17 июля 2023 17.07.23 16 8985

Учим скандинавскую мифологию с Bramble: The Mountain King

+47
Лучший блог недели
2000 ₽

 Bramble: the Mountain King на данный момент моя главная инди-сенсация года. История про маленького мальчика, который должен спасти свою сестру от существ скандинавского фольклора, отлично балансирует между незаурядным платформером наподобие  Limbo или  Unravel и классическим фолк-хоррором. Маленькая студия с небольшим, в рамках индустрии, бюджетом смогла выдать пускай и короткое, но насыщенное, красочное и запоминающееся приключение. Игра ловко переключается с мимимишных ежиков на задосжимающие моменты с Пестой, подкрепляя это красивым саундтреком, вдохновленным национальной шведской музыкой.

Но больше всего меня порадовало то, с каким трепетом разработчики отнеслись к мифологическим существам и с какой плотностью они населяют игру. Всем любителем скандинавской мифологии авансом рекомендую попробовать эту игру, ведь на прохождение достаточно и одного вечера, а еще игра раздается по подписке от Microsoft. А для всех, кто уже прошел Bramble: the Mountain King, я расскажу, какие легенды скрываются за персонажами игры и то, на что вы изначально могли и не обратить внимание.

 

Из легенд скандинавского фольклора

Все мифы и легенды любого фольклора появлялись, как правило, из-за неспособности людьми объяснить те или иные явления. Такие составляющие, как духи природы, божества и ритуалы могут быть похожими от региона к региону, но скандинавская и германская мифологии выделяются на фоне остальных. Из-за суровости условий, в которых проживали народы, их мифология выделяется крайней мрачностью и жесткостью. Именно такую атмосферу старались передать разработчики из Dimfrost Sudio. Игра не чурается показывать насилие и жестокость во всех ее проявлениях, а сказочные локации населяют гротескные существа.
Это могут быть маленькие феи, эльфы или гномы, знакомые всем по сказкам. На болотах можно встретить темных мюлингов — заблудшие души несчастных детей. Но больше всего в игре персонажей, каноничных для фольклора и шведских легенд. О них сейчас и пойдет речь.

Луктгуббен (Lyktgubben)

Это персонаж в скандинавской фольклорной традиции, в основном распространенный в Швеции. Он является светящимся духом или сущностью, которая часто описывается как маленький, светящийся мужчина или старик, носящий фонарь или светильник. Иногда он описывается как душа, застрявшая между раем и адом и бесцельно бродящая по старым тропам.
А вот в игре это большущий тролль, любящий книги, который больше похож на троллей с иллюстраций Йона Бауэра (John Bauer). Пару раз он вывел героя из темного леса и из лабиринта сознания.

Тролли

Мифы и сказки о троллях хорошо известны во всех скандинавских странах и даже за их пределами. В Швеции и Финляндии чаще всего встречаются маленькие лесные тролли, похожие на троллей из «Холодного Сердца». В Норвегии и Исландии чаще встречаются огромные горные тролли.
Несмотря на то, что тролли большие, жестокие и злобные, они не очень умны, и сказочному герою (или героине) обычно удается перехитрить тролля. Как правило, ему удается обманом заставить тролля остаться на улице до тех пор, пока солнце не взойдет и не превратит тролля в камень.

Подобную тактику использует и Олли . Он ослепляет тролля волшебным камнем и тот окаменевает. В отличии от других фэнтезийных игр, где тролли — это зачастую обычный противник, ну или мини-босс, в Bramble тролли — великаны на манер боссов из  Shadow of the Colossus. Главный герой несравненно маленький и беспомощный перед ними. Лучшая тактика — убегать и прятаться. Таких великанов можно увидеть в «Охотниках на Троллей». И классическим троллям лучше никогда не знать об одноименном мультфильме)

Наккен (Näcken)

У Bramble: the Mountain King волшебный, чарующий саундтрек. Поэтому никак не ожидаешь, что в начале очередной инструментальной композиции у тебя отнимут контроль над главным героем. У каждого, кто хотя бы немного знаком с германскими сказками или смотрел четвертого Шрека, в голове может возникнуть ассоциация с известным Гамельнским Крысоловом. По одной из трактовок, город Гамельн (Хамельн) захлестнуло нашествие крыс, и однажды на пороге замка появился бродячий музыкант, который пообещал избавить город от грызунов за баснословные деньги. Горожане согласились и музыкант с помощью волшебной флейты увел и запечатал крыс в горах. Но по возвращению ему отказались выплачивать всю сумму. В ответ на жадность музыкант сыграл еще одну мелодию, но на этот раз вывел уже 130 детей

