Новость о банкротстве и закрытии Telltale Games в 2018 году застала врасплох всех — и игроков, не представлявших, что дела настолько плохи, и сотрудников студии, которых без предупреждения выгнали на мороз. Всего лишь за шесть лет до этого вышел первый сезон The Walking Dead: A Telltale Games Series, собравший множество наград за лучшую игру года и изменивший жанр сюжетных приключений, но он же в итоге и погубил коллектив. И руководство, и корпорации, позволявшие студии работать с дорогими лицензиями вроде «Игры престолов» и «Бэтмена», ожидали повторения успеха — но это было невозможно. Игры штамповались без остановки, качество падало, разработчики уставали и уходили, ожидание эпизодов затягивалось на недели и даже месяцы, — всё шло наперекосяк.
Людей, которые работали над нашими любимыми играми Telltale ( The Wolf Among Us, Tales from the Borderlands, первый сезон «Ходячих»), разбросало по студиям, причём многие из них ушли ещё до того, как этот корабль потонул. Одни сделали Firewatch и потом были поглощены Valve, другие выпустили удачную Star Trek: Resurgence, третьи, как утверждается, заняты вторым сезоном «Волка» в стенах «новой» Telltale, возродившейся под новым руководством. А часть выходцев (в том числе ведущие сценаристы) основала студию AdHoc, и изначально её целью было создание интерактивного проекта с живыми актёрами в духе «Брандашмыга» на Netflix. Коронавирус поставил крест на этих планах, и было принято решение заняться видеоигрой — ею стала Dispatch.
Бывший и будущие
Когда знаешь всю эту предысторию, лучше понимаешь свои эмоции, возникающие во время прохождения Dispatch. С одной стороны, новинка действительно похожа на лучшие игры Telltale и качеством сценария, и некоторыми геймплейными «фишками» — по надписи в углу, сообщающей, что такой-то персонаж «запомнит это», я успел соскучиться. С другой — в сюжетных сценах проект похож на интерактивный фильм гораздо больше, чем «Ходячие» и всё остальное, поскольку свободного перемещения по локациям здесь нет. Игра представляет собой набор из множества заранее записанных роликов, и авторы очень умело это маскируют, создавая впечатление, будто видишь сцены на движке. В то же время и для геймплея нашлось место — и он лучше всего, что предлагала Telltale.
Центрального персонажа Dispatch зовут Роберт. Он — потомственный супергерой. Способностей у него нет, зато есть меха, которой пользовался ещё его дедушка, защищавший жителей Лос-Анджелеса от негодяев, взяв псевдоним Мехамен. Затем меха досталась по наследству отцу протагониста, который продолжил заниматься тем же, пока его жизнь не оборвалась из-за злодея по кличке Полог, и тогда роль Мехамена взял Роберт. Отправившись на поиски Полога, Роберт попадает в передрягу и теряет меху — ею больше невозможно пользоваться из-за многочисленных повреждений и исчезновения астрального пульсатора, который питал огромную железяку.
В общем, Мехамен как явление в очередной раз погиб, и пролежавший несколько месяцев в коме Роберт решает завязать с супергеройством. Но ненадолго — его приглашают в Супергеройскую диспетчерскую службу (СДС) управлять небольшим отрядом бывших преступников и хулиганов с уникальными способностями. В мире Dispatch жители города оформляют подписку, позволяющую вызывать на помощь супергероя — хоть для спасения кошки с дерева, хоть для борьбы с бандитами, терроризирующими район. Этими делами занимаются бывшие злодеи, которые хотят исправиться и стать ценной частью общества, а мы решаем, сидя в офисе перед компьютером, кого из них куда отправить.
История цепляет с первых минут, и во время прохождения вступительного эпизода (в котором мы даже в СДС ещё не попадаем) как будто переносишься в 2012 год, когда играл в The Walking Dead, влюбляясь в каждого персонажа и вслушиваясь в каждую реплику. Всего здесь аж восемь эпизодов, но все они короче, чем у Telltale, — на каждый тратишь примерно по часу. Трудно назвать хоть один эпизод филлерным или затянутым — создатели мастерски переключают фокус игрока с одного персонажа на другого, с одной проблемы на другую, поддерживая интерес и постепенно раскрывая героев, с которыми хочется познакомиться поближе.
