В этом году прошла девятнадцатая по счету Electronic Entertainment Expo — нисколько не юбилейная, но при этом самая важная за последние восемь лет игровая конференция. В чем уникальность E3 2013, знает уже, наверное, каждый: на глазах многомиллионной аудитории схлестнулись в бою главные игровые консоли будущего поколения — PlayStation 4 и Xbox One. Посетителям выставки удалось самолично посмотреть и собственноручно потрогать некстген, а крупнейшие игровые студии получили официальный повод обещать невиданные чудеса.
День Д был назначен на 10 июня. Когда экспозиции официально еще не открылись, крупнейшие корпорации игрового мира провели собственные демонстрации: Microsoft и Sony завлекали аудиторию стартовыми линейками своих консолей, а Ubisoft и EA пытались шокировать зрителя новыми проектами. То, что получилось в итоге, оказалось гораздо интереснее любых предположений.
Да, это Metal Gear Solid 5. Нет, это еще нынешнее поколение приставок.
Старый друг лучше новых One
Первое, что стало понятно из выступления Microsoft, — старые приставки хоронить никто не собирается еще пару лет. Это естественно — на новые платформы люди априори когда-нибудь переберутся, поэтому сейчас для компании куда важнее продлить жизненный цикл уходящим на пенсию старичкам. В честь этого была анонсирована новая модель Xbox 360, поступившая в продажу аккурат во время презентации. Никаких серьезных отличий от предшественниц она не имеет; разве что дизайн стал напоминать грядущую Xbox One.
В ответ на вопрос «зачем покупать отжившую свое консоль?» Microsoft лишь скромно напомнила, что обратной совместимости в новом поколении не будет, а потому эксклюзивы так эксклюзивами и останутся. И дабы продемонстрировать собственную уверенность, объявила новый проект для X360 — ставшую уже легендарной World of Tanks от компании Wargaming. Презентовал ее лично президент компании Виктор Кислый, ни словом не обмолвившись о появлении игры на One.
Несмотря на то что весь «вау»-эффект выставки достался проектам будущим, нынешние приставки получили должную долю внимания. Sony показала трейлеры The Last of Us, Beyond: Two Souls, Batman: Arkham Origins и Gran Turismo 6, «коробочники» в ответ похвастались Dark Souls 2 и Metal Gear Solid 5. Появление последней несколько удивило публику (все-таки MGS привычнее видеть на PlayStation), но, на самом деле, ничего страшного не произошло — HD Collection благополучно продается и на X360.
Кроме того, не были забыты Assassin’s Creed 4: Black Flag, Watch Dogs и Battlefield 4, каждая из которых выйдет как на нынешнем поколении, так и на некстгене. И если первые две были восприняты публикой достаточно спокойно, то DICE сорвала овации — во время долгожданной демонстрации мультиплеера разработчики уронили целый небоскреб, намекнув, что в новой игре такое будет случаться сплошь и рядом.
Закрыла тему «старья» Sony (презентация которой шла последней), объявив об эксклюзивных соглашениях с Rockstar и Blizzard. GTA5 для PS3, помимо стандартного издания, войдет в новые комплекты PlayStation 3 вместе с наушниками и самой консолью. А сотрудники «Метелицы» пообещали снабдить Diablo 3 кучкой уникальных предметов.
Играть в такое очарование, когда рядом родители и бабушки, опасно: заинтересуются, отберут — не выгонишь.
Игр всем, каждому, и пусть никто не уйдет обиженным!
В последнее время аналитики все чаще говорят о том, что в современной игровой индустрии большие блокбастеры перестают себя оправдывать — их разработка зачастую не окупается. Именно поэтому отдельным поводом для разговора стали всяческие инди и «казуалки» — недорогие, но сулящие вполне «взрослые» прибыли.
Безусловной бомбой выставки оказалась Plants vs. Zombies: Garden Warfare от PopCap, представленная на конференции EA. Полюбившаяся миллионам пользователей аркада волшебным образом преобразилась в… мультиплеерный шутер на движке Frostbite 3. Игра стала трехмерной, появились возможность переключения между цветками и сложные взаимодействия игроков. Выглядит это внушительно — происходящее кажется достаточно комплексным для хардкорных геймеров, но сохраняет ненавязчивый внешний вид, способный привлечь «казуалов».