В игре уже не крысолов, а näcken, или более созвучный для наших ушей — Никс (или Наккен). Никсы — это духи воды в северно-европейском фольклоре, которые обитают в реках и озерах. Чаще всего существо изображается как молодой красивый музыкант, сидящий на берегу. Он играет на флейте или скрипке и приманивает таким способом зазевавшихся жертв.
Но иногда näcken принимал образ белого коня или лодки, и как только в путник забирался на спину или садился в лодку, то никс утягивал его на дно.

В игре näcken был талантливым юношей, над которым смеялись все в его деревне, кроме одной единственной девушки. Ей всегда нравилась его музыка. После очередной издевки у юноши сдали нервы, и он начал играть на скрипке запрещенную мелодию, заставляющую всех танцевать. Даже когда ноги людей стерлись до костей и их трупы уже лежали на земле, они продолжали двигаться в танце. Когда музыкант закончил свою песню, он обнаружил, что его любовь тоже мертва. Убитый горем он отнес тело девушки к озеру и там продолжал играть свои жалостливые песни, приманивая жертв. Вот такой Гамельнский Водяной.

Забавная деталь, реализованная дизайнерами: во время побега от монстра персонаж должен прыгать по кувшинками. На шведском языке кувшинка очень похожа на näcken — «Näckrosor» или «Näckrosblommor». Во многих легендах именно кувшинкам приписывают магические свойства, которыми наделены озера и никсы в них.

Песта (Pesta)

Самый спорный для меня момент в игре — эпизод в рыбацкой деревне. В ней, по сюжету, после охоты на ведьм случилась вспышка чумы. Каждую ночь появлялся новый зараженный, а под утро он умирал. И каждый раз за окном люди видели старуху с граблями — Песту (Pesta). В скандинавской мифологии она — персонификация эпидемий, морока и чумы. Чаще всего описывается, как страшная, седая старуха с граблями или вилами. Страшная — не то слово. Я давно так не пугался, как от сцен с этой каргой. Хотите потрепать себе нервы — попробуйте пройти этот эпизод ночью в наушниках.

Песта олицетворяет не только физические болезни, но и психологические волнения в обществе, массовый страх от бедства или смерти также может стать причиной возникновения старухи.

Единственный диссонанс возникает, когда понимаешь, что в игре она стала причиной зомби-эпидемии. И ладно бы это были каноничные драугры, знакомые всем игрокам в  Skyrim. В «Саге о Вальсунгах» главный герой, Сигурд, приходит на кладбище и видит группу воинов, погребенных вместе со своими оружием и лошадьми. Под воздействием магической силы герой пробуждает воинов из их сна, и они восстают, готовые к сражению.
А в игре нас ждет  The Last of Us со скандинавскими щелкунами. Очень выбивает из настроения

Скогсра (Skogsrået)

Забирает приз зрительских симпатий и награду от меня в номинации «Лучший саундтрек для босс-файта».
Skogsrået обычно описывается как прекрасная женщина с длинными волосами, одетая в одежду, сделанную из листвы и цветов. Она обладает магической красотой и привлекательностью, которые позволяют ей обольстить людей. Однако у нее есть особая черта — задняя сторона ее тела может быть полностью пустой или полой, как у дерева. Skogsrået считается хранительницей леса и животных, и ее присутствие связывается с покровительством природы. Она может помогать или наказывать тех, кто несет вред лесу или нарушает его равновесие. Она также может являться судьей, разрешающей споры между людьми и животными.

В игре она превращалась в молодую темноволосую девушку и уводила мужчин из ближайшей деревни. Так продолжалось длительное время. Жители объявляли охоту на всех темноволосых девушек, а в конце убили даже всех женщин в своей деревне.

Ближайший игровой родственник этой скандинавской дриады — спригган из The Elder Scrolls, они также имели антропоморфную форму, могли управлять силами природы и содержали в себе древесное сердце, поразив которое, можно было их прикончить.

