Многие годы июнь был порой главного игрового праздника — E3. Но во время пандемии всё пошло наперекосяк — в 2020-м выставку отменили, и в итоге она так и не вернулась в полноценном виде. Впрочем, воспоминания о старых ивентах живы в наших сердцах! Далее мы рассказали о самых ярких, на наш взгляд, вехах в истории E3.
Геннадий Воробьёв. Любая E3 эпохи Xbox 360
Каждый год во время E3 (ну или заменителей E3 — называть этот период Summer Game Fest пока непривычно) можно услышать недовольных: вот, мол, какие тоскливые в этот раз конференции, то ли дело раньше! Но на мой взгляд, ностальгия — слишком хитрая и опасная штука, потому что наш мозг обожает приукрашивать воспоминания и на самом деле мы скучаем не по конкретным вещам, а по прошедшей молодости (прям как в похабном анекдоте).
Поэтому я обожаю проверять ностальгию на прочность. А E3 работают ещё и как капсулы времени: какие тренды были модными в тот период? Какие игры выходили? Что казалось чем-то значительным, но на самом деле вывалилось из истории? Или наоборот: что казалось чем-то мелким, а в итоге повлияло на всю индустрию?
И когда хочется проверить ностальгию по временам, когда E3 якобы не скатилась, я беру период примерно с 2005-го по 2010-й — в эти годы я уже зачитывался бумажной «Игроманией» и следил за индустрией, но слабо разбирался в теме, охотно верил всякой чепухе и в принципе упускал многие моменты, которые перестал упускать, когда стал новостником StopGame и со всей силы угорел по факт-чекингу.
Спецом для этого материала я отсмотрел презентации Sony и Microsoft из 2007-го и готов поделиться несколькими наблюдениями.
1. E3/Summer Game Fest как шоу для геймеров стали бесконечно лучше
Например, первые показы игр на конференции Sony начинаются только на девятой минуте презентации. Восемь минут Джек Треттон (Jack Tretton; вы вообще помните такого?) затирает о том, как бренд PlayStation вырос на 30 % к прошлому году и какие морбиллионы денег он заработает в будущем.
И это действительно важная черта E3-событий тех лет: они были не столько для геймеров («Глядите, какие игры будут!»), сколько для журналистов («Видите, насколько мы круче конкурентов? Так геймерам и передайте!») и особенно представителей ретейла («Заваливайте полки своих магазинов нашими консолями и играми, они точно-преточно принесут вам горы денег в этот рождественский сезон!»).
Сейчас на летних ивентах в центре внимания только геймеры и никто другой — все бизнес-контакты вынесены в отдельные мероприятия.
2. На крупных шоу больше не педалируют одну узкую тему
Помните, я сказал, что Sony показала первые игры только на девятой минуте? К этому тезису можно придраться, потому что начало презентации проходило в PlayStation Home — эдакой метавселенной на PlayStation 3, где разработчики делают вид, будто зависать с аватарами друзей в цифровых копиях реальных пространств так же весело, как в реальной жизни.
И Sony регулярно возвращалась к Home на протяжении всех полутора часов: «Смотрите, у нас тут можно включить анимацию сидения на диване! Смотрите, у нас тут можно подцепить девчонок! Смотрите, у нас тут скоро выходит апдейт с новым пространством! Смотрите, у нас тут можно установить приложение на телефон и заливать фотки оттуда прямо в виртуальный дом!» (Ладно, приложение-компаньон для кнопочного Sony Ericsson и правда выглядит как предвосхищение будущего, так что на этом моменте я немножечко восхитился.)
Сейчас уделять столько внимания одной вещи считается моветоном: геймеры хотят увидеть на конференции много разных игр, а не возвращаться раз за разом к сомнительной теме — Home с видеоиграми связан слабо.
3. Техническую часть теперь вылизывают намного тщательнее
Оцените, как в трансляции Sony показывали ВСЕ игры для PSP:
Полный экран не включили ни разу. То есть если вы не сидите на самом ивенте, а смотрите запись, то почти не видите геймплея — только какие-то размытые образы. PSP, конечно, не была на острие графических технологий, но и безобразной тоже не выглядела — дайте мне нормально Patapon увидеть, ёлки-палки!
А в эфире Microsoft, когда дело дошло до показа Assassin’s Creed, на сцену пригласили Джейд Реймонд (Jade Raymond). Но всё это было видно только в зрительском зале, ведь в трансляции зрителям вместо красотки-продюсера показывали лишь заглушку:
Сейчас такие детские ошибки в главных игровых шоу трудно даже представить — нам демонстрируют либо заранее смонтированную запись, либо тщательно отрепетированный и отлаженный прямой эфир.
