89 7 257 46
Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back

Рейтинг игры

4.3 300
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back

Факты

Именно начиная с Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back из серии исчезла оригинальная Тауна, девушка Крэша Бандикута — освободившуюся женскую роль в касте заняла Коко, сестра мохнатого протагониста. Официально разработчики объяснили странноватую рокировку лишь годы спустя, причём версии произошедшего немного противоречат друг другу. По словам Джейсона Рубина (Jason Rubin), цепочку роковых событий запустила директор по маркетингу Universal Interactive Studios — весьма старомодная особа, которой совершенно не понравилась героиня из оригинальной Crash Bandicoot. Дело в том, что Naughty Dog намеревалась создать Крэшу возлюбленную в духе Джессики Рэббит из художественного фильма «Кто подставил Кролика Роджера», поэтому её ранние дизайны были достаточно откровенными; как-то раз эти скетчи попали в руки менеджера Universal и увиденное её отнюдь не обрадовало. В итоге пиарщица отловила Рубина и провела ему лекцию с центральным тезисом «женщин нельзя объектифицировать подобным образом, и ни одна реальная представительница прекрасного пола ни за что не будет разгуливать в подобных нарядах»; ей было невдомёк, что художники скрисовали облик и костюмы Тауны с молодых девушек, которые обитали в этом же офисе. И вот в самый разгар монолога за дверью кабинета как раз прошлась сотрудница, чей дресс-код прямо противоречил недавним высказываниям директрисы. Беднягу тоже вызвали на ковёр — ей и Рубину пришлось выслушивать причитания начальницы по поводу эксплуатации женского пола в различных медиа. Закончила урок она символично: словами «ни одна видеоигра не станет успешной благодаря сексуальным персонажам» (в 1996 году, как потом с усмешкой вспомнил основатель Naughty Dog, вышла Tomb Raider, так что предсказание было отнюдь не точным). Хотя разработчика, надо отдать должное, случившееся не покоробило, ему и студии всё же пришлось пойти на уступки — директор по маркетингу связалась с президентом Universal Interactive, который настоял на правках. В итоге героине придумали новый образ, который, увы, никого так и не устроил (Джейсон Рубин назвал её наряд из релизной версии «костюмом, в котором женщины ходили на сафари в 1800-х»). Чтобы избежать подобных ситуаций, команда приняла решение отправить возлюбленную Крэша на покой и выдумала Коко — сестру-подростка с куда менее вызывающим дизайном. Основатель компании также подчеркнул, что новую союзницу придумали и создали без постороннего участия. Есть, правда, несколько «но». Художник по персонажам Чарльз Зембиллас (Charles Zembillas) запомнил события несколько иначе: он не слышал о помехах со стороны Universal, зато он чётко запомнил, как Рубин объяснил ему отказ от Тауны желанием угодить японскому подразделению Sony. Картину позднее дополнил Сюхэй Ёсида (Shuhei Yoshida), который продюсировал локализацию первой Crash Bandicoot: по его словам, одному из молодых тестеров показалось, что девушка Крэша похожа на женщину средних лет — т.е. она слишком стара для местной ЦА (молодых японских геймеров). В качестве реакции на критику кто-то предложил заменить девушку на родственницу, поэтому Ёсида собрал команду художников из SCEI Product Department и запустил в производство арт-проект «А что если у Крэша Бандикута была бы сестра?». Роппиаку Цуруми (Roppyaku Tsurumi), другой продюсер локализации оригинальной трилогии, уточнил, что Sony Japan забеспокоилась отнюдь не из-за сексапильности Тауны: корпорация просто сочла её облик слишком «западным». Цуруми также отметил, что первым о рокировке заговорил сам Джейсон Рубин: именно основатель студии предложил взглянуть на реакции игроков из Японии, а потом, если что, убрать персонажа и представить новую героиню, которая будут сделана с учётом пожеланий местной аудитории. Так в итоге и сделали; причём, несмотря на слова Рубина выше, первые скетчи Коко нарисовали не в Naughty Dog, а в SCEI.

