Как я понял, прошедшие Пентимент разделяются на два лагеря. Либо те, кому очень понравилось. Либо те, которые как я.
Сначала отдам игре должное: она очень стилёвая. Жаль, что русская локализация потеряла прикол со шрифтами, они там как могли выкручивались.
Сама история и персонажи тоже на уровне, сразу видно, что лидировал процесс кто-то очень увлечённый историей и этим всем. Редко так бывает, чтобы через неделю после прохождения получалось вспомнить половину персонажей второго плана, а их там не мало.
Но, к сожалению, это не игра. У команды/креативного директора/Обсидиан явно сначала появилась форма - исторический "детектив" в колоритном сеттинге. Но туда совершенно не завезли содержания.
Начнём с того, что игра как бы детектив, но полностью линейный. Его нельзя никак провалить, итог всегда одинаковый. В оконцове могут отличаться судьбы некоторых персонажей 2-3 плана, но меня это, к сожалению, не впечатлило.
И игра с самого начала, с первого акта, КРИЧИТ игроку о том, что дело сложнее, чем кажется. Но это совершенно никак нельзя обыграть. То есть, я понимал, что убийца вообще кто-то из тех, кого главный герой не подозревал. В первом акте расследование ещё хоть как-то работало из-за того, что под следствием был друг главного героя.
Расследование же второго акта воспринималось как филлер. Игра продолжает КРИЧАТЬ, что дело сложнее, чем кажется. И нам снова дают подозреваемых, которые не у дел. Зачем? В середине второго акта меня окатило такой волной бессмысленности происходящего, что играть местами приходилось через силу.
Третий акт ну... там хотя бы близка развязка, которая как-никак интригует. Хотя в тамошних диалогах смысла ещё меньше, чем во втором акте.
К чему я это всё: игра заявляется как детектив, но она не детектив. Это поинт энд клик квест без поинта и клика. Тут нет возможности как-то круто вычислить убийцу. Нет возможности как-то хотя бы сгладить углы. Ситуация аналогичная первому Индиане Джонсу - если бы игрока не было, то произошло бы всё тоже самое.
И это осознание догоняет не в титрах, а в середине игры.
Ещё хочется сказать про ролевую систему. Она как бы есть, но смысла в ней как бы нет. Когда я думаю о некой ролевой системе, то сразу представляю себе ветвистую дорогу. В какие-то места с определёнными навыками не добраться, но в какие-то добраться получится. Где-то можно будет пойти обходными путями и достичь цели. Короче говоря, разные способы добиться желаемых результатов. Тут же отыгрыш - это просто дополнительные реплики в диалогах.
Отдельно уныло смотрится система взаимодействия с персонажами. Персонажи запоминают, что ты им сказал в некоторые моменты. Это их либо располагает к тебе, либо нет. Узнать, какая реплика будет важной или как персонаж на это отреагировал просто невозможно.
Ну и да, если вы что-то не так скажете важному НПС, он может это запомнить, и вы, по итогу, не пройдёте "скиллчек". Я бы сказал, что это фрустрирует, но это ни на что в игре не влияет толком.
Что в итоге. Игра действительно самобытная, крутая, со своей фишкой и хорошей историей. Но это именно что больше визуальная новелла, чем хоть какая-то игра. А для её хронометража (~15 часов) быть обычной новеллой без каких-то толковых разветвлений сюжета это слишком.
Отзывы
Несмотря на богатый опыт разработчиков и мою к ним искреннюю любовь, новое творение Обсидианов не смогло оправдать моих ожиданий. Pentiment - это довольно средненький детектив, с очень долго разгоняющимся сюжетом, довольно шаблонным финалом и крайне непривлекательным геймплеем. По сути, перед нами визуальная новелла + Point & Click (но справедливости ради, чертовски красивая). Много филлерного текста, много исторических фактов, которые вставлены просто чтобы познакомить игрока с той эпохой, в которой он сейчас находится. Самый главный минус - отсутствие музыки на протяжении ВСЕЙ игры. Спать хочется постоянно.
Очень красивый и приятный глазу визуальный стильЗапоминающиеся персонажиЕсли вы любитель истории и Средневековья, в частности - кайфанете в 2 раза сильнееПолное отсутствие саундтрека и озвучкиРастянутый и довольно скучный сюжетФиллерный текстПрактически полное отсутствие геймплея