30 июня 30 июн. 4 1011

RAIDOU Remastered: The Mystery of the Soulless Army: Обзор отличного переиздания

Ремастер на грани ремейка

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

Когда Atlus выпускает ремастеры и ремейки старых частей  Persona и  Shin Megami Tensei, её легко понять — популярность этих брендов только растёт, выходят новые игры, и в перерывах между ними можно заработать на том, что не требует больших затрат. Но объяснить, почему ремастера удостоилась  Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army, трудно — оригинал во многом был экспериментом, выпущенным до того, как  Persona 3 вывела серию на новый уровень, и особой любви не снискал. Обновлённая версия,  RAIDOU Remastered: The Mystery of the Soulless Army, тоже вряд ли станет хитом, но качественных изменений в ней так много, что она больше тянет на ремейк — устаревшая графика и интерфейс отсылают к эпохе PS2, но в плане геймплея работа проделана очень большая.

 

Старая Япония

Прежде всего RAIDOU Remastered интересна необычным сеттингом — это не настоящее время и не постапокалипсис, как обычно в Persona и SMT, а Япония 1930-х. В игре утверждается, что это эпоха Тайсё, но в реальности она к тому моменту уже несколько лет как закончилась и сменилась эпохой Сёва. Однако, поскольку та ассоциируется с бесконечными войнами и репрессиями и в развлекательном творчестве используется редко, RAIDOU Remastered рассказывает об альтернативной Японии, где продолжилась эпоха модернизации и вестернизации. Жители носят всё более привычные для себя костюмы и платья, по дорогам разъезжают автомобили, а в городах возводится всё больше многоэтажных зданий.

Ещё в Токио происходит какая-то чертовщина. В начале игры главный герой проходит серию испытаний, по результатам которых получает имя Райду Кудзуноха XIV и становится полноценным дьявольским призывателем (тем самым Devil Summoner из названия). Он работает на тайное общество Ятагарасу, защищающее город от всякой нечисти, и устраивается в детективное агентство, куда поступает странный звонок. Героя и его начальника приглашают к мосту, где их встречает девушка и просит… убить её. Ззаказчицу» похищают люди в красных плащах, и мы отправляемся на её поиски.

Оказывается, её не просто увели и держат где-то в подвале — сюжет куда более закрученный. Нам придётся и в параллельные миры заглядывать, и решать множество проблем людей, которых мы впервые встретим, и знакомиться с загадочными злодеями и даже историческими личностями. Это далеко не лучшая история, если сравнивать с номерными SMT и «Персонами», но она выделяется на фоне остальных сеттингом. Переживания многих героев связаны с индустриализацией, эксперименты над демонами проводятся в лаборатории в духе старой научно-фантастической литературы, а по мере прохождения сценаристы добавляют всё больше ретрофутуризма. И всё это — с околонуарной атмосферой, мистикой и детективным флёром.

Узнали? Подсказка: у него русский акцент.
Узнали? Подсказка: у него русский акцент.

Жаль, детективная часть получилась так себе. Самостоятельно заниматься расследованиями практически не нужно — повествование линейное, следующая цель почти всегда очевидна, а принимать сложные решения не приходится. Поначалу кажется забавной возможность управлять демонами за пределами боёв — чтобы читать чужие мысли, добираться до труднодоступных мест (летающий демон легко заберёт блестящую штучку, лежащую на крыше), пересекать реку, чтобы пригнать лодку, и так далее. Но и эти моменты быстро становятся рутинными, поскольку не требуют изобретательности.

В то же время история увлекательна и не затянута, сюжетные повороты не всегда предсказуемы, персонажи симпатичны, а в районах Токио просто приятно находиться благодаря обновлённой графике. Игру, конечно, не назовёшь красивой, но и запах нафталина не чувствуешь, а уж когда начинаешь сравнивать ремастер с оригиналом, понимаешь, как сильно всё поменялось. Если на PS2 была гибридная графика с трёхмерными моделями на фоне двухмерных пререндеров, то в переиздании окружение более детализированное. А висящая в углу мини-карта с покрытыми «туманом войны» участками, где вы ещё не были, упрощает исследование. При этом фиксированную камеру разработчики решили оставить, и она совсем не мешает, а в локациях, где она вызывала неудобства в оригинале, были добавлены новые ракурсы.