Джейсон Рубин (Jason Rubin) утверждает, что сотрудники Naughty Dog придумали и создали дебютировавшую в Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back Коко Бандикут, сестру Крэша, без сторонней помощи. Однако если верить Сюхэю Ёсиде (Shuhei Yoshida) и Роппиаку Цуруми (Roppyaku Tsurumi), продюсерам японской версии оригинальной трилогии Crash Bandicoot, это не совсем так. Сама идея добавить в повествование младшую родственницу, заменив тем самым возлюбленную, возникла у Sony Japan (Рубин лишь предложил выдумать нового героя на случай, если ЦА не примет Тауну). Более того, для того, чтобы персонаж соответствовал нормам приличия и трендам Страны восходящего солнца, первые скетчи Коко нарисовала команда художников SCEI Product Department в рамках небольшого проекта «А что если у Крэша Бандикута была бы сестра?» Что занятно, несколько ранних прототипов вышли из-под перьев Такамицу Иидзимы (Takamitsu Iijima) и Таити Огавы (Taichi Ogawa), которые в те годы занимались созданием другого хитового платформера эры PlayStation — Ape Escape. В дальнейшем дизайны передали Чарльзу Зембилласу (Charles Zembillas), который на их основе создал финальный облик напарницы главного героя. Как позже объяснил Цуруми — он консультировал Зембилласа, чтобы избежать эффекта «сломанного телефона» — девушку хотели сделать в меру привлекательной (поэтому у неё застёгнут только один ремешок на комбинезоне) и современной (поэтому она пользуется ноутбуком и ходит в сникерах с толстой подошвой по моде конца 90-х). Как продюсер объяснил своему западному коллеге, «японские персонажи наряжены в символичные предметы одежды, которые имеют значение для их характеров».

Японская версия Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back отличается от изданий для прочих регионов. Помимо уникальной обложки (которую, как обычно, сделали с учётом реалий восточного рынка, поэтому протагонист на ней не улыбается-скалится), разработчики внесли ряд правок в геймплей и оформление игры. Во-первых, цвет шрифта Sony Computer Entertainment Inc. presents изменили с оранжевого на белый. Во-вторых, вместо главной темы Cortex Strikes Back в основном меню звучит мелодия Crash Banji-kyuusu, с помощью которой в Стране восходящего солнца рекламировали серию Crash Bandicoot. В-третьих, символику взрывоопасных ящиков перерисовали (надпись TNT заменили логотип бомбы, а Nitro прописали катаканой). В-четвёртых, после получения маски Аку-Аку из ящика она ломает четвёртую стену и даёт пользователю советы (в отличие от японской версии оригинала, где была аналогичная механика, здесь подсказки озвучены, а лицо маски полностью анимировано; именно эта модель, к слову, стала основой для облика персонажа в Crash Team Racing два года спустя). В-пятых, кристаллы переименовали в Камни Мощи (Power Stones). В-шестых, в этом релизе Крэш начинает плясать, если ненадолго оставить его неподвижным в комнате с порталами. В-седьмых, японская Crash Bandicoot 2 иначе считает процены прохождения: кристаллы/камни дают 1% вместо 2%, драгоценные камни приравнены 2% вместо 1%, боссы дают 4%, Кортекс даёт целых 6% вместо привычных 3%; для получения 100% необходимо обнаружить секрет с Поларом (медвежонком), что даёт лишний 1%. В-седьмых, одну из анимаций смерти (когда Бандикута придавливает бревном) сделали менее гротескной. В-восьмых, радиус атаки животом увеличили (он равен оному из PAL-регионов). В-девятых, на уровне Road to Ruin убрали один ящик — их 88 вместо 89. В-десятых, катсцена, которую американские и европейские зрители видят после возвращения с 25 кристаллами, показывают после обнаружения 24-го; после получения 25-го с на связь с Крэшем выходит Коко. В-одиннадцатых, в этом издании реализовали поддержку вибрации на контроллерах DualShock (Naughty Dog хотела, чтобы она была везде, но Sony попросила студию убрать функцию из прочих версий платформера). В-двенадцатых, если в момент демонстрации логотипа PlayStation одновременно зажать левую кнопку D-Pad, кружок и L1 с R1, геймеру покажут эксклюзивное видео. К сожалению, после него игра намертво зависает и требует перезапуска консоли.

Всего в Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back можно встретить 1889 различных ящиков (считая 10 коробок из необязательного пролога, который можно пропустить).

