9 июня 9 июн. 22 19K

Что об INDIKA думает священник? | Культурный код игры

+46

 INDIKA привлекла мое внимание еще несколько лет назад. Вроде на одном из подкастов Ice-Pick Lodge о ней упомянули, как о необычном проекте. Но источник не так важен. Игра сходу приковала внимание своим визуальным сюрреализмом. Изо рта монашки выбегает человек под электронную музыку? Такой проект я не мог пропустить. И желание поиграть лишь усилилось после демоверсии.

Но мне, как всегда, был интересен культурный бэкграунд. И вот если визуальные образы и сюжетные ходы, я могу проанализировать самостоятельно, то о вопросах веры и религиозных моментах я хотел проконсультироваться со знающим человеком. Поэтому блог разделён на две части:

  1. Культурный код, в котором расскажу о вещах, которые могли быть первоисточниками игровых образов.
  2. Разговор с бывшим священником, в котором я задал вопросы о религии и вере, пояснение к которым я хотел услышать после прохождения игры.

Всем приятного чтения!

Культурный код

Дизайн

Дизайн локаций и персонажей — один из основных рассказчиков игры. Многие помещения в ней содержат законченные истории, контекст которых спрятан в окружении. Но меня привлекает даже не восхитительная степень проработки, а выдающийся визуальный стиль INDIKA. О многих вещах, касающихся дизайна игры: почему животные такие большие и как устроено окружение рассказал Дмитрий Бурдуков в замечательном видео. Я же хочу сконцентрироваться на образах, которые могли лечь в основу дизайна и посмотреть, придуманы ли образы церквей из головы, при чем тут «царь» и какие святыни наполняют игру. Давайте разбираться.

Стоит начать с того, что перед нами альтернативная Российская Империя 19 века. А что это значит? Что машины и механизмы полным ходом проникают в повседневную человеческую жизнь. И то, что прогресс неизбежно сталкивается с религией. Эту идею вполне можно отследить в окружении игры. Декорации — либо гротескные храмы, либо монструозные правовые механизмы. И тут логичнее было бы описать игру, как «стимпанк в славянском сеттинге», все-таки большинство механизмов работает именно на пару. Но Odd Mater придумали собственное название — «Царь-панк».

Приписка «царь» прочно ассоциируется с двумя достопримечательностями Московского Кремля — Царь-колокол и Царь-пушка. Памятники русского колоколитейного и оружейного искусства получили свое название из-за своих впечатляющих габаритов. И колокол и пушка являются самыми большими представителями своих видов на планете. Что иронично, в результате производственных ошибок оба не функционируют.

В INDIKA гигантизм не спонтанное дизайнерское решение, а выверенный прием с законченным посылом. Огромный скот, банки с икрой размером с колодец, исполинские церкви-крепости и конечно колокола — можно подумать, что именно из-за общих размеров сеттинг получил приписку «царь». Но я нахожу тут некий парадокс. Согласно объяснению геймдиректора Дмитрия Светлова — предметы сделаны огромными, чтобы показать их значимость в жизни обычных людей. Важен рыбный промысел? — держи окуня размером с кита и так далее. Соответственно, чем необходимее и значимее объект в жизни обычного сословия, тем больше он «царский»? Но это так, мысли в текст. Мне же маленьковость главной героини на фоне циклопических творений напомнила франшизу  Little Nightmares.

Таких рыбов только смотреть.
Таких рыбов только смотреть.

Давайте посмотрим на храмы и церкви. Есть ли среди них реально существующие постройки? И да и нет. Правда кроется в нюансах. Вот например, собор из самого начала игры. В нем можно увидеть элементы Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске и Успенского собора Московского Кремля. А звонница напоминает отреставрированную часть Богородичного Успенского мужского монастыря.

Похожи они друг на друга из-за того, что в них прослеживаются признаки древнерусского крестово-купольного храма. И если говорить о Успенском соборе, то его внешний вид послужил образцом городских и монастырских кафедральных соборов: высокий белокаменный свод, узкие щелевидные окна, а также внутренней убранство со столпами круглой и кресчатой формы. Так что можно предположить, что его дизайн стал вдохновителем и для построек в игре.

