30 апреля 30 апр. 19 12K

Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes: Обзор наследницы Suikoden

Лебединая песня Ёситаки Мураямы

 Вторая часть серии Suikoden входит в число лучших классических JRPG. Первые три игры франшизы созданы под руководством гейм-дизайнера, сценариста и продюсера Ёситаки Мураямы (Yoshitaka Murayama). В феврале он скончался после тяжёлой болезни. Это поставило нас в неловкое положение: корректно ли теперь сильно критиковать его последнюю игру —  Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes? Слава богу, она сама избавила нас от мук совести, став лебединой песней разработчика и истинной наследницей серии Suikoden. Но чем именно хороша Eiyuden Chronicle и так ли она безупречна?

 

Богатое наследие

Серия Suikoden насчитывает пять частей. Первые две вышли на PlayStation в 1995-м и 1998-м годах, остальные — на PlayStation 2 (последняя номерная часть датируется 2006 годом). Были ещё спин-оффы, последний из которых — Gensō Suikoden: Tsumugareshi Hyakunen no Toki вышел в 2012-м. Лучшими считаются ранние выпуски, заложившие стандарты не только для самой серии, но и для всего жанра. А вот потом пошли разные эксперименты. Так, третья серия не очень удачно перешла в 3D и испортила боевую систему, разделив героев на парочки. Хотя сюжет и персонажи там на высоте.

Именно  Suikoden III стала последней игрой в серии, над которой работал Ёситака Мураяма. В 2002 году он ушёл из Konami, создав для этой компании реального конкурента таким сериям, как Dragon Quest и Final Fantasy. Далее Ёситака основал собственную компанию Blue Moon Studio, но та была не слишком успешной и плодотворной — её единственной игрой стала посредственная 10,000 Bullets, выпущенная в 2005 году для PS2.

Suikoden II.
Suikoden II.

В 2010-х Мураяма трудился над манга-адаптациями, пока наконец не присоединился к студии Rabbit & Bear, чтобы заняться тем, о чём давно мечтал, — разработкой Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes, наследницы Suikoden. Анонсированная в 2020-м Eiyuden Chronicle собрала на Kickstarter более $4,5 миллиона — это третий показатель для видеоигр в этом сервисе и лучший в том году. Причём базовые запрошенные $500 тысяч удалось собрать уже в первые три часа.

Разработка заняла почти четыре года, и за это время авторы успели выпустить  Eiyuden Chronicle: Rising — как мы писали, она стала вполне успешным прологом для более масштабной Hundred Heroes.

А это кадр из ожидаемого сборника ремастеров Suikoden I & II HD Remaster Gate Rune and Dunan Unification Wars. Он был анонсирован в 2022-м, но даты выхода пока нет.
А это кадр из ожидаемого сборника ремастеров Suikoden I & II HD Remaster Gate Rune and Dunan Unification Wars. Он был анонсирован в 2022-м, но даты выхода пока нет.

Игра престолов, дружбы и любви

Серии Suikoden успех обеспечили увлекательный эпический сюжет, большое количество ярких персонажей и обилие геймплейных механик, надстроенных над JRPG-основой. И Eiyuden Chronicle аккуратно следует тем же принципам.

Сюжет здесь точно так же рассказывает о масштабном противостоянии между, условно, плохой Империей, жадной до чужих земель, и хорошим сопротивлением — в данном случае в лице Лиги Наций, объединяющей несколько государств. Начинается всё с совместной экспедиции в рунные катакомбы в поисках важнейшего артефакта, Перволинзы. Участвуют в ней представители Империи и Лиги, и всё заканчивается взаимными заверениями в дружбе и сотрудничестве. Но вскоре Империя показывают своё истинное лицо.

И на этом фоне рассказывается о судьбах множества интересных персонажей. Одна из ключевых линий — дружба и соперничество между главным героем, деревенским юношей Новой, который только что пошёл служить в Дозор Лиги (это нечто среднее между милицией и наёмниками), и имперским офицером Сэйном Кеслингом.

