Переориентация
В этой части Naughty Dog изменили подход к игровому хабу. Вместо последовательной путевой карты из первой части теперь есть комната с дверями в разные биомы без какого-либо удовлетворительного контекста. И мне это как-то не очень понравилось.
Вместо осмысленного приключения, в котором локации сменяются логически, теперь только хаос. Биомы теперь просто биомы, а не часть единого дизайна мира.
И без контекста единого мира им не пришлось следовать правилам и рамкам построения цельного пространства. Это могло привести к большему разнообразию – ведь сколько можно разных уровней теперь сделать! Но это привело к обратному: ощущение, что они сделали один-два уровня на каждый биом, а потом бесконечно их переделывали. Потом накидали рандомно, без чёткой последовательности; из-за чего каждый такой уровень ощущается не частью чего-то целого, а просто его вариацией чего-то одного.
Во второй части эти биомы на фонах ещё относительно абстрактны – можно себя только ловить на мыслях о повторах. В третьей части фоны стали выразительней и детальней, из-за чего наглое повторение уже невозможно было просмотреть.
Я думал, вот есть временная эпоха с замком – каждый уровень в ней будет исследовать этот замок потихоньку. Сначала ворота, потом стены и внутренний двор... Это же понятная и красивая система! Но вместо этого – несколько вариаций пути к этим воротам. По факту уровни разные, препятствия другие, но фон, а то есть и контекст – всегда одинаковые. После этого осознания я трешку уже дропнул.
Я может быть понимаю, зачем они сделали хабы с выбором: у второй и третьей части больший акцент на собирательство. Но за редкими исключениями, я не очень уважаю собирательство в платформерах, и потому больше уважаю первую часть – с последовательной картой, прохождение которой можно было удовлетворить как полноценным приключением. А с этими хабами что-то не то... Я вроде прошёл все уровни, но не закрыл их на 100%, и как-то не создаёт моё прохождение чувство завершения приключения и безопасной точки выхода. А пройденная путевая карта создает.
И эти повторы одного и того же меня отвели от серии. Я понимаю, эти платформеры поколения делали в сверхкороткие сроки, но у меня не хватает ностальгических чувств, ибо я проходил эти игры сейчас, чтоб закрыть на это все глаза. Тем более когда есть уважаемая мной первая часть.
И я не думаю, что по итогу самим Naughty Dog удовлетворили их решения – раз в Jak and Daxter они перешли к бесшовному открытому миру с осмысленным дизайном.
А Jak and Daxter это, кстати, как раз то самое редкое исключение из моей нелюбви к собирательным платформерам.
Но эта серия запомнилась не только геймплеем, но и своей технической и дизайнерской мыслью. Эти игры всегда были на пике и каждый раз перенося его еще выше. Очень красивые декорации и потрясающе экспрессивные анимации и сейчас хорошо сохранились. А уж тогда их невозможно было переоценить - эти игры были даже немного за пределами технических возможностей.