Дисклеймер: Данный блог содержит спойлеры к Alpha Protocol, Fallout New Vegas, и the Outer Worlds. Спасибо за внимание
Видео-версия блога
Введение
Obsidian Entertainment по праву считается мастодонтом жанра ролевых игр. Даже если им не всегда удается создать цельную игру с технической точки зрения, к построению миров, созданию персонажей, и рассказу интересной истории эти ребята подходят очень даже серьезно. Одной из главных фишек Obsidian можно назвать множественные последствия конфликтов, что развиваются по ходу их игр. Поэтому, фанаты игр Obsidian смогут наверняка опознать побочный квест, результат которого еще аукнется игроку в финальных слайдах. Обычно, это поселение или регион где две фракции что-то не поделили между собой. Благодаря вмешательству игрока в дела этого поселения, верх может одержать одна из двух сторон. Однако существует и третий путь, где можно преодолеть разногласия между воющими сторонами, и помирить их через более вдумчивое прохождение этой квестовой линейки.
Очевидно, что если побочные сюжетные ветки имеют такое проработанное развитие конфликта, то и от основного сюжета можно ждать того же подхода, если не более изощренных вариантов финала. В данном случае, выбор игрока не ограничивается тем, кто в итоге окажется его другом, а кто станет главным антагонистом. Выбрав своего заклятого врага, вам не обязательно его убивать, как это обычно бывает играх. Об этом и пойдет речь в данном блоге. Я поговорю о трех играх Obsidian, где можно не убивать антагонистов, а в некоторых случаях и переманивать их на свою сторону, отказавшись от финальной битвы с ними. Вместе с этим, я также разберу условия при которых герой может закончить историю если не бок о бок с Главным Гадом, то как минимум с живым Главным Гадом, что с позором покинул поле битвы.
Alpha Protocol – Пластмассовый Мир Победил
Обидно, что геймплейная составляющая Alpha Protocol и в подметки не годится сюжету игры, который получился очень интересной шпионской историей с заговорами, интригами, и закулисной политикой. С сюжетной точки зрения врагом Майка Тортона очевидно является его бывший работодатель – а именно агентство Alpha Protocol, что предало его в конце первой главы. По ходу истории, Тортон выясняет что за международными конфликтами и вооружением террористических групп стоит оборонная компания Halbech Corporation. Именно глава этой компании – Генри Лиланд допрашивает Майкла на протяжении всей игры. Будучи ответственным за большую часть международных преступлений, Генри Лиланд обычно оказывается мертвым или арестованным к концу игры. Однако, существует еще один вариант. Хорошо подумав о своем будущем, Майкл Тортон может принять предложение Лиланда, и пойти работать в Halbech. Тем самым Генри из последнего босса, превращается в нового работодателя Главного Героя. И в закат Тортон на катере уплывает вместе с тем, кто на протяжении всей игры пытался убить его.
Взглянув на этот финал, кто-то может предположить что данная концовка относится к разряду “плохих”. Однако я бы поспорил с этим. В типичных плохих концовках, игра напрямую говорит нам о том, что где-то игрок, мягко говоря, свернул не туда. К таким концовкам можно отнести Cuphead – если игроки договорятся с дьяволом в конце, нас ждет однозначно плохая концовка. Трактовать её как-то иначе просто не получается. Или например “очень плохая” концовка Mass Effect 2. В ней игрок не просто теряет всю команду Шепарда, но и сам коммандер отправляется в мир иной, без возможности воскреснуть. Ясное дело, такие сейвы вы не сможете импортировать в Mass Effect 3. Напротив них стоит Alpha Protocol, и его концовка за Halbech. Она никоим образом не говорит игроку, что встать на сторону своего врага было плохим решением. Лиланд протягивает Тортону сигару, и с энтузиазмом рассказывает Майклу что его ждет очень светлое будущее в рядах компании Halbech. На фоне играет бодрая музыка, и для Главного Героя это не самый худший финал. По сравнению другой концовкой, где Тортон убивает всех Главных Гадов, и скорее всего будет всю свою оставшуюся жизнь бегать от секретных служб разных стран, работа на Halbech не тянет на сделку с дьяволом.
Для того чтобы Лиланд предложил Майклу присоединиться к Halbech нужно удовлетворить только одно условие – иметь высокую репутацию у Генри. Она может быть достигнута путем продажи добытой информации Halbech на протяжении игры и выбором правильных реплик в разговоре с Лиландом. Достичь этого довольно просто, чего не скажешь о последней миссии в Alpha Protocol. Обычно решение главного конфликта истории не с помощью оружия, но с помощью уговоров и убеждения свойственно ролевому отыгрышу, в котором игрок не прибегает к открытому насилию, а старается найти окольные пути к своей цели. Которых просто нет в финальной миссий Alpha Protocol. Из трех бывших сослуживцев, переманить на свою сторону можно только аналитика Паркера, тогда как через Дарси и Уэстриджа придется проходить боем. А ведь нет ничего лучше для скрытного шпиона, чем выкашивать с полсотни оперативников, а потом еще долго стрелять по боссу, попутно уворачиваясь от пулеметных очередей. Эти кривые босс-файты выводят игроков из себя настолько, что желание пощадить врага после победы отпадает напрочь. Однако, даже если игроку и приходится убить некоторых антагонистов, все равно остаются те, что не прочь отказаться от дуэли и мирно разрешить дела с протагонистом.
