В свете относительно недавнего анонса Star Wars Zero Company я задумался — а по каким ещё известным франшизам можно сделать X-com? (ну или XCOM, учитывая что многое в оригинале всё-таки устарело) Ведь по-сути новая игра по «Звёздным войнам» копирует все основные идеи серии — тактические бои, развитие базы, прокачку бойцов, и даже исследования в каком-то смысле — вместо них тут разведка, которая позволяет получить бонусы или иные преимущества в миссиях.
Разумеется, чисто теоретически приделать пошаговую тактику можно к чему угодно. Вон, сделали же Mario + Rabbids Kingdom Battle и Super Mario RPG как спин-оффы для платформера про усатого водопроводчика. И тем более, что помешает организовать создание базы, где тем или иным способом разрабатываются улучшения? Но я хотел бы рассмотреть именно примеры франшиз, где формула X-com будет смотреться наиболее органично или даже раскроет потенциал гораздо лучше, чем какой-нибудь экшен.
Итак, приступим.
1. Звёздные врата
Сериал «Звёздные врата — ЗВ1» по своему сюжету здорово напоминают X-com. В самом начале земляне не обладают никакими продвинутыми технологиями. Кроме самих звёздных врат, да и те используют лишь для простого перемещения между Землёй и другими планетами (а, как выяснится по ходу сериала, это далеко не единственное, на что способна эта система).
Однако, постепенно совершающие вылазки отряды приносят новые артефакты и новые знания, заключают союзы с нациями других миров. Постепенно на базе скапливается приличный арсенал оружия Гоа’улдов, Древних и других цивилизаций. И, разумеется, всё это начинают исследовать американские учёные.
Таким образом от сезона к сезону у героев набирается опыт, совершенствуется оружие и даже сами они получают «улучшения» (Тил’к может обходиться без сибмионта-гоа’улда, Джек О’Нил получает перки, связанные с ДНК древних, и так далее). К середине сериала у землян появляются собственные космические корабли (вначале, истребители, а потом и корабли-носители, способные к межзвёздным перелётам). В общем, всё по заветам X-com.
Если сделать игру по сериалу, именно по всему сериалу, а не его небольшому отрезку, как в Stargate: Timekeepers, то формат X-com подойдёт как нельзя лучше. Правда, для этого придётся пожертвовать связью со многими сюжетными линиями — кампания со свободным выбором, какие технологии изучать и кого посылать на какие планеты, определённо не сможет во всём следовать событиям шоу. Впрочем, сюжеты отдельных эпизодов можно вставить как случайные события.
2. Wing Commander
Серия космосимуляторов Wing Commander когда-то была передовой в плане графики, постановки и даже подачи сюжета. Ещё и была определённая нелинейность за счёт выбора в диалогах с друзьями или начальством между миссиями.
А вот именно с командованием у игр было не очень. Лишь несколько базовых указаний ведомому. Что в какой-то степени и понятно, ведь основное внимание в бою у игрока направлено на радар и показания приборов. Не до размышлений о боевой формации эскадрильи, когда пытаешься стряхнуть врагов с хвоста.
Другое дело, если сделать игру пошаговой! Да, стратегии и тем более тактики про управление авиацией попадаются не часто. Но это как раз лишний повод сделать проект в нише, которую ещё не успели перенасытить. Тем более, что речь уже не о воздушных боях, а битвах в космосе, где простор для манёвров в трёхмерном пространстве гораздо шире.
Разумеется, развитие базы, с которой стартуют наши космолёты, будет вполне естественной добавкой между боями. По аналогии с (обещаниями) Star Wars Zero Company можно сделать и всякие дополнительные разведывательные миссии, которые проходят без участия игрока, но на которые надо тратить ресурсы (материальные, либо влияние).
Сюжет игры можно сделать повторяющим кампанию одной из выпущенных игр, либо рассказать о новой войне человечества с килрати или другой враждебной цивилизацией.
В целом должно получиться что-то похожее на Battlestar Galactica Deadlock.
3. Охотники за привидениями
Франшиза Ghostbusters определённо переживала за своё время взлёты и падения. Последнее время она чувствует себя вроде бы неплохо, да и игры про охотников за привидениями (в том числе и приличного качества) имеются. Правда основа у этих игр — экшен, но в некоторых есть прокачка, как самих охотников, так и их снаряжения и «базы».
