477 12 1129 127
Serious Sam: The First Encounter

Рейтинг игры

4.2 1209
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Serious Sam: The First Encounter

Отзывы

+3
От любителей для любителей

Штош, вот я и добрался до ещё одного олдскульного арена-шутера. Жанр мной любим и уважаем, и немало чего интересного я уже успел в нём потрогать. Будь то классические работы id Software или проекты на build engine, или даже парочка нетипичных шедевров от People Can Fly. И вот на моём рабочем столе приземлился вдохновлённый Дюком Нюкемом озорной шутник - Сэмюэл Стоун.

И игрушка оказалась не так уж проста, как я о ней изначально думал: щедро зачерпнув вдохновений от Дума/Квейка/Дюка, Croteam смогли создать удивительно самобытный шутер, который, впрочем, страдает от немалого количества любительских ошибок.

В игре порой можно открыть интересные секреты - жаль только, что в целом их не очень много
В игре порой можно открыть интересные секреты - жаль только, что в целом их не очень много

Уже с первого уровня подмечаешь не самый привычный для арена-шутера игровой луп: арены лишены плотных хитросплетений коридоров, как обычно это и бывает, а локации широко просматриваемы со всех сторон, и на них на тебя прёт много - нет, ПРОСТО ДОХРЕНИЩА! - врагов, нещадно сгрызающих твою полоску хп-бара. Как правило, олдовые шутеры дают тебе чувство превосходства за счёт мувмента и знания локации (жанр сильно упирает на тактическое позиционирование, которое в 99% случаев и спасает жизнь), но не в случае с Серьёзным Сэмом. Роли охотника и жертвы в этой игре постоянно меняются - инициативу можно запросто потерять, если зазеваться или хоть на секунду отвлечься от интенсивного месива.

Не удивляйся кадрам из hd-переиздания - я проходил обе версии игры параллельно, и обе, со своими нюансами, вполне подойдут для того, чтобы в них вкатиться
Не удивляйся кадрам из hd-переиздания - я проходил обе версии игры параллельно, и обе, со своими нюансами, вполне подойдут для того, чтобы в них вкатиться

Левел-дизайн Сэма так и остался мной не понят. В том плане, что классические лабиринты мап мне кажутся всяко интереснее для исследования и прохождения, чем просто открытые уровни. В чём вообще был смысл делать сегменты именно такими? Запутанные коридоры не только требуют больше когнитивных усилий для их прохождения, но и открывают возможности для более креативного геймдизайна. Тот же первый Дум восхитителен именно тем, как враги расставлены по аренам и как круто пульсирует темп закрытия одного боевого сегмента за другим. Во многом поэтому  DOOM 1993 до сих пор играется увлекательно и дофаминово. Или зайдём с другой стороны,  Duke Nukem 3D. Один из моих самых любимых арена-шутеров. В нём лабиринты уровней уже работают не столько на экшн, сколько на исследование и нестандартное прохождение локаций. Уже на E1M1 есть возможность украсть джетпак и долететь до финального триггера, изменив первоначальную логику прохождения. Или вот, например, в дополнительном сценарии the Birth есть уровень, часть которого можно скипнуть, если взорвать стенку с трещиной, - и подобных ништяков у Дюка припасено немало. Сэм же, увы, максимально линеен и стереотипен.

Да и слишком часто лезет в глаза схематизм построения сегментов. Вот ты идёшь по открытому полю вперёд к массивной двери и по пути спавнятся толпы врагов: выносишь первую, делаешь два шага, появляется вторая, выносишь её, делаешь два шага, появляется третья и т.д. Или есть уровень, где надо активировать четыре платформы во внутреннем дворе, - догадайся, что будет происходить после активации каждой из них. Разумеется, с каждой новой пачкой мяса сложность возрастает, и в игре почти не остаётся пространства для неожиданных событий. Забавные ловушки-обманки из Дума или внезапные появления Шамблера на харде в  Квейке - таких приколов в Сэме до обидного мало.

А вот разнообразие врагов меня порадовало. В отличие от скромных бестиариев большинства представителей жанра Сэмюэлю будут противостоять и бомбисты-камикадзе, и бешеные лошади-скелеты (по лору, это местная древняя цивилизация), и огромные биомеханоиды, и скорпионы с пулемётами, и скандинавские гарпии, и смешные гнаары, и мохнатые кабанчики, и бесячие жабы, и электрические рыбы, и даже огромный лавовый голем! Стилистически всё это выглядит не столько безумно, сколько до смешного колхозно, но разнообразие болванчиков всё равно не даёт заскучать. Чего не скажешь об их количестве...

