14 сентября 14 сент. 31 5859

Сделай нас единым. Самые страшные секты в играх и их реальные прототипы

+81
Лучший блог недели
2000 ₽
«Я уже говорил тебе, что такое безумие?»
Ваас

Игры за свою историю накопили множество тем, способных напугать: зомби, призраки, мутанты, поехавшие маньяки, древние лавкрафтианские боги, которые настолько далеки от человека, что их в принципе невозможно осознать, находясь в здравом уме. Но мало что может сравниться с тем ужасом и чувством паранойи, которые вселяет секта. Закрытое сообщество людей, объединённых общим безумием, которые ради своих идей готовы отдавать и собственную, и чужую жизнь.

В своё время меня очень впечатлил фильм «Мгла», снятый по повести Стивена Кинга «Туман», который, по слухам, стал источником вдохновения для Half Life. Самым страшным в этом кино были не монстры, которые появлялись из тумана и жрали людей, а обычная тетушка, волею судеб оказавшаяся запертой в супермаркете вместе с остальными бедолагами.

Тревожный звоночек впервые раздался, когда она выдвинула теорию о том, что монстры из тумана — это наказание за грехи человечества. Но это можно ещё было списать на стресс. Одна из главных функций любой религии — это объяснить необъяснимое и успокоить человека, лишив его экзистенциального ужаса перед смертью, небытием, вечностью и всем остальным, что лежит за пределами человеческого понимания и что невозможно познать с помощью жизненного опыта.

Но чем больше человек умирало в течение фильма, тем сильнее нарастала паника в супермаркете, и тем влиятельнее становилась сумасшедшая, поскольку она единственная могла предложить хоть какое-то объяснение происходящему и дать опору веры. К концу фильма большинство людей из супермаркета объединяются вокруг этой женщины, образуя секту фанатиков, которая очень быстро приходит к идее человеческих жертвоприношений.

То есть вполне себе цивилизованное и прогрессивное общество, оказавшись в непонятной и экстремальной ситуации, за какие-то часы деградировало до общества времён древних языческих племён, которые убивали людей, чтобы задобрить кровожадных богов.

Поэтому что в фильмах, что в играх обезумевшие, сбившиеся в стаю люди порой пугают гораздо сильнее, чем монстры и адские сущности. Сегодня мы погрузимся в мрачные тайны игровых сект.

Содержание:
Что такое секта?
Секты в играх
Секта преобразования человечества
Лавкрафтианская секта
Секта поломанных
Секта превосходства
Секта долбанутых
Секта идеалистов

Что такое секта?

Для начала надо определиться с терминами и понять, что такое секта. Толковый словарь Ожегова даёт следующее определение: «Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. Переносное значение: группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.)».

Большая советская энциклопедия называет сектой «религиозное явление, охватывающее различные группы, общины и объединения, отделившиеся от господствующих религий и находящиеся в оппозиции к ним». Далее составитель энциклопедии добавляет щепотку идеологии и политоты. Секта вдруг оказывается «формой демократического движения, выражающего в религиозной оболочке социальный протест против господствующего слоя». В общем тётка в «Мгле», которая велела принести людей в жертву ради того, чтобы задобрить высшие силы, в интерпретации советских коммунистов — это демократ и борец с режимом, так-то!

Если суммировать все определения секты, то мы получим следующее: религиозное или околорелигиозное закрытое сообщество людей, имеющее небольшое число сторонников, которое откололось от какого-то более известного и популярного течения и зачастую противопоставляет себя ему.

Выходит всё ещё мутно и странно. Например сайентология, которая в Германии, Франции и России официально считается сектой, ни от чего, по сути, не откалывалась. Это логичное развитие более раннего учения Хаббарда, которое называется «Дианетика». Но во-первых, сам у себя не своруешь. Во-вторых, это эволюция идеи, а не её полное переосмысление. Или вот раэлианство — течение, адепты которого верят, что люди были созданы инопланетной цивилизацией «Элохим» с помощью генной инженерии. Фильм «Прометей» Ридли Скотта смотрели? Вот примерно про это. От кого они откололись и кому противостоят? Да не от кого и никому.

Я спросил у чата GPT, чем религия отличается от секты, и он выделил следующие признаки:

Признание — религия имеет широкое признание в обществе, историю и традиции. У секты меньше последователей, они менее институциональны и вызывают подозрение у общества.

Размер и влияние — число последователей религии исчисляется миллионами и миллиардами, а влияние на культуру неоспоримо. Секта — см. пункт 1.

Организация — религия имеет иерархическую структуру духовенства. Секта — это обычно просто община с единственным харизматичным лидером, но с более строгим контролем за членами культа.

Восприятие — религия воспринимается в обществе как легитимная форма духовной жизни. Секта — как что-то опасное, изолированное и деструктивное. В общем — опять приходим к «Признанию».

Получается, что, по сути, религию от секты отделяет только количество последователей. Ведь если их большинство, то секта автоматически становится легитимной в обществе, а поскольку управлять таким стадом в одиночку нельзя, то появляется класс духовенства. Иначе говоря, религию от секты отделяет степень заразительности идеи. Чем идея понятнее и привлекательнее, тем она популярнее. Чем она популярнее, тем легитимнее секта.

Секты в играх

Чат условно разделил секты на Апокалиптические (готовятся к концу света и считают себя избранными), Мистические (духовная практика, медитация, тайные знания), Целительские (телесные практики, особое питание) и Политико-религиозные (тут собственно всё понятно из названия).

Я же представлю свою собственную классификацию, относящуюся к игровым сектам. Это Секта преобразования человечества, Лавкрафтианская секта, Секта поломанных, Секта превосходства, Секта долбанутых и Секта идеалистов.

Понятно, что всё это деление очень условное и секты могут запросто прыгать из одной категории в другую. Но как-то их структурировать всё же надо.

На всякий случай специально пропишу. Первое — ниже речь пойдёт о выдуманных культах. Второе — это просто анализ вымышленных течений. Ни о каком одобрении или пропаганде речи тут не идёт. Данный текст пишется исключительно в развлекательных целях. Поняли-приняли? Тогда поехали.

Секта преобразования человечества

В основе этого течения лежит идея эволюции человека в нечто большее, чем он есть на данном этапе своего развития. Обычно лидеры таких игровых сект берут за основу неких более продвинутых существ и пытаются направлять человечество таким образом, чтобы оно стало подобно объекту поклонения. Это своеобразная попытка обожествить человека. Тот факт, что человек при этом перестаёт быть собой со всем хорошим и плохим, что определяет нас как людей, лидеров таких культов не колышет.

Яркий пример — это Церковь Юнитологии из серии Dead Space. Упоминать это течение в данном блоге — большая натяжка, поскольку юнитология в мире «Мёртвого космоса» — это уже не секта, а оформившаяся мировая религия, которая имеет миллиарды последователей, колоссальное влияние на политику и огромные ресурсы. Но как мы уже выяснили, грань между религией и сектой весьма расплывчата.