Ubisoft на проекты подобного рода оказалась, как обычно, щедра. Общественность увидела новые ролики Rayman Legends, Just Dance и Rocksmith. Разочарованием можно считать разве что новую часть похождений вездесущих кроликов — Rabbids Invasion. Игру называют «интерактивным телешоу», а какой-либо осмысленный геймплей из серии вообще пропал. Зато уж точно для всей семьи.
Microsoft представила трейлер Minecraft для Xbox One и продемонстрировала нечто под названием Below — новый проект от авторов Superbrothers: Sword & Sworcery EP. В ответ на это японцы закрепились в обещании идти навстречу независимым разработчикам и перечислили почти десяток небольших игр самого разного толка — от уже анонсированной rain до ремейка культовой Oddworld: Abe’s Oddysee. Некоторые из них пообещали раздавать «бесплатно» — в рамках подписки на PlayStation Plus, разговор о которой пойдет ниже.
Такая разница в количестве «маленьких» игр подтверждает недавние слова Microsoft о том, что инди-разработчикам придется заключать полноценный издательский контракт. Это долго, дорого, сложно и ставит однозначную точку в споре консолей — трудно найти девелопера, отзывавшегося о подобной системе для X360 положительно. Последним недовольным был Фил Фиш (Phil Fish), автор Fez, пообещавший никогда больше не связываться с Microsoft. В итоге какие-то проекты на Xbox One, конечно, будут, но основные «индюки» достанутся PS.
The Division. Если верить Ubisoft, это действительно внутриигровой скриншот.
Что gen грядущий нам готовит?
Хотя инди-перспективы Sony несколько лучше, серьезных эксклюзивов она показала не очень много — всего семь, причем четыре игроки уже видели. Это не слишком впечатляющая Driveclub (которая, на первый взгляд, ничем не отличается от любой другой гоночной серии), Killzone: Shadow Fall, аркада Knack и inFamous: Second Son. Из трех оставшихся пристального внимания заслуживает разве что The Order: 1886, которая хвастается стимпанковским Лондоном и охотниками за нечистью. Подвох игры в том, что зрители не смогли отличить кадры, сделанные на движке, от CGI, — и в таком случае The Order смотрится нисколько не хуже Deep Down (чья эксклюзивность, кстати, не подтверждена).
Microsoft тем временем предложила гораздо больше. Основательнее всего рассказали о Dead Rising 3 и переделанной Ryse: Son of Rome, ставшей этакой древнеримской Call of Duty. Кроме того, перезапустили файтинг Killer Instinct; анонсировали очередную Halo; выдали еще немного информации о Quantum Break и явили миру несколько совершенно новых тайтлов. В сумме эксклюзивов набралось вдвое больше, чем на презентации Sony.
К счастью игроков, все главные сюрпризы оказались мультиплатформенными. Наконец-то продемонстрировали игру по мотивам культового «Безумного Макса» (увы, показали лишь тизер) и долгожданное продолжение (а точнее, приквел) паркур-экшена Mirror's Edge. Еще были Dragon Age 3, Star Wars: Battlefront, Final Fantasy 15, Splinter Cell: Blacklist, Need for Speed: Rivals, The Elder Scrolls Online (бета-тест последней первым откроется для пользователей PS4) и гоночная MMO The Crew.
Но это мелочи по сравнению с Titanfall, Destiny и The Division, которые стали одними из самых заметных игр выставки. Первая — скоростной мультиплеерный боевик с огромными человекоподобными роботами от авторов Call of Duty. Вторая — глобальный шутер от Bungie, бесконечно масштабный и зрелищный. Третья — совершенно новая MMO, действие которой происходит в полуразрушенном Нью-Йорке. Игра представляет собой боевик от третьего лица с серьезной ролевой составляющей. Пользователи объединяются в группы и исследуют пораженный эпидемией город, используя при этом весь арсенал технологических примочек (летающих дронов или самонаводящиеся гранаты, например). Не до конца понятно, как будет выглядеть онлайновая составляющая (на ум приходит разве что DayZ), но даже в рамках обычного шутера игра выглядит великолепно.
Кроме прочего, Sony показала во всех смыслах волшебное техно-демо The Dark Sorcerer, которое хвасталось чуть ли не фотореалистичностью.
