Duke Nukem Forever — трагедия не только для игроков, которые ждали релиза 15 лет, а получили проходняк, но и для разработчиков, которые вымучивали релиз 15 лет, а получили проходняк (и развал своей компании). Накануне анонимы слили в Сеть билд Duke Nukem Forever 2001 года, после чего у авторов игры открылись древние раны и вспомнились давние обиды.
Новый раунд старой драмы запустил Скотт Миллер (Scott Miller), сооснователь Apogee Software (которая впоследствии превратилась в 3D Realms) и один из ключевых людей в судьбе Duke Nukem. Миллер написал пост на сайте возрождённой Apogee с заголовком «Правда о DNF».
Похоже, кто-то слил билд Duke Nukem Forever из 2001-го. Все, кто хочет увидеть игру, близкую к полноценной, останутся разочарованы. Блестящий трейлер того периода слишком приукрашивал то, во что действительно можно было сыграть на тот момент.
(Кстати, понятия не имею, кто выложил билд или как его достали.)
DNF — игра, которая уничтожила 3D Realms. Из-за неё компанию пришлось продать инвестору в Дании (где она располагается и по сей день). Наши игры вроде Max Payne и Prey держали компанию на плаву, но DNF была постоянной чёрной дырой для денег и в конце концов убила оригинальную 3D Realms/Apogee.
ИМХО, хоть я и не был частью проекта DNF, у меня как владельца компании имелись довольно глубокие представления о проблемах с разработкой игры.
— Нам всегда не хватало сотрудников как минимум на 50 %.
— У нас не было качественного плана производства (по крайней мере, я такого никогда не видел). Вместо этого в проекте было слишком много импровизаций.
— Когда появилась новая 3D-технология, из-за медленной разработки проект пришлось по факту перезапустить с нуля, чтобы применить новые возможности. Вследствие этого снова и снова возникали серьёзные переносы.
Я понял, что у DNF большие проблемы, ещё в 2004-м и пытался передать разработку всей игры более опытной студии — Digital Extremes (сейчас известна по Warframe). Владелец студии горел желанием взяться за DNF, а мы даже получили одобрение своего издателя на тот момент (Take-Two), но эту идею забрили внутри [3D Realms]. Это оказалось самоубийством.
В конце концов мы сумели составить сделку, кое-как спасли проект при помощи Gearbox Software и, грубо говоря, передали ей будущее бренда Duke Nukem, подразумевая, что Gearbox закончит игру. Её выпустили спустя примерно год.
Это грустная история, с какой стороны ни посмотри. 3D Realms рухнула на колени, все разработчики либо ушли, либо оказались уволены, а название 3D Realms сейчас в руках у тех, кто не имеет никакой связи с нашим прошлым.
Искренне надеюсь, что Gearbox когда-нибудь возродит Дюка Нюкема. Кажется, очевидный шаг — воссоздать Duke Nukem 3D на Unreal Engine 5. И если игра покажет себя хорошо, то тогда можно делать больше приключений Дюка и расширять вселенную новыми персонажами.
На речь Скотта Миллера отреагировал другой человек, стоявший у истоков 3D Realms и серии Duke Nukem, — Джордж Бруссард (George Broussard):
Скотт — невежественный нарцисс, из-за действий которого начались суды с Gearbox, после чего мы потеряли 3D Realms и франшизу Duke Nukem. Он несёт просто потрясающую ерунду. И не удивительно, с такой-то тягой к манипуляциям и нарциссизму. Мне, по крайней мере, хватило такта оставить свои мысли при себе.
Я знаю столько всего об этом, потому что знаком со Скоттом со старших классов в 70-х. Можно прямо увидеть, как он пытается выглядеть лучше, вышвырнув бывшего друга (больше 40 лет знакомства) и делового партнёра. С таким человеком определённо захочется иметь дело!
Бруссард не стал в подробностях описывать свою точку зрения, но капельку деталей озвучил в комментариях под твитом Миллера:
Мы делили 3D Realms на уровне 50/50 и, если не считать того, что Скотт принимал серьёзные решения в одностороннем порядке, всё делали вместе. Это особенно сильно чувствовалось в 90-х, поэтому в 90-х дела шли лучше. В нулевых мы не были близки и общались меньше, вот и всё. Много сложных причин.
С владельцем платформы по продаже ретроигр ZOOM у Бруссарда случился следующий диалог:
ZOOM: Спасибо, что поделились. У меня есть опыт общения со Скоттом, поэтому я слишком хорошо понимаю вашу боль. Он никогда не берёт на себя ответственность, не показывает преданность или признательность. Мы спасли Duke Nukem, сейчас её можно купить только в нашем магазине. Ни одного слова благодарности от Скотта или Фреда. И таких историй ещё много…
Бруссард: Меня огорчает, когда я вижу игры про Дюка в продаже на разных платформах, — Рэнди ни разу не позволил мне получать хоть какие-то отчисления. Я был очень сильно вовлечён в разработку всех этих игр, делал арт и карты или занимался продюсированием. Делал озвучку и так далее. Ничего. Пустота. То же самое с ремейками от Apogee! Полный ноль.
ZOOM: Справедливости ради моя первая работа со Скоттом началась, когда мне было 16 лет. Это было в 2008-м. Моё оригинальное соглашение о цифровой дистрибуции было подписано напрямую со Скоттом. С 2021-го мы работаем только с Gearbox, но она уже оказывает нам намного больше поддержки, чем мы получали от Скотта, 3D Realms или Apogee.
Будущее у Duke Nukem вроде бы есть, но туманное: вокруг франшизы до сих пор возникают судебные споры, а в 2018-м рестлер Джон Сина (John Cena) согласился сыграть Дюка Нюкема в экранизации. Правда, новостей о ленте с тех пор так и не появилось.