20 сентября 2018 20.09.18 60 19K

Скрытные и беспокойные | Нежить в видеоиграх

+76
Лучший блог недели
1000 ₽

Пред сторожом в полночь рядами могил
Погост распростерся в молчанье,
И месяц на плитах холодных застыл
В холодном и чистом сиянье.
Но вот под крестом оживает мертвец…
Где муж, где жена, где старик, где юнец
Встают в одеяниях длинных.

– «Пляска мертвецов», И. Гёте

Доброго времени суток, дорогой читатель!
На дворе наконец наступает осень – менее полутора месяцев осталось до Хэллоуина, а чай с корицей и запах от тыквенной свечки только приближают этот жуткий и прекрасный праздник. В его преддверии так и тянет поговорить о чём-то мрачном, мистическом и в то же время – таком знакомом. Поэтому сегодня мы приглашаем на огонёк монитора живых мертвецов. Посмотрим на тех, кто встречался нам в играх – во плоти или не очень, — и чем они нам запомнились.

 

Возьму твои кости, — пока ты, ещё живой, будешь орать от боли – и сделаю из них стул. Так и назову его – «Мой Орущий Стул». Каждый день буду сидеть на нем, и слушать твой крик. Ещё вопросы?

– ЛеЧак (LeChuck)
С незапамятных времён, ещё до известных языческих верований, существовали примитивные религии. Они представляли собой набор суеверий и утверждённых мелких божеств – очень часто, их идолы создавались из фрагментов скелетов животных и людей. Понятие о том, что дух связан с плотским объектом породили два вектора представлений о загробном существовании.

Всегда был загробный мир, куда попадало основное количество людских душ – с проводником или без, греховные и безгрешные – всех в основном ждала одна судьба. Но определённые проступки, запретные ритуалы и неоконченные дела, по поверью, могли задержать умершего на Земле. Тогда он оставался в бесплотном виде (дух) или в своей старой плоти (полноценный труп, иногда даже избежавший гниения, или же скелет), прикованный к этому миру незримыми цепями.

Современные произведения искусства тоже не брезгуют припомнить анималистические культы – к примеру, многосерийная экранизация романа «Американские Боги» Нила Геймана, как и в самом романе, демонстрирует огнеокого вола в качестве гласа судьбы главного героя.
Со временем, эти образы эволюционировали, и в языческих, а позже – монотеистических религиях, умертвия стали олицетворять тьму, усиливавшую страх перед смертью. Иногда в виде духов героям легенд являлись близкие люди или сами боги, чтобы принести весть или дать совет. Особенно популярны и разнообразны они стали в развитом политеизме – верованиях Японии и Центральной Африки.

Кроме непосредственно религиозных легенд, появлялись верования о монстрах, основанных на нежити – вампиры и китайские джиангши, драугры и гули, личи и живые скелеты, люди-тени и, конечно же, сам Мрачный Жнец – воплощённая смерть. Были и существа иного типа – к примеру, банши или полтергейсты, которые хранили определённые места, но их образы также часто искажались и становились поистине пугающими.

P.S.: Хотите узнать побольше о банши? Они непосредственно связаны с эльфами, о чём Вы можете узнать в одной из предыдущих статей.

Время шло, и, вместе с большинством плодов человеческой фантазии, нежить перекочевала в искусство – конечно же, литература подробнее всего стремилась описать этих существ, при этом их вариаций становилось всё больше, а те, что существовали – видоизменялись, приобретая современный облик.

Когда-то, к примеру, упыри, вурдалаки и вампиры были одними и теми же существами, гадкими кровопийцами, что были посмертно прокляты и влачили существование, непохожее на жизнь. Но, благодаря Брэму Стокеру, мир услышал историю о Дракуле – на тот момент, это была дикая смесь из исторической личности, тёмного сеттинга и народных поверий, а сейчас – чуть ли не самый привычный образ целого вида существ, с которым соперничает разве что Носферату.

Знаете, что бывает, когда Вам очень хочется, но нельзя? Либо Вы сдаётесь, либо… создаёте современную классику. Так и вышло с Носферату – в начале двадцатых годов Альбин Грау и Фридрих Мурнау очень хотели снять фильм по «Дракуле», но не смогли убедить вдову Брэма Стокера разрешить экранизацию романа и вынуждены были сделать свою версию, изменив персонажей и ключевые моменты сюжета. Так и появился на свет Носферату – ужас ночи – а вместе с этим и стереотип про смерть от солнечного света.