Знакомься - скелет клира!
Знакомься - скелет клира!
Именно этим мобом геймдизайнер будет затыкать любые геймплейные щели, какие только найдёт
Именно этим мобом геймдизайнер будет затыкать любые геймплейные щели, какие только найдёт

Я уже упомянул, что Крутом Сэму из уровня в уровень предстоит выкашивать дохренищу врагов - и это ничуть не преувеличение. Количество мяса на здешних аренах кратно превышает любой олдовый шутер из знакомых мне. Если среднее значение мобья в классике колеблется где-то в районе 70, то миссии Сэма будут закармливать тебя волнами из сотен вражин. Начиная с Оазиса, счётчик перевалит за 400 враждебных особей (что меня неслабо задизморалило, когда я посмотрел на статистику). Иииии... ощущается это довольно душно. Сэма трудновато потреблять в больших дозах, хоть тут и всего 15 миссий. Парочки уже достаточно, чтобы от игры откровенно устать, да ведь ещё и попадаются невыносимо тягучие сегменты. Метрополис с сотней коней - вообще какой-то звиздец: я завалил эту толпу триггером падения в яму от выстрелов из пулемёта (может, разрабами так и задумывалось проходить этот этап - не знаю). Не могу сказать, что получил от этого удовольствие. Скорее, истощение и радость от того, что это наконец-то закончилось.

Проблема усугубляется ещё и тем, что Сэма, по большому счёту, сложно назвать геймплейно разнообразным. Левел-дизайн тут открытый, так что уникальные, необычно спланированные сегменты сведены к минимуму, а процесс дезинтеграции всего живого обставлен самым банальным образом. Ситуацию мог бы исправить необычный арсенал по примеру моего любимого  Пэинкиллера, который достигал разнообразия за счёт креативных пушек и их нетипичного применения. Но Serious Sam располагает самым кондовым набором стволов из возможных: пистолет, шотган, пулемёт, лазерган, ракетница. Каким-то креативом обладает разве что местная "BFG" - корабельная пушка, которая позволяет сносить последовательность врагов катящимся по арене ядром. Даже хотелось бы каких-нибудь экшн-задачек, где болванчиков необходимо было бы собирать в линию для эффективного устранения. Но на практике вместо необычных ситуаций игра лишь наращивает жира по всем фронтам, так что той же пушкой начинаешь пользоваться просто как ещё одним стволом. Жаль, а потенциал тут был.

Сеттинг Serious Sam весьма необычен. Я бы даже назвал его оригинальным, если бы не знал о существовании игрушки Powerslave
Сеттинг Serious Sam весьма необычен. Я бы даже назвал его оригинальным, если бы не знал о существовании игрушки Powerslave

Помимо спорного и душного геймдизайна я бы ещё придрался к эстетике. С этой точки зрения у игры есть два наиболее примечательных референса - Дюк Нюкем и Пэинкиллер. От Дюка Сэму достался стёбный сеттинг с карикатурно маскулинным главным героем, а Гарнер походит на Стоуна мешаниной стилей и общим разнообразием содержимого. Так вот, с обеих перспектив Serious Sam смотрится невыигрышно.

Сразу скажу, что это во многом субъектив, ведь обе игры мной крайне любимы, и всё же i got a new complaint.

В сравнении с Дюком Сэм теряет немало очков стилистической харизмы, которые были у его очевидного вдохновителя. Duke Nukem 3D - это сатира и откровенное высмеивание тропов американских боевиков и культовых героев 80-х. Здесь пафос и гипертрофированная маскулинность - один большой сэтап для угарных ванлайнеров. Все игравшие помнят мизогинистические "шэик ит, бэйби" и "Ю ВОНА ДЭЭЭЭЭНС" или нарциссические "дээимн, аим лукин гуууд" и "хэээил ту зе кииинг, бэйби!" в исполнении неподоражаемого Джона Сент-Джонса. И вот в чём проблема Крутого Сэма: контекст, в который вкраплён Дюк, гораздо лучше проработан. В нём есть идея, общее направление и, что самое главное, - органичная связь героя с окружением. Происходящее и протагонист в Duke Nukem 3D уместно дополняют друг друга, тогда как Сэм - классический попаданец, на месте которого мог быть тот же Думгай или Рейнджер. И в итоге художественного пространства, в котором герой мог бы проявить уже свой характер, настолько мало, что по окончании прохождения всё, что я могу скзазать о Сэме, это то, что он Крутой. Или Серьёзный. Или калька с чего-то получше, чем он сам.