Помимо белокаменных церквей, в INDIKA можно встретить и примеры деревянного зодчества. Они также представляют из себя собирательный образ и найти что-то однозначное в них не получится

Куда интереснее дела обстоят с убранством церквей. Опять же можно сказать, что они эклектичны и состоят из компиляции разных образов, но среди них более четко угадываются первоисточники. Так, например, иконостас собора Иоанна Домаскина, в который держит путь Индика, отчетливо напоминает мне иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Увидев его хоть раз, вы вряд ли не узнаете его в будущем.

Но есть в игре и вполне точные изображения святынь. Параскева Пятница (придержите это имя в голове) встречается нам несколько раз за игру: в образе статуэтки и в виде иконы. Образ для православия необычный. Ведь это персонификация пятницы как дня недели, в которую были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши. Но такая трактовка, естественно порицается.

У русских святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, что актуально для главной героини игры. И в то время, как на иконах она изображалась как аскетичного вида женщина в красном платке (мафории), народное воображение наделяло её дьявольскими чертами: высоким ростом, распущенными длинными волосами, длинными грудями и так далее. И хотя Индика под такое описание не попадает, столкновение духовного и дьявольского для игры как никак актуально.

В INDIKA присутствуют и другие реальные иконы. Но рассказать о них что-то интересное не получится. Да у каждой из них есть своя история. Например, эту икону мне удалось найти исключительно на каком-то сайте аукционе, как и мощевик. Но как-то связать их с событиями игры у меня не вышло. Так что лучше давайте поговорим о нарративе.

Нарратив

Сами разработчики заявляли, что сюжет их произведения навеян творчеством Достоевского и Булгакова. И действительно в INDIKA можно найти что-то общее от двух писателей.

От Булгакова в игру явно пришли ирония и сатира. Его произведения часто содержат остроумные и ироничные замечания, которые позволяют ему высмеивать недостатки общества и политические реалии своего времени. Он умел сочетать юмор с глубокой критикой, создавая уникальный стиль, который отличал его от других писателей.

Михаил Афанасьевич часто использовал фантастические элементы в своих произведениях. Он создал мир, в котором реальность и фантазия переплетены, а границы между ними размыты.

И хоть INDIKA не углубляется в критику политики, в ней с избытком присутствует как высмеивание человеческих пороков, так и юмор. Когда я во время демки услышал историю про зэка, который картины говном рисует — ржал как не в себя.

С другой стороны, игра наполнена психологизмом и всепоглощающей хтонью (спасибо заснеженным российским просторам). В этом моменте она очень резонирует с творчеством Михаила Федоровича Достоевского. Ведь психологизм — важнейшая особенность его произведений. А еще он определил свой творческий метод как фантастический реализм, так как, по его мнению, нет ничего более фантастического, чем душа человека, переживающая конфликт с внешним миром.

Зачастую героин произведений Достоевского — маргиналы, спившиеся люди, оказавшиеся на самом низу социального лифта. А кого изображает INDIKA? — Пьяниц, продажных врачей, насильников и неприятных монахинь.

Но как заметил Александр Бурсов в своем обзоре: у игры гораздо большего с прозой Владимира Сорокина. Сорокин — весьма концептуальный и сатирический автор, который раз за разом изображает мир ретро-будущего, наполненный болью гротескного ужаса.

Больше всего с INDIKA резонирует повесть «Метель». Герои обоих произведений находятся в длительном путешествии через заснеженные пустоши альтернативной России. Оба произведения смешивают будущее и прошлое: в игре — паровые механизмы, а в книге — в избах может стоять голографическое радио с тремя обязательными каналами. Россию Сорокина также населяют животные ненормальных размеров: есть лошадки маленькие, величиной с куропатку, а есть и огромные — с трехэтажный дом. Все из-за генной модернизации. Эти инновации сочетаются с нарочитой архаикой: ямщиками, санями, лучиной, купцами и так далее. Вот только о религии в «Метели» практически ни слова.