4. Тренды с гнильцой существовали уже тогда
Думали, Microsoft делала упор на ТВ лишь во время анонса Xbox One? Ха, как бы не так! Она и на E3 2007 много говорила о том, насколько классно смотреть кинцо на Xbox 360. Довольно большой сегмент посвятили сделке с Disney, благодаря которой в цифровом магазине Xbox Live появилась куча классических кинолент и мультфильмов.
А Sony играла мускулами плеера в PSP: мол, «подключайте нашу портативную консоль через наш проприетарный разъём к нашей новенькой Bravia и смотрите нашего „Человека-паука 2“ с нашего формата дисков UMD на нашем большом экране»!
А ещё 2007-й — это время, когда Microsoft продвигала Games for Windows Live (который будет нам сниться в кошмарах) и агрессивно выкупала эксклюзивность (например, бета-тестирование Call of Duty 4 и аддоны для GTA IV). А среди боссов PlayStation вообще сидел Фил Харрисон (Phil Harrison) — человек-катастрофа, при котором случились ужасные первые годы PlayStation 3, провальный анонс Xbox One и бесславная смерть Google Stadia.
❤️. Несмотря ни на что, E3 2007 смотришь с теплотой
И хотя я убеждён, что современные E3/Summer Game Fest сильно лучше предшественниц (хотя бы потому, что компании наконец научились показывать контент для геймеров, а не для бизнеса), презентации 2007-го я всё равно посмотрел с удовольствием.
Ведь капсулы времени интересны всегда — по-другому путешествовать в прошлое и набираться оттуда знаний человечество пока не научилось. А если капсула ещё и из тех лет, которые ты пережил лично, то любой артефакт той поры способен разблокировать самые неожиданные воспоминания и устроить увлекательную прогулку по забытым закоулкам памяти.
Поэтому, когда на экране начинают крутить трейлер первой Assassin’s Creed под тот самый пронзительный трек, тёплая волна ностальгии всё равно накрывает, согревает душу и делает меня чуточку счастливее — даже если реалии прошлого на деле оказываются не такими радужными, какими они остались в моей голове.
Глеб Мещеряков. E3 1998
Те, кто начинал свой геймерский путь в 90-х, росли в своих личных видеоигровых пузырях. В моём случае сформировался такой пузырь естественным и, думаю, понятным многим образом: за счёт того, какие картриджи для «Денди» или «Сеги» ходили по рукам в нашей школьной компании. Тогда у нас не было более продвинутых консолей (да и как-то пугали они меня своими угловатыми полигонами, когда я заглядывал в игровой отдел местного магазина), а ПК до поры до времени мне казался слишком громоздкой и сложной платформой — прекрасно помню, как пытался сориентироваться в Norton Commander в процессе запуска Jungle Strike на компе моего двоюродного брата.
Прорывным годом для меня оказался 1998-й, когда, во-первых, у моих одноклассников массово начали появляться компьютеры с Windows и я стал участвовать в сеансах локальных «летсплеев» на квартире у кого-нибудь из компании. А во-вторых, в мою жизнь вошла игровая журналистика, в частности яркие глянцевые (по крайней мере, до августовского дефолта) страницы журнала «Страна Игр». Вот они-то и стали главным проводником на ту сторону игровой индустрии.
Я был поражён тем, как много всего происходит в мире интерактивных развлечений и какие разнообразные игры выходят, в том числе на абсолютно неизвестных мне доселе платформах. Sega Saturn? Nintendo 64? Ну и выставки, конечно, тоже привлекали внимание, хотя, честно признаться, я не совсем понимал, как вообще E3 была организована. Фотографии с разношёрстными стендами, толпами людей и крутящимися в воздухе гигантскими красно-жёлтыми буквами производили впечатление праздничного хаоса. Чем конкретно и каким образом посетитель мог заняться на подобном мероприятии? Как вообще разобраться, куда идти, что делать? Как поиграть, в конце концов? Если это вообще возможно…
Куда проще было попытаться вникнуть в суть диковинных игр, по которым писались отдельные статьи. К примеру, таким образом я познакомился с серией The Legend of Zelda. Материал, посвящённый Ocarina of Time, пестрел хвалебными эпитетами и представлял игру как что-то революционное — новую ступень развития видеоигр. При этом упоминалось, что вообще-то речь идёт про часть знаменитой серии с богатой историей и всемирным признанием… А я слышал про «Зельду» первый раз.
