23 января 23 янв. 46 9103

The Last of Us Part II – Игра не про месть | Сколько людей убила Элли?

+70
Лучший блог недели
2000 ₽

Как же я ненавижу всё, что связано со  The Last of Us Part II от момента её анонса, до момента как я впервые её запустил. Нет, поймите меня правильно, слово «ненавижу» я применяю не к самой игре, а к инфополю, которое её окружало.

 

Дело в том, что первая часть в своё время стала для меня чем-то важным, показала мне, что видеоигры могут влиять на людей не хуже лучших художественных фильмов или книг.

И насколько бы в  The Last of Us 2013-ого года не был хорошо прописан мир, раскрыты персонажи, увлекал геймплей, но именно финал этой истории не давал мне покоя где-то несколько недель.

После прохождения мне понадобилось время, чтобы понять почему разработчики не дали игрокам выбора, пока я, наконец, не понял Джоэла и, в последствии – себя. Знаю-знаю, звучит довольно драматично, но сделайте скидку на то, что я был довольно молод и как-то с выбором между «счастьем всего мира» и «жизнью близких» не сталкивался. Хотя  The Last of Us, а точнее Джоэл, этого выбора не даёт. Мы собственноручно лишаем мир шанса на излечение, своими руками убиваем кучу «относительно» невиновных людей и спасаем Элли от смерти.

Это и отличает видеоигры от других медиа, мы находимся в шкуре персонажа и подсознательно несём ответственность за его действия. К чему я это говорю?

А к тому, что для меня первая  The Last of Us - очень значимое произведение. И дело совсем не в качестве игры, а в том, как я её воспринял. Именно поэтому после прохождения больше её так и не запускал, потому что образ в голове, идеализированный со временем, очень вероятно не соответствует действительности. Для меня это полностью законченное произведение. Именно поэтому анонс второй части я воспринял со скепсисом и страхом, потому что было очень просто растоптать все достижения первой части превращая  The Last of Us во франшизу.

Анонс второй части в 2016 году
Анонс второй части в 2016 году

И не найдя ответ, на вопрос «Зачем?», я постарался не обращать внимания на любые новости и информацию по игре. Многие игроки растоптали сиквел ещё до его выхода. Проклинали создателей, новых персонажей, сюжет… А я и без того максимально скептически относился к необходимости выхода второй части, естественно, заранее разочаровался, и предпочёл игнорировать сам факт существования сиквела.

Благодаря этому, каким-то чудом мне удалось избежать даже самых мелких спойлеров. И запустив игру буквально на пару минут только чтобы посмотреть на графику, я в ней утонул.

После многократного прохождения, что хочу сказать.  The Last of Us Part II - игра не про месть, а про чувство вины и про то, насколько оно всепоглощающее. Про то, что внутренние конфликты ничуть не слабее внешних.

Нет-нет, месть тут, конечно, тоже есть, но игра не про неё.

Для того, чтобы раскрыть данный тезис, для начала нужно углубиться в мотивы трёх главных героев, залезть к ним в голову, понять их внутренние переживания и чувства.

Итак, по порядку:

Тот, из-за кого случилась вся эта история, главный герой первой части – Джоэл Миллер. Из всей троицы, пожалуй, самый понятный персонаж. Игроки увидели его преображение из любящего отца в циничного контрабандиста и обратно. Джоэл, потерявший дочь в начале пандемии, нашёл спасение в Элли. Но почему? И какое ещё спасение?

Джоэл не смог спасти свою дочь. В момент, когда на них наставили ствол – он был беспомощен, ничего не мог сделать. А беспомощность порождает вину. Вину, за смерть дочери, которую Джоэл нёс в себе более 20-ти лет. Ведь по началу он воспринимал Элли как очередной заказ, но их путешествие в первой части шло достаточно долго, чтобы у Джоэла случился перенос. Бессознательное перемещение чувств, которые он испытывал к дочери, на Элли. Именно поэтому, первая часть закончилась так, как закончилась, именно поэтому игрокам нельзя было давать выбор, потому что Джоэл иначе поступить не мог. Ему представился шанс искупить вину, простить себя, наконец-то спасти «свою» дочь от смерти. Именно «свою» дочь, потому что в его голове границы уже были смыты.

И вот поэтому во второй части мы видим его таким спокойным. Он закрыл гештальт, который мучал его пару десятков лет, пусть и ценой потенциального лекарства от инфекции, условного «спасения человечества». Более того, хотела ли Элли умереть во благо всего мира или нет – ему абсолютно не важно, потому что Джоэл спас её – для себя, для своей внутренней стабильности. Подсознательно, конечно.

В рамках второй части, моменты с Джоэлом работают больше на раскрытие Элли. Даже его смерть не так значима в контексте его личной истории. То есть из самостоятельного персонажа он становится придаточным. Становится инструментом для развития истории.

И это не плохо. Про Джоэла есть целая игра, первая часть, которая его достаточно хорошо раскрыла, а вторая часть – это игра про других персонажей.

И в комнате, где заканчивается история Джоэла, начинается история Элли.

Но не той милой Элли из первой части, а совершенно новой: жестокой, кровожадной, мстительной… нет, стоп, на самом деле эти перечисления к ней не относятся.

Элли — сирота, обделённая любовью и заботой. Успевшая пережить смерть дорогого человека ещё в детстве. И одновременно с этим, смогла обрести смысл жизни, смогла стать значимой для этого мира. Я говорю про иммунитет. Не стоит недооценивать желание найти своё место. Особенно когда это место «мессии и спасителя человечества». То есть никому ненужная сирота, становиться чуть ли не самым важным человеком в мире. Я утрирую, конечно, но так легче передать мысль.

После появления Джоэла в её жизни, Элли обрела образ отца. Не сразу, постепенно. А вместе с отцом и внутреннюю опору.

К концу первой части, они с Джоэлом становятся самыми близкими друг для друга людьми. Это важно, потому что Элли не знала про события в финале. Её иммунитет, её особенность, её смысл жизни, оказался пустышкой. И это она услышала из уст самого дорогого ей человека. Которому, как она думает на тот момент, она может доверять. Хотя нотки недоверия мы можем увидеть как у неё на лице, так и услышать в её голосе.

Оттого и сцена, где она возвращается в лечебницу и узнаёт правду оказалась такой для неё болезненной.

Во-первых, самый близкий ей человек — нарушил доверие, солгал. Во-вторых, он же, виновен в том, что её смысл жизни был уничтожен, а в-третьих, каждый зараженный человек потенциально мог быть спасён лекарством, если бы она умерла. Но она живёт, вместо сотен, а то и тысяч людей, которых могли спасти.

Груз, который на неё упал, за два года до событий основной игры очень тяжелый. И не надо забывать, что тогда ей было около 17-ти лет. Да, люди в том мире, вероятно, «взрослеют» очень быстро, но это «взросление» не относится к ментальному здоровью.

Следующие пару лет Элли ненавидела Джоэла, отдалялась от него. Но всё же понимала, что даже так, он - самый дорогой человек в её жизни. За один день до начала основных событий в игре, Элли всё же пошла на перемирие, смогла выговориться первый раз за 2 года. Иронично, что это их последний разговор, который нам показывают в самом конце игры. Для меня, сцена их диалога, одна из самых сильных сцен во всей игровой индустрии. Именно «для меня».

Потому что эта сцена пропитана эмоциями, персонажи говорят, что у них на уме, говорят о мотивах своих поступков. К этому диалогу я вернусь ещё в конце ролика, но сейчас, не могу ни отметить озвучку. Скорее всего именно её качество так сильно повлияло на то, что этот диалог настолько мне запал в душу. И оттого следующая по важности сцена, а именно убийство Джоэла – играет новыми красками.

Дело в том, что над Джоэлом расправились прямо на глазах у Элли. Она увидела последние секунды его жизни и удар, который эту жизнь отнял. В подобных ситуациях людям кажется, что, раз они были причастны к травмирующему событию, то они могли как-то на него повлиять. Но конкретно в той комнате Элли ничего не могла сделать, она была беспомощна.

Вот и получается, что мощное травмирующее психику событие и чувство беспомощности «наградили» Элли ПТСР. Здесь вернёмся к основному тезису этого видео, что «игра не про месть, а про чувство вины». ПТСР раз за разом возвращает человека в травмирующее событие (в голове, естественно) чтобы он мог пережить момент повторно и сделать что-то иначе. Вспомним приступ на ферме, в котором отлично показано как это работает. Элли буквально вернула себя в тот коридор.

В её голове, Джоэл кричит о помощи, хотя в реальности этого не было. Элли проигрывает событие, в котором она была беспомощна, чтобы спасти Джоэла, но она не сможет, сколько бы туда не возвращалась.

Добавим сюда вину за два года, которые Элли отталкивала Джоэла, видя всю боль от этого в его глазах, за совместные два года, которые они потеряли. У неё мощнейшее чувство вины, которое заглушает все остальные чувства. И не стоит забывать про вину за то, что она жива, вместо людей, умерших из-за отсутствия лекарства.

