7 октября 2023 7.10.23 12 17K

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Девочка со взглядом волчонка

Мы уже видели клоны  Limbo и  Inside. А вот  Torn Away от наших соотечественников из студии perelesoq, при всей схожести геймплейных элементов, назвать клоном язык не поворачивается — прежде всего из-за тематики игры. С одной стороны, она знакомая и ожидаемая, с другой — про Великую Отечественную войну тут рассказывается глазами ребёнка, попавшего в плен, что, согласитесь, нечасто встречается в играх, фильмах и книгах.

 

Дневник Аси из Сталинграда

История девочки Аси, главной героини Torn Away, конечно, взята не с потолка — во время Второй мировой многие дети пережили похожие трагедии. Можно вспомнить записи ленинградской девочки Тани Савичевой или дневник Анны Франк — даже когда сейчас просто пишешь эти имена, уже ком подходит к горлу.

История Аси тоже получилась очень эмоциональной. Она, слава богу, выжила, но за несколько военных лет на её долю выпало немало испытаний. Начинается всё в Сталинграде 23 августа, как раз когда город был практически полностью разрушен. После этого девочку вместе с мамой отправили в Германию на принудительные работы. А отец к тому времени уже воевал на фронте в качестве лётчика.

В 1944 году Ася сбежала из лагеря, и в основном нам показывают, как голодная русская девочка бежит по заснеженным немецким лесам к своим. И вот тут сквозь эмоции и слёзы у кого-то может возникнуть недоумение: а не перегнули ли авторы палку, как такое в принципе возможно и как девочка могла выжить? С другой стороны, если опять же обратиться к реальным историям, то на войне бывало и не такое.

У меня диссонанс вызвал другой аспект: как падающая в голодные обмороки девочка могла ломать голыми руками пусть и подпорченные, но не сдуваемые холодными ветрами стволы деревьев и даже бетонные столбы, чтобы использовать их как мостики? Остаётся только делать скидку на условности, неизбежные в играх а-ля Limbo и Inside, где такие ситуации стали классикой жанра.

Иногда и ломать ничего не надо — вот тут мост сам чудом сломался под фрицем.
Иногда и ломать ничего не надо — вот тут мост сам чудом сломался под фрицем.

Дети войны

В любом случае такие условности, обращая на себя внимание, не мешали мне получать эмоции от сюжета и с интересом следить за его развитием. С одной стороны, игра про то, как девочка во время войны бежит из плена, просто не может оставить равнодушным — особенно тех, у кого есть маленькая дочка или сестра. Уж слишком трогательной и живой получилась Ася. И как только началась игра, я сразу понял и принял то, какими эмоциями эта история для меня закончится.

С другой стороны, надо отдать должное сценаристам — они хорошо прописали образы, придумали интересные ситуации и неожиданные встречи (особенно когда Ася попадает в немецкий город). Порадовала и режиссура — то, как развивается история, как авторы периодически меняют время действия, перспективу (с вида сбоку на вид из глаз и обратно) и даже позволяют поиграть за других персонажей.

Мы и в  кабине самолёта побываем.
Мы и в кабине самолёта побываем.

Сильной находкой стала варежка, с которой практически всю игру общается девочка, называя её боевым товарищем. Если кажется дикостью, то вспомните себя в детстве и то, как общались с игрушками или даже придумывали воображаемых друзей.

При этом образ Аси отчасти меняется по мере развития сюжета: она очень быстро взрослеет. Это видно в том числе по её большим глазам, которые периодически показывают крупным планом, — вместо детского удивления и наивности в них постепенно появляется отчаяние и мрачная решимость.

И даже финал, к которому у игроков есть претензии, мне, наоборот, показался сильным — вполне реалистичным и в то же время символичным.

Вторично, но атмосферно и разнообразно

В игровом процессе Torn Away элементы Limbo и Inside соседствуют с point & click квестом и мини-играми. Учитывая, что главная героиня убегает от немцев и пытается выжить в тёмном лесу, Асе очень часто приходится прятаться — от патрулей и их фонариков, от прожекторов, от волков, от порывов ветра и даже от шальных пуль.

Реализовано это традиционно, но иногда, когда нужно бежать и прятаться за камнями от ветра, включается вид из глаз и Ася заслоняет лицо той самой варежкой — получилось очень атмосферно.

Во время пряток бывает очень непросто — нужно тщательно заучивать, сколько времени и в какую сторону смотрят враги и как бегает по земле свет от фонарей, точно выбирать время, чтобы проскользнуть. А ещё, когда мы со всех ног убегаем от кого-то, важно внимательно смотреть под ноги — Ася может споткнуться о неприметную корягу.