Юнитологи поклоняются инопланетным Обелискам, а точнее — существам, которые их создали. Их конечная цель — это преобразование всего человечества в некий единый суперорганизм. Существование в этой единой форме, согласно учению юнитологов, избавит человечество от всего, что его отягощает — конфликтов, противоречий, желаний, сомнений, голода, смерти, боли и так далее. Отсюда и слоган: Make us whole  — «Сделай нас единым». Для тех, кто постарше — это некий аналог проекта Икари Гендо по комплементации человечества («Евангелион»). Для тех, кто помладше — это некий аналог вечного цукиёми («Наруто»). Что биологический суп папаши Синдзи, что гендзюцу Мадары Учихи — суть одно. Это объединение всех людей в единую сеть с полным стиранием их личности. О чём юнитологи забыли сообщить своим адептам, так это о том, что для объединения надо пожертвовать жизнью и превратиться в безмозглого кровожадного монстра, а уже потом — стать частью единого суперорганизма под названием Кровавая Луна — живой планеты, которая путешествует по Вселенной и распространяет «вирус» некроморфов, плодя своих собратьев. Такая себе мечта, как ни крути.

Тут интересно то, что фактически члены секты правы в своём религиозном рвении. Обелиск способен ускорять эволюцию, дабы жизнь размножалась и процветала, ведь любые биологические существа - это будущая основа для тела Кровавой луны. И Чёрный обелиск способствовал возникновению человечества. То есть некое созидательное начало у обелисков действительно есть. Но всё, конечно, оказалось несколько сложнее, чем казалось юнитологам.

Подобную религиозную концепцию можно было наблюдать в недавно вышедшем фильме «28 лет спустя». Прятать описание за «спойлером» не буду, так как описываемая мной сцена происходит в первые несколько минут. На тихое поселение в Шотландии нападают зомби, а священник из местного прихода вместо того, чтобы спасать себя и своего сына, встречает кровожадных тварей с распростёртыми объятиями, добровольно давая себя загрызть. В основе его поведения тоже лежит идея своеобразного объединения человечества в новый вид. И плевать, что новый вид — это безумные каннибалы.

Юнитология не имеет конкретного прототипа из реальности. Это скорее сплав разных религиозных течений. Тут явно есть примеси саентологии (от неё секта, в частности, переняла иерархию и вербовку), милленаризма (вера в то, что наступит перерождение человечества, после которого его существование принципиально изменится) и техно-религиозной мистики (идея в то, что спасение придёт через некую технологию — Обелиск, однако сами юнитологи воспринимали этот артефакт не как машину). Стоит отметить, что создатели игры отрицали, что вдохновлялись саентологией. Но у меня есть предположение, что они сказали это просто, чтобы не попасть в чёрный список Тома Круза.

Церковь исцеления из Bloodborne тоже можно отнести к этой категории сект. Как и в случае с юнитологией, это скорее религия, так что тут уместнее будет употребить слово «культ». Согласно лору игры, Церковь узнала о существовании Великих — неких высших существ, своеобразных лавкрафтианских богов. Раздобыв их кровь, Церковь объявила её святой и придумала особый ритуал переливания этой субстанции людям. Изначально считалась, что Древняя кровь — это лекарство от всех болезней, но со временем оказалось, что это своего рода мутаген, который превращает людей в монстров. Тогда Церковь основала институт охотников, задача которых была убивать этих монстров, защищая не мутировавших горожан.

При этом Церковь преследовала, как ей казалось, высшую цель — возвысить человечество до Великих. То есть, как и в случае с юнитологией — обожествить человека, изменить форму его существования. Пусть и в крайне извращённой форме. Весь этот лор я почерпнул, читая фанатские сайты, поэтому заранее прошу прощения, если что-то переврал. «Бладборн» я полностью прошёл, но, как и полагается в играх известного мультипликатора, не понял ровном счётом ничего.

Церковь Бога-Машины из Deus Ex: Mankind Divided — это сообщество аугументированных изгоев, которых обычные люди окончательно затюкали после Инцидента. Изначально США, Китай, ОАЭ и Чехия активно форсили аугментации, но происшествие в Панхее так встряхнуло весь мир, что «аугов» стали бояться. А в Чехии сложился настоящий режим апартеида, как в ЮАР образца середины прошлого века. Теперь все делятся на «чистых» и «аугов» — на граждан первого и второго сорта. Насколько всё плохо, начинаешь понимать, когда каждый встречный мент требует показать документы, а потом провожает ласковым «катись, железяка, нам тут такие не нужны». Город Големов — гетто, созданное специально для аугов, которые не прижились в Праге, и вовсе напоминает одну большую помойку.

Не удивительно, что в таких условиях, у киборогов возникла потребность защитить себя. Сработали сразу два механизма защиты: политический — в виде Коалиции за права аугументированных (КПА) и религиозный — в виде Сингулярной церкви Бога-Машины. О последней мы и поговорим. Как и положено секте, она довольно закрытая и весьма радикальная. Элисон Станекова — глава отколовшейся от этого культа группы даже помогает с организацией теракта на станции Ружечка, поскольку её об этом попросил брат-ауг.

Цель секты — такая же как у юнитологов, но без членовредительства. Загрузить сознание всех последователей в единую компьютерную сеть и стать машиной в буквальном смысле. Это у них называется «Вознесение». На деле же это коллективное самоубийство, поскольку никто из культистов не сможет пережить данную процедуру. Тут вам не «Киберпанк 2077». Играя за Дженсона, мы можем остановить Вознесение, убедив Элисон не совершать массовый суицид.

Если проводить параллели с нашей с вами реальностью, можно вспомнить секту, которую в 2017 году создал бывший инженер Google Эндрю Левандовски. Он организовал общество «Путь будущего», которое поклоняется искусственному интеллекту.

Его официальный девиз — «Развивать и продвигать Бога, основанного на искусственном интеллекте. Через поклонение ему и понимание его идти к лучшему будущему». Дальше — больше. Футурист Рэй Курцвейл, который явно проникся идеями «Пути», пишет, что всё в конечном итоге придёт к сингулярности, которая будет выражаться в том, что люди оцифруют своё сознание и перенесут его в машину, добившись таким образом бессмертия. Напоминает Церковь Бога-машины, не правда ли?

Примечательно, что похожую секту мы наблюдали в вышедшем в этом году фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата», где главным антагонистом выступил продвинутый ИИ, который сформировал вокруг себя культ религиозных фанатиков.

Секта Лос-Иллюминадос из Resident Evil 4 — из той же оперы. Это культ, сформировавшийся в Испании, который поклоняется паразиту лас-плагос. В нём сектанты видели проявление Божественной воли. Они добровольно заражали себя паразитами, считая, что таким образом возвышаются. Сектанты создали свою собственную церковь и проводили там ритуалы. Правда, в случае с Лос-Иллюминадос, истинные цели у культа были куда более приземлёнными, чем у Церкви исцеления и юнитологов. Лидер этого общества Осмунд Саддлер похитил дочь президента США Эшли Грэм, чтобы заразить её паразитом, сделать подконтрольной, а потом вернуть обратно домой и влиять через девушку на её отца, управляя таким образом американской политикой из тени. То есть тут речь уже идёт не об обожествлении человечества, а о банальной жажде власти.