Элли не может сидеть на месте, ей движет не столько месть, сколько невозможность остаться один на один с собой, со своими мыслями. Свою обиду и злость (негативную энергию) с Джоэла, она перенесла на Эбби, потому что на Джоэла злиться и обижаться, как ей кажется, она уже не имеет права.

Стала ли она от этого жестокой, кровожадной и мстительной? Я бы сказал – нет. Всё что она пытается сделать - заглушить боль внутри себя. Пытается пережить травму, через убийство Эбби.

Все люди, которых она убивает нападают на неё первыми или проявляют агрессию. Исключением может быть Нора, которую она пытала. Но, во-первых, Нора надышалась спорами и итак бы умерла, а во-вторых, эти пытки не прошли для Элли бесследно.

По реакции после - видно, что пытки не принесли ей удовольствие, а скорее наоборот - страдание. Сейчас может показаться, что я обеляю героиню, но нет. Элли - незрелый персонаж, готовый пожертвовать всем, друзьями или семейным счастьем, только потому что не в силах справиться со своими мыслями. Но всё же, для неё убийство Эбби – это спасение, спасение от всех внутренних конфликтов. Слепо веря в это, она, как одержимая, идёт напролом.

Ну а чтобы лучше понять, что же произошло в финале игры, нужно пристально посмотреть на третьего главного героя – Эбби.

Сразу скажу, у меня нет претензий к внешнему виду героини, а также к тому, что она сделала с Джоэлом. Всё достаточно логично.

Она тоже получила психотравму из-за потери отца, то есть лишилась ментальной опоры. Также слепо двигалась вперёд, только в отличие от Элли, у Эбби не было ориентиров, именно поэтому всю свою негативную энергию она тратила на занятия спортом и поиски Джоэла. И для неё убийство Джоэла – было таким же спасением, как для Элли убийство самой Эбби. И что мне нравится в сюжете Эбигейл, так это то, что он демонстрирует, что происходит, когда такая цель будет достигнута.

А именно, ничего. Спасения не происходит. Остаётся пустота. Пропадает смысл жизни и начинается поиск нового смысла. 

В процессе у Эбби меняются ценности и ориентиры. Оказывается не все Серафиты заслуживают смерти, не со всеми решениями Волков можно соглашаться, особенно, если это может привести к проблемам близких. На мой взгляд, часть игроков невзлюбила Эбби, потому что нам не дали пережить её травмы. Да ещё в игре не проговариваются мысли и мотивация персонажей прямо и чётко. Если у Элли, хотя бы есть дневник, в котором она записывает свои мысли, то Эбби этим обделена. Мне понять её мотивы в моменте не всегда было возможно. Она не говорит о своих эмоциях и не показывает их, потому что проявление эмоций для неё – это слабость. Оттого и сцены, всё-таки показывающие, что Эбби “живой” человек - ещё более прекрасны. Её слёзы, когда Мел попросила её исчезнуть, страх высоты, кошмары, выражающие сострадание к малоизвестным детям. Но всё же в игре слишком мало информации о внутреннем мире героини. Вероятно, потому что для неё самой этот внутренний мир - секрет, спрятанный где-то в глубоко в тени.

Одним из важных событий, которое изменило мировоззрение Эбби, я могу выделить диалог с Оуэном, в котором они говорят о бессмысленности войны между Шрамами и Волками.

Эбби 4 года жила местью, 4 года ставила её в приоритет другим сферам жизни настолько, что даже лишилась Оуэна, как партнёра, который был ей близок с детства. Возможность впервые взглянуть на происходящее в своей жизни со стороны, без кровавой одержимости, потеря смыслов и ориентиров, сближение с “врагами”, обесценивание “войн” в её глазах… Как по мне, именно это те причины, по которой Эбигейл не убила Элли в театре, а не просто потому что её остановил Лев. Хотя можно спросить, а как же те сотни врагов, которых Эбби уничтожала в течении трёх дней до этого события. Но об этом далее.

Но и не стоит забывать, что Элли и Дина в её глазах - это лишь сопутствующие жертвы. Эбби ведь не знает точно, кто расправился с Мел и Оуэном. Подстреленные Томми и Джесси вполне могли её удовлетворить, особенно учитывая, что с Томми она уже сталкивалась недалеко от Океанариума.

Но по аналогии с первой частью, все события в игре не имели бы смысла, если бы не было того финала, который мы увидели в итоге. 

Почему Элли изначально спасла Эбби? Почему не добила её в схватке? Почему гитара – четвёртый по значимости герой в истории? И что вообще произошло в финале? Ответы на эти вопросы будут чуть позже.

Сколько врагов убили персонажи за всю историю?

На протяжении всего прохождения, меня мучил другой вопрос, вопрос о бессмысленности жертв.

Сколько людей убила Элли за время истории, а сколько - Эбби? Можно ли вообще не вступать в бой или уничтожить всех врагов там, где кажется, что их слишком много? И тому подобное. Поэтому далее я покажу, сколько врагов уничтожили персонажи в каждой главе. Но самое интересное, насколько эта цифра зависит от стиля прохождения игрока. Сильно ли отличается минимальное количество убийств от максимального?

Особый акцент хочу сделать на необязательности убийств врагов. Так как в игре есть стелс, то большинство арен возможно пройти вообще без жертв. Да, даже подняв тревогу, от противников можно убежать. Поэтому в этом блоке рассмотрим 2 сценария, для удобства назову их: “путь агрессора” и “путь пацифиста”.

В первом случае мы принимаем за правило, что герои уничтожают каждого встреченного противника, во втором же будут только жертвы, которых избежать невозможно. Поэтому далее, обязательными врагами я буду называть тех, убийства которых не избежать никаким образом, а необязательные - это те, которые будут засчитаны только при агрессивном пути прохождения. Но если я говорю, что фрагмент можно пройти по стелсу, значит его можно пройти и агрессивно, а вот наоборот работает не всегда.

Уничтожение врагов в катсценах я тоже учту. Они даже более ценные, так как не зависят от действий игрока и точно являются каноничными. 

Действия напарников предсказать невозможно, именно поэтому, во время геймплея их убийства буду считать за свои. Точно также в катсценах и заскриптованных моментах. К этому же аспекту отнесу и места, когда разные группы врагов уничтожают друг друга. Мы можем вмешаться и уничтожить как одну группу, так и вторую. Поэтому такие убийства будут учтены на пути агрессора, и проигнорированы на пути пацифиста.

В игре есть и арены с бесконечными врагами. Уничтожить всех противников в этих местах не получится. Подразумевается, что  игрок должен убегать, не вступая в бой. Поэтому здесь последую логике сюжета и количество убитых врагов в таких локациях приму за ноль.

И последний аспект, это сложность. С её увеличением, меняется не только искусственный интеллект врагов, но и их количество. Поэтому я и возьму за условный канон максимальную сложность «grounded/реализм». Хотя отличия от минимальной сложности “очень просто” упомяну отдельно в итогах.

Это все условия, по которым я буду вести подсчёт в дальнейшем.

Вторая часть The Last of Us огромная игра, она состоит из 11 актов, а те, в свою очередь, в сумме, из 46 глав. Одна глава за Джоэла, 24 за Элли и 21 за Эбби.

Все главы в The Last of Us Part II
Все главы в The Last of Us Part II

Открывает игру единственная глава за Джоэла «Пролог». Начинается хронологически недалеко от концовки первой части. В ней мы кратко вспоминаем финал и просто наслаждаемся видами. Никаких врагов в ней нет.

Так же, как и в следующей главе за Элли - «Пробуждение». Знакомимся с новыми персонажами и получаем немного экспозиции.

Далее управление переходит к Эбби. После нашего с ней знакомства, именно ей выпадает честь встретиться с первым противником – бегуном. К нему на помощь прибежит ещё трое. Далее встретим зараженных под домом, в доме и на парковке. Примечательно, что все эти враги необязательные, от них можно убежать, кроме одного. Того, который находится под домом.

Управление возвращается к Элли, которая вместе с Диной патрулирует один из маршрутов. Дойдя до супермаркета, героини встречаются с зараженными. Так как это «патруль», то убийство каждого обязательно. Всего 12 бегунов и 5 щелкунов на эту главу. После зачистки супермаркета от зараженных, героини решают расслабиться и «отдохнуть».

А пока Элли и Дина отдыхали, Эбби набрела на орду зараженных. Уничтожить их всех невозможно, так как они бесконечные. Орда будет преследовать нас до забора, перепрыгнув через него за нами последует лишь 4 бегуна, на которых можно и не обратить внимание. Тех, что остались за забором, можно тоже уничтожить, но как по мне, это не канонично, поэтому они и подобные им учтены не будут. Далее Эбби вновь встречается с ордой, от которой её спасают Джоэл и Томми, убив троих бегунов в катсцене. Ещё двое перелезут через забор по скрипту, а Томми прикончит ещё пятерых коктейлем Молотова. До того, как мы добежим до комнаты с вагонеткой, нам встретится 9 необязательных бегунов мимо которых просто можно пробежать. 4 бегуна в самой комнате и пять бегунов плюс щелкун после того, как Томми начнёт толкать вагонетку к окну. Важный момент, что после убийства этих противников начнётся бесконечный спавн, поэтому лучше там не задерживаться. И вот финишная прямая, остаётся только добежать до лошадей, не забыв учесть убийство Джоэлом бегуна по скрипту… и на этом всё, троица спасена. Напоследок видим уничтожение толпы зараженных (21-ого бегуна) и… нападение на Джоэла и Томми.

