30 июня 30 июн. 14 3860

RAIDOU Remastered: The Mystery of the Soulless Army: Обзор отличного переиздания

Ремастер на грани ремейка

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

Когда Atlus выпускает ремастеры и ремейки старых частей  Persona и  Shin Megami Tensei, её легко понять — популярность этих брендов только растёт, выходят новые игры, и в перерывах между ними можно заработать на том, что не требует больших затрат. Но объяснить, почему ремастера удостоилась  Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army, трудно — оригинал во многом был экспериментом, выпущенным до того, как  Persona 3 вывела серию на новый уровень, и особой любви не снискал. Обновлённая версия,  RAIDOU Remastered: The Mystery of the Soulless Army, тоже вряд ли станет хитом, но качественных изменений в ней так много, что она больше тянет на ремейк — устаревшая графика и интерфейс отсылают к эпохе PS2, но в плане геймплея работа проделана очень большая.

 

Старая Япония

Прежде всего RAIDOU Remastered интересна необычным сеттингом — это не настоящее время и не постапокалипсис, как обычно в Persona и SMT, а Япония 1930-х. В игре утверждается, что это эпоха Тайсё, но в реальности она к тому моменту уже несколько лет как закончилась и сменилась эпохой Сёва. Однако, поскольку та ассоциируется с бесконечными войнами и репрессиями и в развлекательном творчестве используется редко, RAIDOU Remastered рассказывает об альтернативной Японии, где продолжилась эпоха модернизации и вестернизации. Жители носят всё более привычные для себя костюмы и платья, по дорогам разъезжают автомобили, а в городах возводится всё больше многоэтажных зданий.

Ещё в Токио происходит какая-то чертовщина. В начале игры главный герой проходит серию испытаний, по результатам которых получает имя Райду Кудзуноха XIV и становится полноценным дьявольским призывателем (тем самым Devil Summoner из названия). Он работает на тайное общество Ятагарасу, защищающее город от всякой нечисти, и устраивается в детективное агентство, куда поступает странный звонок. Героя и его начальника приглашают к мосту, где их встречает девушка и просит… убить её. Ззаказчицу» похищают люди в красных плащах, и мы отправляемся на её поиски.

Оказывается, её не просто увели и держат где-то в подвале — сюжет куда более закрученный. Нам придётся и в параллельные миры заглядывать, и решать множество проблем людей, которых мы впервые встретим, и знакомиться с загадочными злодеями и даже историческими личностями. Это далеко не лучшая история, если сравнивать с номерными SMT и «Персонами», но она выделяется на фоне остальных сеттингом. Переживания многих героев связаны с индустриализацией, эксперименты над демонами проводятся в лаборатории в духе старой научно-фантастической литературы, а по мере прохождения сценаристы добавляют всё больше ретрофутуризма. И всё это — с околонуарной атмосферой, мистикой и детективным флёром.

Узнали? Подсказка: у него русский акцент.
Узнали? Подсказка: у него русский акцент.

Жаль, детективная часть получилась так себе. Самостоятельно заниматься расследованиями практически не нужно — повествование линейное, следующая цель почти всегда очевидна, а принимать сложные решения не приходится. Поначалу кажется забавной возможность управлять демонами за пределами боёв — чтобы читать чужие мысли, добираться до труднодоступных мест (летающий демон легко заберёт блестящую штучку, лежащую на крыше), пересекать реку, чтобы пригнать лодку, и так далее. Но и эти моменты быстро становятся рутинными, поскольку не требуют изобретательности.

В то же время история увлекательна и не затянута, сюжетные повороты не всегда предсказуемы, персонажи симпатичны, а в районах Токио просто приятно находиться благодаря обновлённой графике. Игру, конечно, не назовёшь красивой, но и запах нафталина не чувствуешь, а уж когда начинаешь сравнивать ремастер с оригиналом, понимаешь, как сильно всё поменялось. Если на PS2 была гибридная графика с трёхмерными моделями на фоне двухмерных пререндеров, то в переиздании окружение более детализированное. А висящая в углу мини-карта с покрытыми «туманом войны» участками, где вы ещё не были, упрощает исследование. При этом фиксированную камеру разработчики решили оставить, и она совсем не мешает, а в локациях, где она вызывала неудобства в оригинале, были добавлены новые ракурсы.

Хотя в последнее время Atlus переводит свои игры на русский язык, на локализацию этой тратиться не стали.
Хотя в последнее время Atlus переводит свои игры на русский язык, на локализацию этой тратиться не стали.

А вот в сражениях фиксированную камеру убрали, и, хотя это кажется существенным изменением, оно далеко не главное в боевой системе. Нововведений так много, что игра больше напоминает ремейк, — это чуть ли не полная переделка, совмещающая в себе механики оригинальной Raidou Kuzunoha и её сиквела  Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon. И если в оригинале сражения едва ли кому-то нравились из-за малого количества возможностей и неудобного управления, то в ремастере они получились куда более зрелищными. И менее раздражающими благодаря отсутствию случайных боёв — врагов на локации теперь видишь заранее.