Но эта линия не затмевает собой остальные. Этим и прекрасна история — она развивается неспешно, но насыщена событиями. В какой-то момент Нова собирает войска и ищет союзников для противостояния Империи — об этом его просит очень бойкая и харизматичная графиня из дома Грум. И в то же время нам то ли всерьёз, то ли в шутку намекают о возможности более личных отношений между ними, на что забавно реагирует одна из других участниц Дозора, которая и без того всю дорогу нас смешит.

Наш герой, естественно, не в курсе, какое место она занимает в его жизни.
Наш герой, естественно, не в курсе, какое место она занимает в его жизни.

Одновременно идёт линия сестры Новы, Лин, которая обожает руны и артефакты. Она бесследно исчезает из их с братом родной деревни, и в какой-то момент действие вдруг переносится в другой регион, где нам показывают новых друзей Лин.

Что делать?

Вообще, за время прохождения (а это десятки часов) мы успеваем посетить множество биомов, фортов и городов. В какие-то места вас до поры до времени могут не пустить, но многие локации открыты изначально. Волшебных телепортов при этом нет — мы ножками путешествуем по карте, и порой приходится долго куда-то добираться по квестовым делам или чтобы узнать, что же мы увидим вон в том поселении.

Кого-то это может раздражать, особенно учитывая, что на карте то и дело приходится отвлекаться на случайные столкновения. Но гринд тут полезен, и к тому же так возникает атмосфера большого путешествия, а не суетливой телепортации от квеста к квесту.

Впереди новые города и приключения.
Впереди новые города и приключения.

Меня поначалу больше раздражало другое — какая-то детская простота некоторых ситуаций и диалогов. Персонажи могут, например, посреди важнейшей миссии вспомнить, что они едва знакомы, и начать рассказывать о себе, вспоминать о родных краях…

А ещё они по 20 раз напоминают друг другу элементарные вещи. Ведь нам сейчас надо в катакомбы, да? А сейчас надо в лес, это к северу отсюда. Ты готов, Нова? Точно готов? Или нам могут раз пять подряд показывать примерно одну и ту же кат-сцену, как на наш отряд нападают враги. Учитывая, что разыгрывается это всё неторопливо, а пропускать сцены нельзя, начинаешь скрежетать зубами и заключать сделки с котом: «Брюс, спорим, сейчас она опять напомнит, что надо идти на север?»

Нас словно держат за детей, постоянно поясняя и проговаривая, что происходит.
Нас словно держат за детей, постоянно поясняя и проговаривая, что происходит.

Причём зачастую в тех ситуациях, когда чёткие указания как раз нужны, игра молчит — например, когда мы по сюжету ищем союзников, никто не напомнит и не объяснит в журнале, скольких мы уже нашли и кого ещё не хватает, чтобы сценарий сдвинулся с места. В итоге приходится прочёсывать все регионы и заглядывать в каждый уголок.

Не то чтобы это было критической проблемой, но хотелось бы больше ясности в некоторых квестах. Тем более что тут есть баги со скриптами и бывает непонятно, то ли ты подвис в прохождении потому, что не нашёл нужного персонажа, то ли потому, что словил глюк.

Народу в поселениях много — и кого тут только не встретишь.
Народу в поселениях много — и кого тут только не встретишь.

Обманчивая простота

Но вот что касается детской простоты некоторых диалогов, персонажей и ситуаций, то тут мнение в итоге меняется в лучшую сторону. Да, Eiyuden Chronicle  — это не  Planescape: Torment и не Pillars of Eternity, персонажи тут не устраивают философские диспуты. Они зачастую кажутся наивными, забавными и прямолинейными.

Но в этом и есть очарование, отсылающее к особой атмосфере многих ранних JRPG и всё к той же Suikoden II, которую некоторые называют лучшей историей дружбы в видеоиграх. При этом авторы могут в нужный момент дать серьёзной драмы, заставить персонажей быть более взрослыми, агрессивными или циничными.