В первую очередь всё, конечно, держится на Роберте — многогранном персонаже с богатой предысторией, с которой связаны его тревоги и сомнения. В СДС его приглашают не просто так, а пообещав взамен починить меху, но довольно быстро протагонист начинает сопереживать своим подопечным и становится для них настоящим ментором — пусть, возможно, некоторым из них он и отвешивал тумаки, ещё будучи Мехаменом. Актёр Аарон Пол (Aaron Paul) из сериала «Во все тяжкие» давно хотел влиться в игровую индустрию и дождался подходящей роли — он отлично передаёт голосом эмоции героя, находящегося на грани полного выгорания, но живого, часто саркастичного и способного испытывать разные чувства.
Остальные актёры справились не хуже — и профессионалы вроде Лоры Бэйли (Laura Bailey), здорово озвучившей Невидиву, и ютуберы, например MoistCr1TiKal, чей монотонный голос идеально подошёл Сонару, ходячей летучей мыши. Не всех персонажей успевают раскрыть за восемь эпизодов, но каждый из них по-своему важен для истории — либо становится участником небольших забавных сценок, либо играет роль в моментах, двигающих сюжет. А последних тут немало — и зрелищные экшен-сцены есть, и комедийные ситуации, и драма. Это классный сериал с симпатичными персонажами, хорошими взрослыми шутками и даже эротикой — Telltale очень редко себе такое позволяла.
Есть и нелинейность, но не стоит ждать разветвлённого сюжета. Пара решений очень заметно повлияет на историю и на персонажей, которые окружают Роберта, а от некоторых действий зависит концовка, но по большей части сообщения о запомнивших что-то персонажах не сильно меняют происходящее. Хотя всё равно приятно, когда, к примеру, в четвёртом эпизоде персонаж вспоминает о том, что ты сделал или сказал в первом. Или когда внешний вид какого-то героя слегка меняется по твоей вине и остаётся таким до конца игры.
Идеальная работа
Выбор ответов в диалогах — не единственный элемент геймплея. Первым делом стоит рассказать о QTE, настолько ненужных, что перед запуском первого эпизода игра предлагает их сразу отключить. И даже если оставить их включёнными, делать что-то придётся очень редко — в первом эпизоде от вас потребуется клацать в паре сцен мышкой (QTE с клавишами нет вообще), а потом сами разработчики забывают об этой механике аж до пятого эпизода. Считать ли это существенным минусом? Наверное, всё-таки нет — уверен, мало кому нравится, когда в «кинце» судьба персонажа зависит от того, успел ли ты дотянуться до клавиатуры посреди увлекательной сюжетной сцены.
Гораздо интереснее другой тип геймплея — когда Роберт садится за компьютер и управляет своими подопечными. На экране появляется карта города, а под ней расположены портреты нашей команды. Когда на карте возникает восклицательный знак, нужно нажать на него и прочесть описание заказа, а затем выбрать подходящих персонажей. У всех героев по-разному развиты пять параметров (бесстрашие, стойкость, интеллект, харизма и ловкость), и, к примеру, если задание просят выполнить быстро, заодно защитив цель, желательно отправить на него ловкого и стойкого персонажа. Или сразу двоих, троих или четверых, если это позволяют сделать. Но, поскольку задания не выполняются моментально, а работникам нужно отдохнуть после вылазки, вам просто может не хватить героев для следующих миссий — спустя несколько секунд они исчезают с карты.
Когда подопечные выбраны, они пытаются завершить работу в меру своих возможностей, после чего друг на друга накладываются два графика — один показывает, какие черты требовались на задании (об этом заранее не сообщают, ограничиваясь подсказками), а другой соответствует характеристикам персонажей. Чем больше пересечений, тем выше вероятность успеха. Заказ выполнен — персонаж зарабатывает очки опыта, которые можно вложить в прокачку выбранных характеристик. Заказ провален — герой получает ранение и его параметры временно ухудшаются, а при втором провале он вообще выйдет из строя до конца смены.
Ещё у каждого персонажа есть уникальные особенности — у одного меняются характеристики после каждой смены, другой лечит раненых союзников, третий быстрее передвигается по карте в одиночку и так далее. А ещё время от времени позволяют отправлять героев на тренировку, где они обучаются новым навыкам, которые делают их ещё эффективнее. В общем, диспетчерская работа оказывается очень продуманной и многослойной — не буду рассказывать все детали, но новые механики вводятся чуть ли не в каждом эпизоде.