Naughty Dog записала уникальные реплики для Нео Кортекса на случай, если Крэш вернётся в комнату с порталами без заветного кристалла. В первый раз Кортекс немного рассерженно пожурит героя и попросит его заново посетить уровень («Нет, нет, нет, Крэш. Я же сказал — принеси мне кристаллы! А теперь... возвращайся... обратно»). После второго такого промаха антагонист напомнит Бандикуту о том, что от этого зависит судьба мира, лишний раз покажет как выглядит искомый предмет с помощью голограммы и ещё больше повысит голос («Нет, нет, НЕТ, Крэш! Для того, чтобы спасти мир, мне нужны кристаллы. КРИСТАЛЛЫ! Давай ещё разок, они выглядят... выглядят... вот так. Кристаллы, Крэш! А теперь отправляйся в одну из этих дверей и ПРИНЕСИ МНЕ КРИСТАЛЛЫ!»). После третьего неудачного забега злодей непривычно спокойно, словно он разговаривает с ребёнком, объяснит персонажу суть его задания («Посмотри на пространство над порталами. Над каждым из них располагается большой слот в форме кристалла! Заполни все пять слотов в этой комнате кристаллами, каждый из которых можно найти в одной из пяти зон. Лишь после заполнения всех слотов в помещении мы сможем продолжить наше путешествие. Это будет последнее напоминание от меня...»). В ремейке Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back из сборника Crash Bandicoot N. Sane Trilogy за прослушивание этих строго необязательных монологов можно получить достижение Cortex N. Furiated (N. Furiated — это игра слов, сочетание буквы и слова читается как infuriated, т.е. «разъярён, в ярости»).

Во второй (снежной) комнате с порталами у входа на уровень Bear it сидит медведь Полар. Если прыгнуть на него несколько раз, Крэш получит в своё распоряжение 10 дополнительных жизней. Воспользоваться трюком можно лишь однажды. Как ни странно, этот акт насилия над беззащитным животным — одно из обязательных условий получения 100% прохождения в японской версии Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back.

В Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back Энди Гэвин (Andy Gavin), один из отцов-основателей Naughty Dog, не стал использовать движок предыдущей Crash Bandicoot. Вместо этого он создал абсолютно новый, который работал в 3 раза быстрее прежнего и позволял использовать в 10 раз больше анимаций, чем разрешал старый инструментарий. Обновлённые технологии позволили Гэвину отказаться от старых трюков, к которым ему пришлось прибегнуть для ускорения загрузок игры-предшественницы (в 1995-м он фактически взломал девкит PlayStation, чтобы добиться желаемой производительности и скорости). Отчётливее всего изменения заметны по обновлённой модели Крэша Бандикута: в первой части она состояла из 512 полигонов, тогда как в сиквеле уже из 574. Программисты также нарисовали 9000 кадров анимаций для персонажа. Впрочем, в паре случаев команда всё же воспользовалась уже готовыми наработками: например, во время смерти от сгорания (т.е. когда Крэш превращается в пепел) особо зоркие геймеры могут заметить, что модель героя на секунду меняется из новой в старую. Это старая анимация, которую просто перенесли в Cortex Strikes Back как есть.

Бюджет Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back составил 2 миллиона долларов; команде дали на $400 000 больше, чем на создание оригинальной Crash Bandicoot. Разработка платформера началась в октябре 1996 года и велась 13 месяцев.

Из-за разницы в частоте кадров (25 вместо 30), физическая модель европейской версии Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back немного отличается от американской — как следствие, в PAL-издании игры Крэш бегает немного быстрее и прыгает чуточку выше, чем в NTSC-релизе платформера. Среди других геймплейных особенностей поздней версии также стоит отметить скорость обратного отсчёта TNT-ящиков (в США они взрываются через 3,6 секунды после активации, а в Европе через 3), увеличинный радиус атаки животом (таким образом авторы исправили баг, из-за которого герой может застрять в железных коробках), а также возможность проскочить мимо ассистентов на уровне с джетпаком после одной успешной атаки (т.е. не добивая их).

Согласно The Crash Bandicoot Files: How Willy the Wombat Sparked Marsupial Mania, сборнику дизайн-документов первой Crash Bandicoot, две новые способности Крэша из Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back (подкат и атака животом в прыжке) предназначались ещё для оригинальной игры.

