Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Кен Левин (Ken Levine) уходит из Irrational Games, а вместе с ним уходит целая… Нет, давайте откажемся от прощально-трагического пафоса, в который ударилось все геймерское сообщество. Хоронить некого: разработчик уже занимается новым проектом, а BioShock наверняка продолжит свое существование. Все-таки права на культовые серии, как рукописи, не горят — в чьих-то руках они обязательно окажутся. Только вот почти все уверены в том, что серия уже никогда не будет прежней. Тем не менее на будущее не загадывают, а настоящим нужно успеть насладиться. Благо повод для того есть достойный: Кен Левин по-английски уходить не стал, а сказал свое прощальное слово, коим и оказалось второе сюжетное дополнение для BioShock Infinite: Burial at Sea — Episode Two.
Будьте любезны восторгаться
BioShock — одна из редких серий, в которых история и сеттинг имеют первостепенное по отношению к геймплею значение. Изучать окружение здесь намного интереснее, нежели стрелять и драться. И это вовсе не потому, что шутерная составляющая слаба. Просто благодаря невероятно детально прописанному сценарию и глубокой атмосфере мир затягивает, вдохновляя на исследование. Это даже дало некоторым повод утверждать, что Infinite более органично смотрелась бы в формате квеста. Все же стрелять и одновременно разрешать в уме квантовые парадоксы пространства и времени — задача не из легких.
Похоже, Кену Левину понравилось амплуа великого мистификатора. Сюжетные недомолвки, оставляющие простор для воображения зрителя, дурманят и привлекают ничуть не хуже самого зрелищного экшена. Для достижения коммерческого успеха у «загадочных» сериалов есть проверенный опытом путь: на вопросы нужно отвечать вопросами, и неважно, существует ли конечное объяснение происходящих событий на самом деле. Главное — поддерживать интригу. Сценаристы из Valve в совершенстве освоили этот навык. Но, в отличие от них, создатели Burial at Sea: Episode Two все же не обделены совестью и честно ответили на большинство интересовавших фанатов вопросов.
Второй эпизод стартует там, где закончился первый. Букер мертв, Элизабет почему-то страдает потерей памяти и не может использовать свои способности. Движет ей лишь желание спасти девочку Салли, оказавшуюся в руках Атласа. Да, события дополнения разворачиваются в обеих легендарных вселенных. Более того, сюжет утверждает их единство и взаимозависимость. Во время прохождения мы побываем и в Восторге, и в Колумбии, встретим знаковых персонажей из обоих городов, а также обнаружим неожиданные связи между ними.
Тезис, антитезис, синтез
Однако для их обнаружения Burial at Sea — Episode Two потребует от пользователя знания обширного игрового бэкграунда. Чтобы понять многочисленные диалоги и уловить тонкие отсылки, нужно хорошо знать содержание всех предыдущих частей серии. В противном случае дополнение покажется сюрреалистическим бредом, полным чудных декораций и непонятных разговоров.
Левелдизайнеры Irrational Games на этот раз превзошли сами себя. Все детали, будь то записи на досках, плакаты, памятники или книги и журналы разбросаны по уровням не случайно, но дополняют и разъясняют главную сюжетную линию. У вещей есть собственная история, это не молчаливые декорации: они обладают своим языком, на котором пытаются донести до игрока некий смысл. На золотом блюдечке никто не принесет готовый вариант того, что же все-таки произошло. Собирать пазл придется самому. Удастся ли это сделать, зависит только от вашей наблюдательности и воображения. Но каждая увиденная отсылка и разгаданная тайна дарит какую-то радость первооткрывателя. И в этом — вся BioShock.
Перед нами прежде всего игра с собственной фантазией. Burial at Sea — Episode Two, с одной стороны, разрешает имеющиеся загадки, а с другой — отвечает на вопросы, о которых мы даже не догадывались. Информации очень много, и в нескончаемых попытках соотнести известное старое и неожиданно возникшее новое вы и проведете последние часы над заключительной главой приключений Элизабет. Но, как мы уже сказали, всем этим Кен Левин поставил точку перед своим уходом. Красивую и вполне однозначную.
Круг великой серии замкнут: Burial at Sea — Episode Two в каком-то смысле можно рассматривать как приквел к событиям первой части. Вряд ли при создании первого «Биошока» Левин уже продумал его предысторию, но вписались события второго эпизода в повествование органично и уместно. Пусть иногда тирады о константах и переменных смотрятся натянуто и искусственно — Infinite без них представить сложно. Впрочем, помимо псевдонаучных спекуляций, в основе здесь лежит человеческая драма — история бед и страданий Элизабет, жертвующей собой во имя высшей цели.
Burial at Sea — Episode Two бесконечно красива. Художникам удалось не только воссоздать оригинальный колорит Восторга и Колумбии, но и превзойти самих себя, заставив новый мир заиграть новыми красками. Это тот редкий случай, когда из нескольких сотен отснятых скриншотов почти нет неудачных — поделиться хочется каждым ракурсом, каждым видом, встреченным в этом мире.
Прощай, Букер
Большую часть времени мы будем просто бродить по Восторгу, изучая окрестности. BioShock принято упрекать в однообразии шутерной составляющей. Теперь этот аргумент недоброжелателей не совсем верен. Более актуальным на этот раз будет упрек в однообразии местного стелса.
