18 ноября 18 нояб. 40 1982

Кажется, люди перестали играть в игры ради удовольствия.

+13

(Немного обо всем и побольше о Dispatch)

Всем привет от обычного ридонли! Я хотел бы посвятить данный текст проблеме, которая давно меня тревожит. Я давно сижу на стопгейме (не смотрите на дату профиля, для ридонли мне долго профиль не нужен был) и уже несколько лет на дтф, и мне стало казаться, что заядлые игроки перестали запускать игры ради удовольствия и начали подходить к ним как к продукту ради предвзятого разбора по винтикам, игнорируя интересные задумки авторов, посыл проекта и т. п. Я считаю такой подход самовредительством, хотел бы рассказать, как я пришёл к такому выводу, и поделиться своим подходом к видеоиграм, возможно, получится примирить пару неспокойных душ.

Как я заезжаю в интернет почитать про видеоигры
Как я заезжаю в интернет почитать про видеоигры

Перед началом — короткая ремарка: я не отношу к хейту здоровую критику и «не моё», такое я только поддерживаю. Идеала в мире нет и не должно быть, иначе куда нам стремиться? А также тут я говорю про «хорошие» игры; такие явно неудавшиеся вещи, как «Голлум» или, прости господи, «Конкорд», мы убираем за шкаф.

Пример первый! В пиве мало витаминов, поэтому пива надо пить много!
Пример первый! В пиве мало витаминов, поэтому пива надо пить много!

Понимаю, что история наверняка не нова, но расскажу, как я пришёл к таким размышлениям. Впервые данная мысль меня посетила во время релиза KKD2, когда большинство негативных комментариев направилось на боёвку и на сохранения через шнапс. И если вопрос боёвки — это явно вкусовщина и вообще возьмите просто булаву и тыкайте по головам, если уж слишком сложно (я так и делал), то негатив в сторону механики шнапса (возможность сохранить через редкую выпивку) я принял в штыки для себя. Для себя я понял эту механику как отличную борьбу со сейвскамом! У вас всё еще есть возможность сохраниться в ключевых моментах, да и выходя из игры, вас никто не лишает сохранения, но вам приходится мириться с последствиями своих менее критичных решений. Украл побрякушку и разбудил хозяина дома? Ну, будь добр, получи по шее или плати штраф. Не прошел проверку красноречия? Ищи обходные пути, и т. д. и т. п., вы меня поняли. Если не считаете сейвскам проблемой, тут я вспомню БГ3 с её кубиками, которые народ перебрасывал раз за разом, ну потому что могут. И я таким страдал и понял, что это сильно выбивает из повествования.

Не будь в интернете как Сухой черт, образ прикольный, только спина вся оплёвана.
Не будь в интернете как Сухой черт, образ прикольный, только спина вся оплёвана.

Я не буду уходить в глубокий анализ игры, но продолжу мысль: народ не понял, не принял и пошёл даунвоутить игру, а не искать решение проблемы своего подхода к игре или просто скипнуть проект и искать «своё». KKD2 — хорошая игра, она может вам не нравиться, могут доставать механики выживания или т. п., но плохой игрой из-за этого она не станет, тут никуда не деться, графики популярности говорят сами за себя.

на момент написания у меня не работал steamdb, потому цифры могут быть не актуальны
на момент написания у меня не работал steamdb, потому цифры могут быть не актуальны

И да, если в целом хочешь поиграть во что-то, но какая-то механика тебя душит, — вперёд, качать моды или искать читы (не говорю за онлайн проекты, всё-таки там фактор честной игры). Игрок всегда вправе сам решать, как ему играть, главное во всем этом — получать удовольствие от процесса.

Что я видел в небе весь июнь
Что я видел в небе весь июнь

Вторым явлением за этот год я назову релиз Death Stranding 2! Ухххх. ну это Кодзима, господа, я бы это даже игрой не назвал, а скорее авторское творение. Но увы, как игра, мне «Бродячая Смерть» совершенно не зашла. Я посмотрел пару часов синиматиков, побродил по красивому миру, доставляя заказы, и понял, что оно мне не надо и я к такому не готов. Честно, я просто не хотел тратить свое время на подобный игровой процесс, и да, конечно, экшн подтянули с первой части (которую я тоже не прошел до конца, остановившись на первом боссе), но по-моему, Кодзиме давно пора уходить в кино (или в бренддансы), игры уже не тянут его уровень. Я посмотрел все интересные моменты на ютубе, оценил масштабы игры и со спокойной душой могу заявить — игра хорошая, но не моё, давайте дальше.

Я очень жду этого дня!
Я очень жду этого дня!

Чтобы не заполнять блог водой, я приведу последний пример в этом году, самый свежий и яркий по воспоминаниям. Речь, конечно же, о Диспатч!