Бесценно влияние таких авторов, как Эдгар Аллан По, Говард Филлипс Лавкрафт, Стивен Кинг и других – почти все писатели ужасов так или иначе касались темы живых мертвецов, делая представление о них всё обширнее. Даже «Гарри Поттер» Джоан Роулинг неожиданно привнёс значимую лепту, создав трупы-марионетки тёмных волшебников под названием inferi (или инферналы).

Идя рука об руку с фэнтези и мистикой, нежить просто была обречена на попадание в видеоигры…

Вы думали, мы забыли? Вы думали, мы простили? Узрите же ужасную месть Отрекшихся! Смерть Плети! И смерть живущим!

– Верховный аптекарь Гнилесс
В этот раз, к собственному удивлению, я начну не с Dungeons and Dragons, а с Magic: The Gathering. Это связано не с тем, кто первый ввёл неживых персонажей или созданий, а с вариативностью и проработанностью их подхода. Конечно, в DnD были ходячие мертвецы – особенно их видами полон один из сеттингов, Рейвенлофт. Но в MtG мы встретили Космических Ужасов, напоминавших бесформенных всемогущих Иных и Великих Древних Лавкрафта; Спектров – летучие кошмары, что вселяли ужас в души врагов своих повелителей; и так далее.

Именно MtG не просто копировал идеи из искусства, а пытался их развивать, вдохновляя игроделов. А за иконическими проектами дело не стало.

В 1982 году мир увидел нежить на экране и… не мог сдержать улыбки. Аркадная Ghost House была простенькой развлекушкой на Sega, где враги выглядели скорее комично, чем пугающе. Благодаря этому пионеру, сатирический подход стал трендовым: Zombie Nation на NES в ’90-ом и Wrath of the Demon на Atari в ’91-ом году наглядно это демонстрировали. Но, в то же время, не дремали и люди, любившие мрачную мистику всей душой – в 1986-ом Konami выпустили первую игру серии Castlevania, назвав её Demon Castle Dracula. Впрочем, популярность она обрела через год, выйдя на американском рынке под оригинальным названием и произведя настоящий фурор. Позже, вместе с платформером Metroid они станут иконами, образовавший так популярный нынче жанр – Metroidvania.

С этого момента стук костей и призрачный вой заполонили игры – антуражные мертвяки в The Secret of Monkey Island или орды врагов в Last Armageddon соседствовали с… Pinball Quest. Этот проект вообще был хорошей шуткой над геймдевом, сочетая RPG, квест и аркаду – действительно, почему было не добавить туда прелестнейших скелетов, сделав происходящее ещё абсурднее.

Так или иначе, с расцветом игровой индустрии всё многообразие хладных соседей человечества перетекло в цифровой формат – и некоторые из них оказались более популярными, нежели другие. О том, какие судьбы ждали различную нежить, мы поговорим далее.

– Отец! Всё… позади?
– Теперь – да. Короли не правят вечно, сын мой.
– Мой взор… застилает… тьма.

– Артас и Теренас III Менетилы
Призраки часто романтизируются, символизируя любовь, пережившую смерть, или великое испытание. И в играх они не избежали этой судьбы – хотя, бывает, что они выступают и в совершенно иных ролях, становясь комическими персонажами или наводя шороху внезапным появлением.

Всего их существует пять основных видов в искусстве и суевериях – это разделение, конечно, условно, но помогает ориентироваться. Давайте же применим его к игровым образам и посмотрим, насколько они соответствуют своим мифическим прототипам.

Банши когда-то были хранительницами лесов у кельтов, но со временем они стали плотно ассоциироваться со смертью и мрачной судьбой. Их завывания и всхлипы могли предзнаменовать мрачную судьбу и отвадить даже смелых людей от неверных начинаний.

В играх банши встречаются не так часто, как многие другие духи, ввиду своей специфики. Мы можем увидеть их в квестовых адвенчурах, где они служат для создания атмосферы – к примеру, в «Нэнси Дрю. Привидение замка Маллой» — 19ой компьютерной игре в серии point-and-click приключений молодой девушки-детектива.