Даже в самой первой игре был «стратегический слой», где вы ездили по городу чтобы находить дома, где распоясались духи. Так что эта часть геймплея в духе X-com, где ваш доход и репутация зависят от того, скольких людей вы спасли от потустороннего террора, уж точно будет смотреться естественно. Остаётся лишь превратить бои из экшенов в пошаговые.
Согласен, что это может быть не тривиальной задачей. Но во многих фильмах и эпизодах сериалов (да их было несколько за историю IP) героям то и дело встречаются противники, к которым нужен уникальный подход. Так что вполне можно было бы сделать миссии в духе Into the Breach. Чтобы игроку надо было поломать голову над тем, как расположить бойцов, использовать особое оборудование, скрестить лучи (или не скрещивать) и так далее.
Учитывая, что сама франшиза уже давно расщепилась на несколько альтернативных вселенных, то сюжет игры можно сделать каким угодно, лишь бы в его рамках у игрока была возможность относительно свободно развивать свою контору «Охотников за привидениями».
4. Гарри Поттер
Hogwarts Legacy показала, что у франшизы есть потенциал не только в рамках одной книжной серии и не только лично про Гарри. И раз так, то можно сделать игру про «Первую Магическую Войну» или любой новый конфликт волшебников. Будет этакий аналог Phantom Doctrine — эта игра была посвящена шпионажу, так что вместо изучения чужеродного оружия много внимания там много внимания было уделено уделено скрытности и интригам. Но только здесь ещё будет волшебство.
Различные магические артефакты и экзотические правила лора, созданного Дж.К.Роулинг, смогут заметно разнообразить и возможности глобального режима и условия тактических боёв. В последних, разумеется, логично сделать акцент на заклятия и контр-заклятия и всякие побочные эффекты.
И, конечно же, не стоит забывать об изготовлении зелий и всяких магических ритуалах. Всё это будет идеально подходить для активности на базе.
5. Метро 2033/Метро: Исход
Именно сценарий «Исхода» подходит для формата «X-com в постапокалипсисе» как нельзя лучше. Ваш мобильный лагерь, на котором вы ищите место для основания нового поселения, может стать гораздо комфортнее, безопаснее и эффективнее после разного рода улучшений. Или можно начать сюжет уже с постройки собственно поселения. Тоже возможности для апгрейдов, исследований и сбора ресурсов будут в тему.
Что касается боёв, то тут всё опять же по аналогии. Тем более что игры вроде Jagged Alliance и недавно вышедшей в ранний доступ «Спарты 2035» показали, что все тактические приёмы и уникальные умения бойцов работают с реалистичным оружием также хорошо, как и с инопланетным.
Собственно, сюжет даже не обязательно привязывать к уже известным персонажам. По вселенной «Метро 2033» есть книги про метро в других городах. Точно также можно сделать историю о развитии совершенно нового поселения, обеспечив игроку максимальную свободу от канона.
А можно сделать игру и про какой-то масштабный конфликт в самом метро. В этом случае можно ориентироваться на Enemy Infestation, где у нас есть распространение каких-то неизвестных тварей, исследование которых и должно принести нам лучшее оружие, защиту и другие преимущества, которые позволят победить. А между тем добавить необходимость сбережения текущих ресурсов и защиты мирных жителей на станциях.
6. The Secret World
Хотя сейчас эта франшиза не так известна, как предыдущие, The Secret World была одной из самых ожидаемых игр 2012 года. Да и сейчас эта MMO (и её бесплатный перезапуск Secret World Legends) остаётся достойной игрой, обладающей великолепной атмосферой, проработанным сюжетом, и одним из самых необычных сеттингов.
«Тайный Мир» — мир городских легенд, заговоров и лавкрафтовских ужасов. Действие происходит как раз в районе 2012 года (то есть на момент выхода игра была буквально про современность) и мы играем за «пчелу» — так называют людей, которым пчёлы с Мирового Древа подарили магические способности и возможность использовать «колодцы анимы» для воскрешения, если их вдруг убила какая-то тварь. Да, авторы реально постарались, чтобы игровые условности были объяснены лором.