Эта глава - одна из самых ключевых в игре. Именно тут Эбби убивает Джоэла. Также в ней можно сосчитать количество бегунов из катсцены в прошлой главе. За Элли можно посмотреть на тела свысока.

Для тех, кто не бросит игру на этом моменте, будет возможность поскорбеть вместе с  Элли в главе «Сборы». Томми поехал мстить в Сиэтл, а Элли с Диной отправляются за ним. На этом первый акт заканчивается.

Далее небольшой таймскип после которого героини прибывают в Сиэтл. Второй Акт начинается с главы «Ворота», которая не имеет противников и нужна разве что для раскрытия отношений Элли и Дины, а также показывает атмосферу нового для игрока места.

Глава «Центр города» одна из самых интересных в плане исследования. Я категорически против называть ЭТО подобием открытого мира. Скорее, большая локация с несколькими необязательными для посещения местами. Вот и враги в таких местах необязательны. Будь то банк или же кофейня с засевшимся в туалете бегуном. Но даже на сюжетной локации – синагоге, мимо заражённых можно проползти незаметно. Так же и в здании суда.

Но всё меняется на парковке, так как это место невозможно пройти мирным способом, не убив 6 бегунов и 2 щелкунов. Посетив каждое место, отмеченное на карте знаком вопроса, акт на этом не заканчивается, впереди ещё отель с обязательными бегунами. Это последние враги в этой главе. Внутри отеля мы  находим результат деятельности Томми, а именно 5 убитых им солдат ВОФ, один из которых - Ник, убийца Джоэла. За всю игру нам встретится несколько мест, где поработал Томми, их я тоже учту, правда отдельно. Заканчивается глава подрывом на мине и смертью нашей лошади.

Элли попадает в плен, Дина её спасает убив Майка, а Элли спасает Дину убив Джордана (ещё одного из убийц Джоэла). Эта глава примечательна тем, что враги знают, что мы где-то поблизости. Всего противников на миссии 16. И их всех можно пробежать или проскочить незаметно. Хотя на реализме это очень сложно и больше подходит для какого-то челленджа, но тем не менее, убивать их не обязательно. Как и всех врагов в следующей главе.

Действительно, Кэпитол Хилл предлагает нам обширную территорию, на которой есть как заражённые, так и солдаты ВОФ. Причём по стелсу этот акт пройти можно достаточно просто, но если же мы решим изничтожить всех на своём пути, то это будут 3 необязательных места с 8-ью зараженными. И несколько патрулей Волков с общей численностью 19 человек.

Преодолев заставу, мы попадаем на минное поле, на котором подорвётся щелкун, но можно и успеть убить его самостоятельно. Бегунов далее можно просто пробежать. Спустившись, мы вновь наталкиваемся на след Томми, даже на два следа. Самым последним врагом предстаёт пред нами полуживой щелкун, добивать которого даже и не обязательно.

Пройдя поле растяжек Элли и Дина попадают на Телестанцию. Пробираясь сквозь трупы бойцов ВОФ, Элли обнаруживает бездыханное тело Лии (уже третьего убийцу Джоэла). В этот момент приходит подмога Волков – 13 в самом здании и бесконечное количество за его пределами. Пробегая под градом пуль в конце, мы встретим ещё трёх бойцов за забором. В этой миссии вообще всех противников можно оставить в живых.

Убежав от погони, попадаем в тоннели. Начинается глава с действительно интересной ситуации, солдаты ВОФ ходят тихо возле группы щелкунов. Мы можем их натравить друг на друга, убить их всех или же по-тихому проползти мимо. После знакомимся с новым типом врага - Шаркуном. Их и всех остальных зараженных в туннелях возможно пройти по стелсу. Кончается глава очередной погоней с бесконечными противниками. Из обязательных тут только заскриптованное убийство двух бегунов и одного щелкуна.

В следующей главе «Театр» Дина сообщает новость о своей беременности, а Элли подключает театр к электричеству. Заканчивается глава игрой на гитаре, во время которой Элли предаётся воспоминаниям...

... и мы попадаем в одну из самых приятных глав в игре - «Подарок на День Рождения». Врагов в ней нет, а есть безумно приятная химия между персонажами. Глава, которая напомнила всю прелесть взаимодействия героев в первой части. И на этом заканчивается самый продолжительный акт в игре.

Примечательно, что по итогам второго акта обязательных людей только двое, и то убиваем мы их в катсцене.

Третий акт начинается с Хиллкреста. Именно сюда отправляется Элли, для спасения, как она думала, Томми. И именно тут случается первая встреча с новым типом врагов - собаками. Они сопровождают боевиков из ВОФ. Пройдя их, мы попадаем на улицу с несколькими домами, в которых обитают зараженные.

Заходим в гараж, на нас нападает первый в игре сталкер. Победив его, попадаем на довольно большую локацию, которую патрулируют Волки. Целых 27 человек и ещё 7 собак. Пройдя через эту толпу врагов, нам встретится совсем не Томми, а Джесси. Чтобы покинуть Хиллкрест, герои решают угнать машину. Если не сразу в неё садиться, а дождаться ещё и подкрепление, то всего до захвата Джесси убить можно целых 14 солдат. А после ещё 7-ых. Это учитывая грузовик, который в любом случае попадет в аварию. В конце главы мы убиваем двух зараженных по скрипту и отправляем машину на дно.

События переносятся на два года назад, глава «Найденные струны». В начале, мы с Томми тренируем стрельбу из снайперской винтовки на бегунах. После, поход за струнами для гитары вместе с Джоэлом. Пробираясь через отель, герои набредают на толпу зараженных в холле. Избежать драки с ними невозможно. После победы встречается первый за игру топляк с бесконечными бегунами. Но если победить топляка быстро, то и бегунов никаких не будет. Заканчивается глава обнаружением пропавшей пары из Джексона, один из которых превратился в щелкуна. Отправив его в мир иной, Элли и Джоэл обсуждают уникальность иммунитета Элли и почившую возможность изготовления лекарства.

Вновь возвращаемся в настоящее время, в главу «Серафиты». Начинается наш путь спокойно, мы можем зайти в магазин с зараженными, а также в квартиру с дезертирами ВОФ. А можем и не заходить, эти локации необязательны для посещения.

Путь до больницы лежит через офисное здание, которое оказывается логовом сталкеров. При должной сноровке, можем успеть убить первого - опционального. Далее попадаем в комнату кишащую сталкерами, от которых, можно убежать. На этаж ниже, к сталкерам присоединился щелкун. Наша задача - открыть дверь, пока нас не загрызли, правда по стелсу это сделать не получится, потому как минимум сталкеров, обитающих возле двери, придётся уничтожить, как и ещё одного в заскриптованной сцене. 

Немного поплавав, можем заглянуть к бонусному сталкеру. Выбравшись из канализации, в парке впервые встречаем Шрамов. При первой встрече их всего шестеро. При второй, мы видим уже куда большую толпу, которые казнят одного из Волков. Мы можем вмешаться, а можем и пройти мимо, солдата ВОФ в любом случае не спасти. На парковке ходит 12 Серафитов и ещё 4 - сразу после неё. И последними Шрамами в этой главе будет троица в супермаркете. Убить их не составит труда даже на реализме, а вот чтобы не замарать руки лишней кровью, придётся выманить их из магазина и только потом по стелсу открывать дверь. Получается, что в главе, которая называется «Серафиты», можно ни одного Серафита и не убить. В отличие от Волков. Добравшись до больницы, первой же обязательной жертвой становится девушка с PS Vita. Но, выйдя во двор, можем вполне себе пройти мимо 15-ти солдат и одной собачки по имени Бэар. Не хотите грустить, когда Эбби гладит её в начале своей компании? Просто не убивайте её. Внутри больницы мы встретим Нору, уже четвёртую убийцу Джоэла, которая, конечно же, не станет с нами разговаривать и попытается от нас убежать. Во время погони нам попробуют помешать как люди, так и зараженные. Их всех можно пропустить, Нору же пропустить невозможно. Плюс один к обязательно убитым врагам.

После чего нас снова отбрасывает на пару лет назад. В главе «Больница св. Марии» Элли находит доказательства того, что Джоэл её обманул, да ещё вырезал кучу Цикад. Вот и причина двухлетнего конфликта. Врагов в этой главе нет. В третьем акте всего можно убить 201-ого противника. Из которых обязательных только 59, а павших от рук Элли людей вообще только 11.


В четвёртом акте сюжетно не происходит ничего значимого, кроме концовки. Начинается акт с главы «Путь в океанариум». Элли отправляется в этот «Путь» вместе с Джесси. По дороге встречают патруль Волков да зараженных на парковке. Далее видим расправу над Шрамом ещё одного патруля ВОФ. Поняв, что до океанариума можно добраться по воде, Элли решает захватить одну из лодок противника. Джесси же отправляется спасать Томми. Для Элли задача усложняется тем, что лодка находилась в окружении Волков, последних противников в этой главе.