Сравнение с Пэинкиллером тоже заканчивается не в пользу Мистера Крутого. С проектом People Can Fly детище Croteam роднят мясные толпы и всестороннее разнообразие. Последнее в истории Дэниэля Гарнера достигается за счёт разношёрстного антуража, в который мобы вписаны геймплейно и визуально. То есть если это уровень с психушкой, значит, враги - умалишённые в смирительных рубашках, которые атакуют в ближнем бою. Если это средневековый зимний замок, значит, там будут палачи, метающие свои топорики, и вервольфы, атакующие прыжками, - и всё в таком духе. Но самое главное то, что мир Painkiller - это инфернальные лубки из человеческих преступлений. И вот это та мета, которая позволяет визуальной солянке Болеутолителя не разваливаться на части от собственного разнообразия. Чего, увы, в Сэме найти не получится, и биомеханоиды из мира вульгаризированного сайфая соседствуют с огромными скорпионами-пулемётчиками из простого желания разработчиков сделать КРУТО. Чего для меня оказалось мало.

Но разок пройти в принципе можно.

Импакт от пушек весьма приятный за счёт сочно разваливающихся на куски врагов - не Пэинкиллер с Фиром, конечно, но дофаминчик всё ещё вырабатывается, когда заряжаешь полный шот в мордашку гнаара.Уровни в целом разнообразны и радуют красочными пейзажами.У серии удивительно крепкое русскоязычное комьюнити, так что можно обеспечить себе дополнительное погружение за счёт фанатского творчества. И, кстати, рекомендую играть именно в русскую версию: английская озвучка совсем тоскливая.Зацикленная музыка, кислотные цвета, орущие бомбисты - с безумия происходящего можно от души посмеяться.Пока это не надоест. То есть спустя где-то полчаса.Стилистически Serious Sam - вопиющий ужас: от отвратительного меню и интерфейса до мешанины врагов и оружия, где перед глазами игрока без стеснения предстаёт всё то, что разработчики захотели вставить в игру по приколу. Лазерган, корабельная пушка, револьверы, ракетницы, механоиды, пришельцы, кони, люди, скорпионы, големы... Воспринимать всё это органично лично у меня не получилось. Даже в медиа-пространстве своего лица у Сэма никогда не было (многие его путали и путают с Дюком, что уже о многом говорит) - сложно ассоциировать игру хоть с чем-то, помимо парочки известных моб-дизайнов.Если есть наигранность в жанре, то Серьёзный Сэм просто-таки тонет в уничижительных сравнениях со старшими коллегами: по дизайну уровней и геймплейному флоу Serios Sam проигрывает Думу и Квейку, по разнообразию и харизме главного героя - Дюку Нюкему, по креативности и необычности - монолитовскому Бладу, по угару и стёбу - какому-нибудь Shadow Warrior - список можно продолжать.
15 декабря

+2
Поездка в Египете — говорили они. Будет познавательно — говорили они

Беги, беги! Что за гнида кричит... что за безголовая мразь?! Откуда исходит звук?! В голове: «Пали, пали! Пускай их головы потеряны». Спуск курка и взрыв. За ним ещё и дальше, больше. Так что же здесь? Толпа различная собралась, а слышны только вопли. Рогатого скелета, гнаара (не Гаара) — здесь все пойдут на фарш. Пощады нет, ведь смели они тявкать на серьёзного во всех вопросах Сэма. Есть ты (игрок), есть ствол и задница врага... на этом всё.

Глубокий сюжет. За личными переживаниями персонажей интересно наблюдать. Авторы явно отучились на филологическом и психологическом, дабы принести такую многослойную историюСтреляй, истребляй много ляй, но так и есть. Стрельба и массовый отстрел даёт много дофамина Монстряки и их количество на один квадратный метр. Ну и ещё их видовое разнообразие. Доходит, что такая разношёрстная кодла налетает, успевай подбирать тактикуСражение с финальным боссом не впечатлило
24 марта

+1
Сэмюель

Человек против пришельцев

Красочное убийство врагов отличное для начала серии.Хороший спектр оружия.От пистолетов до лазерок.Разнообразные враги со своими особенностями.(Кого не бесили Клиры.....?).Хоть и зачастую спокойное но неплохое звуковое оформление поддерживаеющее стиль той или инной локации.Множество секретов.Сам стиль игры.Как говорил Сумочкин Древний Египет прекрасен.Враги в игре зачастую давят своим количством.Т.е те же самые Клиры могут появляться большими групами несколько раз.
6 марта

+3

Классика жанра, всё ещё играющаяся как тогда, в далёком двухтысячном, когда я впервые запускал её демо-версию с чуть ли не последним уровнем игры, как позже выяснилось.