Если же вы хотите насладиться страшными банши, чей крик может запугать одних и направить других – леди Сильвана Ветрокрылая из World of Warcraft спешит на помощь. Помимо сверхъестественных способностей духа, показанных в трейлере Battle for Azeroth, её внешний дизайн тоже отсылает нас к плакальщицам. Бледная кожа и застывшие на лице следы слёз как нельзя лучше делают из неустрашимой лучницы подавленную горем нежить.

Самые стандартные – и самые разнообразные – призраки встречаются повсюду. Завсегдатаи кладбищ, они бывают представлены в самых различных видах и просто давят остальных бесплотных числом – что в искусстве, что в играх. Так что тут всё больше зависит от индивидуального игрового опыта. Я назову своих «любимчиков», а у каждого из Вас может быть, что добавить к списку:

1) Пивз (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone).
Как говорится, когда был автор маленький, с кудрявой головой, он этот чёртов уровень раз десять проходил. И действительно – персонаж немало фигурировал и в книгах о юном волшебнике, но действительно запомнился мне по первой игре на ПК, где Пивз часто врывался в игровой процесс и мешал проходить определённые участки уровня. Его злобный смех, сопровождавший мои провалы, звучит в памяти до сих пор.

2) Spectre (Defense of the Ancients и DotA 2)
Время идёт, и компьютерные клубы сменяются ноутбуком за столом дома, но ощущение азарта не уходит. Spectre всегда была интересным по своему дизайну персонажем, которая могла действительно создать ощущения «наваждения» на игровом поле, подавляя вражескую команду и набирая силу к поздней игре.

3) Призрак (компаньон из Destiny 2)
Тут надо покаяться, но я не раз говорил, что являюсь казуальным игроком и не претендую на то, чтобы играть во всё – так, к сожалению, и прошла мимо меня первая часть в Destiny. Но во второй замечательный маленький спутник просто покорил моё сердечко тем, что не гнушался скрашивать своими комментариями самые пустые участки игры. Именно он во многом не позволил игровому процессу скатиться в рутинный шутер. Можно, конечно, поворчать, что он не является приведением в классическом восприятии, но из-за способности проходить сквозь объекты и взаимодействовать с неведомыми смертным материями – не стоит отметать его из списка.

Господа Полтергейсты близки к своим собратьям. Частенько, они являются призраками, что не могут без посторонней помощи покинуть какое-либо место. Многих из них можно встретить в The Haunted Mansion 2003 года или в хоррорах, вроде Amnesia. Но иногда игроку не говорят напрямую, что перед ним – полтергейст – приходится проявить смекалку.

Так, в дополнении «Каменные Сердца» к третьей номерной игре о Ведьмаке, мы встречаем семью одного из центральных персонажей – Ольгерда фон Эверека – в виде духов, привязанных к своим могилам. Одного из них – бесшабашного Витольда – герой даже берётся «покатать» в своём теле. Но, как и любой полтергейст, он обречён вернуться обратно.

P.S.: Технически, Пивз, которого я поместил к призракам, в книге является полтергейстом – но в игре его образ часто важнее его действий, что нехарактерно для этого класса духов – поэтому я решил отнести надоеду в другую категорию.

Последние – но не по значимости – духи, не имеющие точного перевода в русском языке, пришли из шотландского фольклора. Их особенность в том, что они обречены на вечное загробное служение – кому-то или чему-то. Толкин во Властелине Колец называет Назгулов и Клятвопреступников именно Wraiths. Тем самым, автор показывает, что одни подчиняются воле владельца кольца, а другие – законному держателю древнего клинка.

Ярче всего этот образ отразили два персонажа, принадлежащие Blizzard Entertainment и Valve – король Леорик и Wraith King.

По пути к Леорику в подземельях мы встречаем бесплотных духов, которых зовут именно wraiths – игра показывает, что они вынуждены служить своему королю после смерти, и потому изъявляют его волю, мешая игроку добраться до него.