Иногда и Роберту приходится вмешиваться, дистанционно взламывая охранные системы. Он проходит нечто вроде лабиринтов, вводя с помощью стрелочек коды, открывая новые пути и решая головоломки, порой даже немного заковыристые. Особенно в поздних эпизодах, когда увеличивается список препятствий — то антивирус пытается его перехватить, то поворачивать части лабиринта нужно. Это гораздо интереснее всего, что предлагали приключения Telltale, — работа диспетчера так увлекает, что на её основе можно чуть ли не отдельную игру сделать.
Огорчает лишь то, что ваши действия во время смен вообще не влияют на историю. В первых эпизодах получилось так, что чаще всего я отправлял на задания персонажей, которые потом по сюжету оказались самыми никчёмными. Да и всякие ранения и неудачи никакой роли не играли. Очевидно, создание множества сценариев было бы колоссальной работой для небольшого коллектива, и вместо этого AdHoc сделала всё наоборот — сюжет влияет на то, как проходят смены. Персонажи обсуждают последние события, кто-то в какой-то день отсутствует, кто-то добавляется в список работников, даже условия на карте не один раз меняются. Особенно здорово всё это реализовано в финальном эпизоде, который и геймплейно, и сюжетно получился одним из самых захватывающих.
Многое в Dispatch удалось: сюжет увлекателен, персонажи симпатичны, визуальный стиль чудесен (авторы называют его «западным аниме»), актёрский состав замечательный. Даже полноценный игровой процесс, по большому счёту необязательный для жанра, есть — хоть к нему и возникают претензии, в плане механик он очень хорош. В идеальном мире Telltale не бралась бы за всё подряд и не развалилась, а делала бы что-то такое — яркие приключения, в которых каждую сцену смотришь не отрываясь и с нетерпением ждёшь следующего эпизода, потому что не смог дождаться выхода всего сезона. Сотрудники AdHoc говорят, что не ожидали такого успеха и даже не думали о втором сезоне Dispatch. Хочется верить, что они лукавят и с этими героями мы видимся не в последний раз.
Плюсы: интригующий сюжет с очаровательными персонажами и без филлерных сцен и эпизодов; красивый визуальный стиль в духе качественных анимационных мультсериалов; отличный актёрский состав — и профессионалы, и новички здорово вжились в роли; развивающиеся геймплейные механики; решения влияют на повествование, пусть чаще всего и незначительно.
Минусы: результаты диспетчерских смен никак не меняют историю; режим с QTE даже не стоит пробовать.
Лучшие комментарии
Буквально только что сам блог закончил по этой игре, буду завтра перечитывать и публиковать. Ну это абсолютный пик! Герои, музыка — просто блестяще!
ДАЙТЕ МНЕ ЕЩЁ 6 СЕЗОНОВ И МОЯ ДУША ВАША CRITICAL ROLE!!!
🎤🎶I'm a bitch, my name is Robert🎶
🎶Such a bitch whose name is Robert🎶
🎶I'm a bitch, yeah i'm a bitch🎶
🎶I'm such a fucking bitch
🎶I have no hopes, i have no dreames🎶
🎶And a tiny little peen🎶
🎶And it doesn't even function anyway🎶
🎶Because i have erectile disfunction🎶🎤
Знаете, что самое ироничное... Пока Telltale не могут выпустить свой долгострой в виде The Wolf Among Us 2 после считай гибели и реинкарнации и только постят 2 скриншота в год перенося сроки релиза из года в год, а Quantic Dream вместо того, чтобы делать то, что они умеют лучше всего (интерактивное кино) занимаются разработкой... Современный MOBA в стиле доты... Dispatch прям, как бальзам на душу доказывает, что можно сказать что то ещё в жанре и он не мёртв. Да эта игра была в разработке 7 лет и это был долгострой, но бывшие разработчики из Telltale и Ubisoft смогли сделать то, что покорило сердца и запало в душу. Персонажи, историч, музыка всё в этой игре сделано на высшем уровне, а именно с любовью к своему делу. Отличная игра, заслуживает 2-ого сезона и всеобщей любви и хайпа которая она имеет. Однозначно открытие года для меня.