Тува и Лось

Заимствование образов разработчиками не ограничивается общей мифологией. Иногда они переносят в игру образы из конкретных сказок и легенд. После травмирующей встречи с наккеном, Олли попадает к лесному озеру, на берегу которого сидит маленькая девочка с длинными белыми кудрями. Эта девочка Tuva — персонаж из «Скакзи про Лося Скакуна и Принцессу Осоку». В ней, юная принцесса встретила величественного лося. Она упрашивала взять ее с собой и показать мир. Лосю так понравилась принцесса, что он не смог ей отказать и увез с собой в сказочный лес. В самом начале он наказал ей никогда не отпускать его рога, чтобы не происходило. Но принцесса не послушалась его: сначала эльфы украли у нее корону, затем лесная ведьма стащила ее белое платьице, а в конце она уронила свое ожерелье в заколдованное озеро с черной водой. Так она и осталась сидеть у озера, в надежде найти свое ожерелье. В конце легенды девочка превратилась в цветок осоки, а в игре она спасла главного героя.
Лося тоже можно увидеть в игре, он стоит недалеко от озера, у которого сидит Тува.

Сказочный мир Йона Бауэра

Вы могли заметить, что выше я уже несколько раз упоминал Йона Бауэра и показывал вам его работы. Кто это такой и чем он важен для сегодняшней игры?

В 1907 году в Швеции начинает выходить альманах «Среди Эльфов и Троллей». По сути это ежегодник, в котором шведские авторы печатали сказки и фольклорные истории. За время своего существования у книг сменилось несколько иллюстраторов, но самым известным по праву можно назвать именно Йона Бауэра. Иногда его называют «портретистом» скандинавского фольклора. Будучи художником альманаха с 1907 по 1915 год он создал ряд работ, которые и по сей день вдохновляют художников и разработчиков. К сожалению, он прожил совсем недолго. Йон трагически погиб со своей семьей в кораблекрушении в 1918 году. Но его картины до сих пор с нами.

Глядя на изображенных им героев и фантастических существ, невольно проникаешься темной атмосферой скандинавских сказок. Его хрупкие, в чем-то даже болезненные изображения людей меркнут перед гротескными мифическими существами. Будь то громадные лоси или тучные тролли.
Мы уже видели сегодня картины к «Сказке про Лося Скакуна и Принцессу Осоку» и «Мальчик и Тролли. Приключения». Так же упоминая достойна иллюстрация к «Даг, Дага и летающий тролль с небесной горы», на которой изображен тролль, подаривший свой образ для Лемуса — доброго каменного персонажа, помогающего Олли на протяжении истории.


Внешний вид главного героя тоже напоминает персонажей с иллюстраций Брауэра. Вот облик Олли, а вот персонажи сказок «Мальчик, который никого не боялся» и «Семь желаний».

В паре моментов разработчики цитируют художника напрямую. Его картины украшают стены спальни брата и сестры в начале и в конце игры.

Если изучать цифровой артбук, то можно увидеть, что в игру не попали еще пару образов, вдохновленные шведским художником. Например, громадный змей из «Девы в Замке из Розовых Облаков» очень похож на вырезанного босса.

Если вам понравились иллюстрации, которые вы увидели здесь, то настоятельно советую приобщиться к российскому изданию «Среди Эльфов и Троллей». Красочное, большое и стоит совсем недорого. Или если поискать, то можно найти pdf-версию, даже на официальном сайте издательства. А мы пока будем закругляться.

Я люблю игры, основанные на мифах и легендах, и не важно каким народам они принадлежат. Такие игры позволяют мне погрузиться в детство, во времена, когда меня захватывали сказки. Даже немного жалко, что игры чаще всего фокусируются на сеттингах древнегреческой или древнеегипетской мифологий, забывая скандинавскую. Да, у нас есть дилогия обновленного  God of War, но в ней действия крутятся преимущественно вокруг божественного пантеона и высших существ. В ту же копилку подходящих по сеттингу, но не по настроению,  Assassin’s Creed: Valhalla,  Hellblade и  The Banner Saga. А мне хочется видеть больше историй о приземленных троллях, домовых и духах природы. Из подобных могу вспомнить только доисторические игры про тролля Кузю (Хьюго), малоизвестную, но прекрасную  Röki и чудесный мобильный платформер  Oddmar. Если вы знаете еще подобные игры, то напишите их в комментариях. Будет интересно почитать. А также напишите: зашел ли вам формат с мифологией и хотели бы вы видеть аналогичные разборы к другим играм. Например к  Hades или  Assassin’s Creed Origins?