Целительница Франческа через секунду повернётся к нам и с милой улыбкой спросит: «О чём мы говорили?»
Целительница Франческа через секунду повернётся к нам и с милой улыбкой спросит: «О чём мы говорили?»

Хотя всё-таки определяющее слово для многих — «забавные». Последний раз я так улыбался разве что в  Baldur’s Gate III. Чего стоит только девчушка, экспериментирующая с телепортацией. Каждый раз, когда у неё что-то не получается, она строго смотрит на нас и заявляет что-то в духе «Ты опять ничего не видел! Я идеальна с большой, блестящей, безупречной буквы И и не могу ошибаться!».

За время прохождение можно встретить сотню самых разных персонажей, которые присоединяются к Нове и его Альянсу. В итоге вполне может случиться, что вы будете путешествовать в одном отряде вместе с копейщиком-алкоголиком, вчерашним бандитом, прямоходящим кенгуру (если что, это Гуру из Eiyuden Chronicle: Rising) и говорящим пнём.

Мы посетим целую деревню таких пеньков.
Мы посетим целую деревню таких пеньков.

Классика жанра

Игровой процесс тоже очень схож с тем, что мы видели в классических Suikoden. Ходим по карте между городами и руинами, сражаемся, выполняем квесты. В городах посещаем гостиницы, где можно сохраниться, отдохнуть и перетасовать наш отряд из шести бойцов. И там много лавок — закупаемся бронёй, зельями, проводим оценку найденных в приключениях вещей, чтобы продать подороже, улучшаем оружие у кузнецов, покупаем новые руны и снаряжаем ими подопечных.

Сами сражения, естественно, пошаговые. Заранее определяем, кто будет стоять в первых рядах, а кто позади — зависит, понятно, от дальности их атак. В свой ход отдаём приказы каждому бойцу, потом жмём кнопку и смотрим, что получится. И если магию можно использовать свободно (хватило бы маны!), то на рунические навыки нужно сначала накопить энергию. Кроме того, так или иначе связанные друг с другом бойцы могут проводить совместные комбо. Все они получились эффектными, а нередко и забавными.

Вот наши девушки оттачивают свои женские чары на монстре.

В принципе, можно проходить рядовые сражения на автобое — гибкая система настройки позволяет пошагово указать, как и что должен делать ИИ. Но даже на стандартной сложности это не всегда разумно, особенно в драках с боссами. Там есть интересные механики, когда мы можем использовать специальные трюки, чтобы, например, передвинуть кран с булыжниками и те свалились на врагов. Правда, в основном мы всё же долго стачиваем здоровье врагу.

Сражения, как и вся игра, выглядят красочно.
Сражения, как и вся игра, выглядят красочно.

На высокой сложности это может длиться так долго, что хочется плюнуть и пойти бродить по карте, чтобы ещё прокачать бойцов и подкопить денег на более мощную экипировку. В принципе, игра так устроена, что мы всю дорогу невольно занимаемся гриндом. Но делать это лишний раз я не захотел, поэтому выбрал стандартную сложность. Враги и на ней попадаются непростые, к тому же можно усложнить себе жизнь — например, включить инфляцию цен, запретить лечение в бою или сделать так, чтобы магия и навыки расходовали ману и энергию в двойном размере.

Я включил инфляцию и всю дорогу испытывал дефицит. Как вариант, можно заняться торговлей — покупать товары в одном городе и продавать с наценкой в другом. Так что это отчасти ещё и торговый симулятор.

Естественно, часто надо сражаться с забавными существами.
Естественно, часто надо сражаться с забавными существами.

Три в одном

В Eiyuden Chronicle также есть строительство и обустройство собственного замка, масштабные тактические битвы целых армий и дуэли. Плюс мини-игры — в частности, карточные. Замок мы развиваем по сюжету: нужно возводить полезные здания — казну, лавки, кухню, чтобы заказывать еду, место для рыбалки, кузницу, склады и так далее. Кроме того, увеличиваем общий уровень города и его население.