Главная героиня обладает навыками тихого перемещения и незаметного устранения противников. Зрение у врагов неважное, поэтому гарретовских «теневых» игр здесь нет и в помине. Все намного проще: прячемся за укрытиями, ждем, пока неприятель повернется спиной, подкрадываемся и оглушаем его. Особой наблюдательностью сплайсеры не отличаются, и, даже попав в поле зрения мутанта, мы сможем скрыться или нагло подбежать к нему и озадачить «в лоб». В общем, стелс из-за скудоумия искусственного интеллекта смотрится несколько примитивно.
Традиционные «плазмидно-пушечные» методы тоже никто не отменял. Но в этом случае неизбежно придется столкнуться с некоторыми проблемами. Арсенал сильно урезали: в распоряжении Элизабет всего лишь дробовик, револьвер и арбалет с усыпляющими дротиками. Патроны, которые девушка некогда регулярно подбрасывала Букеру, теперь в дефиците — открытые перестрелки с большими группами противников далеко не лучший вариант. Среди боевых плазмидов остались самые пацифистские вроде заморозки и подчинения воли врага. Правда, некоторые из них расширяют стелсовые возможности героини. Так, Элизабет может видеть сквозь стены, а при улучшении плазмида — становиться невидимой.
Злодеи в большинстве своем тоже не отличаются вариативностью. По Восторгу бродят лишь однообразные сплайсеры. Некоторые из них носят ведра на голове, что затрудняет их оглушение. Встретится и Большой Папочка, которого, однако, убить не удастся. За ненадобностью из DLC выкинули и систему «прокачки» персонажа. Все стало несколько проще, но благодаря сильнейшему антуражу Восторга «облегченная» механика воспринимается спокойно, и проходится дополнение на одном дыхании.
Burial at Sea: Episode Two довольно коротка. Пары часов вполне хватит, чтобы пробежаться по головам противников до финальных титров. Но это совсем не тот способ, которым следует проходить творение Irrational Games. Чтобы понять его прелесть, нужно полностью отдаться всем своим перцептивным и интеллектуальным способностям: смотреть, слушать, подмечать детали, складывать сценарные пазлы и просто наслаждаться фактом нахождения в мире. В чем-то второй эпизод можно сравнить с созерцательной Dear Esther: половина действа разворачивается на экране, а вторая — в фантазии и воображении игрока, достраивающего и интерпретирующего историю по-своему.
Плюсы: сложный и многогранный сюжет; обилие «говорящих» деталей; потрясающий дизайн.
Минусы: шутерные возможности урезаны, а стелсовая механика слишком проста.
Лучшие комментарии
О_о
Я четыре часа проходил. При этом так и не обшарил все-все-все закоулки до конца, не нашел несколько дневников и несколько улучшений для плазмидов.
И еще я бы в минусы дополнения поставил то, что оно зачем-то пытается связать Колумбию и Рапчур теснее, чем следовало бы. Потому что я не знаю, как теперь начать играть в первый «Биошок», зная, какую большую роль в его событиях сыграла Элизабет и квантовая физика со всякими разрывами, но о которых в Bioshock 1 нет ни единого мало-мальского намека. А еще Левин практически поставил крест на Bioshock 2, будто бы и не было его никогда :/
Хотя дополнение мне все равно очень понравилось. За такую цену очень солидный и жирный кусочек игры получился.
И тут всплывает проблема доверия к рассказываемой истории. Грамотные авторы и сценаристы оставляют себе зацепки на будущие изменения сюжета и какие-то кардинальные глобальные события. Хороший пример — Гарри Поттер, где крестный Гарри мельком упоминается еще в прологе первой книжки, поэтому в третьем томе он не выглядит как рояль в кустах. То есть мы четко знаем, что Роулинг придумала персонажа загодя, он в этой вселенной существовал с самого начала, автор не пыталась вписать его задним ходом. А в Bioshock чувствуется, что Левин и не думал ни о каких параллельных вселенных во время первой части, поэтому его попытки переписать историю Рапчура спустя семь лет смотрятся фальшиво, потому что никаких зацепок для этого он себе не оставлял.
Плюс, опять же, Левин начисто отрицает Bioshock 2, что тоже бьет по целостности игровой вселенной. Чай, не спин-офф какой-нибудь, а полноценная вторая часть, пусть и от других людей.
Вы спросите: «Наркоман, что это ещё за план? Откуда ты это знаешь?» Я скажу: «Я
обкурилсяпоразмыслил над тем, что вообще забыли Лютэсы во все этой историей, и почему она в итоге оказалась цикличной». После принятия необходимых веществ, я и подумал, что мой вариант вполне неплохо расставляет точки над «и». И никаких тайм-парадоксов. Они тупо не нужны. Как не нужен оказался флогистон или эфир =)грустно что почти на все вопросы Левин дал ответ. Где странный, где отличный, где немного непонятный… но ведь в биошоках вишенкой на торте было то, что биошок давал тебе вопросы, на многие из которых ты мог найти ответ сам, стоит лишь действительно постараться. Увы, после этого осталось чувство, простите, «недотраха». Словно всего самого сладкого тебя лишили, но это было столь хорошо, что голова говорит «это было прекрасно», а сердце «нас лиши того „самого сладкого“ что заставляло о биошоке думать неделями без перерыва».
Чтож, Левин развязал себе руки узами издателя и крупной студии, так что просто жду его новый прект. А 2K я желаю не тревожить биошок. Всё самое прекрасное должно оканчиваться вовремя.
наснимал кучу видосов и запилил на дримсцены
Ага, если бы. No one lives forever, где же ты теперь?