Как я понял, прошедшие Пентимент разделяются на два лагеря. Либо те, кому очень понравилось. Либо те, которые как я.
Сначала отдам игре должное: она очень стилёвая. Жаль, что русская локализация потеряла прикол со шрифтами, они там как могли выкручивались.
Сама история и персонажи тоже на уровне, сразу видно, что лидировал процесс кто-то очень увлечённый историей и этим всем. Редко так бывает, чтобы через неделю после прохождения получалось вспомнить половину персонажей второго плана, а их там не мало.
Но, к сожалению, это не игра. У команды/креативного директора/Обсидиан явно сначала появилась форма - исторический "детектив" в колоритном сеттинге. Но туда совершенно не завезли содержания.
Начнём с того, что игра как бы детектив, но полностью линейный. Его нельзя никак провалить, итог всегда одинаковый. В оконцове могут отличаться судьбы некоторых персонажей 2-3 плана, но меня это, к сожалению, не впечатлило.
И игра с самого начала, с первого акта, КРИЧИТ игроку о том, что дело сложнее, чем кажется. Но это совершенно никак нельзя обыграть. То есть, я понимал, что убийца вообще кто-то из тех, кого главный герой не подозревал. В первом акте расследование ещё хоть как-то работало из-за того, что под следствием был друг главного героя.
Расследование же второго акта воспринималось как филлер. Игра продолжает КРИЧАТЬ, что дело сложнее, чем кажется. И нам снова дают подозреваемых, которые не у дел. Зачем? В середине второго акта меня окатило такой волной бессмысленности происходящего, что играть местами приходилось через силу.
Третий акт ну... там хотя бы близка развязка, которая как-никак интригует. Хотя в тамошних диалогах смысла ещё меньше, чем во втором акте.
К чему я это всё: игра заявляется как детектив, но она не детектив. Это поинт энд клик квест без поинта и клика. Тут нет возможности как-то круто вычислить убийцу. Нет возможности как-то хотя бы сгладить углы. Ситуация аналогичная первому Индиане Джонсу - если бы игрока не было, то произошло бы всё тоже самое.
И это осознание догоняет не в титрах, а в середине игры.
Ещё хочется сказать про ролевую систему. Она как бы есть, но смысла в ней как бы нет. Когда я думаю о некой ролевой системе, то сразу представляю себе ветвистую дорогу. В какие-то места с определёнными навыками не добраться, но в какие-то добраться получится. Где-то можно будет пойти обходными путями и достичь цели. Короче говоря, разные способы добиться желаемых результатов. Тут же отыгрыш - это просто дополнительные реплики в диалогах.
Отдельно уныло смотрится система взаимодействия с персонажами. Персонажи запоминают, что ты им сказал в некоторые моменты. Это их либо располагает к тебе, либо нет. Узнать, какая реплика будет важной или как персонаж на это отреагировал просто невозможно.
Ну и да, если вы что-то не так скажете важному НПС, он может это запомнить, и вы, по итогу, не пройдёте "скиллчек". Я бы сказал, что это фрустрирует, но это ни на что в игре не влияет толком.
Что в итоге. Игра действительно самобытная, крутая, со своей фишкой и хорошей историей. Но это именно что больше визуальная новелла, чем хоть какая-то игра. А для её хронометража (~15 часов) быть обычной новеллой без каких-то толковых разветвлений сюжета это слишком.
Отзывы
Обожаю игры Обсидианов, и во многом именно за сюжет, так что от игры гейм-дизайнера New Vegas и обоих PoE я ждал много. Особенно с учетом интересного художественного оформления в стиле средневековых иллюстраций. И в общем то все что я хотел я получил, но вот только не всё на том уровне что я думал.
Игра представляет из себя квест, проходящий в трех актах в средневековой баварской деревушке и соседнем аббатстве. И в основном состоит из детективного расследования произошедшего, и поиска виновного.
И общий сюжет хорош, интрига не самая мощная, но интерес поддерживает, а концовка даже заставила слегка пустить слезу, да и название являющееся соединением раскаяния и термина Пентименто очень хорошо подходит к игре и когда понимаешь все это в концовке, оно неплохо щелкает в голове. Но главная проблема игры возникает не в сюжете, а в геймплее.
Он очень слабый. Ходить и общаться с людьми это конечно классика сюжетных квестов, но тут это превращается скорее в книгу, чем в игру. Проиграть невозможно, все головоломки элементарные и детские, а сюжетные развилки хоть и присутствуют, но по сути ничего не меняют. Да и поиск истины в детективе не так важен, ведь истина это то что ты скажешь, так что по сути ты скорее просто читаешь историю.
Но я и не скажу что это плохо. Просто от такой студии ожидал больше вариативности и геймплея. Но в своем жанре оно выглядит очень хорошо, и скорее оказывает позитивное впечатление после прохождения. Хотя и с долей неприятных моментов.
P.S. На русском языке теряется оригинальная игра со шрифтами в виде исправлений внутри текста, а также ситуации когда люди разных сословий и мировоззрений имеют разный шрифт в их речи, а при более близком знакомстве он может поменяться. Но играть можно, хоть и без этой детали.