Valve же оказались в определенный момент на пути правовых войн, и была вынужденна переименовать Короля Скелетов в DotA 2 в Wraith King. Это имело смысл и отражалось в новом дизайне – не кости, но зелёная духовная энергия струилась в доспехах падшего правителя. В его названии wraith скорее отражает то, что духи подчиняются ему, а не он сам является их слугой.

Также существуют люди-тени, но они больше связаны с образами в кино и литературе. В играх им не отводится отдельная роль, а образ чаще всего смешивается с другими сверхъестественными материями.

Трудно требовать от человека, чтобы он освободился от страхов. Страхи выполняют в психике человека не менее важную роль, чем все остальные эмоциональные состояния. Психика, лишенная страха, была бы психикой ущербной. Увечной.

– Эмиель Регис Рогеллек Терзиефф-Годфрой
Живых мертвецов, не растерявших свою оболочку, существует ещё больше видов, чем их приятелей-призраков, так что везде, где можно обойтись 1-2 примерами, я постараюсь именно это и сделать, дабы не запутывать Вас.

Пришедшие к нам из нордической мифологии, эти «снова-ходящие» (буквальный перевод названия) особенно хорошо запомнились игрокам в The Elder Scrolls V: Skyrim – их уровень скалировался вместе с уровнем игрока, делая каждую встречу с одним из бронированных восставших воинов настоящим испытанием.

Мы также встречаем драугров в God of War 2018, но там они ближе к рядовым врагам – имея интересный внешний вид, они не оставляют особо ярких впечатлений.

Одни из «старичков» видеоигр, личи были с нами ещё со времён самой первой Final Fantasy 1987 года. В мифологии они были особенно известны тем, что были при жизни сильными колдунами, и сохраняли эти силы после смерти – зачастую, сами являясь её причиной.

Самыми запоминающимися были, наверное, грозные воители Некрополя в HoMM – их «облака смерти» могли значительно досаждать врагам, а поддержка союзников была просто бесценной.

Нельзя не упомянуть и одну из самых известных персон среди личей – Кел’Тузеда, который фигурирует в Warcraft III, World of Warcraft, Hearthstone и Heroes of the Storm. Когда-то один из магов Кирин-Тора, ныне – могучий колдун, состоящий из магии и костей, способный избежать смертельного урона в своей филактерии.

Угадайте, кто не был изначально мёртв, но теперь уж наверняка? Именно эти ребята, ищущие тепла и мозгов на каждый день. Дело в том, что зомби пришли из африканских ритуалов и были всего лишь людьми, одержимыми внушенной им идеей. Шаманы могли использовать простых членов племени, как марионеток, в интересах вождя или для достижения собственных нужд.

Со временем образ эволюционировал. До сих пор зомби часто не являются окончательно мёртвыми в прямом смысле – но и жизнью это назвать нельзя. К примеру, инфицированные в The Last Of Us – от бегунов до щелкунов – уже не являются людьми и берут всё ради собственного выживания.

Но всё бывает и не так мрачно и серьёзно. Вспомните Plants vs. Zombies или Stubbs The Zombie – зачастую, мертвяков воспринимают комично, делая их элементом визуальной буффонады. Разумеется, битвы с живыми растениями, «дьявольское зловоние» и другие элементы отлично дополняют бредовое, но весёлое действо на экране.

Уххх, если уж зомби бывают самые разные – что говорить о скелетах? Почти везде они стали основой армий нежити, а некроманты поднимают их в таком количестве, что кальция не напасёшься.

Одним из самых популярных проектов с этими звонкими ребятами стала серия игр MediEvil про мёртвого рыцаря, случайно вернувшегося к жизни и отправившегося сражаться со злым волшебником. Игровой процесс выглядел карикатурно, но, в то же время развлекал – а визуальный стиль и главный герой — Дэн Фортескью – надолго запомнились игрокам.

Про другие виды можно сказать либо совсем чуть-чуть, либо слишком много: если о ревенантах сложно говорить потому, что их мало, и они слишком разномастны, то вампиры заслуживают отдельного блога. Единственные, о ком хотелось бы ещё упомянуть – те ожившие мертвецы, которые сами зовут себя нежитью.

В World of Warcraft есть целая раса восставших из могил людей. Они ведут отшельнический образ жизни, воюя с бывшими союзниками, поглощённые тьмой и страданиями. Как ни странно, среди них даже встречаются жрецы — свет обжигает их, но откликается на зов страждущих.