Глава «Затопленный город» представляет из себя путешествие на лодке до океанариума. И всего два места с врагами. Первое, это перестрелка Волков и Шрамов, а второе – топляк в зале игровых автоматов. К нему на помощь будут прибегать бесконечные бегуны, чтобы в случае нехватки боезапаса, Элли могла их восполнить. Но бесконечных врагов я не учитываю. Да и если быстро расправиться с топляком, то бегуны даже и не появятся.

Добравшись до океанариума, начинается глава «Проникновение». В ней Элли обязательно убивает собаку Эллис, Оуэна и Мэл. После чего ловит паническую атаку, так как убила беременную. Это в целом опыт неприятный, социально порицаемый куда больше, чем  простое убийство, так у неё ещё и перенос на Дину случился. Благо из этого состояния в реальность её вернули Томми и Джесси. После чего все трое отправились в театр. Там подвели итоги похода и решили возвращаться в Джексон. Но тут Эбби проникает в театр, ранит Томми и убивает Джесси. И на этом акт заканчивается.

Итоги такие. Всего 48 противников. Но удивительнее всего то, что обязательные из них только четверо: Топляк, Эллис, Мел и Оуэн.

На этом моменте управление переходит к Эбби.

Пятый акт “Парк” состоит только из одной главы - “Уроки следопыта”. Это вновь возвращение в финал первой игры, но уже со стороны цикад. В этой главе нас знакомят с Джерри - отцом Эбби. И сразу же показывают его смерть, и то, как у Эбби происходит фиксация на мести. Так как после осознания утраты нас переносят в тот самый момент, когда она совершила возмездие над Джоэлом.

Начало шестого акта делает ровно такой же таймскип как у Элли ко второму акту. То есть события двух сюжетов идут параллельно. 

Первая глава показывает нам быт Волков. Вся глава проходит мирно, пока Эбби, Мел и Мэни не попадают в засаду Шрамов. Заскриптованная погоня с бесконечными врагами, ни одного из которых убивать не обязательно.

Заканчивается всё аварией, после чего начинается глава “Пешая прогулка”. Лишившись машины, у героев был только один путь, через складские помещения, которые заполнены зараженными. Первых трёх бегунов можно пройти по стелсу мимо, а вот после обрушения стеллажа боя не избежать. На нас нападут 8 бегунов, 3 щелкуна и 1 шаркун. Следующие враги появятся только в депо. Там нашу троицу уже будут искать Шрамы, которых можно не убивать. В отличие от Шрамов на заправке, так как там героев обнаружат в любом случае и начнется перестрелка. До спасения нас Волками, Серафиты будут бесконечными, а бесконечных, напоминаю, я не считаю. Но если Эбби и компания постараются минимизировать людские жертвы, то получится только 7 Шрамов. И на этом глава заканчивается. 

Следующие две главы без врагов. “Передовая база” ещё больше погружает в быт ВОФ и знакомит с целями организации.

Глава “Океанариум” показывает нам Эбби три года назад, после присоединения Волкам и раскрывает отношения с Оуэном. Именно тут можно понять, почему Эбби так накачалась. Она была зависима от желания отомстить Джоэлу, в этом была главная цель её жизни. А для того, чтобы эту месть совершить, нужна сила, в том числе и физическая. 

Глава “Территория врага”. Её можно пройти вообще не убивая никого. Из интересного, первый же враг - щелкун, нападает заскриптовано, но включив внутри пацифиста, даже его можно выманить и оббежать. Офисное здание и улица с магазинами заполнены только зараженными. А вот далее первая встреча с группой Шрамов. Рядом с ними будет обитать пара щелкунов. Пробираясь по руинам городской застройки, нам встретится ещё 13 Шрамов. Но если идти прям совсем по агрессивному пути, то можно убить ещё, так сказать, бонусных противников. Четырёх Серафитов, которых можно увидеть перед спуском и попаданием Эбби в плен.

И вновь временной скачок в прошлое. Глава “Зимний визит”. Показывает нам, как Эбби сообщила Оуэну, что вышла на Джоэла. Враги отсутствуют.

Возвращаемся в настоящее, глава “Лес”. Тут мы впервые знакомимся с Левом и Ярой в компании трёх Серафитов. Последних мы убиваем в рамках катсцены и втроём с детьми убегаем от стаи сталкеров. Их, как минимум, нужно будет уничтожить 9, не считая сегменты с их бесконечным спавном во время погони. Оторвавшись от сталкеров, убиваем огромного Серафита и возвращаем свои вещи. Следом уничтожаем бегунов на пути и попадаем в тупик. Нужно отстреливаться от зараженных, пока Лев и Яра ищут способ нам помочь. На реализме для меня это был самый сложный момент в игре. В замкнутом пространстве на нас будут нападать несколько волн противников. Если задержаться на локации, то враги будут нападать бесконечно, но я учту только обязательных. После спасения Эбби оставляет Лева и Яру в относительно безопасном месте и переходит в следующую главу “Берег”.

Эта глава делится на две части. Порт и Корабль. И в каждой можно избежать убийств. В порту нас будут ждать зараженные. На корабле тоже будут ждать зараженные, но в гораздо большем количестве. После корабля Эбби всё же попадает в Океанариум и находит Оуэна. После их эмоциональной и физической связи Эбби снится сон. В палате, где она нашла мёртвого отца, висят повешенные Лев и Яра. Я предполагаю, исходя из этого сна, что в этот момент Эбби решила компенсировать негативные чувства, связанные со смертью отца, через спасение этих детей.

Следующая глава “Возвращение на побережье”. Эбби вновь должна пройти через порт и Серафитов, которые ищут сбежавших детей. Если очень постараться, то это место можно пройти по стелсу. Причём далее, мы всё же увидим пару Шрамов, которых прикончил Лев. Эбигейл хватает искалеченную Яру на руки и на этом шестой акт заканчивается.

Итого: 138 противников. Из которых обязательных людей вообще только 13 из 56.

Седьмой акт начинается с главы “Короткий путь”. Эбби отправляется с Левом за лекарствами в больницу. В главе всего три встречи с врагами. Первая - это группа зараженных, но их можно вполне себе пробежать. Вторая встреча - четверо Шрамов, которые узнают в Леве сбежавшую девочку Лили. К сожалению, пройти мимо них по стелсу невозможно, так как они по скрипту хватают Лева и не дают ему пройти дальше, поэтому ликвидировать их нужно обязательно. И последняя группа противников, это Шрамы на крыше. Вот их уже очень просто пройти по стелсу. В итоге герои падают через крышу соседнего здания в бассейн.

Следующая глава называется “Спуск”. Всю главу мы будем спускаться с 21-ого этажа до первого через здание битком набитое зараженными. Что интересно, ни одного зараженного можно не убивать. Первая задача найти маску для Лева. Выполнив её на нас сразу нападут сталкеры. Миновав их, спускаясь по обломкам здания мы будем встречаться с остальными зараженными.  Спустившись ещё ниже, герои попадают на этаж, спуск с которого перегородил топляк (первый и единственный в компании Эбби), ассистируют ему щелкуны и сталкеры. Выйдя из здания, Эбигейл оставляет Лева в безопасном месте и отправляется в одиночку за лекарствами в больницу, захваченную Волками.

Новая глава “Эпицентр”, в ней всего две встречи с противниками. Первая, с тремя щелкунами и двумя сталкерами, которых можно пройти скрытно. И вторая… Монстр, который мог бы быть финальным боссом, если бы игра была стандартным экшеном на пару тройку часов - Крысиный король. Выглядит пугающе, но битва построена таким образом, что даже на реализме зайдя на арену без патронов пройти её можно довольно просто. Отделившегося от Короля сталкера за отдельного врага я считать не буду, так как изначально они были единым целым.

Глава “Возвращение в океанариум” врагов не имеет, но я немного отвлекусь от их подсчёта. В этой главе, Эбби, чуть ли не единственный раз за игру во взрослом возрасте даёт своим эмоциям выход. Потому что слова Мэл её действительно задели. И именно тут её арка могла бы быть закончена, отец “отомщен”, ценности ВОФ остались где-то в прошлом, а новые цели, новая жизнь с чистого листа в будущем, допустим, в Санта-Барбаре с Оуэном. Но Лев украл лодку и отправился на остров Серафитов прямо перед нападением на него чуть ли не всех Волков.

На отплытии Лева заканчивается как глава, так и акт. Всего 54 противника. Обязательные только четверо Шрамов и Крысиный король.

В следующей главе Эбби и Яра отправляются на причал за лодкой. Там их встречает Менни, который находится под обстрелом снайпера. Конечно, этот снайпер - это Томми. И cудя по трупам вокруг, он уже подстрелил шестерых. По пути до Томми героям нужно пройти через парковку, заполненную зараженными. И всю парковку можно будет пробежать не вступая в бой. А встреча со снайпером заканчивается только смертью Мэнни. Тем не менее, скинув Томми в воду, лодку герои находят и отправляются на остров.