Можно присоединиться к ГлавГаду…
Fallout New Vegas – С добрым словом и армией секьюритронов…
Вместе с Alpha Protocol, в 2010 году свет увидела еще одна ролевая игра за авторством Obsidian – Fallout New Vegas. С тех пор ни одно обсуждение деятельности этой компании не проходит без упоминания Нового Вегаса. Дифирамбы что интернет слагал данному произведению уже успел набить оскомину, а сравнения этой игры с непутевой Fallout 3 в 2020 впору считать моветоном. Но что поделать – игра действительно вышла особенной. Не в последнюю очередь – благодаря основному конфликту истории. Дамба Гувера и Нью-Вегас оказались в центре внимания трех основных сил на западе пост-апокалиптических США – Новая Калифорнийская Республика, Легион Цезаря, и Мистер Хаус. Деление на хороших и плохих здесь также не актуально (за исключением, наверное, Легиона Цезаря. Рабовладельческое общество вряд ли можно назвать неоднозначным). Так как главных фракции три, а дамба одна, Курьеру надо будет выбрать одну из сторон, и помочь ей победить во второй битве за Дамбу Гувера. Но вдруг игроку не понравится ни бюрократическая НКР, ни деспотичный Хаус, ни варварский Легион? Или наоборот, что делать если Курьер смог добиться наихудшей репутации у всех фракции разом, и никто его помощи и не хочет?
На выручку игроку прибегает Йес-Мен и предлагает тому послать все воюющие стороны куда подальше, и самому завладеть Нью-Вегасом, заручившись поддержкой семей внутри Вегаса. Тем самым, открыто объявить себя врагом Медведя, Быка, и Мистера Хауса. С Хаусом Курьер расправляется на пути к захвату казино “Лаки 38”. Оставить его в живых довольно просто – для контроля над Вегасом, достаточно просто отключить Хауса от сети управления, и обречь его на вечную жизнь взаперти. С остальными фракциями все не так тривиально, но и не шибко сложно. Если игроку не очень хочется биться с Легатом Ланием, или если его прокачка не предусматривала открытое столкновение с врагом, что мастерски орудует своим мечом, то он может урезонить легата и убедить его отступить. На пальцах объяснив варвару важность путей снабжения, и то что удержать Вегас с помощью диких племен не выйдет, Ланий может пересмотреть свои планы и спешно ретироваться от дамбы Гувера обратно в Аризону. Генералу Ли Оливеру также можно показать свою новенькую армию вооруженных до зубов роботов, и тактично послать его куда подальше. Тот, естественно будет недоволен и начнет крыть Главного Героя трехэтажным матов – но все же внемлет гласу рассудка и не станет нападать. После этого, его также можно отпустить. Или нет. Потому что очень тупо в положении проигравшего говорить что будь он на месте победившего – обязательно бы вздернул Курьера.
Чтобы уговорить своих врагов сдаться и отступить, игроку понадобиться максимально вкаченное красноречие. Требования к навыку можно понизить если игрок тщательно проходил игру – добился поддержки бомбистов, узнал о незавидной судьбе предыдущего легата Легиона, и посетил города разрушенные Легионом. Но навыки игрока остаются первичными требованиями для мирного урегулирования конфликта. Пройти последний квест игры красноречивому и миролюбивому персонажу, в отличии от Alpha Protocol, не так уж и сложно. Пострелять все же придется, но напарники могут взять огонь на себя, а в некоторых местах все то же красноречие поможет избежать ненужных жертв. Более того, складывается интересная ситуация, в которой уговорить врага сдаться проще чем воевать с ним. Так как потолочный уровень в Fallout New Vegas равняется 50, очень маловероятно, что игрок к этому времени не освоит красноречие, так как на протяжении игры он наблюдал огромное количество проверок на это самое красноречие. Либо игрок играет с единицей интеллекта и пропускает большую часть квестов, либо ему предлагают бескровный вариант, который достигает конца игры намного легче и быстрее.
… можно убедить его отступить ...
