored с уровнем хаоса. Там разработчики хотя бы сообщают: для такой концовки — играй так, для другой — иначе. Здесь это не на поверхности. И... это и хорошо, и плохо. Для меня скорее второе.

А что в сухом остатке? Я не знаю, за что хвалить игру. На фоне всего перечисленного понимаю: приятные здесь вещи — стрельба, квесты, какие-то испытания, над которыми ломаешь голову — радуют меня гораздо реже, чем всё остальное раздражает. Да и эффект от положительных сторон недолгий. Потому что они, как рыбалка — вся игра такая. Действие, вроде бы, само по себе приятное. Медитативное. Но как же бесят комары, грязь под ногами, выскальзывающая рыба и червяки. Как же бесит не получать то, что заслуживаешь. Тратить на это много времени, чтобы в конце остаться с излишками хлеба и плохим настроением.

«Тени Чернобыля» — огромная туча, через которую крайне редко пробивается солнце. Это ТЕНЬ Чернобыля. Тень того, чем может быть игра с заданными правилами. И, к сожалению, «Чистое Небо» ушло недалеко. Хотя ошибки игры поправила. Но не все. Некоторые были даже умножены.

Атмосфера цепляет своим одиночеством и враждебностью. Стрелять мне было приятно. Конечно, ощущение выстрела и попадание здесь на уровне польского шутера, но для 2007 - не такое плохое. Я все равно чувствовал, когда попадал в голову. Сюжет сам по себе на то время мне нравился. В нем есть немного детектива, загадки. Мир пустой. Куда бы не заглянул. Нечего почитать, негде пошариться, нечем поживиться. Если к сюжету у меня претензий нет, то к финалам большие вопросы из-за описанного в тексте. Финал набрасывает жира. И будто бы разработчики его не контролировали. В мультике «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» была свихнувшаяся машина, которая создавала и создавала еду. Так вот — здесь после определенного момента игра поступает так же. Я даже думал, что где-то можно её уничтожить. Баланс плохой. С людьми сражаться интереснее, чем с мутантами. Вторые просто бесят как комары, особенно снорки. Некоторые вообще не встречаются, только по сюжету. Большое упущение из-за которого страдает мир.

Лучшие комментарии

Читал обзор и ловил Вьетнамские флешбеки от того, как первая половина обзора похожа на среднестатистические обзоры второго сталкера. А ещё говорят он совсем не Сталкер. Возможно, мы просто забыли какой сталкер был тогда?

Я играл недолго, несколько часов (до последних трех патчей) — но мне кажется, да. Вы правы. Я сейчас больше в ремастер Обливиона играю (примерно столько же сыграл) и ощущения такие же. Новая картинка — но внутри все такая же устаревшая игра. Хорошо это или плохо — каждый решит сам, для меня наверное хорошо, я просто знаю, что получу. Повосторгаюсь графике первые часов пять-десять, а потом буду видеть лишь корень, то, чем игра является.