Я начитавшись про Dispatch на ДТФ
Я начитавшись про Dispatch на ДТФ

Скажу сразу, я купил 8 копий данной игры, как говорится, себе, жене, собаке и дяде Валере с соседнего подъезда, так что да, игра мне понравилась. Шедевр ли Диспатч? Конечно же нет. Ну, объективно, кого-то из героев не дораскрыли, бестолковый QTE, где-то можно было придумать более интересные механики и т. п. (я бы добавил еще 1-2 эпизода между 4 и 5, чтобы побольше взаимодействовать с командой). Но я вижу эти претензии как «доплати 5 тысяч и собери комп помощнее». Мысль имеет место быть, но не всегда подходит тому, к кому данная мысль направлена. Справляется ли игра со своей задачей? Для меня — на все 100%. Запустив «Диспетчеров» и пройдя первых два эпизода, я прекрасно понял, что это за игра и что стоит от неё ожидать, и, пройдя её полностью, ничуть не был разочарован, ну если не считать, что я хотел ещё. Я следил за графиками роста популярности, мейнстрим-блогерам игра, по-моему, всем зашла, но, начав читать отзывы игроков на игровых сайтах, мне опять стало не понятно, зачем вот это вот всё.

Мы все разные и любим разные игры, но идея тут простая.
Мы все разные и любим разные игры, но идея тут простая.

Сейчас будет казаться, что я защищаю игру… (зачем я это пишу, я делаю только хуже), но я больше хочу разобрать недопонимания, как я это вижу, и ещё раз напомнить, что игра объективно не шедевр и имеет минусы.

Самая громкая претензия, что выборы не особо-то и влияют на игру, мы в любом случае придём к финалу, который будет отличаться 1-2 сценами… Да, это так, а когда было по-другому? (Давайте вот только не сравнивать диспатч с полутекстовыми ролевками, в которые мы играли когда-то, когда с нас не сыпался песок).

Я не хочу сказать, что лучше игр не делали, я хочу сказать, что выбор в данной игре не для того, чтобы было под конец 10 разных сюжетов. Выбор здесь нужен, чтобы именно ВАШ Роберто Робертсон прошел с вами по данному сюжету, поддерживая вашу точку зрения на те или иные события в игре. Вам дают возможность выбрать настроение, манеру общения, иными словами — реакции персонажа, близкие именно вам. Это нужно для погружения в игру, в сюжет и чтобы просто каждый отдельный человек получил больше удовольствия от игры, проходя её немножко по-своему. И под конец вы как игрок получаете всё-таки свою особенную концовку, которая может не всегда твердо стоит на ногах…, но как по мне, все работает в пределах рамок, заданных авторами.

QTE тут и вправду просто не нужен, хоть на клавиатуре спи, всех победишь! С другой стороны, конечно, душно перепроходить раз за разом одни и те же сцены из-за мисклика по мышке. Механика, взятая от «This Is the Police», успешно, по-моему, подобрана в рамках «Диспетчера», и механики с супергероями отлично разбавили оригинал, но да, получилось не так глубоко, ибо игра то не полностью про это, хотя последний день показал, что при желании можно игроку-то поднапрячься (по крайней мере при первом прохождении, на второе ко мне даже «подкрепление» не прилетело). Вообще, эта игра имеет интересный подход к геймплею, который, как по мне, не особо выбивает из темпа повествования и дает немного разрядиться между «живыми» эпизодами.

Надо было Ройда попросить допилить игру, он бы сделал конфетку для всех!
Надо было Ройда попросить допилить игру, он бы сделал конфетку для всех!

Не считаете, что я прав? Имеете полное право, но что это изменит? Игра удалась, скорее всего, будет еще, думаю, здоровую критику авторы учтут, а помои, которыми недовольные игроки поливают игру, просто растворятся на просторах интернета.

И собственно, зачем надо закапывать для себя хорошую игру, да ещё и отпугивать людей от попытки дать шанс такой увлекательной истории (да и во что им, всё равно, играть-то из подобного сейчас?) Запускайте игру с мыслью, чтобы отдохнуть, расслабиться после работы/учебы и получить по максимуму положительных эмоций. Бывает, что вам что-то не зайдёт, — это совершенно не повод, как по мне, тратить свое время и силы на то количество негатива, которое я вижу в последнее время в сети.

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь мыслю свою до вас донес, и может не очень уверенно, но вроде как аргументировал. Буду рад любым комментариям и критике своего первого «творчества».


Лучшие комментарии

заядлые игроки перестали запускать игры ради удовольствия и начали подходить к ним как к продукту ради предвзятого разбора по винтикам, игнорируя интересные задумки авторов, посыл проекта и т. п.