Отличный, как в лучших шутерных домах, бестиарий с такими классическими уже противниками как клиры и камикадзе (лучший вариант самоубивающегося об игрока противника в истории). Шикарные открытые на все четыре стороны, светлые, яркие уровни - как же свежо они тогда смотрелись и как же отлично они выглядят до сих пор. Почти идеальный набор оружия с опять же классической уже пушкой, местной BFG. А какая здесь великолепная музыка! Опять же не очень свойственная для шутерной сцены тех времён. А уж эти издевательские секреты!

Впрочем, неопытность разработчиков местами даёт о себе знать и ярче всего это выражается в злоупотреблении одним и тем же видом противников. Клиров слишком много. И чем ближе конец игры, тем больше их становится. А если и разнообразят их чем, то только камикадзе, быками и механоидами. И это начинает слегка раздражать.

В целом - столп. В египетском стиле.

СерьёзностьСэмовостьКлиров слишком много
1 сентября 2024

+2
Первый среди лучших

Некоторые игры детства с годами плохо стареют, перестают увлекать и вскрывают свои недостатки под зрелым критическим взглядом. А есть Serous sam. Все еще прекрасен, как в день релиза, мощный, динамичный, с отличным саундтреком и увлекательным геймплеем. А если еще и в Fusion с братанами влететь!

2 июня 2024

+2

Отличный мясной шутер как для одного игрока, так и для двоих. Принцип действий очень простой:

1. Находишь друга

2. Садитесь за компьютер

Далее в зависимости от ситуации:

1. Буржуйский вариант - когда не хочешь наводиться на врага стрелками. Играете до первой смерти, или поочерёдной проходите уровни

2. Демократичный вариант - когда хочется не только в пве, но и в пвп. Настраиваете управление на одной клавиатуре для разделённого экрана, и тут, как говориться, у вас два путя:

1. Оба камерой управляете с помощью клавиатуры - абсолютное равенство

2. Кто-то из вас использует мышь - неумолимое доминирование хозяина компьютера

Сейчас, конечно, лучше купить по скидке ремастер и спокойно поиграть через сеть, благо сейчас компьютер это не такая дорогая и редкая приблуда

В это весело игратьРежим разделения экрана (киллер-фича нулевых)Отсутствие нормальной поддержки геймпада (да, я знаю какого года игра)
5 мая 2024

+4
Первая поступь красных кед

Каким-то загадочным образом серьезный Сэм сумел ускользнуть от меня в годы моего детства. Но не удалось ему скрываться вечно - когда-то его раздали в GOG, а с неделю назад я решил все же попробовать эту вещицу, а заодно для себя на вопрос "Почему оно до сих пор живо?" (это я про серию в целом).

Так вот, если кратко - теперь у меня появился еще один любимый олдскульный шутер. Сумел таки старина Сэм покорить мое сердечко и втиснуться прямиком между Painkiller и Quake. Теперь чуть подробнее.

Для начала, визуально Сэм смотрится очень хорошо до сих пор (и это речь про оригинал, не про HD версию). Во многом это заслуга яркого стиля и довольно качественной работы со светом (особенно на момент выхода). Единственное к чему можно придраться, так это к отсутствию нормального разрешения, но думаю, что люди менее ленивые чем я найдут как это починить через конфиг.

Второе и самое главное - геймплей. Это ураганный шутер, который держит тебя в напряжении постоянно. Причем очень заметно, что это не просто бездумное выливание толп врагов - каждая ситуация хорошо срежиссирована и просчитана. Я имею в виду, что разработчики продумали и расстановку врагов, и периодичность спавна, и сами арены, и места где лежат припасы. Даже на нормальном уровне сложности, начиная где-то с Дюн, игра выдает ровно такой челлендж, с которым игрок справится, но при этом все же хоть сколько-то, но вспотеет. Правда на мой взгляд кривая сложности под конец уж слишком сильно устремляется в небеса, но это все может быть потому что я уже не вывожу что-то сложнее игрового кинца, так что претензия чисто формальная. Ну и нельзя не отметить, насколько же здесь интересно искать секреты. Вернее даже не так, насколько же классно ощущается нахождение каждого из них. Вот вроде бы идешь по уровню, чуть отошел, наткнулся на секретный проход, который едва ли можно заметить в динамике боя. А в нем комната с пушкой, которая станет доступна уровня так через 3. Ну или большая броня с аптечкой, которые вот сейчас тебе очень даже не помешают. А иногда и целый секретный уровень (а всего в игре их целых два, и оба довольно сильно выделяются на фоне остальных).