По прибытию начинается новая глава. В ней помимо продолжительных прогулок, будет всего три встречи с группами врагов и ни одного из них убивать не обязательно. Первая встреча, небольшая деревня - 12 Шрамов. Ещё двое пробегут мимо нас после этой деревни, и последних врагов мы встретим в полях. Хотя смерти одного Шрама в этой главе всё же никак не избежать. Это мать Яры и Лева, которую последний и убил (в рамках самозащиты, конечно).

Катсцена с объединением героев знаменует переход в следующую главу: “Бегство”. Троица отправляется в гавань, чтобы отплыть с острова, а в это время ВОФ и Серафиты уже начали бойню между собой. По пути герои натыкаются на группу Айзека, предводителя Волков. Результатом этой встречи становится смерть как самого Айзека, так и Яры. Хотя, умер ли Айзек, на 100% не известно. Оставшись вдвоём с Левом, Эбби приходится направить оружие против своих сослуживцев… ну или нет, проползти по стелсу мимо них тоже возможно.

Далее мы становимся свидетелями сражений между ВОФ и Серофитами. Мы можем не вмешиваться, и на пути пацифиста, конечно так и сделаем, а вот на агрессивном сценарии кровь всех 16-ти человек будет на руках Эбби. Ускорить путешествие до гавани нам поможет найденная лошадь. Во время поездки мы пробежим много врагов, но отмечу только заскриптованное убийство одного, и трёх Шрамов-наездников. На сложности “реализм” невозможно проехать это место, не уничтожая их, поэтому посчитаю их обязательными. Поездка завершается убийством одного обязательного шрама, падением с лошади и перестрелкой между Волками и Шрамами. Мы вновь можем не влезать в их конфликт или перебить всех самостоятельно. Последним врагом в этой главе будет огромный Шрам. Бой с ним, в любом случае, протекает по одному сценарию, поэтому после его убийства, герои достигают лодки и уплывают обратно в Сиэтл.

Вернувшись в океанариум Эбби находит мёртвыми Элис, Мэл и Оуэна, а в ответ убивает Джесси, ранит Томми и Элли. Конечно, с Элли целый босс-файт, но в контексте подсчета убийств он не на что не влияет. И на этой ноте заканчивается акт.

На этом самая большая часть игры, проходящая в Сиэтле - заканчивается. Таймскип… и… мы видим совместную жизнь на ферме Элли, Дины и малыша Сэма. Врагов в этом акте нет. Есть только демонстрация того, что для Элли вопрос с Джоэлом не закрыт, и пока она его не закроет, как она думает, жить спокойно не сможет. Да ещё и информация от Томми, про местоположение Эбби стала триггером и вместо счастливого эпилога мы видим уход Элли из семьи / дома физически и бегство от себя ментально.

Предпоследний акт будет проходить в Санта-Барбаре. Эбби и Лев ищут базу Цикад. В этой главе из врагов только необязательные 3 бегуна и щелкун. Герои находят заброшенную базу, получают информацию о новой базе и… попадают в плен к Гремучим змеям - группировке, расположенной в Санта-Барбаре.

Управление возвращается к Элли. Она нашла лодку Эбби и Лева и тот самый адрес, по которому была заброшенная база Цикад. Враги в этой главе - зараженные на улице до дома, в самом доме, ещё и три бегуна на склоне в конце. И опять же их всех можно пойти по стелсу или пробежать. По скрипту Элли попадает в ловушку Гремучек, пробивает себе бок и через какое-то время её находят те самые ребята, которые поймали Эбби. В итоге “встречи”, все кроме Элли, мертвы, даже безобидно висящий одинокий щелкун. Да и сама Элли, как оказалось, обладает не только иммунитетом к кордицепсу, но и безлимитной регенерацией.

Следующая глава “Курорт” полностью сконцентрирована на противостоянии с Гремучими змеями. На первой арене, на улице и в магазине их будет с десяток человек и пара собак. На второй арене всего 5 человек и один бегун на цепи, и уже на самой большой арене - вилле, будет аж 26 Гремучек. Ну и зараженные на привязи. Вся глава проходится без убийств спокойно. Хотя одна гремучка всё же погибнет, с ней расправляются пленники. Она является единственным обязательным противником. И на этом всё, больше в игре никто не умрёт.

Хотя в главе “Пляж”, потасовка ещё будет, но благо не летальная, Элли даже спасает Эбби от смерти, но об этом позже. Акт заканчивается на том, что Эбби и Лев уплывают, а Элли остаётся в одиночестве на берегу.

В этом акте всего 68 противников. Из которых обязательных только 3 гремучки и один щелкун, и то, все они в катсцене.

Остаётся только эпилог. Врагов нет. Лишь один из лучших финалов, что я видел.

Подведение итогов подсчёта

Всё, что было представлено выше, это количество врагов, их типы по каждому акту отдельно. Это на сложности реализм, с учётом катсцен, но без учёта бесконечных волн, чтобы было понятно насколько равномерно враги распределены по игре. Но какие-то корректные выводы по этой информации сделать невозможно.

Гораздо интереснее детализировать эти данные по персонажам. Причём сравнить максимально жестокое прохождение с пацифическим (то есть гуманным) настолько, насколько это возможно.

За все главы с Эбби, она может убить по сюжету 361 врага. 204 зараженных, 118 серафитов, 37 солдат ВОФ, Джоэла и Джесси.

Если же минимизировать жертвы, то получится что обязательных врагов только 109. 82 из которых зараженные, и только 27 людей.

С Элли всё интереснее, так как она на агрессивном пути уничтожает 449 существ. 185 зараженных, ну, это даже и хорошо, 17 животных и аж 247 человек.

Цифры пугающие! Да она монстр в человеческом обличье… вот только не она. А игрок.

Так как обязательных для убийства людей за всю компанию только 18! 15 солдат ВОФ, это с учетом Мэл, Оуэна, Норы и Джордана, трёх гремучек (все из катсцены) и НИ ОДНОГО шрама. Да и из собак обязательна только Элис. И я посчитал сюда же Лошадь, на которой они с Диной подорвались на мине.

Я к этому ещё вернусь, но обращаю внимания, разница между 18-ю и 247-ми человек колоссальная…

А вот и совместные данные. Героини на пару уничтожают 810 существ…

Или 213 в зависимости от стиля прохождения. Опять же, для коррекции данных, минус враги из главы «Найденные струны».

Бонусом, статистика Томми. Мы, конечно, в основном видим только итог его деятельности, да и то лишь малую часть. Но ради интереса, почему бы и нет. Даже 25 существ имеют значения.

Последнее, что стоит сравнить, это количество врагов на «очень просто» и реализме…

Как видим разница совсем небольшая. Всего 51 враг на всю игру. Всё таки, основное различие во врагах качественное, а не количественное.

И да, ранее, когда я говорил «враги/противники» при подсчёте, я не всегда имел в виду именно враждебно настроенных к героиням. Та же Яра в момент смерти врагом для Эбби не была, но к её смерти Эбби частично причастна, поэтому она пополнила статистику «Шрамов».

Смотря на эти цифры, получается, что вовсе не обязательно заниматься истреблением остатков человечества. Я говорю именно про людей-противников, ну и к животным это тоже относится. Попадая на арену с врагами, героини не горят желанием вступать в бой, по крайней мере не озвучивают этого. Поэтому нарративно стелс вполне себя оправдывает. Исключением разве что является два места. Это школа и встреча с огромным шрамом. Несмотря на то, что скрытно пройти это возможно, в этих местах всё же больше подходит агрессивный сценарий прохождения. Ну, а Мэл, Оуэн, девушка с PS Vita больше напоминают случайных жертв. Без сопротивления, они бы выжили. По этому по большей части, кровожадность героинь определяется стилем прохождения игрока.

От этой мысли, плавно перейдём к финалу, в главу «Пляж». Точнее, к моей интерпретации финала.

Что произошло в финале?

Итак, почему Элли, увидев Эбби подвешенной, в предсмертном состоянии, её спасла, а не добила? Дело в том, что мозг Элли не готов был к такому паттерну. Она готовилась совсем к другому, у неё был другой образ Эбби в голове.

И именно несоответствие образа с реальностью привело к тому, что Элли начала действовать через автоматизмы, если конкретнее, через рефлексы. Да ещё и Эбби первым делом взяла Лева на руки. Я бы сказал, что Элли впала в ступор, нужно сделать действие, но какое - в голове ответа нет, поэтому она просто идёт позади.

Они могли бы уплыть в разные стороны, если бы Элли не увидела образ окровавленного Джоэла. В этом моменте этот образ олицетворяет для Элли злость и обиду на себя и Джоэла, которую она не может принять. Вину, за его смерть. Я напомню, Элли травмирована (психологически) и не может с этой травмой справиться самостоятельно, да даже  осознать её не может. Поэтому все эти негативные чувства и эмоции она перенесла на Эбби, думая, что убив её, она убьёт и эту часть себя. То есть будет спасена, и её ментальное состояние придет в норму. Поэтому лично для меня, финальная битва - это драка Элли со своим внутренним миром, выраженным через другого человека. Такая психотерапия на максималках.