Не такая, как все

SMT и Persona славятся пошаговой боевой системой, а в этой игре драки происходят в реальном времени. Вас запирают на небольшой арене с несколькими противниками, дают в руки меч и просят всех победить. Среди врагов есть десятки демонов, знакомых фанатам вселенной: Джек Фрост с его широкой улыбкой, летающий в железном горшке Агатион, обворожительная Альп и многие другие. Почти всех этих демонов позволяют завербовать, чтобы они дрались на стороне Райду, и при желании можно сразу же после вербовки их призвать в том же бою. В оригинале с игроком на одной арене сражался лишь один демон, а теперь их может быть двое.

Райду обладает достаточно богатым набором приёмов: лёгкие удары, тяжёлые, двойной прыжок, блок, уворот (с возможностью быстро перебежать за спину врага) и открывающиеся по мере прохождения магические способности. А ещё он из пистолета стреляет, что позволяет ненадолго оглушить оппонента. Демоны-союзники же атакуют автоматически — контролировать можно лишь то, будут ли они использовать магию или нет. Дело в том, что шкала магии (то есть запас маны) одна на всех, и если все активно используют заклинания, то в нужный момент энергии может не хватить.

Эта система делает бои интересными, поскольку на лету приходится принимать решения и менять тактику. Шкала магии не восстанавливается автоматически — нужно совершать лёгкие удары. А тяжёлые наносят больше урона, но запас маны ими не восполнить. Даже когда цель оглушена и обездвижена на несколько секунд, нужно делать выбор — либо бьёшь её лёгкими ударами, получая больше маны, чем обычно, либо используешь тяжёлые, чтобы посильнее её ранить. Здесь не нужно долго размышлять или просчитывать действия наперёд, как в случае с пошаговой «боёвкой», но и бездумно давить на кнопки нежелательно — либо сами погибнете, либо лишитесь своих демонов на время боя. Их можно заменить другими, если таковые есть в инвентаре, но они наверняка будут слабее.

Как и в других играх по этой вселенной, каждый демон обладает слабостями — кто-то получает критический урон от огненных заклинаний, кто-то не любит электрические разряды и так далее. Так что в основе своей боевая система RAIDOU Remastered не ушла слишком уж далеко от того, что мы привыкли видеть в Shin Megami Tensei. Только тут добавились другие возможности, подходящие для драк в реальном времени. Например, если сбить врага с ног или идеально уклониться от его атаки, можно использовать приём, наносящий большой урон и крадущий солидный запас маны. А чем выше счётчик комбо, растущий с каждым ударом, тем быстрее копишь местную «ульту», которая даже у боссов отнимает солидную часть здоровья.

Ещё одна знакомая по SMT механика, которой здесь нашлось место, — это возможность объединять демонов в лаборатории. Поскольку по мере прохождения с собой носишь всё больше этих «чертят», всегда есть кого друг с другом скрестить, и в ремастере эта система получила развитие — здесь не только намного больше демонов, но и предварительно виден результат их скрещивания со всеми его характеристиками и особенностями. И если в оригинале смешивать можно было только тех демонов, у которых максимальный показатель лояльности (то есть вы достаточно долго дрались с ними бок о бок), то тут такого ограничения нет — объединять позволяют даже тех, кого вы только что поймали.

Это добавляет заметный дисбаланс в систему, которая и без того позволяет создавать очень сильных демонов. Довольно быстро приходишь к выводу, что благодаря переносу навыков легко делать «универсальных солдат», которые и заморозить могут, и тёмной магией владеют, и ветряными заклинаниями пользуются, и подлечат при необходимости. Демоны не просто автоматически атакуют — они ещё используют только те навыки, которые бьют по слабостям оппонентов, так что стратегической глубины становится ещё меньше. Не стал бы записывать это в недостатки, поскольку в каком-то смысле хорошо, что не приходится регулярно переключаться между разными демонами в зависимости от противников, но всё же эта система кажется слишком уж гибкой.

Других существенных недостатков у «боёвки» нет. К концу игры она может поднадоесть, но прохождение RAIDOU Remastered не займёт много времени по сравнению с номерными SMT — за 30 часов можно добраться до финала. Хотя на деле потратишь больше, отвлекаясь на простенькие побочные задания, зачищая порталы ради наград и собирая ресурсы для прокачки оружия. Меч можно сменить на топор или копьё, и с оружием связано большое древо прокачки, напоминающее о  Monster Hunter. Поскольку львиную долю урона в сражениях наносишь именно в ближнем бою, желательно улучшать экипировку при первой же возможности.