Это делает Саддлера похожим на Оливию Пирс из Doom 2016 года, которая была научным сотрудником корпорации OAK на Марсе и прямо на Красной планете организовала небольшой культ сатанистов. Тут тоже разговоры о преображении человечества и высшем благе в виде решения энергетического кризиса, а на деле — личные цели.

Там всё прямо по учебнику: вербовка наивных дурачков под лозунгом «Мы все — одна дружная семья», иерархия культистов с постепенном продвижением её членов по сектантской лестнице, тёмные ритуалы, жертвоприношения и так далее. Как и в случае с испанскими деревенщинами, Оливия старалась не ради человечества, а ради себя любимой. Она заключила сделку с адом, организовав вторжение адских сил в марсианский комплекс в обмен на обещание сделать её высшим существом. Высшее существо в понимании думовского сатаны — это гигантских кибернетический паук. В общем, за что мисс Пирс боролась, на то и напоролось. Земля ей стекловатой.

Гермиона сильно изменилась за лето
Гермиона сильно изменилась за лето

Лавкрафтианская секта

Казалось бы, сюда бы Роял Чизу стоило поместить Церковь исцеления, поскольку весь Бладборн — это одно большое признание в любви к Лавкрафту. Тут тебе и древние непонятные боги, и поклоняющиеся им людишки, и вполне себе раскрытая тема безумия, а в DLC и вовсе появляются рыболюди из Инсмута.

Но я, как Роршах, прошепчу: «нет». У Лавкрафта культы действительно поклонялись древним богам, но они стремились служить им как рабы, а не возвыситься до их уровня, чего добивалась Церковь исцеления и юнитологи. Что «Культ Ктулху», что «Тайный орден Дагона» пытались подготовить человечество к приходу ужасного бога. Только в первом случае предполагался Апокалипсис с уничтожением всех людей, а во втором — превращение людей в подводных жителей, но не для того, чтобы усовершенствовать человека, а для того, чтобы служить Дагону, который в свою очередь служит Ктулху. Культистами из мира Лавкрафта движет скорее страх, чем желание возвыситься. А страх, как известно, мощное оружие. «Культ Ктулху» в игре Call of the Cthulhu как раз таки и пытается вызвать древнее божество. И главный герой может как помочь в этом, так и помешать.

К лавкрафтианским сектам я бы отнёс и культ матери Миранды из Resident Evil: Village. Бывшая учёная Миранда заразилась мегамицелием, получив долголетие и сверхспособности. Она основала культ в небольшой румынской деревушке, выдав себя за пророчицу некоего тёмного божества. Миранда делала вид, что защищает деревню от напастей, но на деле она просто использовала поклоняющихся ей местных жителей для своих экспериментов. В отличие от лидеров предыдущих сект, ей было плевать на свою паству. Она преследовала личную цель — найти подходящий человеческий сосуд для возрождения своей давно погибшей дочери Евы. А сектантов использовала как расходный материал. Именно они становились оборотнями вследствии попыток Миранды пересадить им паразита каду. Чем-то это напоминает Церковь исцеления, которая тоже плодила оборотней. Но повторюсь: иерархи церкви в Бладборне делали это ради высшей цели, а Миранда — ради себя.

Миранда и ее лорды
Миранда и ее лорды

У основательницы культа есть несколько последователей — своего рода пастырей и местных лордов. Это люди, которые вошли в симбиоз с каду и получили уникальные силы: Альсина Димитреску, Донна Беневиенто, Сальватор Моро и Карл Гейзенберг.

О том, как немногочисленные местные жители, которых Миранда ещё не превратила в оборотней, относятся к культу, становится понятно буквально сразу. Они живут в постоянном и диком страхе, но в то же время в каждом доме есть «икона» с изображением матери Миранды.

Люди следуют за сектой не потому, что их соблазнили какими-то идеями, а потому что для них это единственный способ выжить.

Темному божеству поклоняется и секта под названием «Орден» из серии Silent Hill. И вот к ней слово «сектантство» применимо полностью. Не только благодаря закрытости, мрачным ритуалам и человеческим жертвоприношениям, но и тому, что она фактически откололась от первоначального течения.

Во внутриигровой книге «Древние боги Сайлент-Хилла: изучение их этимологии и эволюции» говорится о том, что религию Ордена основали приехавшие в Америку из Европы колонисты, которые взяли за основу верования индейцев и извратили их. Несколько веков спустя, в 1990-х годах, потомки этих иммигрантов создали сам Орден. И поскольку секта вызывала у местных жителей подозрения, она действовала тайно. Их вера была сплавом идей из раннего христианства, ацтекских ритуалов, сатанизма и верований индейцев.

Однако, читая фанатские ресурсы по «Сайлент Хиллу», я наткнулся на странное противоречие. В одном случае говорится, что Орден не признаёт категории добра и зла. И именно поэтому Бог и дьявол для культистов — это примерно одно и то же.

— Это не редкость для людей поклоняться одному Богу и всё ещё иметь разногласия.
— Бог? Ты уверен, что не имеешь в виду дьявола?
— Как угодно.

Диалог Винсента и Хизер

Но в другом месте говорится следующее: сектанты считают, что человечество погрязло в пороках, поэтому цель Ордена — построить «новый мир, незапятнанный злом». То есть категория «добра» и «зла» у них всё же есть. Могу лишь предположить, что тут подразумевается не добро и зло, а порядок и хаос.

Орден — это типичная секта апокалиптического толка. Её члены готовятся к концу света, рассчитывая на то, что истинным верующим будет дарован рай. При этом культисты считают, что спасение возможно только через боль и агонию, поэтому наличие потустороннего мира со всеми его монстрами и опасностями они воспринимают как часть Божьего замысла. Не знаю, какие реальные секты легли в основу Ордена, но совершенно очевидно, что авторы брали за основу сатанизм и всякие оккультные течения.

Орден из фильма «Сайлент Хилл» Кристофа Ганса.
Орден из фильма «Сайлент Хилл» Кристофа Ганса.

Секта занималась похищением людей, ритуальными убийствами и распространяла наркотик PTV, создаваемого из местного растения Белая Клаудия. Прямого объяснения этому я не нашёл, но я полагаю, что наркотики использовались как для промывания мозгов своим новообращённым адептам, так и для пополнения казны Ордена. В 90-х Сайлент Хилл был обычным туристическим городом, а туристы охотно покупали «расслабляющий препарат». Запомните этот момент, мы к нему ещё вернёмся.

Ну и последнее общество, которое я отнесу к категории лавкрафтианских, это секта из Cult of Lamb. Игра представляет собой рогалик, поэтому особой лорный глубины в ней нет, но есть все признаки секты, которая держится на страхе перед могущественными темными силами и желании им подчиняться.

Милота какая. Скоро этих няшных зверюшек принесут в жертву
Милота какая. Скоро этих няшных зверюшек принесут в жертву

У нас есть небольшая община с лидером в лице овечки, которой и поклоняются все остальные. Овечка предстаёт пророком тёмного божества, которое называется Тот, кто ждёт. Оно хочет использовать веру последователей, чтобы освободиться из заточения и править миром. В вашем культе есть различные ритуалы и есть даже жертвоприношения, которые дают вам определённые игровые ништяки. Несмотря на то, что овечка заботится о культистах — кормит их, даёт им кров и буквально убирает за ними говно, они для неё скорее инструмент достижения цели, чем паства. Поэтому если бы в мире игры не существовало угрозы в виде реально существующего темного божества, то ее вполне можно было бы к культу поломанных, о котором ниже и пойдёт речь.