Хотя в последнее время Atlus переводит свои игры на русский язык, на локализацию этой тратиться не стали.
Хотя в последнее время Atlus переводит свои игры на русский язык, на локализацию этой тратиться не стали.

А вот в сражениях фиксированную камеру убрали, и, хотя это кажется существенным изменением, оно далеко не главное в боевой системе. Нововведений так много, что игра больше напоминает ремейк, — это чуть ли не полная переделка, совмещающая в себе механики оригинальной Raidou Kuzunoha и её сиквела  Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon. И если в оригинале сражения едва ли кому-то нравились из-за малого количества возможностей и неудобного управления, то в ремастере они получились куда более зрелищными. И менее раздражающими благодаря отсутствию случайных боёв — врагов на локации теперь видишь заранее.

Не такая, как все

SMT и Persona славятся пошаговой боевой системой, а в этой игре драки происходят в реальном времени. Вас запирают на небольшой арене с несколькими противниками, дают в руки меч и просят всех победить. Среди врагов есть десятки демонов, знакомых фанатам вселенной: Джек Фрост с его широкой улыбкой, летающий в железном горшке Агатион, обворожительная Альп и многие другие. Почти всех этих демонов позволяют завербовать, чтобы они дрались на стороне Райду, и при желании можно сразу же после вербовки их призвать в том же бою. В оригинале с игроком на одной арене сражался лишь один демон, а теперь их может быть двое.

Райду обладает достаточно богатым набором приёмов: лёгкие удары, тяжёлые, двойной прыжок, блок, уворот (с возможностью быстро перебежать за спину врага) и открывающиеся по мере прохождения магические способности. А ещё он из пистолета стреляет, что позволяет ненадолго оглушить оппонента. Демоны-союзники же атакуют автоматически — контролировать можно лишь то, будут ли они использовать магию или нет. Дело в том, что шкала магии (то есть запас маны) одна на всех, и если все активно используют заклинания, то в нужный момент энергии может не хватить.

Эта система делает бои интересными, поскольку на лету приходится принимать решения и менять тактику. Шкала магии не восстанавливается автоматически — нужно совершать лёгкие удары. А тяжёлые наносят больше урона, но запас маны ими не восполнить. Даже когда цель оглушена и обездвижена на несколько секунд, нужно делать выбор — либо бьёшь её лёгкими ударами, получая больше маны, чем обычно, либо используешь тяжёлые, чтобы посильнее её ранить. Здесь не нужно долго размышлять или просчитывать действия наперёд, как в случае с пошаговой «боёвкой», но и бездумно давить на кнопки нежелательно — либо сами погибнете, либо лишитесь своих демонов на время боя. Их можно заменить другими, если таковые есть в инвентаре, но они наверняка будут слабее.

Как и в других играх по этой вселенной, каждый демон обладает слабостями — кто-то получает критический урон от огненных заклинаний, кто-то не любит электрические разряды и так далее. Так что в основе своей боевая система RAIDOU Remastered не ушла слишком уж далеко от того, что мы привыкли видеть в Shin Megami Tensei. Только тут добавились другие возможности, подходящие для драк в реальном времени. Например, если сбить врага с ног или идеально уклониться от его атаки, можно использовать приём, наносящий большой урон и крадущий солидный запас маны. А чем выше счётчик комбо, растущий с каждым ударом, тем быстрее копишь местную «ульту», которая даже у боссов отнимает солидную часть здоровья.