Примерно то же самое было в контексте Final Fantasy. Красивые рендеры персонажей и постановочные сюжетные кадры — всё это говорило о том, что у индустрии есть поразительный художественный потенциал, который какое-то время развивался где-то далеко-далеко и никак не мог добраться до моего внимания.
Все эти прорывные японские проекты цепляли своей диковинностью (хотя, как показала жизнь, мне в итоге не зашли ни Final Fantasy, ни Ocarina of Time), но были и другие запоминающиеся игры. На той же E3 1998 показывали Duke Nukem Forever, суть которой я улавливал куда лучше, ведь уже был знаком с оригиналом. Правда, статья по этой игре вышла вроде бы уже значительно позже и не была привязана к событию, но всё же — как же интересно было рассматривать ранние скриншоты, вглядываясь в детали и вникая в суть происходящего.
В общем, тогда, в 1998 году, валяясь на даче на кровати с панцирной сеткой и листая эти страницы, я осознал, как же на самом деле безграничен мир видеоигр и какие удивительные штуки он в себе хранит. А E3 стала для меня впоследствии мечтой, на первый взгляд несбыточной. Ну где я, а где этот ваш Лос-Анджелес? Однако благодаря SG мне всё-таки удалось посетить это полумистическое событие. Можете посмотреть соответствующие отчёты от 2014-го и 2017-го. И я счастлив, что успел таки поучаствовать в выставке E3 в её традиционном формате, — в эпоху онлайн-презентаций и облачных пресс-версий это кажется особенно ценным опытом.
Алексей Лихачёв. E3 2010
Если E3 когда-нибудь умрёт окончательно (есть подозрение, что это уже произошло), воспоминания о самых ярких моментах выставок останутся с нами навсегда. Но если кто-то считает яркими моментами анонсы вроде Shenmue III и возвращения Crash Bandicoot, то у меня до сих пор не выходит из головы E3 2010 года. Прежде всего благодаря знаменитой презентации Konami. Незабываемое событие, которое настолько точно отражает ту эпоху, что где-то раз в год я возвращаюсь к записи этой легендарной конференции и ностальгирую.
В этом двухчасовом шедевре прекрасно всё. Ведущий, который обещает отличный вечер и тут же объясняет, где найти выход из зала. Всплывающая строка с именем продюсера Def Jam, когда на сцене выступает президент Konami. Гробовая тишина перед показом первой игры и трейлер, который отказывается запускаться — спустя несколько секунд, которые кажутся вечностью, слышно лишь вступление песни Stronger. Неловкие попытки выступающего обратить происходящее в шутку. И это лишь первые десять минут!
Дальше всё ещё хуже. Для следующей презентации приглашают нескольких рестлеров, которых сначала зачем-то взвешивают, а потом они начинают лупить друг друга. Достаётся даже человеку, рассказывающему об игре, — его хватают за галстук, готовясь показать на нём какой-то приём. Но у этой истории счастливый конец — бедолага убегает за сцену.
Затем — скучная демонстрация Saw II, но её стоило перетерпеть ради появления продюсера Konami Така Фудзии (Tak Fujii), приготовившего презентацию Ninety-Nine Nights II. Игра никакого интереса не представляла, но выступление было легендарным — Фудзии постоянно выпрашивал аплодисменты и на ломаном английском повторял одни и те же фразы, ожидая реакцию зала.
В общем, всё пересказывать нет смысла, лучше посмотреть конференцию самому — там ещё и игры для Kinect показывали, основной генератор кринжа на E3. Но несмотря на то что конференция оказалась полной катастрофой, по такому формату я скучаю. Со временем подобные презентации становились всё более сухими и всё стремительнее превращались в набор рекламных роликов. Последнее шоу Xbox Games Showcase, к примеру, больше напоминает плейлист на YouTube — просто смотришь один за другим трейлеры, которые изредка прерываются комментариями. Кому-то такое нравится, но это всё-таки шоу, которое должно увлекать. Вот Konami в 2010 году действительно попыталась сделать шоу — кривое, косое, полное технических проблем и неумелых презентующих, но была во всём этом душа.