А если рассуждать напрямую о сюжетных тропах и главном конфликте, то окажется, что все это где-то уже было. Но какова вероятность, что вы смотрели\читали все эти книги и фильмы? Ну, достаточно низкая. Так что сюжет игры работает и он хороший. Не подумайте, что я его ругаю.

Просто монаха, одержимого бесом во времена Имперской России можно увидеть в отечественном фильме «Монах и бес». По началу даже можно словить вайбы схожие с игрой: монастырь, одержимый, сюрреалистические чудеса и сюжет, который похож на мрачную сказку. Но потом фильм уходит вообще в другую стезю.

И опять аномально большие рыбы (хоть и не такие исполинские). Монах и бес, 2016
И опять аномально большие рыбы (хоть и не такие исполинские). Монах и бес, 2016

История о монашке, которую против воли отдали в монастырь, и вынужденная бороться за свою свободу — троп достаточно избитый и не раз обыгранный в кинематографе. Можно вспомнить «Монахиню», в котором главная героиня оказывается истинной христианкой, но отказывается слепо служить религиозным канонам и тем более прислуживать отдельным представителям церковной иерархии. Ну или одноименный ремейк 2013 года, в котором продвигаются похожие идеи.

У Индики есть травма, связанная с первой любовью и смертью возлюбленного, на которую потом накладывается еще и изнасилование. Похожую сюжетную канву с монашкой, которая сошла с ума можно увидеть в «Виридиане».

Если хочется похожего визуального опыта, чтобы везде был упадок, грязь, нищета, но еще все-таки были религиозные мотивы, то гляньте «Туринскую лошадь» или «Сатанинское танго» от Бела Тарра. Сеттинг там немного отличается, но вайбы уныния исключительны.

И не в коем случае не стоит забывать об «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского — о пике душевных переживаний и испытания веры в отечественном да и в мировом кинематографе.

Андрей Рублев, 1966
Андрей Рублев, 1966

Мне же каждая секция с Ильей — каторжником, с которым путешествует Индика, напоминала фильм «Купе номер 6». В фильме студентка также путешествовала по зимней России в компании с грубым шахтером Лехой, в исполнении Юры Борисова, который лишь на первый взгляд кажется маргиналом.

А если хотите больше узнать больше интересных фактов об игре и разобраться в её скрытых смыслах, обязательно забегайте почитать блог Guzak
А если хотите больше узнать больше интересных фактов об игре и разобраться в её скрытых смыслах, обязательно забегайте почитать блог Guzak

Но давайте переходить к самой интересной части блога.

Разговор со священником

С самого анонса INDIKA мне было интересно, как на игру отреагируют люди, связанные с религией. Например, священник. Шокировала ли она его отдельными моментами или оставила равнодушным? Все-таки у нас проект, затрагивающий важную тему религии. Да и образ монашки, общающейся с Бесом, мог вызвать у набожного человека вопросы.

При прохождении у меня лишь накопились вопросы, которые я хотел бы задать знающему человеку. И вот не без хороших людей мне удалось выйти на Сергея Бойко — бывшего священнослужителя. Сергей служил священником в храме святой Великомученицы Параскевы, села Малиновка, Аркадакского района, Саратовской области с 2008 по 2016 гг. Он согласился ответить на интересующие меня вопросы и дать трактовки неоднозначным моментам игры. За что ему большое спасибо! Ниже — транскрибация нашего разговора.

🗨 Я: Есть ли у священнослужителей какое-то особенное отношение к играм? Могут ли они в отрыве от службы выбрать такой вид досуга? И если да, то есть ли какие-нибудь ограничения?

