Сегодня состоялся релиз полной версии Hades II. Так уж получилось, что незадолго до этого вышла Towa and the Guardians of the Sacred Tree, которую многие называют японской Hades. Однако в работе Brownies Inc. и Bandai Namco и собственных интересных идей немало. Получилось ли из них собрать интересную игру?
Восемь самураев и машина времени
Наличие слова «японская» обычно означает, что в игре как минимум будут две вещи — налёт анимешности, а также свойственная этому жанру чудаковатость в сюжете. В Towa and the Guardians of the Sacred Tree есть и то и другое, но особенно нужно отметить историю. Вроде всё стандартно — мы выступаем в роли божественной хранительницы (титульная Това), призванной защищать важную и почти священную деревню от другого божества, только очень злого, распространяющего миазмы и порождающего чудовищ, которые захватывают земли.
Для этого наша хранительница собирает восемь смелых жителей деревни (их называют Детьми молитвы), чтобы вместе остановить приближающихся демонов. Тут вспоминается классика, в том числе классика японского кино вроде шедевра Акиры Куросавы «Семь самураев». Тем более что защитники деревни в игре тоже оказываются не безликими воинами, а личностями, которые по мере прохождения раскрываются в забавных или грустных беседах друг с другом.
К этому классическому сюжету сценаристы Towa and the Guardians of the Sacred Tree добавили мистику и заигрывания с пространственно-временным континуумом. Хранительница что-то там не рассчитала — все восемь самураев были отправлены злым божеством в конец времён и теперь вынуждены постоянно сражаться с чудищами в подобии чистилища. Това и сама постоянно разрушала ткань пространства-времени, воскрешая избранных воинов и создавая тем самым множество временных линий. Всё это только укрепляло демонов.
В итоге хранительница проделывает финальные манипуляции со временем, возвращает всех в тот момент и то состояние, когда они готовы дать бой злодеям. Но взамен после каждой важной победы кто-то из избранных защитников должен собой жертвовать. И это шокирующее и неприятное открытие — узнать, что больше этого персонажа я вроде как не увижу. Игра сразу заиграла другими, довольно тёмными, красками.
Это при том, что наша божественная хранительница похожа на 12-летнюю школьницу-косплеершу, а среди выбранных ею защитников и жителей деревни попадаются прямоходящие собачки, птицы и прочие зверушки, которые в беседах между собой могут рассказывать о том, как они балдеют, когда Това ест. Получается свойственная многим японским играм и аниме смесь кринжа и настоящей драмы.
Атмосферно, но медленно
В любом случае такое внимание к сюжету выделяет Towa and the Guardians of the Sacred Tree среди многих рогаликов. Правда, сценаристы Hades умудрялись рассказывать интересную историю и раскрывать персонажей без особой потери ритма, который столь важен в этом жанре. А здесь обилие свойственных многим японским играм длинных планов, кат-сцен и диалогов о еде довольно быстро начинает раздражать.
Безусловно, тот факт, что по возвращении в деревню почти каждый раз становишься свидетелем новых сцен, общаешься с жителями и так или иначе участвуешь в их жизни, важен для сюжета, атмосферы и вызова чувства причастности. Мы начинаем ощущать, что защищаем не кучу пикселей, а нечто живое и меняющееся. К тому же участие в бытовых сценках приносит ресурсы.
Но в экшн-рогалике хочется поскорее окунуться в драку, чтобы исправить ошибки прошлого забега, опробовать новый билд и разделаться, наконец, с боссом. А в Towa авторы местами перегибают палку — персонажи во время забега могут подробно обсуждать, ожидали ли они увидеть здесь очередного торговца или нет. А перед боссом очередного этапа мы каждый раз долго бежим по красивым, но абсолютно неинтерактивным локациям.
С другой стороны, кто-то скажет, что так оно и задумано для создания медитативной атмосферы, присущей многим японским играм. Да и национальный колорит нужно же передать при помощи шикарных пейзажей с обязательным участием сакуры. В общем, дело вкуса, но замечу, что в Hades таких вопросов не возникало.
А зачем нам кузнец?
Интересно, что авторы умудряются сбивать нас с ритма и непосредственно во время игрового процесса. В целом геймплей схож с тем, что мы видели в Hades, — зачищаем небольшие локации, а потом выбираем, в какую комнату двигаться дальше, ориентируясь на список наград. Это могут быть ценные ресурсы, бонусы и карты разной редкости, добавляющие новые свойства основным приёмам (это сильно влияет на прохождение), возможность поторговать, подкрепиться или даже сходить в местную баньку, чтобы получить прибавки к атаке, уклонению, критическому удару и так далее.