Братья Комодо Джо и Комодо Мо, боссы второго сета уровней Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back, должны были дебютировать ещё в оригинальной Crash Bandicoot; они даже присутствуют в её неиспользованном интро от Universal Animation. Старые прототипы злодеев серьёзно отличались от их хорошо знакомых фанатам версий: например, глуповатого толстяка поначалу звали Кимодо, а хилого ловкача — Комодо (в дальнейшем авторы поменяли имена местами). Согласно дизайн-документу, после неудачи с Коалой Конгом (который поглупел и стал бодибилдером из-за просмотра художественного фильма «Рокки») Нео Кортекс нарочно «подсадил» генетически модифицированных ящериц на японское историческое кино, чтобы они стали его верными прислужниками. В силу этого оригинальные комодские вараны были эдакими самураями: они носили с собой катаны и одевались соответствующим образом. Из-за сжатых сроков Naughty Dog решила отложить братьев на сиквел — команда сочла, что в игре и так достаточно боссов, и не стала тратить время на их доработку. Когда же пришло время делать Cortex Strikes Back, визуальный дизайн мутантов переосмыслили: от мотивов Страны восходящего солнца отказались в пользу арабских, а катаны заменили на скимитары. Характеры, впрочем, антагонистам решили не менять — худощавый дракон (сначала Комодо, потом Кимодо, а затем Комодо Джо) как был, так и остался «мозгом» дуэта, который помыкает своим любящим и сильным, но глуповатым братом (некогда Кимодо, затем Комодо, и наконец Комодо Мо). В файлах, что забавно, оба персонажа всё ещё обозначены как obj_kimodo.

В файлах Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back (т.е. релиза 1997 года) присутствует неиспользованная анимация для метания фруктов вумпа — она предназначалась для схватки с Н. Джином, которого невозможно победить традиционными для сериала прыжками на голову или торнадо-атаками. Увы, Naughty Dog по каким-то причинам отказалась от неё (вероятно из-за сроков), поэтому Крэш Бандикут бросается снарядами с помощью телепатии. Двадцать лет спустя студия Vicarious Visions решила восстановить справедливость: в ремейке Cortex Strikes Back из сборника Crash Bandicoot N. Sane Trilogy Бандикут кидается в злодея фруктами уже как подобает, т.е. лапами, не силой мысли.

Начиная с Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back и до Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex включительно зловещего доктора Нео Кортекса озвучивал Клэнси Браун (Clancy Brown) — знаменитый драматический актёр кино и театра, известный по ключевым ролям в фильмах «Горец», «Побег из Шоушенка», «Голубая сталь» и «Звёздный десант», а также сериалах «Земля-2», «Остаться в живых», «Мандалорец» и многих-многих других. Это В дальнейшем Браун стал уважаемым и весьма плодовитым актёром озвучки с огромным послужным списком, в который входят мультсериалы «Супермен», «Лига Справедливости»  (Лекс Лютор), «Губка Боб Квадратные Штаны» (Мистер Крабс) и «Звёздные войны: Войны клонов» (Саваж Опресс). По словам Брауна, в середине 90-х ему просто нужно было платить по счетам, а работа голосом позволяла экономить время (ему не приходилось летать в другие города и страны на съёмки). После The Wrath of Cortex Кортекса озвучивал Лекс Лэнг (Lex Lang), в том числе в ремейке Cortex Strikes Back из Crash Bandicoot N. Sane Trilogy.

В 1998 году по мотивам игры в Японии вышла манга Dansu! De Jump! Na Daibouken («Танцуй! Прыгай! Это прекрасное приключение!»). Автором текста и изображений для японского комикса была Ари Кавасима (Ari Kawashima), а издателем выступила Coro Coro Comics. Серия просуществовала лишь до второго выпуска, после чего её отменили. Сюжет комикса был основан на истории Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back, но с некоторыми отличиями — в манге Крэш всё время разговаривал, персонажи ругались (но не слишком грязно), а вампа-фрукты и кристаллы именовались яблоками и камнями силы соответственно.

Изначально персонажа Тигра Тайни звали Тигр Таз, потому что его внешность основана на облике тасманийского тигра (у нас его называют сумчатым волком). Имя пришлось сменить, чтобы избежать конфликта с Warner Bros., у которой был свой Таз — тасманийский дьявол. Тем не менее, если в американской версии Cortex Strikes Back во время боя с Тайни поставить игру на паузу, у него будет указано старое имя — Таз. В европейской версии эта оплошность исправлена.

В японской версии игры анимацию смерти Крэша, когда от него остаются лишь голова да лапы, пришлось заменить — образ вызывал крайне нежелательные ассоциации с жертвами японского серийного убийцы, который расчленял людей. В 2015 году этот слух подтвердил Энди Гэвин (Andy Gavin), один из основателей Naughty Dog.