Секта поломанных

Есть культы, которые стремятся преобразить человечество. Есть культы, чья власть строится на страхе и преклонении перед тёмными силами. А есть общества, которые просто собирают поломанных жизнью несчастных людей, промывают им мозги и используют в своих интересах. При этом, в отличие от культа матери Миранды, которая тоже сформировала свою карманную секту, этим общинам не нужен страх и насилие как средство контроля. Наоборот — они все такие мягкие и пушистые. «Мы тебе поможем, дадим кров, пищу, друзей, смысл жизни, ты станешь частью большой и дружной семьи». Но в итоге, конечно, оказывается, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и в какой-то момент секте от тебя что-то понадобится. В лучшем случае — твои деньги и имущество, в худшем — твоя или чужая жизнь.

В таких обществах принципиально важно, чтобы их лидер был харизматичным. Личное обаяние, убедительность, иллюзорная забота о пастве и внешняя бескорыстность подкупают людей. Кормом для таких сект становятся сбежавшие из дома подростки, люди, находящиеся в крайне трудной жизненной ситуации, или те, кто пережил какую-то личную трагедию и не может с ней справиться.

И первое, что тут приходит в голову — это культ «Врата Эдема» из Far Cry 5. Эта секта, возглавляемая харизматичным лидером Иосифом Сидом в округе Хоуп, штат Монтана. В основе её религии классический набор известных постулатов. Сид услышал голос Ангела, который сообщил ему, что Бог устал от грехов человечества и планирует устроить Апокалипсис, а ему он поручает собрать избранную паству, чтобы та пережила конец света. Сам Сид вместе со своими братьями Иаковым и Иоанном росли жестокой семье, после чего их забрали у родителей и передали на воспитание чете фермеров, которые оказались ещё хуже. Всё кончилось тем, что старший брат Иаков сжёг хозяйские конюшни, предварительно выпустив оттуда лошадок, и зарубил топором приёмного отца.

Я всё это перечисляют только потому, что братья стали тонкими психологами не случайно. Они сами пережили насилие и росли сиротами, поэтому знали, как найти подход к сломленным.

Иаков (слева), Иосиф (в центре), Иоанн и названная сестра Вера
Иаков (слева), Иосиф (в центре), Иоанн и названная сестра Вера

Свой культ Иосиф основал в городе Ром (штат Джорджия). Однако полиция начала преследовать сектантов, и тогда братья вместе с паствой перебрались в округ Хоуп — американскую глушь, которая фактически оторвана от остальной Америки. Единственными представителями власти там является офис шерифа, который насчитывает буквально несколько человек.

Интересной деталью является то, что у всех троих Сидов подчёркнуто библейские имена. Это говорит о том, что биологические родители братьев были глубоко религиозными людьми и именно они, по всей видимости, сформировали мировоззрение Иосифа. Вот откуда у культа христианские мотивы. Тут можно заметить влияние таких сюжетов, как Апокалипсис, Содом и Гоморра и Ангел, который доносит до избранного мессии волю Бога.

Впоследствии к Сидам присоединилась названная сестра Вера — бывшая наркоманка, которая стала сама контролировать сектантов при помощи наркотика под названием блажь. Обратите внимание, что у нас снова всплывают наркотики, как дополнительное средства контроля и подчинения членов секты.

К моменту, когда главный герой, помощник шерифа, попадает в Хоуп, сектанты захватывают уже весь округ, пользуясь изолированностью этой земли. В их распоряжении целая армия фанатиков, вооружённых огнестрельным оружием, и даже небольшая авиация, представленная фермерскими кукурузниками с приваренными к ним пулемётами.

Самым страшным моментом игры я считаю её начало. Представители офиса шерифа, видя, что дело зашло слишком далеко, пытаются арестовать Иосифа Сида. Несмотря на то, что главарь культистов окружён целой армией, он велит своим людям не вмешиваться и добровольно сдаётся в плен. Копы сажают его в вертолёт и уже собираются улетать, но в этот момент фанатики нападают на полицейских. Один из них попадает под лопасти, в результате чего взлетающий вертолёт терпит крушение.

Диспетчер офиса шерифа пытается выяснить в чём дело, но на её запросы никто не отвечает. Тогда мы видим, как Иосиф, берёт висящие на шнуре наушники с микрофоном и дальше происходит следующий диалог:

— Прошу, скажите, что там случилось…
— Диспетчер…
— О Боже!
— У нас всё хорошо. Не надо никого звать.
— Да, отец. Храни тебя Бог

Это самый мозговыносящий момент, который показывает всю жуть сект. Не то, что они фанатики. Не то, что они убивают людей без суда и следствия. А то, что сектантом может быть, кто угодно. И ты ни в ком не можешь быть уверенным. Это более реалистичная версия чудовища из «Нечто», если хотите.

Ровно такую же сцену вы могли видеть в «Бойцовском клубе», где речь тоже идёт о своеобразной секте. Когда главный герой решает покончить с созданным им обществом, он идёт в полицию и выкладывает всё как есть. А допрашивающий офицер говорит: «Вы гений, сэр». И в этот момент рассказчик понимает, что копы — тоже члены клуба.

К сожалению, это был единственный момент, когда сценаристы игры использовали особенность секты проникать повсюду. Далее и вплоть до самых титров культисты будут чётко маркироваться бомжатским шмотом, нестриженными патлами и клочкастыми бородами.

На роль лидера секты прекрасно подошёл бы бывший военный Иаков. Но чтобы собрать сломленных, нужна мягкость и способность вызывать доверие. Этими качествами наделён Иосиф, а не Иаков.

Джуби в своём блоге писала, что Иосиф Сид показывает эволюцию злодеев Far Cry. Ваас был эдаким Джокером. Он привлекал своим обаянием и безумными идеями, но в то же время оставался опасным кровожадным маньяком. Пейган Мин совмещал в себе образ заботливого дядюшки, жизнерадостного гедониста и ужасного диктатора. Но Иосиф показывает такое спокойствие и веру, что игрок в какой-то момент может даже усомниться в правильности своих действий. А потом увидеть, как сектанты вырезают слово «грешник» на спине какого-то бедолаги, и продолжить свою войну против эдемщиков.

Считается, что врата Эдема» — это собирательный образ американских апокалиптических сект 70-90 годов. У США в конце прошлого века было немало проблем с религиозными фанатиками. Культ «Народный храм» Джима Джонсона сподвигнул своих адептов к массовому самоубийству в 1978 году. 18 ноября 909 последователей Джонсона добровольно наложили на себя руки в Джонстауне.

Джим Джонс носит такие же очки-авиаторы, как Иосиф Сид
Джим Джонс носит такие же очки-авиаторы, как Иосиф Сид

Культ «Небесные врата» (Heaven’s Gate — название, которое подходит максимально близко к названию секты в игре — Eden’s Gate) осуществил массовое ритуальное самоубийство на Ранчо Санта-Фе (пригород Сан-Диего) 26 марта 1997 года. Погибли 39 человек. Секта сочетала в себе христианство, милленаризм и уфологию. Поэтому приближение к Земле кометы Хейла-Боппа они восприняли как сигнал к действию.

