Пробил последний час Залазана! Тролли Черного Копья вновь обретут свой дом!
— Темный охотник Вол'джин, сын Сен'джина
Добрый день, дорогой читатель!
Много ли ты знаешь о вуду? Давно ли ты орошал лезвия топоров кровью врагов? Рвётся ли из твоей груди торжествующее «Джаракал!» или «Таз’динго!»?
Если для тебя острые уши ассоциируются с изящными эльфами, а могучие бивни – с мамонтами, то сегодня мы попробуем уместить их в один образ, который обычно толкуется очень широко.
Давай приоткроем завесу тайны над историей племён охотников и мистиков, вольных монстров и стражей мостов. Мы отправляемся к троллям, чтобы узнать историю их попадания в видеоигры – и чем это обернулось нам, простым смертным игрокам.
Сильные едят слабых, а я ем сильных!
— Джаракал, военачальник троллей
Впервые полноценный образ троллей появился у скандинавов – так же, как это было с гномами и эльфами. Но, в отличие от своих мифологических собратьев, они родились на свет менее отвратительным способом – просто вышли из скал, земли и болот, когда те уже были сформированы из плоти Имира. По другой версии, это плоды союзов йотунов с асами или ваннами, при этом магическая природа всё равно присуща этим созданиям.
Строгого понимания того, что собой представляют тролли, у северян не было – этим словом они просто окрестили волшебных великанов. Их образ всегда неразрывно связывался с богатыми подземными палатами и дворцами, а многие скалы считались настоящими троллями, застигнутыми врасплох дневным солнцем – и оттого навек застывшими.
Благодаря викингам, мифическая традиция разносилась с военными набегами. В Британии каменные утёсы с большими выступами неизменно называли «троллями», считая необычные деформации громадными носами этих тварей. В Швеции они олицетворяли вред и занимали место других волшебных тварей в ужасающих рассказах о детях-подменышах и лесных кошмарах. Исландия, Дания, Норвегия – сейчас сложно выбрать страну в Северной Европе, где не было бы упоминания этих загадочных существ.
Со временем, благодаря собирателям народных сказок и локальным традициям, образов троллей стало ещё больше – судьба, не обошедшая ни один мифический народ. Где-то они смешались с эльфами и скрылись с людских глаз, где-то – с гномами, значительно потеряв в размерах и переселившись в укромные места у подножий скал и деревьев.
А уж сколько было способов борьбы с ними! Обхитрить, задобрить, держать своё имя в секрете – а с приходом в Норвегию христианства и Улава Святого – ещё и выкуривать из родных пещер колокольным звоном!
В литературе оригинальный взгляд пришел, откуда не ждали. Поначалу сказочники и писатели не особо отступали от мифов и легенд – даже профессор Толкин лишь добавляет им немножко от образа огров и пишет в 1937 году «Хоббита», где посвящает стычке с троллями отдельную главу. А вот в 1945-ом Тувве Янссон назвала свой маленький выдуманный народец муми-троллями – это были небольшие человечки, смесь гномов с гиппопотамами. Образ настолько полюбился читателям, а потом и зрителям, что выписал карт-бланш всем будущим авторам на оригинальные интерпретации образа троллей. И, если Вы думаете, что создатели игр побежали этим пользоваться – то глубоко заблуждаетесь.
Эльфы лишили меня глаза. Я отрезал себе руку и сбежал от них. А теперь они сражаются бок о бок с ОРДОЙ?! Я ПЛЕВАЛ на Орду! Я вас ненавижу, я вас всех ненавижу… Но теперь у меня есть сюрприз для вас, поэтому приходите...
— Зул'джин, лидер лесных троллей Амани
Под лежачий камень вода не течёт, но создатели Dungeons and Dragons и так достаточно много придумали нового для своей игры, чтобы сильно переиначивать простых монстров. Если вы читали статью про орков, то знаете, что тролли не первые столкнулись с такой судьбой. Стандартные гиганты, которые били медленно, но верно, могли заставить вспотеть ладошки любого члена партии, который не очень хорошо пробросил уклонение или увёртку.