А в деревне в перерывах между забегами мы прокачиваем за собранные ресурсы своих персонажей: в одном месте покупаем печати, амулеты и эмблемы с бонусами, в другом — экипируем ими подопечных, в кузнице изготавливаем новые мечи. Кроме того, ходим по торговцам и ресторанам, чтобы получить прибавку к характеристикам от еды. Есть даже плотник, у которого можно заказать возведение полезных построек.
Так вот, ковка новых мечей — а это очень важно для прохождения — реализована в крайне интересном формате и отчасти напоминает то, что мы видели в Kingdom Come: Deliverance II. С помощью мини-игр мы должны лично менять форму лезвия, разжигать огонь и правильно бить молотком по раскалённому металлу. Здесь больше 10 этапов ковки — вплоть до того, что нужно выбрать имя меча, раскрасить его и в конце заточить. И практически всё это влияет на характеристики клинков. Здорово, но опять же очень медленно. Да, есть вариант довериться кузнецу, который сделает практически всё за нас, но игра считает его опциональным — нужно ещё догадаться, что такое возможно.
Найди свою пару
Ещё одна ключевая особенность Towa связана с тем, что мы управляем не одним, а парой героев. Перед каждым забегом нужно выбрать, кто из Детей молитвы будет выполнять роли Цуруги и Кагуры. Первый — это «танк», основной нападающий. А Кагура обеспечивает магическую поддержку — семенит за «танком» и периодически кастует заклинания. Мы их сами активируем и при желании можем включить прямое управление магом, но в «сингле» это превращается в мороку.
Кроме того, Цуруги, то есть атакующий персонаж, орудует сразу двумя мечами — хондзаси и вакидзаси. Каждый клинок имеет свой запас прочности, и после его опустошения падает урон, поэтому мы вынуждены постоянно переключаться между мечами — под этот приём выделен отдельный вид урона. Вроде бы интересные механики, но получается, что в сражениях нужно следить за несколькими дополнительными факторами — тут и смена клинков, и не очень удобный поначалу контроль за бойцом поддержки и его заклинаниями. В итоге к боевой системе, скажем так, нужно привыкнуть. А у кого-то, возможно, так и не получится синхронизироваться с ней и войти в поток.
Естественно, проще это сделать в локальном или онлайн-кооперативе, где вторым персонажем управляет игрок. Но и в «сингле» сражения, о которые я поначалу спотыкался, мне в итоге понравились — после нескольких попыток я вошёл в ритм и оценил систему с двумя персонажами.
Главное достоинство системы двух персонажей — обилие билдов, с которыми мы вольны экспериментировать. Ведь каждый из восьми избранных защитников — уникальный персонаж, и каждый может выполнять роль как Цуруги, так и Кагуры. И в том, и в другом качестве им доступны индивидуальные умения, а мы ещё можем разучивать новые и менять активные. То есть, по сути, нам выдали 16 классов, которые можно свободно сочетать друг с другом в поисках идеальной пары.
Правда, не все персонажи кажутся уникальными — некоторые не сильно отличаются друг от друга. Уникальность они обретают именно в разных комбинациях друг с другом — есть пары, которые ощутимо разнятся по темпу, стилю и эффективности. Для меня первый такой идеальный дуэт образовали Мицуми и Коро, едва ли не самые мелкие, но очень проворные бойцы. И радовался я вплоть до того момента, когда понял, что Коро, выбранная в качестве Кагуры, должна будет погибнуть ради общего блага. Так что тут ещё нужно продумывать, кого выбирать в магические помощники — именно они должны приносить себя в жертву.
Towa and the Guardians of the Sacred Tree ощущается как амбициозный рогалик высокого класса, с японским колоритом и с рядом собственных интересных фишек. Другое дело, что не все они кажутся удачными для этого жанра, а некоторые и вовсе могут раздражать. Получить удовольствие можно, но где-то придётся привыкать и преодолевать.
Плюсы: интересный сеттинг; сюжет, сочетающий традиционную героику с мистикой и фантастикой; множество ярких персонажей, которые постепенно раскрываются и становятся ближе; обилие возможностей для прокачки и выстраивания билда; удачный кооператив; авторы постарались привнести свои фишки и в сражения, и в билдостроение; с точки зрения графики и звука игра сделана на высшем уровне; японский колорит.
Минусы: не все идеи сработали; игра порой вязнет в диалогах и кат-сценах и кажется слишком медленной; к боевой системе надо привыкнуть.
Лучшие комментарии
Вышла за пару дней до релиза Hades 2? Здоровья погибшим.
как минимум три — обзор от Кирилла Волошина еще 100% будет)
потыкал демку. вроде и интересные механики завезли. но как-то не приглнулась. по скидке мб и норм, но за фулл цену сейчас точно бы не взял, даже если бы Хейдес 2 не было
тот же Хейдес 1 меня затянул с 1 забега в пиратку что я тут же побежал покупать офф копию в стиме. с Товой такого не произошло
Да у неё и без этого шансов не было.