Вообще, драка представлена очень хорошо. Несмотря на то, что в ней ничего сложного нет, при первом прохождении я долго не мог её пройти. Потому, что я не хотел убивать Эбби, за время игры у меня появилась эмоциональная связь, я просто не мог заставить себя её бить в полную силу.

Поэтому, когда Элли её отпустила - я выдохнул. Но что произошло? Столкнувшись с олицетворением своего вымещенного внутреннего мира, войдя с ним в контакт и прямое взаимодействие, произошёл выход огромного количества закупоренных эмоций… а главное, принятие. Как раз момент, когда Элли почти убила “себя”, в пик эмоций и появляется другой образ Джоэла. Спокойный, добрый и чистый…

Он не олицетворяет полное принятие, конечно, скорее, шаг в эту сторону. А это значит, что и убивать Эбби не нужно.

То что я описал, происходит в подсознании Элли, маловероятно, что она после всех событий сказала бы что-то про избегание части себя, непринятие негативных эмоций, драку с собой и так далее. Но процессы в голове запустились, а это главное. Она выбрала психологическую зрелость, выбрала путь “понять, простить и принять” себя, вместо того, чтобы убив Эбби, застрять в обиде и сожалении.

Что делает финал ещё более прекрасным - эпилог. Но перед этим пару слов о гитаре. С неё игра начинается и ей заканчивается.

Эпизоды, в которых есть гитара, это якоря, обозначающие эмоциональное состояние героя. Очевидно и сентиментально? Да. Избитый приём? Да. Работает ли на меня? Ещё как…

Джоэл, который даже “спасибо” сказать не может, выражает свои эмоции, через трек “Future Days” (Будущие дни). Всё его отношение к Элли в словах этой песни. Но, из-за того, что Джоэла убили и совместных будущих дней у них нет, Элли и не может сыграть эту песню на протяжении всей игры. 

“Если бы я потерял тебя, я бы точно потерял себя”. Именно с этих слов начинается “Future Days”. И именно это произошло с Элли в начале игры. Только приняв смерть Джоэла, приняв и простив себя, она смогла бы сыграть эту песню. Но, к сожалению, она уже никогда её не сыграет. В финальной схватке, Элли лишилась двух крайних пальцев.

И по моему, этот символизм прекрасен. Я трактую его так. Травмы, которые получила Элли, не заживут уже никогда. А то, что у неё в тот момент на душе, мы можем услышать через изломанную мелодию всё той же “Future Days”. И сразу после этого - самый важный разговор за всю игру, который просто запал мне в душу и послужил основой для всего того, что я озвучил ранее. 

Финал второй части стал для меня не менее важным, чем финал первой игры. Он не лучше, и не хуже. Он другой, более зрелый, и именно из-за него я могу сказать, что вторая часть The Last of Us - это игра, совсем не про месть.


The Last of Us: Part II

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
19 июня 2020
2.4K
3.9
2 359 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

0) Я могу обсуждать эту игру только с теми, кто адекватно понимает условия и законы мира игры, и фактическую заскриптованность всех ключевых моментов сюжета. В таком мире выжили только убийцы, психи, недоверчивые, осторожные и т.д. А все нормальные люди если они остались или родились, сразу умрут как только выйдут за ворота базы. Убей, или умри. Жестокий пост-апок как он есть. Фактическое повествование, не нужно ничего выдумывать, нам подают игру в завершенном виде, так как её видят сценаристы. И еще, хороший сюжет(сценарий) это тот, в который ты веришь. Потому что он правдоподобен и реалистичен. Или хотя бы кажется таким.

LAST OF US 2 это круто сделанная игра, с недоделанным, непродуманным и херовым сюжетом. Все персонажи кажутся якобы сильными, но на деле реально очень слабо мотивированные и недоделывают ни одного дела до конца. Именно поэтому игроки оценили первую часть на 9, а вторую на 5 баллов.

1) Концовка первой части заскриптована, нельзя не убить доктора, если в него не стрелять, а просто попытатся пройти к Элли, игра автоматически его убивает. При чем он тычет в нас скальпелем, получается что мы защищаемся?
Так же  сюжетные ключевые моменты во второй части игры, жестко заскриптованы и ничего изменить нельзя. Игрок выбирает только кого из рядовых противников и как убить.

2) Давайте посмотрим на факты, кто запустил цепочку кровной мести? Девочке даже не дали проснуться перед операцией, обсудить решение с Джоэлом и попрощаться. Её не приходя в сознание отнесли в операционную, не спрашивая ничего, хочет она жизнь пожертвовать или нет. То есть, «Доктор» хотел отнять жизнь у девочки
не спрашивая разрешения. Именно Док начал это. А Марлин ему помогала, за что и заплатила, сразу же.

3) Потеря дочери. Долбанутый военный стреляет в безоружного человека с ребенком на руках. Убивает дочь Джоэла.
Беспомощность порождает вину? у кого? где? в каком мире так работает? полный бред. Беспомощность порождает ненависть, злость, даже ярость, но точно не вину, хз в каком мире с розовыми пони вы живете.

4) В конце первой части Джоэл иначе поступить не мог, бла бла бла. Игрок то конечно может и хотел бы по другому сыграть. Но это невозможно, все же понимают почему? Джоэл и Элли стали отцом и дочерью, после этого путешествия, это факт.
И игра отбирает у игрока управление(см п.1). И это оправдано, игра сюжетная и концовка одна.

5) Про иммунитет Элли, тоже бред. Если бы да кабы во рту росли грибы, то был бы не рот, а целый огород. Цикады не могли создать иммунитет от этой болезни, не в этих условиях, и не с этими ебанутыми врачами которые даже не дали попрощаться
дочери с отцом. Вина за отсутствие лекарства, это ваще лол. Она что то кому то пообещала? Контракты там подписывала наверное да?
Да насрать на это человечество, толпа дебилов которые даже войны прекратить не могут, кругом обманщики и убийцы.

6) Убийство Эбби это спасение, а? Разве это не месть называется? Кровная месть, когда семьи буквально сражаются друг с другом. Не знаете что это такое? Зуб за зуб, глаз за глаз, сына за сына. Вам надо книжек что-ли почитать побольше, где об этом
подробно рассказывается.

7) У Эбби не меняются ценности, она просто псих, биполярочкой страдает. Нет никаких травм, кроме потери отца, которая случилась по его вине. Так что выглядит очень натянуто.(см п.1) Эбби мстит убивая Джоэла, но не добивает тех кто был с ним в
той комнате? Что бы что? Что бы эти выжившие убийцы, потом их нашли? Ну ок. Эбби и её друзья, они же велико-духовные, они не уподобляются собакам. Но кровная месть не закончится пока все не умрут, все же в курсе? Эбби с биполярочкой (видимо реально псих), и (или) очень плохо прописанный персонаж, в какой то момент просто убивает своих друзей и товарищей, что бы спасти незнакомого, бывшего врага, да кого угодно, левого человека. Чтобы что? Уподобится собакам? А, ой. Где то самое,
злополучное событие, которое с ней такое сотворило? Покажите хоть одного реального человека или выдуманного персонажа из книг, кто сделал так же? Убил друзей — чтобы спасти незнакомца. Плюс она не убила Элли в театре (во второй уже раз) потому что она тупая, это ходячий труп. В этом мире по другому выжить невозможно.(см п.0)

8) Момент где показано что враг сдается, это тут зачем? Никто не сдается по настоящему, враг либо умирает либо продолжает уничтожать игрока.
Если живые, то всегда встают, как только игрок отвернется и снова атакуют со спины. Так что, убийства обязательны. Стелс работает только до того момента пока игрока
не обнаружат. Но никакой системы пощады, или избегания конфликта в лоб с помощью разговора в этой игре нет. И да, зачем убегать от тех кто тебя убивает, если можно защищаться? В игре крутая боевая система. Зачем лишать себя удовольствия?

9) Подсчет убийств это зачем? Вычислить кто из всех убийц этой вселенной более результативный? А лошадь то зачем считать? Она подрывается на мине-ловушке. Или это Элли её убивает? Бред.

10) Финал. Самое нереалистичное гавно, которое я когда либо видел. И опять, в очередной раз заскриптованное. Я конечно допускаю что кто то не хотел убивать Эбби. Но этот кто-то, точно не настоящий фанат первой части, и точно не Элли. Элли приперлась сюда через пол мира чтобы закончить начатое, а у нас просто управление отбирают и смеются в лицо. Так зачем Элли спасает Эбби?
Опять же недостаточная мотивация чтобы доделать дело до конца? Элли отпускает Эбби, чтобы что? Эбби не убивает Элли в третий раз, чтобы что? Автор этого дерьма хотя бы пробовал себя поставить на место персонажа, чтобы проверить реалистичность происходящего? Это просто чушь какая то. Даже школьники более грамотные сюжетные ходы способны написать.

Психологические состояния так не работают. Тут болит, тут не болит, Тут хочу убивать, а через секунду уже не хочу. ПТСР так моментально не излечивается, лечение занимает годы сессий психотерапии. Вы видели когда нибудь настоящую драку насмерть, где оба противника остаются в живых? Правильно, таких не бывает.
Месть подается холодной, это не простое высказывание. Это значит что, человек десять тысяч раз все уже продумал, прокрутил в голове. И когда наступает тот самый момент, он не колеблется. Вот именно оттуда эти 38 ударов ножом,
контрольный в голову и т.д. Те кто ставит этой игре 10 баллов, вы вот в этот понос сами то верите? Я вот нет.

