Сегодня Сегодня 11 2305

Mouthwashing: Обзор хоррора, который мы зря пропустили

Полёты во сне и наяву

 Mouthwashing стала одной из главных сенсаций в жанре хорроров за последние годы. За несколько месяцев вторая игра шведской студии Wrong Organ продалась тиражом более 300 тысяч копий, сорвала аплодисменты игроков и критиков, выиграла две награды на The Horror Game Awards 2024 («Лучший сюжет» и «Выбор игроков») и заняла второе место среди хорроров года в голосовании на нашем портале. Но так и не получила от StopGame.ru ни отдельной видеорецензии, ни текстового обзора. Что ж, исправляемся и пытаемся выяснить, в чём же феномен «ротомойки» и всё ли в ней так хорошо.

 

Один в космосе

Wrong Organ — студия небольшая, но крайне творческая и концептуальная. Её первая игра,  How Fish Is Made, вышедшая в 2022 году, была не только сюрреалистичной чёрной комедией, иронизирующей над проблемой выбора, но и, возможно, сном или галлюцинацией героев Mouthwashing. Во всяком случае, в DLC The Last One and Then Another, которое вышло к How Fish Is Made в сентябре 2023-го, почти за полгода до появления демо Mouthwashing, мы уже познакомились с капитаном Кёрли и увидели другие отсылки к событиям будущей хоррор-сенсации. В свою очередь, в «ротомойке» полно отсылок к How Fish Is Made.

Такое метаповествование отчасти способствовало культовости и даже мифологичности, сложившейся вокруг Mouthwashing. Но главное, конечно, история, персонажи и атмосфера в самой игре. Притом что завязка представляет собой одно из главных клише в научной фантастике. Мы снова оказываемся на борту заброшенного, дрейфующего в космосе корабля (в данном случае — грузовоза «Тулпар») и наблюдаем за тем, как постепенно сходят с ума члены его экипажа.

«Сквозь горизонт», «Пандорум», «Пекло», «Чужой» — это только те фильмы на тему, которые сами авторы назвали в качестве источников вдохновения. А я бы ещё вспомнил «Ускорение» с Кейси Аффлеком (Casey Affleck) и «Солярис» Андрея Тарковского. Фильмы очень разные, но везде причиной того, что кто-то один или все члены экипажа постепенно сходят с ума являются внешние силы или зло, растущее в самом человеке, его внутренние демоны. А чаще всего — и то и другое.

Mouthwashing — история про внутренних демонов, и тему ментальной нестабильности она разыгрывает столь же усердно, как и авторы «Ускорения», но делает это более талантливо и необычно. Тут нет злобных «чужих» и внешних врагов, почти нет экшн-сцен, зато уже с первых минут мы наблюдаем художественные галлюцинации, в которых то по дороге в кабину капитана проваливаемся в бездну и падаем на поверхность чужой планеты, то от игрушечных лошадок прячемся, то скармливаем мёртвым членам экипажа ногу капитана.

Не верю!

Беда в том, что внешние причины, ставшие отправной точкой для всего этого художественного схождения в бред и сумасшествие, для меня выглядят весьма натянуто. И вообще кажется, что всю игру авторы пытаются показать нам — мол, у нас тут вам не какое-то «Пекло» или «Пандорум», а почти что Тарковский. Но в итоге мотивация «главного злодея» кажется даже более надуманной, чем причины, по которым персонаж Денниса Куэйда (Dennis Quaid) стал источником зла в провальном боевике «Пандорум».

Потому что тот хотя бы затонул вместе с кораблём на неизвестной планете и узнал, что всё человечество погибло. А здесь над капитаном «Тулпара”(или того, кто взял его функции на себя) нависла угроза увольнения и обвинений в изнасиловании. Чья ситуация больше подходит для художественного схождения с ума?

А вот это реальный мотив!
А вот это реальный мотив!

Герой Куэйда что-то твердил про мораль, которую уже нет смысла соблюдать, а в Mouthwashing настойчиво говорят про ответственность. Дескать, «Тулпар» на самом деле вёз не титульные ополаскиватели для рта, а груз ответственности, с которым ключевые персонажи не справились.

Нет, я понимаю, что все эти умные рассуждения про смысл жизни, ответственность, долг и безопасность на фоне высокохудожественных галлюцинаций в гибнущем космическом корабле выглядят необычно, стильно и по-взрослому. Но вы серьёзно? Вся эта катавасия случилась из-за страха перед увольнением и обнародованием факта интрижки? Я даже могу представить, что из-за такого люди способны сотворить всякое, но в данном случае мне это показалось не очень убедительным, притянутым из желания необычно обыграть научно-фантастическую историю.

И всё равно круто!