С видеоиграми была та же история. Тролли появились в легендарной Rogue 1980 года, и дальше в любой игре – будь то dungeon-crawler Venture или изометрический предок Diablo – Warlock – везде мы лишь сражались с ними, а вот поиграть за них не могли. Первые игры, давшие нам возможность управлять волшебным народом — Mutant League Football и Heroes of Might and Magic – увидели свет в начале девяностых и были скорее исключением, нежели регулярным явлением.
Важной вехой стал Warcraft II: Tides of Darkness. Там мы могли играть за Орду, в чей состав вошли тролли. В отличие от стратегий о героях меча и магии, тролли не стали со временем практически бесполезными нейтралами, а стали очень важной частью вселенной мира военного ремесла.
Именно в середине девяностых случился перелом – от глуповатых тюфяков, вроде тролля-привратника в Shin Megami Tensei if… мы начали получать более интересные образы, вроде крепких гигантов в Shadowrun, бесконечно регенерирующих страшилищ в Everquest и так далее.
Классические образы тоже не оставались без развития – в серии игр The Elder Scrolls тролли от части к части всё больше наводили на мысль о безудержной стихии, нежели о разумных созданиях. Пусть эти громадины и смертельно опасны – они находятся в гармонии с природой тех мест, где обитают.
В далёком 1959 году также появились небезызвестные игрушки тролликов, созданные датским пекарем и любителем вырезать по дереву Томасом Дамом. После этого они заполнили детские магазины, экраны телевизоров в ранних девяностых – так что компьютерной игры было не избежать. Одноимённый платформер Trolls появился в 1992 году и был продуктом своего времени – детская игра с невероятно яркой цветовой палитрой была также, как и все побочные продукты, создана не для того, чтобы сказать новое слово в геймдеве, а чтобы продать побольше игрушек.
Были тролли и врагами с интересной предысторией. В игровой серии с парадоксальным названием Final Fantasy они встречаются в нескольких сеттингах, но особенно интересны и проработаны – в 9 части, увидевшей свет в 2000 году. Когда-то оседлый народ, поколениями тролли присягали на верность разным правителям, а их могучие мускулы делали их желанной частью многих армий. В игре вы встретите кучу различных противников троллей – от обычных, вроде рыцарей, паладинов, кукольников и так далее, до важных боссов и даже сюжетных персонажей – Варсовока и Зуртермора.
Что интересно – почти во всех игровых проектах, где бы дизайн троллей не создавался с нуля, нет-нет да присутствует какая-то отсылка к их нордическому прошлому. В той же Final Fantasy оформление брони выглядит больше среднеазиатским или восточным ввиду большого количества окружностей в орнаменте, но вот сам фасон брони ближе к тому, что использовался викингами и их наследниками.
Но где же тролли вышли более интересными и оригинальными?
Пережита зима, и хмельные ручьи
Устремились на волю,
Сходит снег, и выходят из спячки
Коренные карельские тролли!
— Тролль Гнёт Ель, «Карьяллтролль»
Помимо упомянутой серии Final Fantasy, которая дала нам скорее фантазию на тему, чем переосмысление образа, надо остановиться на серии Warcraft и World of Warcraft.
Именно там, появившись как одни из юнитов, тролли выросли в необычную расу со своими тонкостями. Основные народы этого вида (Амани, Гурубаши и т.д.) и играбельные юниты из племени Чёрного Копья были основаны на культуре и образе народов Центральной Африки и Мезоамерики. Вуду, охота, тёмное жречество и шаманизм сделали этих предков эльфов самобытными и загадочными – за таких действительно хочется играть, чтобы попытаться хотя бы приблизиться к сакральным тайнам одного из самых древних народов на Азероте. Интересно, что троллей сделали синекожими и худыми, но в знатном росте отказывать не стали – из-за мощных рук и плечевого пояса они передвигаются, согнув спину колесом, из-за чего размер модели не превышает ростом эльфов.
Вскоре, в рамках текущего аддона Battle for Azeroth нам также станут доступны для игры тролли из империи Зандалар – они больше напоминают троллей из второго Варкрафта ровной осанкой, но серая кожа и обилие золотых украшений, равно как и архитектура в духе империй Майя и Ацтеков, заметно выделяют Зандалари на фоне собратьев.