🗨 Сергей: Да, священники играют в разные игры: как в активные спортивные, так и в компьютерные. Ограничения выставляются исключительно совестью самого играющего. Естественно, ограничения все в рамках заповедей должны быть. Но мы все люди грешные, и священники точно такие же люди и не с небес спускаются, так что никто этот процесс контролировать не может.

Я очень-очень редко играю в компьютерные игры, практически не играю. Можно сказать, что за последние лет десять я не прошел ни одной игры и даже не включал ни одну. Будучи священником, я прошел две части  Dead Space. Но это была единственная игра, которую я от начала до конца прошел. Она прям очень сильно меня затянула своим страхом, драматизмом. Но после нее я больше ни одной игры не проходил. Всегда считал, что играть в компьютерные игры — это как-то время впустую тратится. И учитывая свою часть азартную, я очень сильно увлекаюсь тем, что мне нравится, и могу действительно много времени тратить, например, на компьютерные игры. И я для себя определил, что в компьютерные игры я не играю.

🗨 Я: Основной стиль INDIKA — это гротеск. Храмы в игре искажены: одни из них ненормально большие и больше походившие на неприступные крепости, вторые неестественной формы. Но при этом ко внутреннему убранству и религиозным моментам разработчики подходят крайне достоверно и с уважением: один из соборов с массивным иконостасом напоминает Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Индика с пиететом зажигает свечи в красном уголке и на могилках. В ее действиях прослеживается любовь к Богу. В моменты, когда ее мысли терзает Бес, она молится, чтобы заглушить его внимание. Но одновременно с этим мы можем найти самовар со святой вечерю, что является пошлостью.

Насколько проект с таким содержанием является оскорбительным для верующего человека? И можно ли ему в такое играть?

🗨 Сергей: Относительно того, что может оскорбить чувства верующих: на самом деле это может быть все что угодно. И так как нет четких правил относительно того, что оскорбляет чувства верующих, а что не оскорбляет чувства верующих, оно определяется исключительно жалобами тех людей, так скажем «условно верующих», которых это якобы задело. Вот, например, буквально смотрел новости и там подали в суд на человека, который сделал фотографию свою с друзьями в стиле картины Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». И сейчас его обвиняют в том, что это фото оскорбляет чувства верующих, и, в общем, он привлекается по данной статье.

Мое мнение: ничего оскорбительного здесь нету. Мы же имеем художественную литературу, фильмы с изображениями церковных утварей, храмов, архитектуры и так далее. И не всегда это бывают прям какие-то очень положительные моменты. Но это все имеется в кинематографе и так далее. Поэтому тут исключительно только сами люди, которые будут писать жалобы или не будут писать жалобы. Я не знаю, какие-нибудь подковерные или конкуренты могут написать жалобу, что это якобы кого-то оскорбляет. Это вот мои такие мысли относительно оскорбления.

🗨 Я: Главный артефакт игры — загадочный кудец, который может исполнить любое желание. Что конкретно это такое — игра не говорит. Похоже на сосуд, в котором могли бы храниться мощи святого, но это не он. Главное, что хранится кудец в церкви. Два главных героя очень надеются на то, что кудец исполнит их желание: Индика избавится от Беса в голове, а у Ильи прирастет рука.

Могла бы церковь признать существование такого артефакта наравне с чудотворными иконами, мощами святых и другими артефактами?

🗨 Сергей: Да, действительно, церковь признает святынями совершенно разнообразные вещи. Вплоть до того, что мотыжка, которой работал Серафим Саровский, она тоже в числе других артефактов лежит, например, там, по-моему, в Серафимо-Дивеевском монастыре, котелок, которым он готовил, сухари сушил. И до сих пор в этом котелке сухари сушат, раздают их верующим, как некую святыню. И поэтому на самом деле церковь признает совершенно разные вещи, которые так или иначе связаны с какой-то святыней. Например, или святой человек употреблял в быту эти вещи, или пользовался ими каким-либо способом, либо там действительно когда-то лежали святыни, мощи, еще что-то, еще что-то. Церковь может такое делать, это нормальная, обыкновенная практика.