Разумеется, бойцов с подобными способностями только и мечтают заполучить три самых могущественных тайных общества — «Тамплиеры», «Иллюминати» и «Дракон». Так игроки присоединяются к одной из фракций и отправляются расследовать таинственные инциденты, произошедшие на Острове Соломона (находится у побережья США), запретной долине в Египте, и лесах Трансильвании.
Разумеется, там выясняется, что всё происходящее связано заговором, а потом сюжет приведёт в Токио и даже Африку. Но это уже частности. Главное, что уже на старте у нас есть три могущественные организации (и несколько организаций поменьше), у которых имеются базы, оружие и рекруты с прокачкой и особыми способностями. То есть фактически всё, чтобы создать отряд и направить расследовать очередную подозрительную активность на карте.
Кого встретит наш отряд? Лор TSW изобилует всяческой живностью и нечистью от классических вампиров, демонов и зомби, до Ктулху, джиннов, сумасшедших роботов и мутировавших грибов. При этом заданием может быть не только зачистка местности, но и захват образцов на опыты, либо расследование причин инцидента, либо добыча артефакта, либо создание новой базы — если вы играете на за рядового бойца, как в ММО, а за командира среднего звена, то у вас может быть множество собственных планов и директив от начальства.
Кстати, в Secret World Legends (напоминаю, это бесплатный перезапуск TSW) у игроков есть бонусная активность — получать на попечение рекрутов и посылать их на миссии. Самих рекрутов и миссии вы не видите, но на основе описания вы должны подобрать наилучшего кандидата и снаряжение для задания, чтобы увеличить вероятность успеха (и соответственно получения бонусов и ресурсов). Совсем как отправление подопечных на особые задания в XCOM: Chimera Squad! Остаётся только заиметь собственную базу для операций (и в TSW такие аванпосты разных организаций уже встречались) и вы уже заправский икс-командир.
Отмечу ещё, что помимо The Secret World (и её перезапуска) Funcom выпустила по вселенной игры хорроры The Park и Moons of Madness (первая, правда, ближе к симулятору прогулки), пугательный экшен на двоих Hide and Shriek, а также головоломки The Black Watchmen и Cyrano Story. Так что расширение вселенной в другие жанры уже идёт. А учитывая, что среди проектов Funcom есть Mutant Year Zero: Road to Eden, попытка сделать что-то с пошаговой боёвкой также не будет чем-то экстраординарным.
Итог
Получилось 6 франшиз, 6 вселенных, которые, на мой взгляд, могут быть неплохо раскрыты в игре, сделанной по формуле X-com. А по каким IP подобные игры заинтересовали бы вас?
Лучшие комментарии
Да в таком формате что угодно можно сделать, хоть постапок, хоть киберпан. Любой техногенный сеттинг можно реализовать в виде тактики с прокачиваемым хабом. И это будет даже интересно людям, а то всего этого не так что бы много выходит. В основном фентези всякое.
Очень хочется ещё один XCOM по франшизе XCOM
Забавно, но сам X-com уже ходил в гости к этому жанру со своим Inreceptor. «Ответка» смотрелась бы весьма интригующе.
И писать триллион новостей типа «Dark Souls от мира тактических игр».
Да по любой франшизе при желании можно пошаговую тактику сделать. Хоть по Half-Life: повстанцы будут сражаться за свою независимость.
Фолычы уже есть и Shadowrun киберпанк тематика. Hard West про дикий запад. По вахе механикусы. По Шестерёнкам тоже есть. Да даже американский футбол пошаговый есть. Лично я жду, что-то похожее Mutant Year Zero, но в сеттинге недалёкого будущего или средневековья( с такой или похожей механикой стелса как в Mutant)
По каким угодно франшизам, хоть ассасинам, хоть по Halo или Killzone. По Killzone кстати уже была, пусть и не пошаговая тактика, но довольно неплохая Liberation.
Флеш игр было в свое время немало таких, например по вселенной Madness Combat, называлась Madness Retailation. Игралась крайне прикольно, два раза прошел, вторую часть вроде делали, но затихло все. Крайне советую.
Да необязательно техногенный. Мистический в 18-19 веке, например, делается легко. Берем город, базу, всплески мистической активности, стреляющие и постепенно обретающие силы собственные юниты, исследование того, с чем сталкиваемся. Даже перехваты в некотором роде можно вписать, было бы желание.
