Игру ещё не допрошёл, но возможно заброшу, поэтому набросаю свои мысли в середине второго акта. А если допройду, то обновлю отзыв (обновил, в конце).
Итак, игра очень стильная и претенциозная, но совершенно пустая. И я очень удивился, что и сюда умудрились затолкать ногами повестку - каждая вторая монахиня будет долго и упорно рассказывать герою как плохо живётся женщинам в мужском мире, придуманном мужчинами для мужчин с их мужицкими законами, как же бедные женщины страдают в этом жестоком мужском мире не имея возможности выбрать свою судьбу. И эти же монашки прохлаждаются в библиотеке, имея возможность читать и писать, кушать по расписанию и не марать своих рук физической работой вообще, в то время как рядом в деревне крестьяне мужики умирают с голоду, работая с утра до ночи без выходных - ну, наверное, крестьянские мужики сами выбрали себе такую судьбу, не иначе. Но - это довольно минорный минус, просто в игре про средневековье он настолько бросился в глаза, что не рассказать об этом невозможно.
Далее, хотелось бы отметить абсолютное доминирование формы над содержанием. Поясню: игра очень стильная, красивая и даже познавательная, но абсолютно пустая в сюжетном и геймплейном плане. Никакие фразы в диалогах не влияют ни на что. Ты можешь сто раз похвалить персонажа и относится к нему по доброму всегда, но он тебе не поможет, потому что те два раза, что игра записывала результат ("персонаж запомнит это"), ты ответил не то, что хотели авторы. И эта модель абсолютно непредсказуема, все те разы, что я пытался использовать свои познания в теории права (внутриигровой навык, если что) оказались в итоге мне в минус.
Я уже молчу про обилие багов и нестыковок. Если обсидиан не способны сделать последовательные нормальные диалоги в игре, в которой кроме диалогов ничего и нет... то у обсидиан реально всё очень плохо. Несколько раз я говорил с персонажами не в том порядке, в котором задумывалось авторами и из-за этого причинно-следственная связь ломалась. А один раз я попал в диалог, из которого просто не было выхода, персонажи проговаривали реплики по кругу и это никак нельзя было завершить. Про чеки прошлых реплик... во втором акте первым же персонажем, с которым можно поговорить после убийства является хозяйка таверны, и в диалоге с ней ты её обвиняешь в убийстве просто с нифига, проваливаешь чек (потому что диалогов с ней до этого тупо не было и тебе нечего предъявить) и игра такая - ну всё, больше мы тебе этот чек пройти не дадим, даже когда ты насобираешь гору улик против неё.
И вишенка на этом торте говна: если хочешь разобраться по настоящему в истории - нужно каждый раз обходить все локации и говорить со всеми, осматривать всё. Это, конечно, очень интересно и ни разу не задалбывает (нет).
А что касается сюжета - в первом акте он был интересный. А потом наступил второй и ВНЕЗАПНО выяснилось, что между актами герой устал от богатства и славы, страдает от депрессии, ненавидит жену, не отвечает своим друзьям на письма и чуть ли не убил своего ребёнка. А можно так не делать с героем, с которым я хотя бы немного пытаюсь себя отождествлять, я ему всё-таки реплики в диалогах выбираю и играю им, блин, а не являюсь пассивным наблюдателем при чтении книжки. С нетерпением жду, как герой где-то за кадром станет каннибалом и педофилом, а мне придётся с этим жить. Ну и уже в первом акте я, кажется, понял, кто именно является кукловодом в этой истории - причём ответ лежит на поверхности, стоит лишь подумать о том, кто элементарно мог быть в курсе всех событий, ну то есть вообще всех - и ответ приходит сам собой, но сделать с этой информацией ничего нельзя. А монах в монастыре, с которым у меня хорошие отношения и который точно знает, кто написал книгу, которую написал кукловод, не говорит мне эту информацию, просто потому что, без всякого внятного предлога.
Теряюсь в догадках откуда столько восторженных отзывов об этой поделке (ну не могли же люди повестись на шикарный визуал, пройти первый акт и оставить отзыв, ну не могли же???), а на обсидиан официально ставлю крест и не жду от них больше ничего.
Да, забыл добавить - красной нитью в игре проходит мысль "христианство - плохо", вот у нас клёвые крестьяне, которые весело предаются языческим обрядам, а вот нудный скряга аббат, который призывает, ух наглец, к соблюдению установленных законов и правил. И всё то христиане переписали с более древних мифов, и ничего то хорошего не сделали, и сами христианские заповеди не соблюдают. В общем, фу. И если с этой точкой зрения не согласен, ну живи с этим, игра за все реплики против будет тебя бить по голове, приговаривая "ты что, в прошлый раз не понял? боньк ещё раз!"
UPD Допрошёл игру и, честное слово, лучше бы я этого не делал. В первом акте мне казалось, что он такой линейный и убогий, потому что это обучающее дело. Во втором я думал, что это интерлюдия, а уж в третьем будет всё серьёзно, вот там начнётся настоящий детектив и геймплей. И вот наступает третий акт, и игра становится грёбаной визуальной новеллой вообще без геймплея! Это был какой-то нуднейший ужас, я еле вытерпел, нужно было бросить. Ещё и эти огромные временные промежутки между актами и по сути разные герои (потому что уже во втором акте главгерой Андреас совершенно не тот же персонаж, что в первом). В итоге отсутствие единства времени и действующих лиц настолько ломает игру, что она и игрой то быть перестаёт: почему мне в третьем акте должно быть не пофиг на этих местных жителей, половина из которых опять новые лица, с которыми меня ничего не связывает, ещё 70% из второй половины - выросшие грудные дети, то есть всё равно что незнакомые, и только оставшихся я знаю. И, кстати, да, моя гипотеза о личности кукловода оказалась верной (потому что это очевидно), но тем ужаснее сюжетное раскрытие - не вследствие каких-то дедуктивных манипуляций героем, а просто «ну мы вот тут случайно столкнулись, так и быть, сейчас злодей сам во всём признается». Это ужасно, просто нудная тягомотная херня, снижаю оценку.
А ведь создавал эту игру тот же Сойер, который геймдизайнил когда-то первые и вторые PoE, одни из лучших crpg, для меня лично. Что-то явно пошло не так, ну или не так уж много он вложил в PoE, как принято считать. В любом случае, от него я бы PoE 3 увидеть не хотел бы.
Если бы игра закончилась на первом акте, если бы в нём при этом навернуть вариативности, если бы выбор реплик в диалогах реально что-то значил бы, то из пентимента могла бы получиться хорошая игра. А в текущем виде это унылый кал и средней руки книжка с отличными иллюстрациями.