Некстген все ближе подходит к тому, чтобы окончательно стереть грань между одиночной и сетевой игрой. При взгляде на глобальную гоночную аркаду The Crew возникает лишь один вопрос: зачем вообще люди ездят с компьютерными соперниками? А Destiny демонстрирует такую режиссуру происходящего, что даже в голове не укладывается, как она может быть онлайновой игрой. И это важный тренд, который, похоже, определяет все развитие игровой индустрии на ближайшие годы. Игроки все меньше времени будут проводить в одиночестве, а MMO будут все меньше походить на World of Warcraft.
Чтобы фокус удался, нужно отвлечь внимание
Несмотря на то что эксклюзивов у Xbox оказалось больше, вся мировая общественность единодушно решила, что Sony в войне консолей заочно выиграла. Причина тому — масса открывшейся информации о самих приставках.
Прежде всего, Microsoft официально заявила, что ни на какие уступки геймерам идти не собирается. Интернет-подключение раз в день — это последнее слово, а всем недовольным вежливо предложили приобрести обновленную Xbox 360. Кроме того, корпорация напугала мировое сообщество «закрытием» вторичного рынка. Впрочем, как оказалось, всю ответственность она переложила на издателя — именно он накладывает ограничения на перепродажу или передачу дисков. Для того чтобы продавать, понадобится сходить в специальный, авторизованный магазин и «отвязать» игру от собственной учетной записи. Чтобы передать знакомому — дружить с ним в сервисе Live минимум месяц.
Sony выбрала прямо противоположную политику — со сцены громогласно объявили: никакого Интернета, никаких DRM. Акции тут же подскочили на 2.2%, публика оказалась в восторге — но создатели PlayStation были не совсем откровенны как минимум в одном из пунктов. Уже после конференции в отдельных интервью начались ремарки и пояснения: «Мы не будем запрещать разработчикам использовать DRM, но во внутренних продуктах его не будет точно». Таким образом, любой сторонний автор вправе наложить на свое детище точно такие же ограничения, как и на Xbox One.
Но это еще не все — публике «соврали» дважды. Были официально объявлены цены на новые приставки: Xbox One будет стоить 499$, а PlayStation 4 — 399$. Казалось бы, все замечательно, но представленные после конференции спецификации объяснили причину такой разницы в цене: камера PlayStation Eye в комплект не входит (в отличие от Kinect для Xbox One) и будет продаваться отдельно, за 59$. Мелочь, но факт налицо — японцы поступили в лучших традициях маркетинга, сделав приписку мелким шрифтом. Часть игроков, конечно, скажет, что Eye вовсе не нужна, но и стоимость приставок в таком случае сравнивать не совсем корректно.
Кроме того, консоли сошлись в своем отношении к мультиплееру. Теперь свободно играть по Интернету не получится ни там, ни там — придется вносить абонентскую плату. Единственное, в чем Sony объективно выиграла, так это в отсутствии региональных ограничений, которые у конкурента есть.
Разработчики изо всех сил намекали, что отсутствие Titanfall на PS4 временно. Но все же ни о каком попадании в стартовую линейку речи не идет.
E3 должна была расставить точки над i в еще только предстоящей войне консолей, и, на первый взгляд, она это сделала. Sony досталась роль вашего дружелюбного соседа, а Microsoft — злобной бабушки у подъезда, которая вечно за всеми следит. Публика на такой расклад согласилась и охотно начала петь дифирамбы японцам.
Но если углубиться в ситуацию, то кажется, что после выставки будущее игрового рынка стало еще более туманным. Неясно, смогут ли вмешаться в расстановку сил мобильные платформы, популярность которых растет с каждым днем. Все еще непонятно, кто выигрывает гонку сервисов — про них на конференции почти не говорили. Поэтому мы бы посоветовали воздержаться от предзаказов новой платформы хотя бы до ноября, когда консоли поступят в продажу. Слишком много еще непонятного, и за предстоящие полгода ожидания многое успеет измениться.
Вот чего точно не стоит бояться, так это того, что «игр не будет». Входит в моду онлайн, который теперь может предложить совершенно новые уровни взаимодействия, а разработчики пытаются уделять внимание сложносочиненному игровому процессу. Активно развивается и другая сторона — откровенно казуальные и несерьезные проекты, еще только ищущие свою аудиторию. Наверняка ясно одно: нынешняя E3 является главным событием на ближайшие несколько лет. И дело даже не в революционных проектах или консолях, а в том, что индустрия нащупала вектор, направление развития, которому теперь следует. Дальше, разумеется, будет больше игр, красивых и разных, но основные положения, на которые они будут опираться, задаются именно сейчас, в 2013-м.