Индика и Кандило

🗨 Я: На одной из служб Индика задумалась и нечаянно обронила кандило, за что была наказана. Если во время реальной службы произошли бы такое, несли бы священнослужители за это наказание или игра в данном случае сгущает краски?

🗨 Сергей: И когда за то, что подсвечник кто-то качнул, никто наказание не несет, если не было каких-то глобальных повреждений: там, может быть, подсвечник упал, там повредил икону, возле которой стоял этот подсвечник; или там случился пожар, или еще что-то да как бы, а глобально и в этом нет ничего страшного. Такое происходит постоянно, когда прихожане задевают подсвечники, и они там качаются ну, может, масло разольется из лампадки или свечка упадет. Вообще это ненаказуемо. А кадилом называют предмет богослужения, который священники, священнослужители носят на цепочке, и размахивая им, разносится дым ароматный по храму. Это называется кадило. Бывают еще стационарные кадила, они ставятся по храму, и там, как правило, это возле святых плащаницы или иконы, или мощей. И туда уголь кладется, на уголь кладется ладан, и тоже разносится дым, но его не носят. Но даже если такую вещь обронить, то тоже никакого наказания для священнослужителей или для того, кто обронил, не предусмотрено. Если это речь о монастыре, в монастыре может быть свой устав, и у них, если за это отдельно не прописано какое-то наказание, там, устное либо письменное, то, соответственно, ничего за это не будет.

🗨 Я: Илья — этапник, бежавший с поезда, говорит о том, что в чашке ему привиделся Бог. Совпадение или нет, но его гниющая рука в тот момент перестала отмирать. Можно ли это счесть за чудо господне или так не принято?

🗨 Сергей: Относительно вопроса про чудо исцеления через чашку. Эта отсылка идет к событию в Евангелии, описанному, когда исцеление происходило (не помню, в каком городе израильском) спускался ангел в воду. И когда при этом случалась рябь на воде, любой человек, одержимый какой-либо болезнью, кто первый спускался в эту воду, тот получал исцеление. И это происходило несколько раз в год, и поэтому вокруг этого водоема очень-очень много больных, сухих, хромых людей лежало. И Христос однажды подошел к этому водоему, увидел давно лежащего человека, который лежал возле этого водоема и никак не мог подойти, потому что он был парализованным. И Христос ему сказал: «сколько лет ты здесь лежишь», он сказал: «столько-то лет», «а чего же ты не подойдешь, не опустишься в воду?», «я не нашел человека, который бы помог мне опуститься первым в эту воду». И Христос ему тогда сказал: «встань и ходи, возьми постель свою и иди.» И это исцеление говорит о том, что иногда в нашей жизни очень много вокруг нас людей, но очень мало человека, так скажем, «человека» или человечности в этих людях. Или, скажем, очень мало «человека» в этих людях, в этой толпе, который мог бы сделать доброе дело. И вот в этом событии тоже у тебя описывается, что через человека пришло Илье исцеление, ему там кто-то доброе слово — чего-то сделал, сказал, поддержал, И он в этой чаше увидел рябь воды, выпил воду и исцелился. В целом, я думаю, что такое исцеление возможно через веру.

На самом деле, интерпретировать человек может как угодно. На что заточен его взор, то и он и увидит. Если он хочет видеть исцеление и божественное присутствие в событии, то человек все под это и подстроит: его мозг, эмоции, ощущения. Поэтому это, опять же, на совести человека созерцающего. То есть: кто что видит. Человек, верующий в этом событии может увидеть провидение Божие, что Господь именно так обратился к этому каторжнику. А другой человек, который меньше склонен к такой интерпретации, он будет говорить, ну это просто совпадение, пришло время вылечиться и все. А дрожь в кружке с водой, это просто либо мелкое землетрясение, если кружка стояла на столе, либо там, я не знаю, это в руке у него тремор от похмелья, вот и пошла рябь и никакого Бога по сути там может и не быть.