Иногда авторы игр пытаются сыграть не на уникальности целого народа, а на отдельных персонажах. Так, к примеру, поступили Riot Games – в Лиге Легенд на полях призывателей Вы встретите всего одного тролля, зато какого!
Трандл — представитель одного из племён далёкой тундры Фрейльорда. Он никогда не был самым сильным среди собратьев, да ещё и отличался некоторой неуклюжестью, из-за чего позорно провалил попытку прямого захвата власти. Тогда в ход вступили несвойственная троллям хитрость и смекалка.
Трандл выдумал легендарное оружие, которым владели великие тролли древности, и убедил всё своё племя, что владелец такого оружия стал бы гораздо более достойным титула вождя, нежели просто более крепкий тролль. С этим согласились все, а нынешний предводитель поддержал его идею, считая, что Трандл найдёт лишь смерть в поисках такого оружия.
В пещере ледяной ведьмы, миновав ловушки и охрану, бедный тролль понял, что не нашёл ничего подходящего, и он уже был готов отчаяться, но тут увидел её – дубину из волшебной субстанции – Истинного Льда. Казалось бы, вот оно, счастье – но стоило Трандлу взять дубину в руки, как перед ним возникла хозяйка чертогов. Но наш герой не был бы самим собой, если бы не перехитрил её и бежал домой, где взял власть в свои руки и нарёк себя первым Королём троллей.
Харизма и хитрость сделали его любимчиком своих новых подчинённых, а сам он отправился на поля сражений, чтобы продемонстрировать могущество целой расы – и свою изобретательность в бою.
Джаракал – тролль-военачальник из DotA 2 – тоже оригинально иллюстрирует классический образ. Вместо медленного дуболома, что бьёт долго, но наверняка, на поле боя выходит краснокожий мастер владения топориками. Он очень остро чувствует ритм боя, постоянно двигаясь и представляя собой молниеносную мощь как в ближнем, так и в дальнем бою, а его быстрые атаки зачастую смертельно опасны даже для тех, кто попробует сбежать с поля боя.
А вот Зул’джин из Heroes of the Storm из своих собратьев по MOBA-играм своей механикой управления здоровьем ближе всего к мифическим предкам. Его атаки могут стать сильнее, если он станет жертвовать жизненными силами, а активная способность к регенерации во время боя позволяет неустанно продолжать сражение. Ультимативная способность Таз’динго не даст врагам одолеть Зул’джина даже, если его полоска здоровья будет пуста.
— Они заряжаются во время грозы, — объяснял Фредриксон. — И тогда жгут, как крапива. И ещё они ведут порочный образ жизни.
— Порочный образ жизни? — очень заинтересовался я. — Что это значит?
— Точно не знаю. Наверно, топчут чужие огороды и пьют пиво.
— Туве Янссон, «Мемуары папы Муми-тролля»
Время, к сожалению, не щадит троллей. Их «бум» разнообразия остался в прошлом за редкими исключениями, что лишний раз подчёркивают недавние проекты –Shadow of War, King’s Quest и другие игры последних лет показывают нам привычных монстров и массивных верзил. Возможно, в будущем игроделы снова вернутся к образу троллей, расширив и дополнив его, а пока нам с Вами остаётся лишь ждать и… не шутить с вуду ;)
Благодарю за внимание!
Лучшие комментарии
Просто вспоминается, как купил жене ВоВ, и первым её вопросом было «Кто вообще пикает людей в фэнтези?» :D
Вы же понимаете, что было бы мне скучно — я бы о них не писал :)
Пока что можешь почитать
Догадаешься ли ты, о ком речь?)
Была добавлена видеоверсия статьи для тех, кому лень или неудобно читать :)
А также напоминаю, что сегодня в 21:30 все желающие могут подискутировать со мной в прямом эфире о троллях в видеоиграх, все подробности — в этом посте.
Спасибо за интересную статью)
А если серьёзно, превосходно написано. Много чего нового о игровых ТРОЛЛЛЯХ узнал)
Пока цикл статей завершён людьми, веду немножко другую деятельность, на СГ если и буду писать, то ещё нескоро)) все пожелания лучше писать в ПМ
А насчёт таких троллей в видеоиграх — статью про ру-коммьюнити в различных играх я пока не планировал))