Никогда не разбираю ничего по винтикам, и если косяки игры прямо в лицо не летят, получаю удовольствие от проекта и задумок авторов.

Мне 30+, кстати. И почему люди ноют - явно не из-за возраста, склад ума, характера, неоправданные ожидания, жажда самоутвердится в Сети с единственном правильным (лол) мнением. Причин масса. Дело, чаще всего, не в играх вообще.

давно сижу на стопгейме (не смотрите на дату профиля, для ридонли мне долго профиль не нужен был) и уже несколько лет на дтф, и мне стало казаться, что заядлые игроки перестали запускать игры ради удовольствия и начали подходить к ним как к продукту ради предвзятого разбора по винтикам, игнорируя интересные задумки авторов, посыл проекта и т. п.

Ну так это, зашел мужик на нудистский пляж, а там люди голые. Вот это да. А что, собственно, должно быть в тех же блогах SG?

Что вызовет больше ажиотажа?

Рассказ о том, что "я вот в поиграл "вставить сюда название малоизвестной или не очень игры". И мне так понравилось. Давно в такое не играл. Пушка, гонка 12 из 10."

Или повествование застрявшего в подростковом возрасте "эстета", который с оттопыренным пальчиком печатает: "А знаете, эта ваша "вставить сюда название любой популярной нынче игры" говной попахивает. Вот всем почему-то нравится, а ведь пахнет. Как можно в это играть?"

"Незаядлые" игроки просто играют во что и как им нравится. Наслаждаются процессом. Делятся впечатлением с друзьями (ибо кому еще их мнение ещё важно). Иногда пишут отзывы или даже блоги. И таких таки гораздо больше.

Я начитавшись про Dispatch на ДТФ

Ох и не говори, чувак, сборище каких-то душнил маргиналов, то история слишком детская, пубертатная, то секса слишком много, то вообще не игра, устанешь от такого количества негативного контента, учитывая, как большинству игра действительно понравилась

Бывает, что вам что-то не зайдёт, — это совершенно не повод, как по мне, тратить свое время и силы на то количество негатива, которое я вижу в последнее время в сети.

Золотые слова.

как иронично это прочитать именно сегодня, в день срача под обзором Диспача)

Во-первых, играть ради удовольствия -- это гедонизм

Зачем ты зашел на этот сайт, ради чего?

Во-первых, играть ради удовольствия -- это гедонизм
без такого подхода игры никогда не станут искусством

Да хз, что больше ажиотажа вызовет, на самом деле. Я вот не трачу своего времени на негатив, потому что мне не интересен материал формата "почему X — говно". Поскольку он не принесёт мне никакой пользы ( условно, добавочки в бэклог), а только потратит моё время. Зато вот на материал "почему X — шедевр" я кликну почти всегда, потому что и положительных эмоций это принесёт несравнимо больше, чем очередная "пятиминутка ненависти", и, возможно, расширит мой кругозор познакомив с чем-то новым.

заядлые игроки перестали запускать игры ради удовольствия и начали подходить к ним как к продукту ради предвзятого разбора по винтикам

Одно другому, кстати, ниразу не противоречит. Вот кайфанул я с ре2ремейка, а потом сижу и думаю "а с чего именно я кайфанул? Какие решения разработчиков к этому привели? Какие решения этому помешали?" и всё ок.

И пришел к выводу что кайфанул я в том числе и с прогрессии. Типа в начале вокруг зомби, патронов мало и надо убегать отбиваясь кое-как. Но ближе к концу, я разжился и шотганом и патронами и всем прочим, зачистил практически весь РПД и уже не "меня заперли с вами", а "вас заперли со мной".

заядлые игроки

Заядлым игрокам 30+ лет. Им игры уже приелись, как в детстве не торкает. Вот и ноют.

Минусов много, но для этого нужно рассматривать подробности. Я веду философское сообщество в VK под названием Эмоциональная Экономика, и там можешь глянуть на мои разборы гедонистических аспектов

Всё ясно. Теперь понятно почему от текста я чувствую запах шизы и пубертата 2008 года. Теперь контекст текста понятен.

Я для себя недавно решил: брать только что, к чему чувствую на подсознательном уровне интерес

Если этого интереса нет, всё просто, игру не беру, ибо с возросшими ценами на игры и с их большим количеством не хватает ни средств, ни времени на прохождение всех этих игр, поэтому выбираю самое-самое, так сказать

Во-первых, играть ради удовольствия -- это гедонизм.

Не могу согласиться с этим утверждением. Я же не играю 24 часа в день, я хожу на работу, я провожу время с семьёй и маленьким ребенком, и уже когда мелкого уложили спать после 10 часов вечера я могу потратить немного времени на видеоигры. Я думаю так у многих.