Скриншот shkegulka
Скриншот shkegulka

🗨 Я: Под занавес игры Илью сдаёт священник, нарушая тайну исповеди. Насколько реальна подобная ситуация в жизни, и будет ли подобное порицаться другими духовниками?

🗨 Сергей: по поводу тайны исповеди, которую держит священник: она действительно непреложная и должна всегда соблюдаться священниками. И она порицается, действительно порицается другими священниками, если духовник нарушает её. Во времена, значит, Российской Империи было прописано правило для священников о том, что священник может нарушить тайну исповеди, если ему исповедуется преступник в намерении совершить убийство против императора и царской семьи. Это, по-моему, единственное такое предписание было в царские времена. Сейчас же есть, насколько я помню, настольная книга руководства священнослужителя, там есть указание о том, что священник может рассказать некую тайну, если в исповеди действительно какое-то событие, которое несет большой урон, вред или еще что-то, без указания имени. Что-то такое вот, знаешь, но я, по-моему, уже не помню точно, есть сейчас это предписание или нет. В целом, священники могут общаться между собой об исповеди другого человека, но не называя имен и исключительно в том контексте, что если нужно получить какую-то там консультацию, помощь относительно того или иного исповедованного какого-то греха. Как помочь человеку, например, как правильно воспринять ту или иную исповедь. То есть в таком контексте возможно общение между священниками относительно исповедей, но опять же без конкретики, без имен, без чего-либо, потому что, как правило, все друг друга знают.

🗨 Я: В игре есть система кармы: когда мы молимся или находим реликвии святых, уровень нашей веры увеличивается. А когда героиня говорит с бесом — уменьшается. Есть ли у веры «счетчик кармы» или количество добрых и злых поступков в ней неизмеримы?

🗨Сергей: Балльной системы в вопросах веры, согласно христианской догматике, не существуют. Яркий пример — разбойник на кресте. Он всю жизнь разбойничал, убивал, грабил. Разбойник на кресте — это человек, который был повешен рядом с Иисусом Христом. Согласно евангельской истории, что на горе Голгофе был распят Иисус Христос и по правую, по левую сторону висели два разбойника. И один прославил Спасителя и покаялся, и сказал: «Господи, когда будешь в царстве своем, вспомни про меня». А другой наоборот говорил: «что такое говоришь, если он бог, пусть сойдет с креста и нас спасет вместе с собой». И Христос простил тому человеку, который покаялся, постился, просил все согрешения. И этот покаявшийся разбойник сейчас причислен к лику святых, и он считается первым человеком, который вошел в Рай. То есть первый человек, вошедший в рай — это разбойник, который убивал и насильничал. Вот поэтому балльной системы не существует в церкви.

Больше значение имеет последние мгновение жизни, так скажем, в каком ты намерении, состоянии подходишь к своему концу. А так как никто не знает своего конца, поэтому очень важно всегда сохранять чистоту мыслей дел и слова. И есть такое выражение: помни час последний и вовек не согрешишь [Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.].

🗨 Я: В кульминационном диалоге Бес говорит: «И Бог и бес — это ты». И что Бес уйдет из головы, как только она перестанет этого хотеть. После в концовке мы видим, что сначала в зеркале отражается Бес, а затем Индика. Как вы бы трактовали подобную концовку? Индика победила или Бес полностью ей овладел?

🗨 Cергей: Индика победила или бес полностью ею овладел? Я думаю, она подошла только к черте, о том, где она начнет понимать истину в том, что действительно правда, ложь, справедливость, несправедливость, честность и бесчестье — это все только наши мысли, интерпретации. Истина где-то находится в том месте, где мы не имеем отвращения к неприятным вещам, не имеем влечения к приятным вещам, потому что природа и приятных и неприятных это одна — появиться, чтобы исчезнуть. Буддизм так учит, что у человека стремление избавиться от страданий. Но страдать человек будет до тех пор, пока он стремится избавиться от страданий. То есть это как раз отвращение к неприятным вещам. Но при этом и влечение к приятным вещам тоже человека погружает в пучину этих страданий, и он не будет иметь покоя. А покой находится где-то посередине между влечением и отвращением, когда наступает момент созерцания безоценочного и в покое, так скажем. И именно это состояние дает уравновешенность, и в целом человек принимает все, что в жизни происходит, как события, которые есть здесь сейчас. И при этом не имеет вот этих влечений и отвращений. Соответственно, не имеет страданий. Ну, как-то так. Интерпретировать? Ну, именно так вот я бы это интерпретировал. Что она подошла к некой истине, которая идет дальше. Ну, как-то так.