Дэвид Кореш
Дэвид Кореш

Культ «Ветвь Давидова» Дэвида Кореша попал в поле зрения ФБР, которое заподозрило сектантов в нарушении закона об оружии. В 1993 году федералы и бойцы Нацгвардии приехали производить арест на ранчо Маунт Кармел, расположенное недалеко от города Уэйко (Техас), где базировался культ. Однако адепты «Ветви» дали отпор. Осада ранчо продолжалась с 28 февраля по 19 апреля. За время столкновения были убиты 82 члена секты, включая 20 детей, и 4 агента бюро ATF (Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ). Это была натуральная локальная война — совсем как в Far Cry 5, только тут у культистов не было численного превосходства. В ходе столкновения силовики применяли вертолёты и даже бронетехнику.

Осада Маунт Кармел стала поводом для теракта, который произошёл 19 апреля 1995 года в Оклахома-Сити (штат Оклахома). Ультраправые радикалы Тимоти Маквей и Терри Николс устроили взрыв заминированного автомобиля, в результате чего погибли 168 человек, включая 19 детей. Таким образом они отомстили федералам за перестрелку с культистами. До 11 сентября это был самый масштабный теракт в истории Америки.

Ну и, разумеется, тут нельзя не вспомнить печально известную Семью Мэнсона. Как и в случае с Сидами, глава секты собирал сломленных и обездоленных, внушал им доверие, промывал мозги и подбивал на убийства. При этом сам Мэнсон, как и Иосиф, лично никого не убивал.

Отражение всех вышеперечисленных сект можно найти и в кино. Во второй серии первого сезона сериала «Кларисса» (Ghosts of Highway 20) можно увидеть эпизод, как ФБР пытается уговорить засевших на ранчо вооружённых радикалов сложить оружие, что является явной отсылкой к осаде Маунт Кармел.

Этими же событиями вдохновлялся Кевин Смит в своём «Красном штате». Но Кевин не был бы собой, если бы не затроллил религиозных фанатиков (автор «Догмы» от такого не смог удержаться).

Там весь сыр-бор разгорелся из-за студентов, которые решили пошутить над находящейся по соседству церкви, включив им звуки иерихонской трубы. Они не знали, что полиция в этот момент проводит в церкви операцию. В итоге культисты приняли звуки трубы за Божественное провидение и устроили кровавую баню.

Вся арка первого сезона «Настоящего детектива» с сектой «Жёлтого короля» вдохновлена реальными случаями ритуальных убийств, связанных с сатанинскими сектами, которые происходили в 80-х и 90-х.

А культ Мэнсона прекрасно показан в «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино и сериале «Охотники за разумом» про создание поведенческого отдела ФБР, где составляли психологический профиль маньяков.

К секте поломанных также можно условно отнести «Серафитов» или «Шрамов» из The Last of us 2. У нас тут тоже брошенные на произвол судьбы люди, есть харизматичный лидер в лице пророчицы. Есть изолированная община и жёсткий контроль над всеми членами культа. Община шрамов имеет строгое разделение по выполняемым ролям. Есть свои ритуалы — мужчины-воины должны брить голову налысо, а женщины — заплетать косу. При этом все обязаны делать себе шрамы на лице, напоминающие улыбку Глазго.

Цель общины — жить в гармонии с природой и не соприкасаться с технологиями, поскольку основательница культа считала, что именно технический прогресс привёл мир к краху, и человечество должно снова начать всё с начала. При этом ружьями серафиты-воины, тем не менее, не гнушались пользоваться, демонстрируя лицемерие учения пророчицы.

Серафиты вернулись к родо-племенному строю, где мужчины воевали и охотились, а женщины занимались собирательством и варили борщи на кухне (хотя среди воинов представительницы прекрасного пола тоже встречаются). В общине — строгая иерархия. В одной из записок, которую находит Эбби в финале игры, когда приходит в деревню шрамов за Львом, описывается, как нужно разделить тушу оленя. Самые жирные и вкусные куски определяются старейшине, который палец о палец не ударил, чтобы эту тушу добыть.

И я бы сказал, что это обычная фракция, если бы не религиозный подтекст, который превращает данную общину в секту. Дело в том, что серафиты считали основательницу своего поселения мессией, которая должна привести их к свету. Вместо икон они используют изображения пророчицы, нарисованные углём или мелками на стене, вместо распятия — её фигурку, вырезанную из дерева.

Есть также книга с учением пророчицы, которую периодически цитирует Лев. Есть своя мифология, в которой грибковая инфекция называется «порчей», а зомби — «демонами». Есть ритуальные жертвоприношения, которые применяются серафитами по отношению к врагам или соплеменникам-отступникам. Человека подвешивают на дереве и пока он задыхается, вспарывают ему ножом живот и вытаскивают наружу кишки.

По уровню жестокости серафиты до викингов с их кровавым орлом и прогулкой вокруг дерева, конечно, не дотягивают, но их убийства явно отсылают к языческим казням. Сценарий второй Ластухи принято ругать (и я его тоже не люблю), но за то, как авторы изобразили шрамов со всем их бытом и философией, лично от меня — респект. И за то, что нам показали, к чему может привести религиозный фанатизм и мракобесие.

Если проводить параллели с реальными сектами, то тут можно вспомнить амишей, не признающих технологии, или просто отшельников, которые уходят жить в леса.

И пока далеко не ушли от сект, которые боятся технологий, вскользь упомянем электроборцев из Metro Exodus. Данную закрытую общину мы встречаем на Волге — во время первой же нашей остановки после бегства из Москвы. Эта небольшая группа сектантов обосновалась в старой церкви, расположенной на берегу озера, и поклоняется Царь-Рыбе — гигантскому мутировавшему сому. Как и серафиты, сектанты боятся технологий, считая, что они греховны. Но в отличие от шрамов, элетроборцы не столь агрессивны. В игре Артём может договориться с ними мирно, никого не убивая, чего не скажешь о лысых из Ластухи, знакомство с которыми началось с того, что они засадили Элли стрелой в плечо, как только её увидели.

Ещё одна секта поломанных показана в Deus Ex: Mankind Divided (да, мистер «Я не просил об этом» дважды умудрился столкнуться с сектантами). Выполняя квест «Культ личности», Дженсен обнаружит общину хипарей, живущую в канализации под Прагой. Это идеальная коммуна, где люди довольствуются малым и вполне себе счастливы — нет ни конфликтов, ни противоречий. Довольно скоро выясняется, что лидер культа Ричард создал свою утопию при помощи гипноза и социальных аугментаций, вроде КАСИ. Если разоблачить культиста и решить дело мирно, то он признается, что таким образом хотел защитить людей от всех ужасов погрязшей в коррупции, преступности, терроризме и апартеиде Праги. Ричард был бы пожалуй самым безвредным культистом из данного списка, если бы не тот факт, что он погружал людей в иллюзию против их воли.