На постройку нужны ресурсы — дерево, еда, камень и другие. Поэтому всю дорогу во время путешествий не только сундуки ищем, но и подбираем материалы, которые потом восполняются. А чтобы собирать эффективнее, можно помимо основных персонажей таскать с собой разных специалистов.

Некоторые ресурсы производятся и в самом замке.
Некоторые ресурсы производятся и в самом замке.

Вообще, без лесоруба, шахтёра, повара, собирателей и прочих полезных товарищей тут не обойтись — без них просто не сможем построить, например, лесопилку или пастбище, пополняющее запасы еды. При этом многие из специалистов просят выполнить для них задание, прежде чем присоединиться.

Периодически нужно защищать замки и города. Тут начинаются сражения армий. С видом сверху перемещаем фишки своих отрядов с разными персонажами во главе. Если на клетке находится враг, то начинается автоматический бой, и проигравшие отступают. Мы можем заранее активировать те или иные бонусы для отряда и его соседей, сосредоточить удар на одном направлении, подведя сразу несколько своих армий и так далее. В принципе, ничего сложного, но всё равно бодрит.

Наконец, иногда между важными персонажами проходят дуэли — там действуют правила а-ля «Камень, ножницы, бумага». Перед каждым раундом и мы, и враг одновременно решаем, защищаться ли, атаковать или, если накоплено достаточно энергии, провести особенно мощный удар. И смотрим, угадали с выбором или нет. Лучше полагаться на тактическое чутьё и логику — если противник пару раз подряд был в защите, то, скорее всего, следует ждать атаки.

Всё это неплохо поставлено — бойцы могут куда-то переместиться, если, к примеру, упали с моста. И самое главное, что всё это освежает геймплей, особенно для тех, кто незнаком с серией Suikoden.

А ведь я ещё не сказал про исследование подземелий, где приходится решать пазлы. В целом там нет чего-то выдающегося — нажимаем на платформы, повторяем увиденные символы и так далее. Но встречаются и действительно интересные ситуации и ловушки, над которыми придётся подумать.

А ещё тут встречается стелс — можно прятаться в бочках, почти как в Metal Gear Solid.
А ещё тут встречается стелс — можно прятаться в бочках, почти как в Metal Gear Solid.

В  Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes много всего — событий, персонажей, механик. А ещё — великолепной музыки и красивых видов на стыке спрайтов и 3D. Встречаются и шероховатости, включая критический баг, который, впрочем, обещали исправить. В каких-то вещах игра может показаться слишком старомодной и неторопливой. Но главного у неё не отнимешь — здесь много добра, улыбок (драмы тоже хватает) и приключений. Глядя на нас откуда-то сверху, Ёситака Мураяма может радоваться — своей последней игрой ему удалось вернуть многих в те времена, когда деревья, игры и вообще всё вокруг казалось лучше. И возвращаться оттуда совсем не хочется.

Плюсы: увлекательный сюжет; множество ярких персонажей; добрый юмор; насыщенный геймплей, объединяющий несколько механик; шикарная картинка, озвучка и музыка.

Минусы: местами не хватает ясности, куда идти и где искать квестовых персонажей; на релизе встречались баги, в том числе критические.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
23 апреля 2024
72
3.6
10 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ох и долго я ждал Еиоую… Еаяиуюа… Еуеиюау… Ну… Духовного наследника Суйкодена я долго ждал в общем. Скоро начну сам в нее погружаться. За обзор спасибо, меня тронуло)

Попробуй какую-нибудь Shin Megami Tensei с их слабостями демонов и баффами/дебаффами, что влияет как на билдостроение, так и на выбор тактики в битве. Пятую как раз скоро портируют на все платформы с Сыча. Третью часть уже переиздали, в остальные можно на эмуле поиграть.

Два слова: random encounters. Они очень быстро надоедают, не давая исследовать локацию, так что я включал автобой или сбегал, если уровень высокий относительно врагов. На третий-четвëртый час надоело. Ну, а ещë из-за этого локации выглядят пусто и уныло. Если не перевариваете появление врагов из ниоткуда чуть ли не каждую минуту, то имейте в виду, что это одна из этих игр. Если прошли тонну олдскульных JRPG, то, думаю, для вас это проблемой не будет.