Ну и шняга, чесслово!
Ничего не хочу сказать, и я отнюдь не делю игры по принципу «нет графончика — фигня», я люблю игры с кучей текста, я затер до дыр Planescape Torment; Torment: Tides of Numenera, Fallout 1-2, Arcanum, я прошел дважды Disco Elysium ,черт побери, но…
Алё, народ!
Это очень сильно мало-мало-малобюджетная игра, сделанная буквально на коленке, по сути инди. Как бы сказать помягче… Немного не этого ждёшь от не самых бездарных разработчиков и богатейшей, огромной корпорации, платформодержателя и конкурента самой Сони. И вот это вот WORLD PREMIERE инди, в то время как у«Майков» около 10 студий, которые вообще неизвестно что делают? Что у них там по Эвовд, хеллблейд, стейт оф декей и т.п.? Как будто "Майки" это Telltale, как будто все от "Майков" ждали именно индюшатины и все рады…
Бред какой-то.
До прохождения, не представлял что игра будет настолько крутой и обширной во многих смыслах. Очень затягивающая история, классные персонажи, оригинальная стилистика и клёвый саундтрек. То как игра постепенно раскрывается, затягивает в неё всё сильнее и сильнее, а за персонажей начинаешь действительно переживать, потому что ты с ними всеми сидел ел, да за жизнь болтал.
Игра выделяется очень крутым арт-стилем, хорошо прописанными персонажами, глубоким погружением в контекст эпохи Позднего Средневековья и, в целом, добротным сюжетом.
К сожалению, непосредственно играть в, по сути, адвенчуру с элементами РПГ, в какой-то момент надоедает. Уровень текстов не достаточен, чтобы, как в Диско Элизиум, полностью покрыть однообразность геймплея. Мини-игры не помогают особо.
А ещё хотелось бы побольше музыки. Она хорошая, но значительнач часть игры проходит будто в тишине. Ну и лично я не люблю детективы, где твои действия в глобальном смысле не влияют на возможность разгадать загадку.
Эта игра про маленький городок при аббатстве в горах Баварии 16 века сделана для достаточно узкого круга людей, и она очень точно попала в меня. Темы истории, религии, гуманизма в средневековом его понимании, фрески - всё это очень мне по душе. Я погрузился в жизнь этого городка, смотрел как люди взрослеют, стареют, погибают, из-за чего сильно привязался к тамошним обитателям. После игры у меня действительно осталось чувство того, что я прожил 25 лет.
Хоть вариативности в игре мало, но сюжетно у тебя создаётся видимость значимости твоих решений, их вес иногда давит на тебя, а иногда напротив даёт тебе облегчение или радость.
Геймплея в Пентименте практически нет, это больше квест с элементами отыгрыша, нежели рпг. Во многих важных сюжетных моментах возможность выбора у тебя отсутствует, и тебе просто хочется сказать главному герою или его окружению "какой ты дурак, твою мать". Но средства повествования в игре достаточно изобретательны, будь то вплетение расследований в историю, игры с шрифтами различных персонажей, уникальный визуал, и даже немного кривоватая но реалистичная система убеждения. Некоторые такие проверки убеждения ломают привычные для большинства рпг шаблоны.
Это неплохая детективная история, ибо в отличии от той же Диско ты ещё до окончания расследования можешь понять кто же стоит за убийствами и как они связанны между собой, да и с выбором виновного в каждом убийстве всё не так просто, как с расследовательской так и с моральной точки зрения.
Локации хоть и красивые, но обилие беготни туда-сюда просто утомляет, ибо из-за системы времени суток с большой вероятностью в тот или иной момент локация может быть пуста либо очень важна для сюжета и зачастую ты просто не можешь это предугадать и поэтому ты как дурак бегаешь туда-сюда с почти каждой промоткой времени. И так как по времени ты ограничен, то тебе приходится с большой осторожностью распоряжаться им, сразу проанализировать все зацепки и поучаствовать во всех событиях не получится. И если в первых двух актах видимость вариативности ещё создаётся, третий становится максимально прямолинейным, из-за чего сильно проседает на фоне первых двух. Но концовка более чем удовлетворила меня.
Пентимент - плод большой любви одной маленькой команды к истории и культуре очень конкретного временного периода в очень конкретной местности, но ввиду некоторых минусов и долгой раскачки истории игра может понравится далеко не всем.
Несмотря на богатый опыт разработчиков и мою к ним искреннюю любовь, новое творение Обсидианов не смогло оправдать моих ожиданий. Pentiment - это довольно средненький детектив, с очень долго разгоняющимся сюжетом, довольно шаблонным финалом и крайне непривлекательным геймплеем. По сути, перед нами визуальная новелла + Point & Click (но справедливости ради, чертовски красивая). Много филлерного текста, много исторических фактов, которые вставлены просто чтобы познакомить игрока с той эпохой, в которой он сейчас находится. Самый главный минус - отсутствие музыки на протяжении ВСЕЙ игры. Спать хочется постоянно.