16 сентября 2013 16.09.13 98 81K

Outlast: Обзор

Последние годы игровую индустрию серьезно штормит — бюджеты растут, покупатель капризничает, а ПК-гейминг все никак не может умереть. Каждый второй крупный релиз является продолжением или ремейком, рассчитанным на кооперативное прохождение и снабженным отдельным DLC с вырезанной финальной главой. Но если вы думаете, что от этого становится грустно одним только пользователям, то ошибаетесь — многие разработчики тоже не в восторге.

В частности, те из них, кто когда-то приложили руку к Prince of Persia, Uncharted и Assassin’s Creed. Небольшая группа отважных ветеранов индустрии захотела поработать в свое удовольствие и основала студию Red Barrels. Как сказано в анонсе, ребята будут заниматься исключительно «потрясающими синглплеерными проектами», первым из которых стал Outlast — инди-хоррор, претендующий на звание полноценного AAA-хита.

«Пару слов о футболе, пожалуйста».
«Пару слов о футболе, пожалуйста».

Ты встретишь меня на станции, расталкивая тела

В основе игры лежит модная сегодня стилистика «мокьюментари», то есть псевдодокументального кино. Главный герой — из тех журналистов, которые вечно занимаются скандальными расследованиями и снимают репортажи в горячих точках. На этот раз информаторы рассказали о восстановленной психбольнице, коей заправляет нечистая на руку компания. В поисках сенсации наш Пуаро решил туда наведаться — разумеется, с камерой, разумеется, ночью.

Естественно, репортеру оказывают самый теплый прием. Уже через несколько минут хождения по верхним этажам выясняется, что в здании творится какой-то хаос: охранники лежат замертво, столовая полыхает, пациенты гуляют без рубашек, а тихий час не соблюдается. Провести нас через этот ад согласился местный священник — личность весьма сомнительная, но хотя бы не слишком агрессивная. Именно с его помощью предстоит выпутаться из ряда опасных ситуаций, обнаружить кое-что неожиданное, а в конце разобраться, с чего началось все безумие.

Не дайте себя обмануть клейму «инди-ужастик» — Outlast способна предоставить полноценное приключение на 4—6 часов. Сюда входят экскурсия по различным корпусам больницы, близкие контакты с несколькими харизматичными персонажами, несколько самых настоящих сюжетных арок и вполне законченная история. Хотя с последней могут возникнуть трудности — как в любом расследовании, до сути придется докапываться. Не говорите, что вас не предупреждали: без методичного сбора и чтения всех валяющихся документов концовка может вызвать одно только недоумение.

Небольшая продолжительность игры обусловлена очень плотной концентрацией контента. Постановка здесь на высочайшем уровне: события развиваются стремительно, локации и игровые ситуации сменяют друг друга в бешеном темпе, а количество «взрослого» содержимого в кадре растет ежеминутно. Такая режиссура очень стройно вписывается в общее настроение — герой загнан и напуган, а потому постоянно куда-то движется и всеми силами пытается покинуть жуткое место.

Они просто сидят. Нужно просто пройти по прямой. Всего лишь пройти.
Они просто сидят. Нужно просто пройти по прямой. Всего лишь пройти.

Но слишком торопиться при прохождении все-таки не стоит. Авторы как раз из тех людей, которые предпочитают проработать до мелочей одну комнату, вместо того чтобы делать три. Количество деталей, прости господи, как в бюджетной версии The Last of Us. Поэтому и прохождение может серьезно затянуться: на просторах лечебницы есть масса необязательных для посещения уголков, в которых попадаются забавные сюрпризы. А благодаря выдающейся работе дизайнеров игрок рискует «залипнуть» около одного-единственного статиста, который бьется головой о стены.

Свет! Камера!

Как пишут в дурацких книжках, «никогда не забывай о том, кто ты есть». Вот и главный герой, несмотря на обстановку, помнит, что он пришел за сенсацией, а потому не выпускает из рук видеокамеру. Собственно, с ее помощью и нагнетается большая часть атмосферы, причем гораздо менее тривиально, чем это было в Slender: The Arrival.

Повествование ведется именно от первого лица. На манер Mirror’s Edge в кадре постоянно мелькают собственные руки и ноги, персонаж свободно касается ближайших стен, а уж в видеороликах машет конечностями активнее некуда. Камера же вынимается по нажатии отдельной кнопки: на экране тут же появляется интерфейс, заряд батареи и счетчик отснятого материала. При этом одна рука из обращения выпадает — двери придется открывать левой, а на карнизах висеть не получится совсем.

Этот «более опытный режиссер» не один раз покажет, как сделать кадр удачнее.
Этот «более опытный режиссер» не один раз покажет, как сделать кадр удачнее.

Съемка нужна по двум причинам. Во-первых, на камере есть ночной режим, который позволяет видеть в темноте (вот только батарейки быстро садятся). Во-вторых, герой все-таки журналист, а потому делает в дневнике кое-какие пометки — но только в том случае, если произошедшее было записано на пленку. Получается своеобразный элемент расследования, ненавязчивый и приятный. Плохо то, что эта видеокамера — наверное, единственная оригинальная идея, которой могут похвастаться авторы. Несмотря на качество исполнения, геймплейно игра представляет собой обкусанную версию Amnesia. Дословно.