это не Planescape: Torment и не Pillars of Eternity, персонажи тут не устраивают философские диспуты

Эх, когда-нибудь будут ещё такие игры..

А как в игре с локализацией? Говорят, что с английским там все очень плохо. На русский же скорее всего переводили как раз с английского текста, а не оригинала японского.

играть может продолжу потом, но пока переключился на другие игры т.к сюжет не зацепил, мб раскроется еще, хз..  а ведь я ждал эту игру((
прям давно так не разочаровывался

Второй Сюкоден — одна из моих любимых jrpg, так что ждал Еиюу… предмет обзора в общем. Но рандом энкаунтеры надо искоренить полностью. Это начинали понимать ещё лет двадцать назад, с теплом вспоминаю Valkyrie Profile, Двенашку или, если посвежее, Ни Но Куни, где все трэшмобы сразу видны и на локе, и на карте мира. Та же Arise была избавлена от рандомов, а в Chained Echoes, по моим ощущениям, мусорных боев нет вообще. И это настоящее золото. 

Пока только пролог осилил, после чего навалились дела. Эх, нужно больше времени в сутках.

местами не хватает ясности, куда идти и где искать квестовых персонажей; на релизе встречались баги, в том числе критические.

Мой топографический кретинизм жадно потирает ручки с жаждой тщательно надо мной поизмываться. Придется брать гайды в зубы, как со старыми играми и некоторыми современными. 

Плюсую. Спустился в комменты в надежде найти ответ на этот вопрос.

Английская локализация отратительная, никому не рекомендую покупать.

Поиграл в огромное количество западных партийных/тактических рпг. И добрался до восточных… Не могу до конца разобраться в JRPG… В плане боёвки они более примитивные, с устаревшими механниками, про сложность и тактику вообще молчу, она отсутствует на стадии задумки.
Сюжеты в большинстве своём обычные аниме-мульты — банальные и беззубые. Изредка пытаются в драму, но тут же сами убивают атмосферу. Это особенность жанра или просто не повезло с выбранными играми? Извиняюсь если кого то обидел…

Он на другие темы говорит.

рандом энкаунтеры и боевая система — две вещи которые меня разочаровали(

ну типа это даже не пошаговая боевка, а раздача приказов во время хода, а потом просмотр мультиков.

Кстати, да, боëвка тоже особой радости не принесла, иначе бы я не юзал так часто автобой.

Я конечно поздно тут, но всё же. Русский перевод изобилует ошибками. Котики в городах гавкают, или задаются вопросом «что нам делать», есть опечатки и полностью не переведенные строчки. Имена животных вообще оставлены на английском. Местами текст в меню не влезает и криво переносится. Очень много всратых сокращений типа «повыш. физ. защ. на 3х». У пары предметов неверные описания. В меню строительства города неверные описания. В войне армий абсолютно перепутаны описания половины способностей командиров.

Просто лютый ужас.

Игре на минуточку уже 5 лет

Наверное и то и то. Как бы говна различного выходит везде, но при этом есть некоторые жанровые особенности, которые либо надо принять, либо забить (то самое «убийство атмосферы» обычно связано с отсутствием строгой привязки истории к жанру).

Если прям интересно попробовать ещё раз, то советую Octopath Traveller из пошаговых (как надо делать старомодные JRPG) или Tales of (если хочется не пошагового).

Нормально там с английским. Не фонтан, но и не лютый адЪ типа Нептунии. Локализация где-то уровня Ni no Kuni — если на слух понимаешь немного японский местами возникают вопросы типа «что за?» и «нахера фразу запетросянили?», но в целом сюжет и характеры персонажей сохранены.

В интернетах истерика из-за одной(!) такой лишней шутки ближе к началу в которой особо озабоченные увидели повестку. 

Читай также