Несмотря на все эти улучшения, интерфейс остался примерно таким же перегруженным, как в оригинале. Во-первых, тут есть два меню, открывающиеся разными кнопками, и я постоянно путался между ними, когда нужно было во время исследования призвать другого демона или забрать награды за повышение уровней своих подопечных. Во-вторых, в игре очень много лишних диалогов и всплывающих окон. При смешивании демонов, к примеру, каждый из них должен что-нибудь сказать, что-нибудь вам напоследок подарить, учёный реплику произносит — кнопка быстрой перемотки полезна примерно в каждой подобной ситуации. Ну и структура истории, вынуждающая порой бегать туда-сюда ради секундных поручений, иногда наскучивает — хорошо хоть, добавили быстрое перемещение из любой точки, пусть и за игровую валюту.

Хотя решение сделать ремастер этой игры по-прежнему кажется странным, о времени, потраченном на  RAIDOU Remastered, не жалеешь. Для серии Shin Megami Tensei это что-то новое и необычное — и сюжетно, и геймплейно. Внешне переиздание выглядит очень бюджетно, а от количества ненужных диалогов и реплик иногда тяжело вздыхаешь, нажимая на кнопку перемотки, но многочисленные улучшения игрового процесса перевешивают недостатки. Больше всего внимания уделили боевой системе — и не зря, всё-таки сражаться тут приходится очень часто. Да и за пределами боёв хватает улучшений и нововведений, делающих этот ремастер больше похожим на ремейк, за которым с удовольствием коротаешь время в ожидании ремейка Persona 4 или чего-нибудь нового от Atlus.

Плюсы: увлекательная история в необычном сеттинге; более улучшенная графика; боевая система преобразилась и стала более весёлой и зрелищной; удачная попытка перенести элементы пошаговой «боёвки» в другой формат; многочисленные геймплейные правки делают игру удобнее.

Минусы: интерфейс перегружен менюшками и лишними репликами; детективные элементы очень просты и линейны; хотя графика стала лучше, выглядит проект очень несовременно.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
3.0
6 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Уже бегу ставить машинный перевод себе на Ящик, да и машинного перевода я наелся на древних пиратках, уж лучше на английском играть. Не вижу каких-то предпосылок к отсутствию русского языка в их будущих играх, сейчас почти все игры Сеги на русском. Тут же вполне может отсутствовать перевод, ибо это ремастер, к ним почти всегда отношение в стиле «продадим с теми языками, которые были на релизе, максимум добавим английский, если это международный релиз, зачем тратиться больше».

Atlus и не скрывает, что любит ЖоЖу. О самой способности призывать свою альтернативную сущность в Персонах и говорить нечего. Является ли внешний вид Кузунохи отсылкой — вряд ли. По-моему, здесь просто взяли образ военного Японии. В SMT V похожий персонаж есть.

Что интересно, кириллица в игре уже рабочая.

Про машинный перевод я скорее писал как вариант для некоторых, кому комфортнее играть хоть так чем никак. А то что причина отсутствия в том что ремастер вполне реальна конечно, очень хочу чтобы так и было. К слову в ремастере Якудзы для свича тоже не было русского, так что да.

ГГ очень напоминает кого-то из Джо-Джо...

С оригиналом не был знаком, но насколько я понимаю (судя по тому что пишут) технических изменений практически нет, так что да, это скорее порт.

Интересно, добавят ли со временем русский, как в Persona 5 Tactica, или опять придëтся со словарëм сидеть.

Там вообще есть что-то от ремастера? Или это просто порт Якудзы на Сыч?

Интересный обзор. Надо будет на распродажах как-нибудь взять и тоже залипнуть

Главное, что не из этого

( ‾́ ◡ ‾́ )

Что-то мне подсказывает что официального перевода не будет уже. В P5T добавили в тот момент когда в играх от Atlus начали появляться переводы на русский. Видимо прощупывали потребность. Впрочем все станет ясно когда появится информация по языкам в ремейке P4. Если и там не будет, то это плохой знак, как бы не отказались от русского навсегда.

P.S. Уже есть машинный перевод, поставил его на свой шитый свич, без 5 минут отличный перевод получился. Как же сильно ИИ продвинулись в переводе.

Если на PS2 была гибридная графика с трёхмерными моделями на фоне двухмерных пререндеров, то в переиздании окружение более детализированное.
При этом фиксированную камеру разработчики решили оставить, и она совсем не мешает, а в локациях, где она вызывала неудобства в оригинале, были добавлены новые ракурсы.

Как-то мутно сформулировано — проще сказать, что в переиздании они римейкнули все локации в полном 3Д, но при этом работу камеры по большей мере оставили такой, как она была в случае с 2Д задниками (похоже на попытку надавить на ностальгию по статическим задникам), и лишь время от времени она в полной мере демонстрирует полноценную трехмерность окружения.

Игра выглядит интересно, но отсутствие локализации убило все желание покупать данный продукт. Играть на английском не проблема, но откровенно говоря, устал делать работу за издателей (заниматься переводом в своей голове). Возможно через лет 10, за копейки заберу по скидке. Фуллпрайс игра не заслуживает в моем регионе.

Читай также