Я вообще удивлен тому, что, например, клонируя Соулсы легко ушли в клонирование побочных механик, которые ну как бы можно было бы и проигнорировать, а ключевые механики как раз меняют. А в «клонировании» XCOM ограничиваются двухфазной пошаговой системой, игнорируя все побочные механики. А про игнорирование классических X-COM вообще молчу.
Эх, а я бы очень хотел пошаговую тактику, но в приземленном сеттинге, просто с тактикульными солдатиками и хорошей кастомизацией. Да, я знаю, что есть похожие игры, но было бы круто что-то с размахом и хорошим бюджетом.
По Dark Souls можно сделать. А потом постить в каждом паблике: игры, похожие на Dark Souls, где будет находиться данная игра. И пофиг, что игра вообще в другом жанре. Да +100500 метроидваний?
Судя по настольным играм и NFS с Driver — можно сделать XCOM.)))
«Гонка: жара на трассе» и «Дорога ярости: Вендетта»
Просто не вижу тут что то интересное в самих франшизах — в геймплейном плане. Если это будет чисто копирка XCOM — разве это не будет скучно?
Мне нравится, что разрабы XCOM сделали в Marvel's Midnight Suns. И в Phoenix Point отлично придумали механику стрельбы (после нее, мне трудно вернуться в XCOM 2).
Просто перечисление франшиз… ну такое
Sharsd of the Realm очень близко к ХСОМ только в фентези сеттинге
Забавно видеть упоминание Phantom doctrine в контексте гипотетической игры по Поттериане, а не в контексте позже упомянутому Secret World
Только почему у Х франшизы своя версия XCOM будет интереснее чем у Y, строго говоря не указано. Лично с моей точки зрения это выглядит как чистая вкусовщина на любителя конкретной вселенной. Я с тем же успехом могу накидать Х своих вариантов объясняя почему они будут хорошо подходить под указанные рельсы, но не предлагающие ничего нового.
Тогда как у уже существующих примеров типо Gears, Phantom или Phoenix есть свои отличительные фишки помимо сеттинга. Phantom предлагает более развитую систему стелса, Gears более динамичный и агрессивный геймпей, Phoenix больше взаимодействия с фракциями на карте, последующее развитие и систему отсрела конечностей. И это я еще не упоминаю последователей типо Mechanicus, Chaos Gate — Daemonhunters, King Arthur: Knight's Tale, TROUBLESHOOTER: Abandoned Children, по причине того что еще мало времени на них потратил.
Есть то есть, но у фолов вообще ничего нет из такого. Хотя не помешало бы. У других, как вон правильно заметил товарисч Haru, обычно порядок хода из двух фаз, укрытия и всё на этом. С тем же Шедоураном забавная штука что оно вообще выглядит как демка по отношению к тому что происходит на столе в бою, да и вообще тот ТраблшутерАС играется ближе к ШР, чем все игры, имеющие профильные названия. У вахи тоже вечно такая тема, что огрызки от механик в видеоигры попадают.
И как бы игры есть, но даже до ХСОМ, несмотря на то что там достаточно простые правила, мало что может дотягивать. А с базой так вообще у всех плохо.
Повторюсь ещё раз. Я перечислял франшизы, которые (по моему мнению) могли бы лучше раскрыться в формате XCOM, чем в других жанрах. Задачи придумать какое-то развитие геймплея для формулы я себе не ставил. Пусть для начала X-com: Apocalypse реализуют таким, каким он изначально задумывался.
Если считаешь себя искушённым игроком, можешь опубликовать в своём блоге список игр (или возможных фич), которые бы развивали геймплей XCOM. Может косарём наградят.
Ух ты! Как-то я эту игру упустил, хотя вообще старался выбирать только те франшизы, где подобного ещё не было.
Только, как я понял, там пошаговая только стратегическая часть, где строишь базы и собираешь ресурсы. А бои — только самому летать.
Commandos
Так я в самом начале и написал, что можно сделать по чему угодно. Но некоторые у некоторых серий это будет интереснее, чем у других.
А Phoenix Point — это просто XCOM, только со своими фишками и скрещенный с лавкрафтовским ужасом.