Ещё одна знакомая по SMT механика, которой здесь нашлось место, — это возможность объединять демонов в лаборатории. Поскольку по мере прохождения с собой носишь всё больше этих «чертят», всегда есть кого друг с другом скрестить, и в ремастере эта система получила развитие — здесь не только намного больше демонов, но и предварительно виден результат их скрещивания со всеми его характеристиками и особенностями. И если в оригинале смешивать можно было только тех демонов, у которых максимальный показатель лояльности (то есть вы достаточно долго дрались с ними бок о бок), то тут такого ограничения нет — объединять позволяют даже тех, кого вы только что поймали.

Это добавляет заметный дисбаланс в систему, которая и без того позволяет создавать очень сильных демонов. Довольно быстро приходишь к выводу, что благодаря переносу навыков легко делать «универсальных солдат», которые и заморозить могут, и тёмной магией владеют, и ветряными заклинаниями пользуются, и подлечат при необходимости. Демоны не просто автоматически атакуют — они ещё используют только те навыки, которые бьют по слабостям оппонентов, так что стратегической глубины становится ещё меньше. Не стал бы записывать это в недостатки, поскольку в каком-то смысле хорошо, что не приходится регулярно переключаться между разными демонами в зависимости от противников, но всё же эта система кажется слишком уж гибкой.

Других существенных недостатков у «боёвки» нет. К концу игры она может поднадоесть, но прохождение RAIDOU Remastered не займёт много времени по сравнению с номерными SMT — за 30 часов можно добраться до финала. Хотя на деле потратишь больше, отвлекаясь на простенькие побочные задания, зачищая порталы ради наград и собирая ресурсы для прокачки оружия. Меч можно сменить на топор или копьё, и с оружием связано большое древо прокачки, напоминающее о  Monster Hunter. Поскольку львиную долю урона в сражениях наносишь именно в ближнем бою, желательно улучшать экипировку при первой же возможности.

Несмотря на все эти улучшения, интерфейс остался примерно таким же перегруженным, как в оригинале. Во-первых, тут есть два меню, открывающиеся разными кнопками, и я постоянно путался между ними, когда нужно было во время исследования призвать другого демона или забрать награды за повышение уровней своих подопечных. Во-вторых, в игре очень много лишних диалогов и всплывающих окон. При смешивании демонов, к примеру, каждый из них должен что-нибудь сказать, что-нибудь вам напоследок подарить, учёный реплику произносит — кнопка быстрой перемотки полезна примерно в каждой подобной ситуации. Ну и структура истории, вынуждающая порой бегать туда-сюда ради секундных поручений, иногда наскучивает — хорошо хоть, добавили быстрое перемещение из любой точки, пусть и за игровую валюту.

Хотя решение сделать ремастер этой игры по-прежнему кажется странным, о времени, потраченном на  RAIDOU Remastered, не жалеешь. Для серии Shin Megami Tensei это что-то новое и необычное — и сюжетно, и геймплейно. Внешне переиздание выглядит очень бюджетно, а от количества ненужных диалогов и реплик иногда тяжело вздыхаешь, нажимая на кнопку перемотки, но многочисленные улучшения игрового процесса перевешивают недостатки. Больше всего внимания уделили боевой системе — и не зря, всё-таки сражаться тут приходится очень часто. Да и за пределами боёв хватает улучшений и нововведений, делающих этот ремастер больше похожим на ремейк, за которым с удовольствием коротаешь время в ожидании ремейка Persona 4 или чего-нибудь нового от Atlus.

Плюсы: увлекательная история в необычном сеттинге; более улучшенная графика; боевая система преобразилась и стала более весёлой и зрелищной; удачная попытка перенести элементы пошаговой «боёвки» в другой формат; многочисленные геймплейные правки делают игру удобнее.

Минусы: интерфейс перегружен менюшками и лишними репликами; детективные элементы очень просты и линейны; хотя графика стала лучше, выглядит проект очень несовременно.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
2.8
5 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Что интересно, кириллица в игре уже рабочая.

Интересно, добавят ли со временем русский, как в Persona 5 Tactica, или опять придëтся со словарëм сидеть.

Интересный обзор. Надо будет на распродажах как-нибудь взять и тоже залипнуть

Читай также