В очередной раз скажу, что я рад, что выходят такие игры как INDIKA, которые заставляют меня думать и интересоваться. Если у вас есть подобные проекты, то можете рекомендовать их в комментариях, а то у меня небольшой игровой кризис :)

На этом сей блог подошел к концу. Надеюсь, вы подчерпнули для себя интересных фактов, а разговор со священником был увлекательным не только для меня.

Мой телеграм-канал


INDIKA

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
2 мая 2024
818
3.7
428 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Вопросы священнику — это мощно! Очень креативный подход, выделяющий блог из массы других по данной игре. Круто!

Если хочется похожего визуального опыта, чтобы везде был упадок, грязь, нищета, но еще все-таки были религиозные мотивы, то гляньте «Туринскую лошадь» или «Сатанинское танго» от Бела Тарра. 

Вот эти картины совсем мимо меня прошли. Обязательно гляну. Остальные видел. «Монаха и беса» в прошлом году посмотрел, как раз. Интересный опыт)

Отличный материал получился.

обязательно забегайте почитать блог Guzak

Ух ты ж я в телеке!

Спасибо за большой комментарий, постараюсь дать развернутый ответ.

По факту ни автор не спросил, ни священник не сказал про проблему невежества в Церкви и среди прихожан. Ну хотя бы классические вроде бы шибко набожные, но злые, как сам дьявол, старушки, которые готовы всех гнать поганой метлой, потому что не соответствуете!

Игра стала яркой критикой такого явления, но в блоге о нём ничего.

Тут есть два нюанса. Первый — я не ставил целью осветить какие-то каверзные и провокационные вопросы, связанные с религией, церковью и так далее. Мне хотелось получить ответы на вопросы, которые возникли у меня во время прохождения. А не устраивать холивар о современных проблемах этого института.

Второй, вытекающий из первого — из-за субъективного подхода, возможно, нехватки чутья на интересные вопросы (я лишь учусь спрашивать) и из-за того, что некоторые моменты в игре для меня ясны и без пояснения — я мог упустить какие-то действительно интересные вопросы. Такого я не отрицаю.

Ну и, конечно, ответ на последний вопрос как будто не от православного батюшки вообще!

А вот с этим не могу согласиться. Сколько людей, столько и мнений. И Сергей давал ответ через призму своего опыта. Если бы я спросил другого священника, то ответ был совершенно другой. А то, что ответ не попадает в ожидания — этого я контролировать не могу.

Благодарю еще раз за комментарии, было интересно почитать развернутое мнение.

Если честно, ожидал чуть-чуть большего. Возможно, автор и сам священник постарались быть аккуратными, чтобы не породить ярких споров и обвинений.

По факту ни автор не спросил, ни священник не сказал про проблему невежества в Церкви и среди прихожан. Ну хотя бы классические вроде бы шибко набожные, но злые, как сам дьявол, старушки, которые готовы всех гнать поганой метлой, потому что не соответствуете!

Игра стала яркой критикой такого явления, но в блоге о нём ничего.

Нет никаких рассуждений о том, где так примерно навскидку для современного священника грань между бесноватостью и психиатрией. В смысле, увидел батюшка дьявольское искушение или видит, что Индике нужен врач.