Также существует героический класс – Рыцари Смерти. Бывшие слуги Артаса, Короля-Лича, ныне они сражаются за свои фракции, будучи мёртвыми, но вернув себе крупицы собственных душ.

Разумеется, отнюдь не вся нежить также разумна и вольна в выборе. Плеть – одна из фракций – полностью находилась под властью своего мрачного владыки, сражаясь лишь ради его воли.

Можно сделать вид, что вы не замечаете ходячих трупов – но вот причина их появления очевидна и вполне реальна. Смерть, как бы это ни было печально, повсюду в нашем мире – а в мифах и легендах она ещё и воплощалась наиболее явно.

Что ж, игроделы не отставали и тут – если не считать отдельных персонажей вроде Некрофоса из DotA или Анубиса из Smite, то есть только один Смерть – и он брутален. Речь, конечно же, о Darksiders II и её протагонисте – одном из самых известных Всадников Апокалипсиса, который, как бы это ни было парадоксально, пытается воскресить человечество.

Обрати внимание, как часто слова «плохой» и «судьба» встречаются в одном предложении, и ты поймёшь одну из маленьких жизненных тайн: лучше всего послать судьбу куда подальше.

– Мортимер «Морте» Зубоскал
О влиянии образа нежити на видеоигры сложно сказать много.

Иногда нежить встречается нам совсем очевидно – например, Некроны в Warhammer 40k. Эти механические воины, созданные из некронтир, восстали и стали настолько интересны в сеттинге вселенной, что ключевой проект – Dawn of War – получил отдельное дополнение, посвященное им, под названием Dark Crusade.

В других случаях, их присутствие менее очевидно. Судьбоносные Жнецы из серии игр Mass Effect явно олицетворяют саму смерть, при этом без эмоционального окраса – но как кармическую неизбежность. Хаски из той же вселенной являются настоящими зомби, что пережили посмертную трансформацию и теперь видят смысл лишь в убийстве органически несовершенных нас.

А уж как часто мёртвые просачиваются в названия! В Heroes of the Storm Керриган, представительница вселенной Starcraft, выдаёт королю Леорику фразу «Побудь и ты призраком», намекая на ту военную специализацию, что была ей свойственна в бытность человеком.

Подводя итоги, хочется отметить, что мрак, тьма и холод только звучат ужасно и отталкивающе – при должных стараниях, они могут завлекать, а их проявления – создавать потрясающее повествование и сеттинг для игры. Это прекрасно доказали все герои нашего сегодняшнего блога.

Благодарю Вас за внимание, и – до скорых встреч!

P.P.S.: А все предыдущие темы можно почитать тут.


Harry Potter and The Sorcerer's Stone

Платформы
PC | Mac | PS | PS2 | XBOX | X360 | GC
Жанры
Дата выхода
16 ноября 2001
1K
4.0
679 оценок
Моя оценка

StarCraft

Платформы
PC | Mac | N64
Жанр
Дата выхода
31 марта 1998
1.3K
4.5
796 оценок
Моя оценка

Mass Effect

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
20 ноября 2007
5.6K
4.4
4 076 оценок
Моя оценка

The Secret of Monkey Island: Special Edition

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Browser
Жанр
Дата выхода
15 июля 2009
210
4.2
117 оценок
Моя оценка

The Elder Scrolls V: Skyrim

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
11 ноября 2011
9.1K
4.5
7 336 оценок
Моя оценка

Hearthstone: Heroes of Warcraft

Платформы
PC | Mac | iOS | Android | AmzKF
Жанры
Дата выхода
11 марта 2014
1.2K
3.8
1 017 оценок
Моя оценка

Heroes of the Storm

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
2 июня 2015
483
3.7
431 оценка
Моя оценка

God of War (2018)

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
20 апреля 2018
4.3K
4.5
4 186 оценок
Моя оценка

Destiny 2

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
6 сентября 2017
1.4K
3.5
1 058 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

— ВОТ ОНИ — СМЕРТНЫЕ, продолжал Смерть. — ВСЁ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ, — СОВСЕМ НЕМНОГО ЛЕТ В ЭТОМ МИРЕ. И ОНИ ПРОВОДЯТ ДРАГОЦЕННЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЗА УСЛОЖНЕНИЕМ ВСЕГО, К ЧЕМУ ПРИКАСАЮТСЯ. ОЧАРОВАТЕЛЬНО. ПОПРОБУЙ КОРНИШОН.