Это то же самое, что отражать всё и не верить в объективность.

Да.. но нет? Объективность присутствует безусловно, я вроде и пытался донести что хорошая игра не = идеальная. Но в вопросах досуга и развлечений думаю это должно отходить на второй план и человек должен выбирать не объективно, а то, что ближе ему самому.

Во-первых, играть ради удовольствия -- это гедонизм

Минусы?

Это то же самое, что отражать всё и не верить в объективность. И да, объективность применима в том числе к искусству

Неприменима. Даже если решить в рамках какого-нибудь мысленного эксперимента, что объективность в искусстве есть (разумеется, игнорируя все противоречия, которые тут же возникают), доведение этой мысли до конца неотвратимо приводит нас к тому, что идея бесполезна чуть более, чем полностью для всего, кроме бессмысленной полиции мыслей - крайне ущемленческое занятие, даже более мягкую формулировку подбирать не буду.

так же как литература не стала бы искусством без критики Белинского в XIX веке

Не скрою, вот это - для меня самое потрясающее. Интересно, как поэты, литераторы до Белинского вообще жили?

Вот ты пишешь

Я не буду уходить в глубокий анализ игры, но продолжу мысль: народ не понял, не принял и пошёл даунвоутить игру, а не искать решение проблемы своего подхода к игре или просто скипнуть проект и искать «своё».

Но у большинства как раз средний вариант: игра нравится, но конкретно эта механика раздражает. Поэтому решение проблемы: поделиться своими страданиями со всеми страждущими, чтобы разрабы трижды подумали в следующий раз, если такого нытья будет слишком много. А им иногда надо подумать. В 99% игр есть 30% спорных решений разрабов. Зачем в этому привыкать, если можно пытаться корректировать.

Так что ты по сути критикуешь обратную связь как концепт.

Я просто не могу не подметить твой аватар и ник, читая комментарий XD

Я веду философское сообщество в VK под названием Эмоциональная Экономика, и там можешь глянуть на мои разборы гедонистических аспектов

Я буду честен с тобой, что-то в сочетании слов "эмоциональная экономика" натурально выворачивает меня наизнанку и заставляет думать о всяких книжках, типа "Мысли позитивно! Как мысль материализуется в реальную жизнь" и "Будь продуктивным! Как настроить свою жизнь, чтобы выжать из своего существования, как кровь из камня, каждую капельку эффективности, всё больше и больше, пока зияющая пустота неизвестности не уйдёт на второй план от извечных переработок и заглушек, как эта книга". Не, спасибо, мне нормально в хаосе.

Если не верить в объективность, то ничего объективного не получится достичь.

Разумеется, ведь достичь чего-то объективного можно ТОЛЬКО веря (неплохое слово, подходит) в объективность, это ты хорошо уловил.

Я, например, читал полное академическое собрание сочинений Лермонтова и Тургенева, также художественные академические альбомы Куинджи и Серова, и это именно такая объективность, которой очень не хватает играм.

Если бы видеоигры выходили бы в 19-м веке, разумеется, всё это было бы крайне актуально. И Лермонтов, и Куинджи, Серов. Но в последний раз, когда я проверял, понимание искусства всё же прошло через, как минимум, весь XX-й век с его дадаизмами, постсруктуриализмами, La mort de l'auteur Барта и даже пережил авторскую теорию в кино. Критике видеоигр тоже ещё есть куда стремиться, но, боже упаси, явно не в сторону Белинского.

Эти писатели и считаются классиками, на которых обратили внимания исследователи благодаря такой резкой и острой критике Белинского (их он всех тоже критиковал, но от этого не меньше ценил).

Ох, да, давайте сейчас популярность Пушкина, который был видимым членом лит. сообщества и начал делать себе имя сразу после лицея, приписывать Белинскому. "Исследователи обратили внимание" и мы говорим о том, кого российский император считал едва ли не личным поэтом. Белинский был видимым литературным критиком того времени (не в последнюю очередь потому что его критика местами старалась зайти на территорию самой литературы), но его значимость скорее максимум в симбиозе с и без него имевшимися сдвигами в культуре тех лет.

Да скорее всего так и есть, но надеюсь это поправимо

Мне почти 50 и хорошие игры все также торкают как и раньше.
Другое дело, что игр, которые делают для того, чтобы они приносили удовольствие игрокам все меньше.
Раньше игры делали, по сути, сами игроки. И ID и Raven и Valve были созданы самими игроками, фанатами своего дела. И во главе студий небыло бизнесменов и талантливых менеджеров, пришесдших из бизнеса. Студии были маленькие и им не нужны были все деньги мира.
Сейчас все изменилось, осталась надежда только на инди.

Картинку лучше убери или зацензурь. Тут за мат даже на картиниках наказывают.

Читай также