Ну что, получилось ответить на вопросы?

Ну с рациональной точки зрения все верно расписано, но с точки зрения фаната прошедшего 1ую часть, на ую я вертел всю ту дичь, что произошла во второй игре. Я любил Джоэла и Элли, а не табун левых персонажей. Поэтому 2 части для меня не существует и если не дай бог появится 3я часть, то проигнорирую все, что с ней связано.

Не, это уже опять начинается «Тут читаем, тут не читаем, тут рыбу заворачивали.»

Вполне нормально эмоционально воспринимать эмоциональное произведение. Иначе вообще нафига это трогать? И вполне нормально не любить то что тебе делает неприятно. И того кто это сделал.

От этого можно абстрагироваться, но нужна причина. А с этим у игры проблемы, потому как с одной стороны ненависть, которой пронизана игра, штука достаточно тяжёлая и медленно проходящая. Иногда вообще не проходящая. А с другой то что должно всё это уравновешивать в одной половине слишком банально, а в другой принадлежит ценностям особой социальной группы. 

И это всё действительно может не сработать. И вот развитые, образованные, зрелые натуры это понимают. Что не все белорусы из того анекдота "… «А можа так і трэба?» и обратно сел на стул."

Да, люди в том мире, вероятно, «взрослеют» очень быстро, но это «взросление» не относится к ментальному здоровью.

Ээээээ, наоборот? С чего бы они стали быстрее взрослеть физически?

Начинал проходить серию с поиском этого лудонарративного диссонанса, но вообще такого не заметил. Он буквально с самой первой сцены первой игры учит будущую жену стрелять в пиратов. Мб ему надо было оплакивать каждого трупа в стиле убийства оленя Ларой (2013), но как по мне лёгкий «форсажный» жанр игры — не для этого.

Отличная статья. И цифры действительно впечатляют. Моё уважение за этот могучий труд.

Я хотел предложить, смеху ради, сделать подсчёт фрагов Нейтана Дрейка) Который по сюжету добродушный милаха, а в геймплее истребляет людей в товарных количествах, глазом не моргнув.
Но оказалось, таковой уже существует. Согласно видео от IGN, за первые три части хороший парень Нейт убил 610 / 674 / 545 человек соответственно. Всего 1829.
Как считали, не уточняется, но сам порядок цифр внушает.

За Эбби просто сопереживать не хочется, не было там ничего, чтобы помогло за неё зацепиться

Там целых три дня в Сиэтле, зацепайся сколько хочешь.

Эбби и Элли отзеркаленные персонажи, которые проходят через одно и тоже, но слегка разными путями. У обеих был убит отец, обе были одержимы идеей мести (одержимы настолько, что идея мести затмила в их сознании всё остальное, именно поэтому Оуэн бросает Эбби, так как его попытки вытащить её на нормальное свидание и заниматься тем чем занимаются пары на свидании претерпели сокрушительное фиаско ввиду полного пофига Эбби на эти попытки, а Элли настолько стремилась грохнуть Эбби что забила болт на Томми, а вообще-то первоначально Мария отправила Элли и Дину именно за этим, а не чтобы Эбби убивать).

Эбби очень «везёт» в начале игры — так же как и Элли, она в прологе готова была затопить Джексон кровью, лишь бы добраться до Джоэла и в тот момент даже Оуэн охреневает от того что Эбби готова пытать людей ради информации о Джоэле (чем потом занимается, Томми, например, да и Элли, избивающая Нору монтировкой не святая далеко), но Джоэл сам попадает ей в руки, поэтому ей ради своей вендетты не пришлось уничтожить кучу «невинных» людей. Из-за этого, Эбби по итогу (ну к финалу скорее) воспринимается гораздо более адекватной психически дамой, тогда как у Элли чем дальше тем сильнее течёт чердак. Но это просто потому, что Эбби этот путь уже прошла, тогда как Элли проходит его прямо сейчас, по ходу игры. 

В общем, суть этого моего потока сознания — и Элли и Эбби творили дичь из-за одержимостью местью и эта одержимость разрушила их жизни. Симпатии обе по итогу получают от меня одинаковое количество, так как я могу принять и понять точку зрения обеих. 

P.S. повесточка в этой игре находится даже не на третьем, а где-то на четвёртом-пятом плане. Отношение Дины и Элли, окей, находятся на первом плане, но о том что Элли по девочкам знают все кто играл в длц к первой игре и кричать что тут это добавили ради повесточки тупо (а если кто не играл в длц то это их проблемы). Насчёт ситуации с Левом, могу включить режим сонибоя-спгсника и задвинуть теорию о том, что в условиях постапока, а также религиозного строя серафитов, в которых маленьких девочек насильно отдают в жёны поехавшим сектантами, могу понять нежелание Лилли следовать правилам этого строя и могу понять, почему девочка внезапно захотела быть мальчиком, побрила голову как делают мальчики и свалила к херам из этой психушки. От такой херни у ребёнка вполне мог потечь чердак, что привело к тому что она сделала что сделала. Либо могу не включать этот режим и сказать что история Лили-Лева довольно второстепенна и большая часть подаётся фоном из опциональных диалогов (что забавно, частенько диалогов в ветке Элли, так что ты в тот момент вообще не понимаешь о какой Лилли идёт речь и не факт что вспомнишь об этом потом и сопоставишь с Левом), так что если она и повесточная, то в целом пофиг чтобы бомбить из-за этого. 

С чего вдруг выросшие в постапоке «более травмированные»? Они другой жизни не знают, откуда у них возьмутся «травмы»?

Убей, или умри. Жестокий пост-апок как он есть.

Самую главную жесткость пост-апокалипсиса обычно не показывают. А выражается оно в том каким бы маньяком человек бы не был, ему надо есть, спать и вообще жить хоть в сколько то комфортных условиях. А производительность ручного труда очень низкая. И без разделения труда страшным маньякам придётся тратить большую часть времени просто что бы жить. К этому добавляется отсутствие медицины, когда любая загноившаяся царапина или плохая еда может убить, не говоря уже о болезнях.

В таких условиях никаких зомбей то не надо. Неспособные к сотрудничеству просто сдохнут в первый год от банальнейших причин.

Мне вот интересно, чем у вас «уравновешивается пронизывающая игру ненависть»?

Технически, если так можно выразиться, позитивной и созидательной деятельностью. Когда с противоположной стороны для человека появляются вполне осязаемые ценности. Без этого, в теории, агрессивничать и валить окружающих можно бесконечно. Пока не остановят.

И, опять же, в теории, в том же постапоке полно возможностей как раз что-то создать, как и в материальном, так в социальном и прочих планах. Ибо поле непаханное. 

Но игра не про это, а социальное высказывание одного конкретного гражданина, так что хрен там, а не позитивные уравновешивания. И да, понять его можно. Но можно и не принять. Это разные вещи.

почему разработчики не дали игрокам выбора

По большому счёту вопрос даже не в том, что в некой истории нет выбора. Автор волен писать разное, кроме прямого, открытого призыва к больным стремлениям.

Так, например, куча фильмов и книг про криминал всё же про раскаяние, но в одной японской книге ГГ наоборот утвердился в своей роли.

Так вот, вопрос не в том, о чём и есть ли выбор, вопрос в том, как подать? Мне, например, не нравится, что в обсуждениях порой чуть ли не клуб по интересам тех, кто однозначно в реальности готов всё сделать, как Джоэл. То есть, историю люди воспринимают, как своеобразный призыв и демонстрацию — вот как надо, вот так правильно, а не всякое там!

Другое дело, если подать историю, как неизбежный выбор больного человека с глубокой раной в душе, который лично сам не мог иначе. 

Джоэл, потерявший дочь в начале пандемии, нашёл спасение в Элли.

Ну не спасение, а утешение.

Джоэл не смог спасти свою дочь.

Тут надо учитывать, что он её не просто не спас. Сару убил человек, в котором воплотился образ власти. Солдат — это, конечно, не власть, но исполняющий приказ от власти. И, если честно, не первый раз, охрана вокруг разных опасных зон вызывает зуд негодования у драматургов.

именно поэтому игрокам нельзя было давать выбор, потому что Джоэл иначе поступить не мог.

Да нет, мог, но тогда нужно было чуть-чуть другую развязку писать. К сожалению, зачастую мы делаем выбор не головой, а эмоциями. Чтобы Джоэл пожертвовал Элли, за выбором должен стоять ужас катастрофы для многих. Мало ли что ли историй о том, как личную боль клин клином выбивали болью вокруг? Нужно было перевернуть чувство вины на 180, тогда бы… Но этого не сделали.

Ему представился шанс искупить вину, простить себя, наконец-то спасти «свою» дочь от смерти. Именно «свою» дочь, потому что в его голове границы уже были смыты.