The Outer Worlds – I’m the Captain Now
Учитывая предыдущий опыт нелетального взаимодействия с плохими парнями, Obsidian также добавила аналогичную развязку в своей последней ролевой игре — The Outer Worlds. В звездной системе победившего корпоративизма, со злой Коллегией во главе, наш Главный Герой победоносным шагом идет против Совета Директоров Алкиона, дабы спасти умирающую колонию. В отличие от Alpha Protocol, если игрок присоединится к Коллегии, его ждет довольно таки однозначный плохой конец – колония продолжает умирать, светлейшие умы с “Надежды” были выброшены в открытый космос, а поселения в Алкионе медленно но верно исчезают из звездных карт. Поэтому мы рассмотрим более благоприятный конец The Outer Worlds – а именно Коллегия повержена, колонисты с “Надежды” были разморожены и упорно трудятся на благо данной им звездной системы. Как вы догадались, хоть Коллегия и повержена, их не обязательно убивать. Здесь происходит ситуация обратная той что мы уже обсудили в Alpha Protocol.
Если Майкл Тортон может присоединиться к Halbech, то в the Outer Worlds уже Главный Герой предлагает Главному Гаду присоединиться к его будущему правлению. Хоть председатель Рокуэлл и оправдывает свои действия благом колонии, он не готов защищать свое видение ценой собственной жизни. Он готов принять сделку Главного Героя, если тот сможет убедить его что план Финеаса Уэллса более жизнеспособен. Но будучи оппортунистом, Рокуэлл также готов сдаться на милость игрока, когда поймет что баланс сил, мягко говоря, не в его сторону. Более того, председатель сам начнет предлагать свою помощь в обмен на его жизнь. Что с ним делать дальше уже зависит от игрока. Вместе с председателем Рокуэллом, Главному Герою также нужно будет разобраться с Софией Акандэ – заместителем председателя. Она, в отличие от своего начальника, не так склонна к сдаче своих позиции. Тем не менее, уговорить её также не составит труда для харизматичного и красноречивого персонажа. Впоследствии, живая Акандэ даже поможет игроку в передаче необходимых веществ для разморозки колонистов с “Надежды”. Таким образом, в финале the Outer Worlds обиженным не уйдет никто – даже виновники всех бед на Алкионе.
Учитывая прошлый опыт создания ролевых игр, Obsidian объединила два условия для получения такой концовки, что были оговорены ранее. Как и в Alpha Protocol, игроку необходима достаточная репутация у Коллегии, для того чтобы они изначально согласились пойти на диалог. И как в Fallout New Vegas, успех мирной резолюции конфликта зависит от навыков игрока, которые он прокачивал на протяжении всей игры. Причем более глубокая система прокачки навыков и потолочный уровень персонажа усложняют мирный финал по сравнению с Fallout New Vegas. На сей раз, разговорные навыки разделены между собой на “Красноречие”, “Ложь”, и “Запугивание”, каждый из которых нужно качать отдельно. Снижение предельного уровня персонажа до 30 не помогает ситуации – у вас банально не хватит очков чтобы мастерски освоить все желаемые навыки. Вдобавок, от вас также могут потребовать высокого навыка Ремонта и Взлома Компьютеров. Неподготовленному на красноречие игроку возможно и не удасться сохранить жизнь Главным Злодеям. Чего не скажешь о последнем уровне игры – благодаря голографическому плащу, маскирующему вас под сотрудников Коллегии, до финальных боссов можно пройти, не сделав ни один выстрел.
… а можно подмять его под себя
Заключение
Три разных игры с тремя разными подходами к одному концепту от одной и той же компании. Obsidian очень любить заморочиться с нарративом своих игр, давая шансы всем, даже самым что ни на есть негодяям. Что делать с этими шансами – решать игрокам. Решат ли они присоединиться к бывшей вражеской корпорации, сохранить жизнь своим оппонентам, или подмять под себя злодеев, или нет, важен уже сам факт наличия такого выбора. Как мне кажется, возможность понять и простить своего оппонента в конфликте подталкивает сценаристов писать более интересных антагонистов. Ведь нет необходимости тщательно прописывать мотивацию злодея, если в конце он будет повержен и убит. Я не говорю, что хорошие злодеи появляются только в играх, где позволяют их пощадить. Просто создавая вариант, где игрок может отказаться от эпичного финального сражения, нужно также дать весомые причины чтобы игрок вообще обратил внимание на данную концовку. Ведь никто не хочет отпускать опереточных и карикатурных злодеев восвояси. Однако если ты видишь перед собой человека, который уже и сам не знает зачем он противостоит тебе, начинаешь думать – а зачем нам биться, если можно избежать ненужного кровопролития? Как по мне, таких злодеям все же можно дать второй шанс.
Тоже может быть интересно:
Накопительство в играх или Зачем нам 100 аптечек, если мы их никогда не используем?
Черная полоса неудач Respawn Entertainment
Лучшие комментарии
Pax Romana даже в том виде, в который он деграднул у Легиона, не так очевидно плох…