Секта превосходства

Некоторые секты строятся на расовых или других предрассудках. Так было и с обществом города Колумбия из Bioshock Infinite. Оно стоит на идеях расизма и ксенофобии, где белые люди — это господа, а чернокожие, азиаты и внезапно ирландцы — это люди второго сорта, которые годятся только для того, чтобы быть обслугой. Это логичное продолжение идеи высшего общества, которое пытался построить Эндрю Райан в первом «Биошок».

В итоге общество Колумбии делится на две страты — условный рай, куда мы попадаем в начале игры. Там счастливые люди, аккуратные, чистые улочки, непрекращающиеся развлечения и при этом никто никогда не работает. И ад — трущобы для цветного населения и работяг, куда мы символически спускаемся на лифте ближе к концу игры перед тем, как город разорвёт революция.

Как и всякая секта, общество Колумбии изолировано от внешнего мира. И чтобы просто попасть в город, нужно стать своим, приняв обряд крещения. Почитаемыми фигурами тут являются отцы-основатели Америки и пророк Комсток, который предсказал приход Ложного Пастыря — Букера ДеВита.

Религия Колумбии чем-то напоминает мормонизм Джозефа Смита-младшего. Смит говорил, что в детстве ему явился Ангел, который рассказал, где лежат священные тексты, которые впоследствии легли в основу книги Мормона. В игре Комсток говорит, что Ангел дал ему видение парящего в небесах города. Как и в случае с мормонами, колумбийцы молятся не Богу, а его пророку. Хотя, как мы знаем из сюжета «Биошока», все свои видения Комсток получил благодаря возможности гулять между реальностями через квантовые разрывы.

Секту, построенную на идее превосходства, мы можем также увидеть в игре Fallout 3. Во время прохождения главного героя неизбежно занесёт в Литтл-Лэмплайт — город, полностью населённом детьми.

Дети смогли выжить в пещерах Литтл-Лэмплайт после ядерной войны, несмотря на то, что взрослые их бросили. Они создали закрытую коммуну, где существовало два главных правила: все жители города должны подчиняться мэру, который избирается всеобщим голосованием, и после исполнения 16 лет подросток должен покинуть город, иначе он будет убит. Питались они в основном пещерной плесенью, которая росла в пещерах. Ко всем взрослым жители Литтл-Лэмплайт относились с недоверием и называли дылдами. Презрение детей по отношению к взрослым позволяет мне отнести детей из Фалаута к данной категории. Является ли Литтл-Лэмплайт сектой или это просто общество с абсурдными, но строгими правилами — вопрос дискуссионный. Но вот прототип Литтл-Лэмплайта в своём секстанстве сомнений не вызывает.

Авторы игры явно вдохновлялись рассказом Стивена Кинга «Дети кукурузы». Группа подростков убивает всех взрослых и захватывает власть в небольшом вымышленном городке Гэтлин (вы будете удивлены, но это Небраска, а не Мэн), который со всех сторон окружён кукурузными полями. Детям разрешается жить в поселении, пока им не стукнет 19 лет, после этого их убивают. Секта поклоняется некоей демонической сущности, которая живёт в кукурузных полях. Дети называют её — Тот, кто обходит ряды. Это некая потусторонняя злая сила, которая хочет иметь последователей и доносить через них свою волю. Именно ей жители города скармливают тех, кто достиг совершеннолетия.

Культ долбанутых

К этой категории я отнёс игровые секты, которые имеют абсурдную идеологию и занимаются чёрти чем. Теоретически сюда можно было бы отнести и город детей из Фалаута, который упоминался выше, но в действиях школоты было рациональное зерно — как-никак их общество вполне себе успешно функционировало, несмотря на глупый возрастной ценз.

А вот в чём суть идеологии Церкви Детей Атома из того же Фалаута 3 и какую пользу она приносит своим прихожанам — вам никто точно не скажет. Эта секта появилась в городе Мегатонна, который был отстроен вокруг не разорвавшейся атомной бомбы.

Члены секты поклоняются атому, считая, что в каждом из них скрыта отдельная вселенная, а когда атом делится, происходит акт творения. Последователи этого культа называют это Великим Делением. Идеология Детей Атома кажется безумной и опасной, однако сами по себе культисты довольно безвредные и открыто принимают к себе каждого желающего, что в общем-то не характерно для секты.

Безобидными можно также назвать секту нагих из Assassins Creed: Valhalla. Во время своего путешествия по средневековой Англии Эйвор Варинсон наталкивается на группу нудистов, именующую себя Братством нагих праведников.

Основателя Братства Винчелла изгнали из его же культа за то, что он слишком уж часто светит своим прибором. Затаив обиду на братьев по вере, культист просит Эйвора совершить за него страшную мстю — пробраться в лагерь нудистов и украсть их одежду, пока они купаются, «чтобы они остались нагими навсегда».

Пусть ветер щекочет мою кожу. Я открыл вам глаза! Это мои слова привели вас к наготе!

Винчелл

Этот квест создан скорее ради кека, чем ради какой-то глубокой истории, поэтому останавливаться тут не будем. Однако я не упущу возможности лишний раз пнуть Юбисофт за то, что все нудисты тут щеголяют в трусах меховых лифчиках. Юбисофт! Ну какого хрена?!

А вот Сатурнийцы из первого Bioshock, в отличие от чудиков, поклоняющихся радиации и наготе, весьма опасны. Это группа поехавших сплайсеров-магов (мутанты, имеющие способность к телепортации и пирокинезу). Они почитают богов римского пантеона и занимаются только тем, что отрываются. Если сатурнийцам попадется кто-то не из их секты, он немедленно будет убит. Сектанты обустроили себе логова в пещерах Аркадии, где есть алтарь, что намекает на человеческие жертвоприношения.

Они рядятся в листья и именуют себя сатурнийцами. С ума сойти. Пьют человеческую кровь и распевают: «Укротим пламя, укротим туман!» и верят, что их ведут древние боги. Ха. Стареющие мажоры, которые упиваются плазмидами и называют это амброзией.

Джулия Лэнгфорд.

Сатурнийцев в игре довольно мало и их идеология не раскрыта, поэтому, как говорит Кунгуров, сказать мне больше нечего.

Секта идеалистов

С этого момента вы имеете полное право указать мне на то, что я путаю тайные политические общества и секты, но, как я уже говорил, грань между всеми этими понятиями очень тонка. И крайне сложно понять, где заканчиваются политические представления о мироустройстве и начинается религия.

В серии Assassin`s Creed орден убийц, в отличие от реально существовавшей секты ассасинов, не был связан с религией. Не случайно один из главных принципов наших капюшонных убийц — «Ничто не истинно, всё дозволено». Это прямо противоречит догматичным религиозным установкам, которые отстаивают свою картину мира как единственно правильную.

Философия, которую отражает кредо братства, была скорее светской и основанной на общечеловеческих идеалах — свободе и защита невиновных. Это объясняет, почему в игре орден распространился по всему миру — он не имел никаких культурных и религиозных ограничений. Байек из Сивы был язычником и верил в египетских богов, Альтаир и Басим — мусульмане, Эцио — католик (учитывая, что он начистил кабину Папе Римскому — еще и немножко протестант), Коннор вообще верил в индейских духов… Но все они без проблем встроились в систему братства, поскольку та не делила людей по вере.