Всё остальное время особых сложностей не возникает. Мы, как я уже сказал, валим деревья и столбы, прыгаем, двигаем ящики и даже целые шкафы, чтобы использовать их в качестве подставки или, например, перекрыть огонь, вырывающийся из дыры в полу.

Периодически выполняем и чисто квестовые упражнения — собираем и читаем записки (в том числе на немецком — Ася изучала его в школе), получаем задания в духе «Помыть посуду, починить варежку, накормить кота», ходим по комнатам, ищем важные предметы и применяем их в нужных местах. Инвентаря нет — если подошли с нужной вещью к правильной активной точке, то всё необходимое применяется автоматически.

Особого вызова игра в таких ситуациях не бросает, но периодически испытывает наше терпение — когда Ася делает всё подчёркнуто медленно. С другой стороны, это ложится на общую атмосферу и нерв истории.

То же самое с мини-играми. Они простенькие — собери части рисунка, поводи ножиком по картошке, чтобы её почистить, подбери заплатки к дыркам на башмаке, покрути мышкой, чтобы сделать шов швейной машинкой, проведи спичкой по коробку и так далее. Но ведь и играем мы за маленькую полуголодную девочку, которая работает в лагере или убирается в доме, а не за искательницу приключений, пытающуюся открыть древнюю гробницу или починить поезд.

Тут надо попасть молотком по гвоздю.
Тут надо попасть молотком по гвоздю.

И уж тем более на общую атмосферу и нерв работает замечательное художественное, музыкальное и звуковое исполнение. Некоторые пейзажи, планы и ракурсы (например, когда маленький персонаж вдалеке бежит по мосту или дороге на фоне луны, чёрных деревьев, облаков и так далее) тоже вызывают ассоциации с Limbo и Inside.

Но что поделать — тематика такая. Главное, что работает. Да и другие цвета и художественные решения в Torn Away присутствуют. А ещё тут используется особый фильтр с размытием. Поначалу он режет глаз, но в итоге понимаешь, что именно так происходящее воспринимается лучше всего с точки зрения героини — словно в тумане или в кошмарном сне.

Ну и, конечно, отдельно хочется сказать спасибо за озвучивание Аси и её мамы — им искренне веришь.

Есть в игре и светлые цвета.
Есть в игре и светлые цвета.

Torn Away с точки зрения геймплея не вносит ничего нового в жанр и во многом является игрой вторичной — параллели с творчеством студии Playdead очевидны. Всё искупают работа сценаристов, художников, актёров и тот факт, что истории, подобные той, что нам рассказывают здесь (и рассказывают хорошо!), никогда не будут вторичными и банальными.

Плюсы: драматичный сюжет; хорошая постановка — со сменой времени, декораций и геймплея; отлично проработанные персонажи, которым сопереживаешь; разнообразный геймплей; игра выглядит очень атмосферно и при этом по-разному; хорошо подобранная музыка и выразительная озвучка.

Минусы: игровой процесс местами кажется слишком простеньким и вторичным; медлительность героини может раздражать.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Torn Away

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
29 сентября 2023
194
3.4
63 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра скорее похожа на Valiant Hearts: The Great War.

Может, с варежкой это отсылка на советский мультфильм «Варежка». А так статья замечательная.

Благодарю SG за то, что не обделили вниманием такой маленький по бюджету, но большой по своей сути проект. Продолжайте в том же духе освещать инди-игры

Девочка-Халк может повалить дерево или фонарный столб, но при этом спатыкается об ветку. Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники.

Увидел в рекомендованном в ВК плей, скачал, а тут статья. Кирилу спасибо за оперативность, а вернусь я к ней после того, как пройду сам, чтобы исследовать это дело самостоятельно

Надеюсь, редакция не забудет про Cocoon, что что, а эта игра достойна чтобы сг ее обозрел.

Можно вспомнить записи ленинградской девочки Тани Савичевой или дневник Анны Франк — даже когда сейчас просто пишешь эти имена, уже ком подходит к горлу.

Таня Савичева — это, конечно. Анна Франк особо не запомнилась, зато помню кое-что из дневника Лены Мухиной и… Был ещё мальчик… Там конец жуткий. Хочу есть. Хочу есть. Хочу есть. От конца впечатления, как от ужастика...

В трейлере увидил моменты с применением разных предметов как в квестах, да и тематика схожа с упомянутой мной игрой

Не ожидал чего-то сверх вышеупомянутых игр, желание опробовать игру осталось.

Читай также