Соответственно, мне не кажется, что все персонажи в Mouthwashing прописаны отлично. Все они действительно разные и со своими тараканами (особенно капитан Кейл, второй пилот Джимми и инженер-ремонтник Свонси), но цельный, мощный образ представляет собой только Свонси, который под конец своими рассуждениями про судьбу и попытки жить нормально взял меня за душу. Про остальных сами узнаете — могу лишь сказать, что там есть как сильные, так и слабые стороны с точки зрения сценария.

И речь тут не о слабости сценариста, а, скорее, об уязвимости самой концепции — двухчасовой истории, где всё заточено под конкретные художественные задачи. А те, как мне кажется, предполагали не столько желание полноценно прописать персонажей, сколько стремление удивить и эпатировать.

И с этой точки зрения авторы более чем добились своего. В эту концепцию отлично вписались вышеупомянутые сюрреалистичные галлюцинации и весь художественный, в духе графики с PS1, стиль, которому и так уже все пропели дифирамбы. Скажу лишь, что такая грязноватая картинка и намеренные графические глюки и артефакты идеально работают на мрачную, давящую и в то же время артхаусную атмосферу.

Нет, с видеокартой у меня всё в порядке.
Нет, с видеокартой у меня всё в порядке.

Но лучшее в Mouthwashing — это, конечно, подача истории: нелинейная, с постоянным переключением между прошлым и настоящим, а иногда и между действующими лицами. Начинается всё сразу с момента катастрофы, а потом события переключаются между тем, что было до неё и после — или после и до. Может показаться, что это хаотичное движение, но на самом деле всё чётко выстроено и продумано, постоянно чувствуются интрига и напряжение.

И всё это сопровождается отличной режиссурой, юмором с налётом постмодернизма и по-настоящему сильными сценами, которые не то чтобы пугают (это нестрашный в целом хоррор), но шокируют и запоминаются — чего стоят только моменты совместного распития ополаскивателя, день рождения капитана и сам вид этого перемотанного бинтами куска мяса, лежащего в медотсеке.

Многие сильные сцены связаны с загадками — например, мы играем в салки со странным духом лошадки или прокручиваем в правильном порядке то ли сосуды, то ли кишечник в теле несчастного капитана.

Но в целом впечатления от пазлов противоречивые. Вроде бы всё неплохо — для двухчасовой игры головоломок вполне достаточно, и они разные. Но местами слишком просто и слишком много пробежек по кораблю (благо он небольшой). Хотя для такой сюжетной игры на грани симулятора ходьбы это не критично.

 Mouthwashing похожа на раскрученный и в целом действительно классный сериал/фильм, до которого ты наконец добрался и в который тут же провалился с головой. Но ближе к финалу (и тем более после просмотра) начинаешь задаваться вопросами, убеждаясь, что для тебя не всё безупречно. Это абсолютно нормально и, безусловно, очень субъективно.

Плюсы: увлекательная, местами шокирующая история; интересные персонажи; выверенная режиссура и обилие сильных сцен; есть интересные пазлы; шикарное аудиовизуальное исполнение.

Минусы: есть вопросы к сценарию, к мотивации и к тому, как прописаны некоторые персонажи; местами слишком много скучных пробежек по коридорам.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Mouthwashing

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
26 сентября 2024
279
4.0
124 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Из раздела «норм, ну рефанд пацаны ©» — Stop game

Узнал об этой игре из-за очередного срача твиттеранутых касательно одного фан-арта, где персонажу слишком сочные формы прорисовали. Классика короче

ребят, игра реально хорошая. но иногда я не пугался от того, что происходит, а ржал. вот такое ощущение

Для меня игра — абсолютный мастер-класс по режиссуре и монтажу. Она настолько кинематографична, что её можно без особых потерь перенести на экран

Дело даже скорее в том, что это артхаус созданный из клише. А люди с синдромом поиска глубинного смысла, которых не мало, такое обожают. Они подняли популярность игры среди стримеров, крупные стримеры пошли оценивать, за ними пошли маленькие. Игра стала на слуху, называться шедевром, в который все должны поиграть. Но волна хайпа прошла и все про неё забыли.

Меня момент с невидимой сущностью в ступор вбил, надо двигаться, но при этом не надо;

Разделяю оценку автора. Я таких произведений с такой фабулой и сюжетом видел ну, штук 20. Мне просто зевать хотелось всю игру. (Слава богу за 2 часа она проходится.)

Классический «I am 14 and this is deep»‎. Жалею, что потратил два часа (и еще час на реддиты) и купился на хайп.

Наверное, если всю жизнь играть только в фортнайт, майнкрафт и бесплатную гачу, то да, тогда, конечно, офигенная игра.

Так, вот топ 1 шутка про Ротомойку:

1 — нету ручек нет таблеток Кёрли ;)

(Будь ты проклят Джимми!)

Читай также