С другой стороны, вера ассасинов в свободу сама по себе граничит с религиозностью. Эти ребята считают, что свобода — это абсолютное благо. Стоит дать человеку свободу, и тот тут же станет счастливым. Поэтому порой ассасины ведут себя на подведомственной территории как слон в посудной лавке, что отчётливо видно по действиям Джейкоба Фрая в «Синдикате». Каждое его действие на бумаге выглядело правильным, а на деле приводило к хаосу и беспорядкам. За короткое время мистер Фрай успел спровоцировать массовое заболевание лондонцев, вызвал коллапс транспортной системы и обвалил британский фунт. Этой темы я касался в блоге про недооценённых тамлиеров.

Ассасины даже не допускают мысли, что иногда свободу надо как-то ограничивать для осуществления порядка, и действуют максимально радикальными методами, что позволяет их братство записать в секту.

У них есть свои чисто сектантские ритуалы. Фраза «Покойся с миром», которую они провожают свою жертву на тот свет, демонстрируя своё уважение к отнятой жизни. Отрезание безымянного пальца (ритуал пошёл со времён Байека, но позже был заменен прижиганием пальца клещами, что создавало ожог в форме кольца). Обмакивание пера или платка в крови жертвы в знак доказательства выполнения контракта. И вездесущие капюшоны, которые стали визитной карточкой серии.

Игровые тамлиеры тоже своего рода сектанты. Тоже действуют из тени, тоже не гнушаются убийствами, тоже имеют максималистские взгляды, но только эти верят в абсолютный контроль ради процветания человечества. Мне на ум тут приходит идеология Бога-Императора Дюны Лето II, который построил жёсткий тоталитарный режим с уклоном в религию — и всё для того, чтобы вывести человечество на Золотой путь.

Вряд ли я для кого-то открою секрет, если скажу, что реальные ассасины были максимально далеки от игровых, но что-то общее у них всё же было.

Настоящие ассасины — это исмаилиты-низариты — секта, отколовшаяся от шиитской ветви ислама. Во главе этой секты встал Хасан ибн Саббах, который основал Низаритское исмаилитское государство с базой в виде неприступной горной крепости Аламут, расположенной в современном Иране.

Нечто подобное мы видели в первой части Assassin’s Creed, где роль Аламута играла крепость Масиаф, а роль Хасана ибн Саббаха играл горный старец Аль-Муалим. А в «Мираже» мы уже видим настоящий Аламут, который представлен как база для ордена Незримых — предтечи братства ассасинов.

Масиаф
Масиаф

Игровые ассасины, как и реальные, занимались политическими убийствами, действуя в интересах горного старца. Но вот что игра предпочла деликатно опустить, так это совершенно сектантский тип вербовки и идеологию, которая прочно связана с религией. Как это происходило в реальности? В ассасины брали крепких молодых людей, отдавая предпочтение сиротам, которым некуда податься и которые будут фанатично служить, если дать им кров.

Вербовка производилась в несколько этапов. На первом действовали проповедники, которые бродили по всему миру и распространяли учение ассасинов. Если человек попал на крючок и приходил в Аламут, начинался второй этап — проверка его преданности делу. Кандидаты, точно так же, как в «Бойцовском клубе», должны были провести несколько суток перед закрытыми воротами. Время от времени к ним выходили люди, которые уже прошли первую ступень посвящения, и принимались их оскорблять, призывая убраться восвояси. Тех кандидатов, которые не уходили, в итоге пускали внутрь.

Тайлер Дерден пользуется практиками аламутских хашишинов
Тайлер Дерден пользуется практиками аламутских хашишинов

Далее следовал третий уровень — новоизбранных адептов погружали в наркотический сон при помощи гашиша (по другим данным — при помощи опиумного мака), после чего переносили в сад, где Ибн Саббах воссоздал рай в мусульманском представлении. Там будущих убийц-фанатиков ждали вино, изысканные угощения и прекрасные девушки, которые выдавали себя за райских гурий. Согласно Корану, это небесные создания невероятной красоты, которые становятся жёнами праведников, когда те попадают в рай. Девы внушают обалдевшим юношам, что те могут вернуться в этот рай и остаться тут навсегда, если они погибнут в бою с неверными. После этого юношей снова опаивали наркотиками, снова погружали в сон и переносили их тела обратно. Когда они просыпались, им сообщали, что они побывали в настоящем раю. После этого ассасины уже не сомневались в том, что Ибн Саббах занимается правым делом, а все их устремления теперь сводились к тому, чтобы умереть в битве с неверными попасть в рай. 

Проснется юноша и поистине уверует, что находится в Раю, а жены и девы во весь день с ним — играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют; всё, что захочет, у него есть.

Из воспоминаний Марко Поло.

Есть мнение, что никакого райского сада Ибн Саббах в Аламуте не разбивал, а все соблазнительные образы были вызваны видениями от наркотиков. На это намекает немецкий историк-летописец, аббат бенедиктинского монастыря Св. Иоанна Арнольд Любекский.

Старец одурманивает сего человека неким напитком, и тот впадает в экстаз и забвение. Магия Старца позволяет пробудить у адепта фантастические видения, грезы, полные услад или, скорее, мишуры, и обещает вечное обладание этими радостями в награду за совершение порученного деяния.

Обратите внимание, что тема наркотиков снова всплывает, как в случае с Орденом из «Сайлент Хилл» и «Вратами Эдема» из Фар Края. Как я уже говорил выше, наркотики — это один из способов манипуляции членами секты.

По одной из версий, именно из-за наркотиков ассасины получили своё прозвище. «Хашишины» — поедатели гашиша. Однако есть и другие объяснения. «Хашишин» — «травоед», то есть нищий человек. Или же «хашиши» — хасанит, последователь Хасана ибн Саббаха.

Ассасины уделяли особое внимание актёрскому мастерству, делая ставку на скрытность. Ведь их целью было внедрится в общество, где находится цель, и подобраться к жертве незаметно. Поэтому они выдавали себя за монахов, лекарей, торговцев и так далее. Этим они напоминают ниндзя, о которых я как-то писал уже в одном из блогов.

Но, в отличие от воинов тени, реальные ассасины были одноразовым инструментом. После убийства своей цели, они давали страже себя зарубить, ведь это и была их цель — погибнуть в бою с неверными, чтобы вернуться в райский сад. Однако в одном из источников я читал, что некоторые ассасины выживали после задания и поднимались по рангу, что противоречит теории о том, что все они были смертниками.

В серии Assassins Creed с этим всё тоже неоднозначно. С одной стороны, мастер-ассасин французского братства Беллек говорит, что члены левантийского братства действительно были смертниками.

А если не получится, то почему не пожертвовать собой ради цели? Своей жизнью. До Альтаира в Леванте так и делали.

Пьер Беллек

С другой стороны, мы видим, как действовали ассасины времён ордена Незримых — в Египте и Аббасидском халифате. Никто там жизнью не жертвовал — убил цель и сбежал. Можно предположить, что во времена правления Аль-Муалима левантийское братство ассасинов действительно деградировало до убийц-смертников. И только Альтаир был настолько умелым, что мог выбраться из передряги невредимым. Но это противоречит тому уровню подготовки, которую давали ассасинам в Масиафе. Зачем всю жизнь обучать будущего убийцу фехтованию и паркуру, если он всё равно расходный материал? В общем, я тут вижу некоторое расхождение в каноне, который претерпевал изменения в ходе развития серии.