— Терри Пратчетт, «Мор. Ученик Смерти»

О, джинны бесспорно относятся к нечисти, но никак не к нежити.
Они пришли из аравийских легенд, перебравшись в ислам и оттуда — в современную культуру, но они всегда были ближе к элементалям. Т.е. не было представления о джинах или ифритах, как о духах людей — скорее, воплощений стихий и мистических сил природы.
Я тоже не играю во всё подряд, зато много читаю. И если призраков, зомби, скелетов и многих других в книгах доводилось встречать не однократно, то Драугиров я встретил пока только в Ведьмак 2: Убийцы Королей (The Witcher 2: Assassins of Kings). И ещё. В очень многих книгах вампиры выводятся в отдельный вид, ставясь едва ли не в один ряд с эльфами и гномами. Именно по этому я сомневаюсь, что их включение именно в топ нежити, хотя по поверьям они и живут в склепах. Я бы скорее отнёс насильственно превращённых в вампиров к проклятым. К тому же, как ты верно заметил, вампиров, вурдалаков и упырей стали разделять как разные виды.
Я фанат Альянса, но я за пузико тоже!
О, ты не возненавидел меня после стрима по Хотсу — значит, всё ещё не так безнадежно со мной :)

Был бы рад делать такое для СГ на рабочей основе — да к этому блогу ещё и видеоформат вечером или завтра подъедет.
Как же драугры из дополнения Bloodmoon для TES III:Morowind?
Их там было «немного, но приятно» :)
Поэтому я и решил написать про них в Скайриме — тут уж они присутствуют во всей красе.
Привет. Я наконец-то прочитал это все. Особенно интересно было про Wraith почитать, не знал, что вообще их как-то выделяют.

Но, я был бы не я, если бы не предъявил претензию:
Почему у тебя в позитиваторе Сильвана не каноничная? Девушка симпатичная, костюм клёвый, но проблема в другом. Опять. Этот. Чертов. Корсет. Вот сразу видно фаната Альянса, ты не понимаешь наших проблем.
Есть те вопросы, на которые ответ не зависит от меня :D

Но буду считать это добрым словом и благодарю)
Да и ты прав, это специфика статьи заставляет меня «скрести по сусекам» и выуживать всех, кто попадает под определение :)
А ещё советую Реальных Упырей — и пусть тебя не отпугнёт плохо переведенное название, это очень забавный фильм о повседневной жизни вампиров, где отрывается Тайка Вайтити :)
Благодарю, средачил этот момент :)
Как всегда, одна пара глаз — хорошо, но больше — лучше ;)
Если хочешь больше драугров — это без проблем :)
Рекомендую Старшую Эдду и нордические легенды, т.к. они встречаются почти во всех 9 мирах и часто фигурируют в происходящем, я уж молчу про то, что именно из их ногтей сложен Нагльфар.

По поводу вампиров — технически, традиционные вампиры всё же нежить, так что избежать их тут было бы кощунственнее, чем упомянуть :)
Подписываюсь, я бы лучше такие топы на SG смотрел, очень доскональные и подробные материалы.
А джины не подходят под категорию призраков/духов?
Хорошая статья. Также понравились твои работы про эльфов и гномов, остальные, к сожалению, ещё не успел прочитать, но дойду и до них.
Немного брюзжания:
Завсегдатаи кладбищ, они бывают представлены в самых различных видов...
Тут как то не совсем правильно (раздел о призраках/фантомах).
Тут я с тобой даже не спорю, но, как я и написал, хотелось рассказать про разные виды, так что везде старался брать ярких персов, а иначе вероятность растечься мыслью по дереву очень сильно возрастает)
Ошибочка. «Игровой процесс выглядел карикатурно, но, в то же время развлекал – а визуальный стиль надолго, а главный герой — Дэн Фортескью – надолго запомнился игрокам.»
А серия блогов отличная. Читаю с удовольствием и интересом.
Читай также