В третьих - музыка. Она здесь просто балдежная. ОСТ из уровня "Дюны" играл в голове весь следующий день. Ну и последняя арена ощущается великолепно тоже благодаря отличному саундтреку, наливающему эпика до краев.

Единственная серьезная претензия - концовка (не буду уж придираться к сюжету, тут он по заветам Кармака не сложнее чем в порно). Бой с последним боссом ощущается довольно нудно, как по мне - знай себе беги по кругу и стреляй из всего что можно. С остальными боссами в общем также, но тут это занимает куда больше времени. Ну и все же весь нарощенный к последнему уровню эпик сливается в унитаз последней катсценой, где Сэм просто садится на летающую тарелку, набирает главзлодею и угрожает прилететь. Ну и улетает. Не знаю, как по мне, это все же портит общее впечатление от игры.

Но это ни раз не повод обходить её стороной. Даже если оригинал все же режет глазки, то есть HD переиздание, которое вроде как ни разу не хуже. Так что смело пробуйте, если еще не играли.

Отличная динамикаВручную сделанные и срежессированные ареныИнтерес к геймплею не остывает до самого финалаВсе еще приятно выглядит, благодаря яркой и сочной картинкеПотрясающая музыкаСкучный финальный боссСтранная концовка, сводящая на нет весь эпикСюжет проще чем в порно
12 февраля 2024

+5
Типичная передача на РЕН ТВ

Что можно написать о Сэме? Иди и стреляй - вот и всё, что нужно знать об игре...

Ладно! Мясо, мясо и ещё больше мяса!

И так, всю игру!
И так, всю игру!

Нет серьёзно, как ещё можно описать Серьёзного Сэма?

Классический шутер, пародирующий другие классические шутеры прошлого, в частности Duke Nukem 3D. Если Дюк крутой мачо, который мочил монстров, мочил коры, и спасал цыпочек из лап различных свиней, и всяких летающих мозгов, то Сэм другое дело. Сэм - это про эпик батальных сражений. На игрока вываливают огромную кучу инопланетян, нет... ОГРОМНУЮ КУЧУ!!! Настолько огромную, что похожего я нигде не встречал. Сейчас конечно не сильно эпично выглядит, но для того времени, это был полный отрыв башки!

Сюжет очень прост, как и в любой стрелялке конца 90-х, начала 2000-х. Обычный такой сюжет для передачи по РЕН ТВ в воскресный день: - Люди в XXI открыли знания древней цивилизации, что позволило им путешествовать в далёкие галактики, но в 2104 году, они столкнулись с Менталом и были отбиты обратно на Землю. Однако, чтобы спасти человечество, в прошлое был отправлен Сэм Стоун, самый лучший боец человечества с Менталом. С помощью "Ключа к вечности" он отправляется в Древний Египет, чтобы найти знания и технологии Сирианцев и отправиться на захваченный Менталом Сирус, дабы победить вселенское зло.

Вот-вот... и я про тоже, сюжет про рептилоидов с Нибиру. :)

За игрой я провёл множество времени в детстве. А сколько там прикольных модов! Навсегда запомню, что отрубал музыку в игре, и слушал "Московский бамбук" Буйнова на CD-диске c российской попсой нулевых. Та ещё музычка. :P

Благодарю за чтение моего потока сознания! :D

6 часов зубодробительного экшена!
6 часов зубодробительного экшена!

Отличная графика для 2001 года.Драйвовый геймплей классических шутеров от первого лица.Атмосферная музыка.Сеттинг древнего Египта и научной фантастики.Битва с Угх-Заном III.Запоминающиеся уровни: Оазис, Дюны, Великая пирамида.Классный и запоминающийся стиль.МНОГО МЯСА!!!Игра на четырёх игроков за одним компьютером.Кооперативная игра и deathmatch (при наличии лицензионной версии).Внутриигровые приколы.Ностальгия.Редактор уровней.Продолжительность.Два секретных уровня.Большое и разнообразное обилие модификаций.Маленькая детализация окружения. (на 2024-й.)Порой слишком большие пустые пространства и расстояния локаций.Неподходящая озвучка Сэма в локализации от Логрус.