Иерархия секты низаритов несколько отличалась от иерархии игровых ассасинов. У реально существовавших убийц деление по рангам происходило следующим образом: в самом низу располагались сами убийцы — федаины (сегодня этим словом обозначают боевиков радикальных группировок, которые используют партизанскую тактику). Интересно то, что это слово очень похоже на слово «фейдакин» — так во вселенной «Дюны» называли воинов-смертников из числа фанатически преданных Муад`Дибу сторонников.

Далее идут рафики — что-то вроде старшего рядового или сержанта. Это федаины, которые смогли выжить.

Следом идут да’и- проповедники, которые также осуществляли связь между отрядами фидаинов и более высокопоставленными членами ордена.

После них — да’и эль кирбаль. Это самая главная элита, приближённая к самому горному старцу.

На вершине этой пирамиды находится сам Хасан ибн Саббах — духовный лидер секты.

В игровой версии ассасинов схема выстроена несколько иначе. В самом низу находятся шпионы, которые только собирают информацию на улицах и не рискуют своей жизнью. Далее идут солдаты — это обычные воины, чья задача охранять Масиаф. После них идут инструкторы — опытные солдаты, которые обучают новобранцев.

Далее — ассасины, непосредственно исполнители заказных убийств. В игре это высококлассные специалисты, которые пользуются уважением в ордене, а не просто пушечное мясо, как у низаритов.

Следом идут рафики — наместники Аль Муалима, руководители региональных бюро ассасинов. В первой части рафиком Дамаска стал Малик Аль-Саиф — бывший ассасин и напарник Альтаира, который потерял руку во время неудачной миссии в храме Соломона. Это показывает, что в левантийском братстве работали социальные лифты и можно было подниматься вверх по карьерной лестнице, а не просто быть запертым в своей касте. Глава бюро собирал все добываемые шпионами сведения и принимал решение — пришла ли пора отправлять убийцу на задание или нужно сперва доработать план и выждать более удобного момента. В первом случае рафик выдавал ассасину перо, которое тот должен был обмакнуть в крови жертвы и вернуть в качестве доказательства выполненной работы. Своего рода лицензия на убийство, как у агентов с двумя нулями во вселенной Джеймса Бонда.

Следом в иерархии шла элитная гвардия, которая охраняет лично горного старца, и сам старец.

Как мы видим, ассасины в отличие от классических сект, были не просто коммуной с лидером во главе, который всеми управляет, а организацией с иерархичной и продуманной структурой, где каждый отвечает за своё направление работы.

Секта игровых ассасинов не связана с религией, но она тоже страшна, поскольку единственным своим инструментом выбирает убийство. И зачастую приводит к анархии, насилию и беспорядкам.

***

Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что вся эта классификация очень зыбкая. Но сами секты, как я уже говорил, весьма расплывчатое явление. Если говорить в самом широком смысле, то секта — это круг последователей какой-то идеи, которые ей фанатично преданы.

Я также осознаю, что в этом тексте пропустил множество других игровых сект. Я не упомянул последователей Ромула из Assassins Creed: Brotherhood, «Завет Нового Иезекииля» из Outlast 2,  орден «Бригморских ведьм» и культ поклонения Чужому из серии Dishonored, не говоря уже о всевозможных обществах, поклоняющиеся даэдрическим богам в Skyrim. Но на перечисление всех этих обществ у меня не хватит ни времени, ни сил.

Пишите, что вы думаете о сектах в играх и какие тайные культы вы считаете наиболее опасными. И берегитесь тех, кто пытается манипулировать вами. Всем бобра


Лучшие комментарии

правильно всё сделал, уважаемо; определение понятия — важная штука, то что для одного человека — очевидно, для другого — может быть как минимум не до конца понятным (кто-то может считать сектантов просто поехавшими по определению)

Поставлю блог на сигнализацию на всякий случай)

О правилах оформления :D

Всё, мы прочли. Сигнализация отлично сработала)

Пишите, что вы думаете о сектах в играх и какие тайные культы вы считаете наиболее опасными.

Вообще, Сг — в каком-то роде тоже секта. Не желаете ли поговорить об играх? О создателях их и о виртуальном коде?))

Люди вообще всё пытаются классифицировать и разложить по полочкам, поскольку это позволяет лучше понять изучаемый предмет.

Вай, новый блог от Сыра! Кайф. Надо читать)) Енто, только… мы же сможем завтра его прочитать? Верно? Никто же не украдёт блог? Слышите, блоговые воришки. Не украдите! Дайте нам с бородой почитать. Тема ведь интересная. А то бывает, шалят эти пройдохи-воришки((

Очень интересно было!) Увидел название блога решил прочитать!

Помню как проходил Dead Space и думал: «Жесть, в голове шариков много закатилось к тараканам». Не просто убивают, а уродуют

Всё-так добился своего, касарямба в руках)

А разве не правильно не «make us whole», в место«make us all»?

Это прям круто, и по материалу, и по подаче. Хорошо написано, моё почтение!

А каково определение Солодизма и Глебославия на СГ?

Классная статья, было интересно почитать!

Из подобного вспоминается ещё Мунан Чохепт Онаст из Yakuza 0. Там тоже был культ, который вербовал людей с целью «просветления», а на деле нужен был чтобы обогащать своего лидера. Чем больше денег ты приносишь в культ, тем больше у тебя духовного рейтинга.

ну вообще тут тоже интересный момент. Из-за русского перевода в народе закрепилось «сделай нас единым», тогда как оригинал подразумевает «седлай нас целым», что как раз и равно: «сделай нас единым и сделай нас всеми в одном флаконе». Ну типа как картинка-пазл, несколько кусочков соединенных между собой — едины, но целым можно считать только всю картину целиком

Угу. вообще самое страшное не в особенностях образа мыслей (тот же Мэнсон вполне рационализируем) а в том, что он совершенно чужд, неизвестен и непонятен. Если вспоминать уже упомянутый DS — самая пугающая сцена — это когда протагонист сквозь стекло смотрит в медотсек, и видит как медсестра (или врач) после ковыряния во внутренностях трупа, поворачивается к нему и перерезает себе горло. Во второй — первая встреча с детьми (ну, где они высыпают из углов и один показывает на героя), после которой я дня три нормально не мог спать, хотя на тот момент был взрослым мальчиком (точнее уже дядькой).

Блог интересный, но как по мне часть с определением лишняя. Это не научная работа, поэтому тратить символы, ссылаясь на словари нет смысла. Всем в общем-то и так понятно, что такое секты

Да, ты прав. Спасибо, что заметил. Я всю жизнь считал, что all — и мне очень нравилась двоякость фразы. Типа сделай нас единым и сделай нас всеми в одном флаконе. Жаль, что я ошибался.

«Ничто не истинно, всё дозволено». Это прямо противоречит догматичным религиозным установкам

А как же само изречение «Ничто не истинно, всё дозволено»? ;)

Ну тут скорее особая философия, но да. Она тоже радикальна и граничит с религией.

Читай также