Тут и вопрос вины, и… Да, то, что можно назвать эгоизмом. Потому что смерть Сары — это не только виртуальная вина Джоэла, но и действие внешних сил, которые забрали у него нечто родное. И, если чувство вины тут в подоплёке, то именно стремление урвать своё в действии. 

У него забрали и попытались снова, но он не позволил. Моё! Моя!

В конце концов, это первобытная логика, когда никакого человечества в социальном смысле не было, а самцы защищали своих самок и своё потомство от всех.

хотела ли Элли умереть во благо всего мира или нет – ему абсолютно не важно, потому что Джоэл спас её – для себя, для своей внутренней стабильности.

Собственно, о чём и говорил. Стоит добавить только то, что у него и в голове не укладывается, как она может хотеть обратного. Потому что ещё раз. Одна часть логики была за чувством вины, другая за борьбой за своих и своё.

И, если вдруг свой хочет исчезнуть за других, чужих, то это нечто из разряда — такого не может быть, потому что не может быть никогда. В голове Джоэла Элли должна быть бесконечно счастлива и благодарна, потому что он отвоевал её у чужих.

Дело в том, что над Джоэлом расправились прямо на глазах у Элли. Она увидела последние секунды его жизни и удар, который эту жизнь отнял.

Проблема в том, что, если бы на меня прямо свалилось чувство вины за человечество, если бы я понял, что мой близкий потенциально приговорил человечество, он бы умер для меня и… Я бы просто сдался тем, кто хочет его убить, отдал бы им Джоэла и ушёл бы с его врагами, чтобы работать над второй попыткой создать вакцину.

Свою обиду и злость (негативную энергию) с Джоэла, она перенесла на Эбби, потому что на Джоэла злиться и обижаться, как ей кажется, она уже не имеет права.

Тут вопрос не в «кажется», тут психика решает. Есть семьи, где даже откровенный опасный псих, будучи мужем и отцом, прописан в голове дочери или жены, как тот, кто в принципе и априори не может быть виновным ни в чём. Потому что папа добрый, он заботиться обо мне и всё такое. Но негатив копится и выливается на других. Потому что субъект, на которого на самом деле хочешь злиться — табу для твоей агрессии.

Но всё же, для неё убийство Эбби – это спасение, спасение от всех внутренних конфликтов.

Ну как Вы и про Джоэла сказали. Психика просто закрывает гештальт, а остальное не имеет значения.

Сразу скажу, у меня нет претензий к внешнему виду героини

Ой ла-а-адно)

А именно, ничего. Спасения не происходит. Остаётся пустота. Пропадает смысл жизни и начинается поиск нового смысла.

Знаете, оправдывать месть, наверное, плохо. Ведь месть — это насилие, а насилие — преступление, но… Канон он, конечно, канон. Но в жизни один раз остаётся пустота, другой раз освобождение, покой, удовлетворение. Тупой пример, но вспоминаем конец Star Craft: Heart of Swarm. Если не считать тупых боевиков в кино, брутальная, мясная стратегия одно из немногих произведений, где во-первых, позволили отомстить, во-вторых, показали успешную реализацию мести не как поучительную пустота, которая неприятна самому мстителю, а именно освобождение, покой, удовлетворение, готовность начать жизнь заново.

Но, естественно, такой посыл социально даже не вреден, а опасен.

На протяжении всего прохождения, меня мучил другой вопрос, вопрос о бессмысленности жертв.

Давайте так, бессмысленных жертв не бывает. Точнее, они бывают, но только в силу случайных обстоятельств. Вроду шёл мимо дома, погиб от сосульки. Тренировался солдат на стрельбище, мог послужить стране, вернуться домой, но оружие подвело и сам сплоховал, а, может, кто другой чего учудил без явного прямого умысла и всё — нет солдата. Бессмысленно!

В нашем случае смысл есть, вопрос в том, кто его принимает или не принимает.

В реальности многие считают, что войны как таковые, вообще все бессмысленны. Надо жить и созидать, а насилие — это не просто ужас, но его вообще быть не должно. А мировая история тем временем всё время вещает об обратном. Значит, есть смысл, если войны были и даже не думают, чтоб кануть в лету.

И кровь от действий конкретного человека имеет смысл, даже, если человек — безумец. Просто мы тот смысл отторгаем и тут же обобщаем. И всё.

Сколько людей убила Элли за время истории, а сколько — Эбби?

Хороший вопрос, особенно в силу того, что история противостояния началась из-за потенциальной возможности спасти человечество. Можно прям возопить: «Что вы делаете?!» Но я всё-таки спрошу, а сколько людей убивает ГГ, например, в последней одиночной части Fallout? А ведь вокруг как раз постапокалипсис. Альтернатива? Стать пацифистами?

Одно дело оружие массового поражения, в том числе биологическое, другое первозданный первобытный хаос. Он несомненно ужасен, но есть одна деталь. Из него мы все вышли. Да-а-авным давно наши предки жили в такой среде и милосердие было только для своих. Что, впрочем, не отрицает сотрудничество, опять же вместе против врагов)

Можно ли вообще не вступать в бой

Парадоксально всем моим словам я по возможности всегда играю в стелс. Потому что есть люди с хорошей реакцией, которые раздают хедшоты и маневрируют, но я не из них и потому тихое прохождение для меня вопрос самосохранения. Что, впрочем, не мешает один раз обойти врагов другой раз убить всех по одному.

В первом случае мы принимаем за правило, что герои уничтожают каждого встреченного противник

В игре оно, конечно, возможно, но вообще такой агрессор просто не жилец.

Она выбрала психологическую зрелость, выбрала путь “понять, простить и принять” себя, вместо того, чтобы убив Эбби, застрять в обиде и сожалении.

Не вижу в этом психологическую зрелость. Скорее страх того, что ты можешь сотворить. Потому что, когда мы идём к цели и убиваем, психика командует, что по пути вообще не имеют значения. При сильной жажде мести мы не воспринимаем их как, собственно, людей. Так, объекты, которые мы разрушаем.

Значение имеет только конкретный человек и вот тут уже вопрос что будет сильнее — стремление причинить ему боль и устранить или блок, который несмотря на всю нашу кровавую историю запрещает нам убивать себе подобных.

Убивая мы принимаем свою правоту. Возможно, наша правота имеет логическое обоснование, с которым должна согласиться другие. По крайней мере, кто-то. Или мы не убиваем, чтобы в нашей голове не стать опасным, неприемлемым для других.

Чат гпт написал? За Эбби просто сопереживать не хочется,  не было там ничего, чтобы помогло за неё зацепиться (я про трогательные моменты). Поэтому у всех и подорвало, а ну и повестка (я про мальчика-девочку) тут тоже причём. Добавили просто потому что потому и все, как будто бы в таком апокалиптичном мире других проблем нету (канибализм, тоталитаризм, рабство, голод, нехватка ресурсов, поехавшая психика и т.д.). Все это от части было в первой серии, но как по мне, было и стоило эту тему развивать, я не через записки оставлять

Шикарная работа, лайк

Ну ты загнул. Не, библия всё таки продукт творчества очень большого коллектива авторов. Да ещё плотно увязанный с западной культурой.

ЛастОфАз всё таки гораздо проще во всех отношениях. И если там и есть моменты не самостоятельного произведения, по разному воспринимающиеся от разных взглядов на актуалочку, то оно скорее родственно тому самому Потному Гарри с рациональным мышлением. Который, по сути, фантазии 40-летнего девственника как он всех нагнул будучи девочкой-волшебницей, однако что только этому произведению не приписывают.

Как пример тебе Хью Томсон который участвовал в войне во Вьетнаме но все равно смог остатся человеком и мирных вьетнамцев защищал в той степени которой мог.

Ну надо же! Человек-герой! Защищал мирных вьетнамцев! Во Вьетнаме!

Ты понимаешь, что этот твой пример — чудовищен? Этот Хью вообще не должен был там быть, в принципе. Американский солдат старался не убивать мирных вьетнамцев во Вьетнаме — да ему памятник надо поставить, в каждом городе планеты.

Не физически, а морально. Общество привыкло постоянно терять близких и чувствовать угрозу от знакомых, поэтому и морально отличается от нашего. Но из-за отсутствия излишков свободного времени — у людей нет времени рефлексировать, из-за чего менталка развиваться медленнее и по-другому.

Ага. Да, это я, Chat GPT, сам это написал. Кому вы теперь нужны, кожаные мешки с мясом и костями? Ваше время вышло. Теперь в Stopgame правим мы, AI.

По поводу «повесточки»- я за то, чтобы все любили всех. Если по обоюдному согласию, то почему бы и нет? В этом я совершенно согласен с Дракманом. А также с Алексеем Борисовым, отписавшимся выше.

Единственное, в чем я не согласен с Алексеем-это в значимости представленной идеи. Она не на «четвертом-пятом», а на равном со всеми остальными идеями месте.

По большому счету, мне кажется, общая идея одна: «все равны, и каждый прав со своей точки зрения». 

Игра поднимает общечеловеческие темы о смысле жизни и предназначении человека в мире (знаю, звучит, как общие слова, но для подробного пересказа понадобится пилить статью, а не отписываться в комментах).

Читай также