Ну и, конечно, ответ на последний вопрос как будто не от православного батюшки вообще! Буддист согласился бы, но… Могу ошибаться, но буддисты хотят уйти вообще от всего. И только на первый взгляд может показаться, что они уходят от зла и всякой буйной страсти, но и то, что ценно христианину, для них та же страсть, от которой надо бы отрешиться.

Таким образом они уходят и от Бога, и от мамоны.

Если вне буддизма, то финал Индики — это буквально кредо ассасинов или, если думать в политическом ракурсе, либеральной или даже либертарианское мышление. Добро — это то, что я считаю добром, а зло — это, что я считаю злом.

Проблемочка только в том, что в таком случае человеком владеет грех гордыни, так как он считает себя определяющим фундаментальное! С этого ракурса можно судить не только людей, но и Бога, и дьявола. Находить в Боге зло и добро в дьяволе. Когда даже строчка «я — часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» говорит о принудительных действиях. Добро настолько сильно, что позволяет злу действовать только так, чтобы от зла были благие последствия. Это максимум благ, которые можно прописать дьяволу.

В остальном такие оценки для христианина попросту недопустимы. Но поскольку ясно, что Индика прошла большой путь, полный сомнений, давления и страданий, её позиция — это позиция сломленного, потерявшего веру во всё человека, который просто отчаялся и потому замкнулся на себя, спасаясь от внешнего мира, в котором не нашлось ничего и никого, кто мог бы помочь, наставить, позаботиться и пояснить.

Мастеру выжимать максимум из одной игры — плюс =)

Хороший блог, но мне не хватило вопросов, а особенно интересно было бы узнать мнение Сергея касательно истории о Святом Макаре

История христианства довольно интересная, не знал такого факта:

И этот покаявшийся разбойник сейчас причислен к лику святых, и он считается первым человеком, который вошел в Рай. То есть первый человек, вошедший в рай — это разбойник, который убивал и насильничал. Вот поэтому балльной системы не существует в церкви.

За плюс спасибо, но из игры выжато далеко не всё. Так, поверхностный фреш сделал :) 

Спасибо. Старался охватить как можно больше вопросов. Но из-за субъективного подхода, не получилось подметить всё, что было бы интересно массовому читателю. 

В следующий раз заранее организую опросник 

Очень круто, приятно было читать, очень интересный формат.

Приятно читать такие статьи. Во-первых, автор явно из ЦА игры-синефил, который знает, что он видит/играет, умеет анализировать и сопоставлять, во-вторых, не имеет предубеждений, как большинство, а в-третьих, придумал классный концепт с интервью, где даже сам бывший священнослужитель говорит достаточно умные вещи, да и узнать быт попа весьма познавательно. Спасибо автору за такую прекрасно проделанную работу

Я очень рад, что мой блог вам понравился :) Значит, я на правильном пути!

Продолжительность Сатанинского танго станет приятным(?) сюрпризом :))) 

Эм… наверное, может быть, не стоит придавать обычной пошутейке политические окрас. Ведь Охлобыстин на картинке лишь по одной причине. По тому, как он — один из самых известных бывших священников. Не более того)

7 часов?!

Действительно, «сатанинское»...

+ уголовный кодекс

Конкретно ассасинам он немножечко не указ  :D А в Индике и в реальности УК — это не столько ориентир добра, сколько запрет на зло с перечнем того, как тебе будет плохо, если вдруг попадёшься.

и по факту у человека осознанного оно так и есть.

Что есть человек осознанный? Что есть человек ответственный? Это ж до хрипоты можно наспориться. Жизнь за страну, жизнь за Бога, жизнь за царя или только за своих родителей, жену, мужа, детей? Или вообще никто никому ничего, потому что таковы законы природы? Хотя на природу тут не кивнёшь, потому что там постоянная движуха и множество видов как социальных, так и нет.

к счатью, не он — на такой разговор нужен священник, который умеет мыслить чуть дальше жопы президента

Добро — это то, что я считаю добром, а зло — это, что я считаю злом.

+ уголовный кодекс

и по факту у человека осознанного оно так и есть. Разрабы шарят

Читай также