Bramble: The Mountain King

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
27 апреля 2023
243
4.0
106 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень интересный блог, с красочными картинами. В копилку могу добавить «Черную книгу» от отечественных разработчиков, там тоже есть и домовые и русалки и разная нечесть.

На счёт эпизода с Пестой полностью согласен, меня сложно напугать каким-либо хоррором, но тут прям в дрожь бросало. Не знаю, связано ли это с беспомощностью героя или саунд и графическим дизайном, или диссонансом от остального окружения в игре (хотя она в принципе хоррор), но для меня, имхо, это один из самых страшынх моментов в играх вообще) А вторым самым сильным впечатлением за время прохождения стала концовка на болоте, очень грустно, аж на слезу пробивает. В общем, одно из самых сильных впечатлений лета, а автору большое спасибо, после прохождения ждал, пока кто-то выкатит такую статью.

Спасибо за добрые слова :)

Black Book, кстати, интересный вариант. Славянский фольклор — редкое явление. Но, к сожалению, в свое время игра не смогла меня захватить. Может пришло время дать ей второй шанс.

Стыдно. А ведь несколько раз проверял сам и прогонял, через проверку. Каюсь. Сейчас все исправим.

Спасибо, очень интересно. Обычно в играх из скандинавской мифологии встречается именно пантеон высших богов. Большинство названий из статьи даже не слышал (не считая троллей, они во многих играх есть).

Неплохой блог, познавательный.

Интересно только, сколько аффтару понадобится времени, чтобы заметить и поправить ошибку в слове «mountain» в заголовке (!) и в тегах?

Ну и ещё «авнас» во втором абзаце...

Замечательная статья, спасибо за знакомство с новой игрой)

Из интересного по скандивской тематике вспоминается рпг expeditions: viking. Правда, там перевод сухой (за историчность не ручаюсь), но это мелочи)

«Dimfrost Sudio» — очепятка в третьем абзаце сверху
Спасибо, очень интересная статья, игру хочу приобрести и пощупать лично

Насколько я понимаю, могут быть близки по духу такие игры как Brothers A Tale of Two Sons и Through the Woods

И накен и фоссегрим — разные названия одного и того же существа. Просто первое популярно в Швеции, а второе в Норвегии.

Как только прошёл игру, решил зайти и наконец почитать этот блог. Очень интересно и приятно написано.
Про саму игру, могу сказать, что да, когда играл в неё, такое приятное было чувство, словно вернулся в детство и играю в ожившие со страниц книги сказок народов мира. Но, к сожалению недолго длилась «зелёная» сказка, и как реальная жизнь, с каждым уровнем всё мрачней и взрослей. От некоторых моментов прям мурашки были. Лишь момент с зомби был лишним имхо, но даже там момент бегающих на свет зомби показался интересным. А картинка и музыка просто нечто.
И да, тоже достиг Песты, когда за окном уже стемнело, и жуть вообще, надеюсь она мне не будет сниться по ночам )))
Вообще снимаю шляпу перед разработчиками, сделать такую простую, но в то же самое время атмосферную игру, да что там игру, скорее художественное произведение, могут немногие.
Игра на все 7,5-8 из 10.
Спойлер вопрос… там кто понял концовку? они типа снова в лез пойдут, или наоборот, Олле вернулся домой и хеппи энд? а то сцена сильно похожа на начальную.
П.С. Прошлым летом нас обрадовали другим простеньким, но одновременно прекрасным идни творением — Stray, а в этом году на мой взгляд это удалось Брамлбу. Жаль правда, что к ней внимания наверно не так много как к stray.

Спасибо за познавательный экскурс)

Про концовку думаю, что всё достаточно просто. Брат с сестрой поменялись ролями. Теперь она видит в нём защиту, а не наоборот.

Более конкретный подвид накена (водного духа) – вроде как фоссегрим)

Вопрос. Там ещё есть эпизод с повитухой. На болоте. Когда младенца спасти бежишь, но не успеваешь. Он не всегда бывает или его забыли описать?

Эпизод есть, но на момент написания не нашел мифологический прообраз, который подходил бы игровому существу. Решил, что образ собирательный:)

Читай также