Подопечный хронически безоружен, а потому единственный способ избежать неприятностей — сваливать в любой непонятной ситуации. И ладно бы два шага в ближайшую тень! Нет, преследователи настырны и не успокаиваются до тех пор, пока геймер не спрячется в шкаф или под кровать. А там уж как повезет — могут и случайно обнаружить. Коридоры при этом построены кругами (так что бегать можно бесконечно), а преследователей почти никогда не бывает больше одного.

Слабая сторона игры в том, что больше в ней ничего нет, а возможности убегать и лазить по шкафам для полноценного проекта маловато. Однако скупость пытаются компенсировать: на уровнях масса неагрессивных статистов, локации построены максимально разнообразно, преследователи ведут себя по-разному, а между двух «открытых» эпизодов достаточно линейных коридоров с сочными скриптовыми сценками, чтобы не заскучать.

Под большим вопросом оказывается и хоррор-ценность игры. Человек, бывавший в упомянутой Amnesia, почувствует себя как в детском саду: уровни маленькие, положение врагов всегда ясно, неожиданностей почти нет. Действительно страшно здесь только первые полчаса, потом же начинается чисто механический паркур через пружинящие кровати. Здесь все еще жутко интересно и любопытно — персонажи, декорации, — но со стороны процесс выглядит даже страшнее, чем есть на самом деле.

Black Mesa?!
Black Mesa?!

Red Barrels хочется поздравить с отличным дебютом. У их игры есть серьезные недостатки: невнятная сюжетная часть, недобитая «пугательная» составляющая, «заимствованный» геймплей. Да и хваленая некстген-графика съедает больше системных ресурсов, чем производит впечатления.

Но тем не менее это тот самый «потрясающий синглплеерный проект», который нам обещали. Outlast — насыщенное приключение, в котором профессионализм ощущается на каждом шагу. Здесь очень много нетривиальных решений и огромное внимание уделено мелочам. Единственная проблема в том, что играется это все до боли знакомо: скорее как дважды изумительная модификация, чем как самостоятельный проект.

Плюсы: детали; дизайн; постановка; пожалуй, лучшая реализация видеокамеры в играх.
Минусы: дубовая геймплейная механика; мутный сюжет; быстро становится совсем не страшно.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Outlast

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
4 сентября 2013
1.8K
4.0
1 623 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Стрим Андлрея и Глеба был фееричен! Советую всем посмотреть. Хотя, итак был аншлаг.
Я не ошибся? Игра в Стиме стоит дешевле чем на Плати.ру?
у каждого может быть своя точка зрения
А мне наоборот больше «Амнезия». Там хоть сеттинг и лейтмотив не избитый, в отличие от набора самых затасканных клише в Outlast.
Игра по началу страшная вот этот порог я не смог пройти, так что вылечил запор и открыл кирпичную фабрику))) а так очень интригует.
согласен, но финал игры вообще ниочем
зато у амнезии огромные проблемы с геймплеем
Хороший обзор на хорошую игру) Outlast мне понравился гораздо больше новой Амнезии. В Outlast хоть страшненько, а вот в Амнезии как-то скучновато, не зацепило ИМХО.
Позвольте я отвечу?)
Outlast более жёсткий и динамичный хоррор, у которого главная цель — как можно сильней напугать игрока, довести до истерики, т.е. вызвать естественный животный страх.
А Amnesia A Machine for Pigs более медлительный и спокойный хоррор, в котором упор делается на угнетающую атмосферу и сюжет с философским подтекстом. Игра не имеет перед собой цели «до смерти» напугать игрока, она наводит совсем иной ужас посредством вышеупомянутых атмосферы и сюжета (завывающая музыка, гул двигателей, крики и стоны, мрачная цветовая гамма, записки с леденящим кровь содержанием). Я бы сравнил её, например с Анабиозом, или с Sublustrum, или с той же Dear Esther, но никак не с Outlast.
Но обе игры объединяет то, что они великолепны. Лучшие хорроры в этом году я считаю.
Я столько слышал о новой Амнезии, что с гулянки прибежал что бы на стрим посмотреть, а в итоге смотрел на путешествия по темному особняку и слушать о кино-хорорах
Может играть интересно, но стрим по Amnesia: a machine for pigs был скучным
Ну не знаю на счёт хоррор составляющей, меня игра пугала до усрачки)
Прошёл игру, действительно было интересно. Но концовка испортила всё впечатление. Практические половину игры впечатление, лично у меня, складывалось о каких-то мистическо-религиозных мотивах. Взять хотя бы тот фильм в театре, в котором говорилось про мистические врата, которые открываются если довести пациента до грани жизни и смерти (если я всё правильно помню). А в итоге наномашины...*facepalm* На мой взгляд, бред, который никак не клеится с историей, которую показывали в течении игры. Дела, раскиданные по углам и закоулкам, если и раскрывали сюжет, то опять же больше в мистику. А по большому счёту, из 15-20 дел, которые я нашёл, полезные были от силы 4-5, остальные опять же связный бред.,
В общем, если бы довели до ума историю, было бы намного лучше. У той же Амнезии с этим проблем нет.
Игра реально страшная. Играли втроем — орали на весь блок, проливали друг на друга чай и рвались в стену.
С помощью камеры еще заметки надо (можна) делать
мутный сюжет

Всё как бы ясно…
Это может быть минусом только для игрока, который его не понял, но не общим, так как дыр не замечалось.
Прочитал сейчас прошлый комментарий, пожалуй всё-таки чуток есть…
Читай также