В том же году прошла конференция Sony, которая на фоне кошмара от Konami выглядела куда адекватнее — даже по нынешним меркам это достойный ивент с массой интересных моментов. Тут тебе и анонс Portal 2 для PS3 от Гейба Ньюэлла (Gabe Newell), и реклама PlayStation Move, и красивые трейлеры эксклюзивов вроде Gran Turismo 5 и Killzone 3. Все было роскошно оформлено, поэтому на тот момент о выступлении Sony говорили гораздо чаще, чем обо всех остальных. Но кто сейчас помнит, что там было у Sony? Зато шоу Konami вспоминают до сих пор.
А какая E3 запомнилась вам? Как обычно, делитесь в комментариях!
Лучшие комментарии
Для меня, пожалуй, лучшей и запоминающейся Е3 (а если честнее, то конференция Sony в рамках Е3) было в 2016 году. В то время бомбанули анонсы GoW, RE7 (особенно вкусно было после конфы пойти в демку), Death Stranding (максимально было не понятно, но после отмены SH's от Кодзимы с Риддусом на борту смотрелось интересно), ну и Spider-Man. Это, наверное, был тогда первый раз, когда Sony вместо трындежа жахали горячими анонсами и геймплеем тех же Horizon и Days Gone.
Начал смотреть E3 ежегодно с 2015 (как раз там чуть ли не впритык анонсировали Final Fantasy VII Remake и Shenmue III), и больше всего с теплотой я вспоминаю E3 2018.
Там не только с интервалом в один день Capcom анонсировали горячо мною ожидаемые Devil May Cry 5 (которую я на сонную голову сперва принял за DmC: Devil May Cry 2) и Resident Evil 2 Remake, так ещё и Sega на PC Gaming Show сделали царский подгон в виде портов Yakuza 0 и Yakuka Kiwami на ПК.
Там ещё From Software анонсировали Sekiro: Shadows Die Twice, который я как минимум раз в год перепрохожу.
Абсолютная имба для меня — E3 2015. Я даже примерно не помню, что там показывали «большие» студии, но конференция Bethesda была просто разгромом всего и вся. Мне кажется, Тодд до сих пор себя материт за то, что его хаят всякий раз, когда он не показывает 40 минут геймплея. Оттуда и нынешний Старфилд Директ. Да и в принципе, когда конференция состоит из одних синематиков, вспоминается та презентация Fallout 4.
Лично я не смотрел и плохо помню лист игр, но запомнил, что было дохрена крутых трейлеров на E3 2014.
С теплотой вспоминаю первые репортажи с E3 от Игромании на её дисках. Годы 2004 и 2005, если не ошибаюсь. Потом у меня перерыв был и вернулся к просмотру выставки уже году в 2014 наверное. Уже при помощи стримов Стопгейма. ????
Что, на самом деле, меня удивило на той презентации F4, он просто объявил, что игра выйдет менее чем через полгода, когда любой дефолтный анонс тех лет был — «Смотрите какая вся из себя за*батая игра, выйдет в лучшем случае через пару лет, а потом может еще и будут переносы», исключая конвейеры, конечно. В дополнение, в час трансляции вышел Shelter, который фактически породил новый жанр в мобильном гейминге.
Я смутно помню когда впервые увидел Е3, наверное с анонса первого Watch Dogs. Это условно 12 или 13 год.
Помню E3 2015 с анонсами Fallout 4, Mafia 3; E3 2017 с The Last Night, Ori 2 (сильный трейлер и грустная музыка что аж все плакали); Е3 2018 с долгожданным Cyberpunk 2077.
Несмотря на то что компании стали делать свои презентации. Лично для меня E3 был и всегда останется игровым праздником. Предвкушением «а вдруг, а вот счас, а что покажут неожиданного и неизвестного?».
там ещё дизонорд 2 анонсировали. крутота.
Мне было по барабану, а когда стало интересно — уже был 2017 и далее, и мне снова стало по барабану.
E3 Playstation 2016 — plain and simple
Для меня всегда были интересны эти пресс-конференции когда выходили новые консоли. Самая запоминающаяся была, наверное, Е3 2005, которые я смотрел естественно на дисках в записи. Трейлеры, рассказы о PS3\Xbox360 навсегда запомнились. Как же я мечтал поиграть в Burnout Revenge на Xbox360. После версии PS2 картинка в трейлерах геймплея казалась запредельной. После 2005 года с появлением нормально доступа в интернет в 2008 я и начал следить за Е3 устраивая себе мини отпуска на каждый год. Очень жаль что такого скорее всего больше не будет. SGF скучный, Sony\MSF делают не шоу, а простые ролики с трейлерами. Это всё не то.
Самый первый E3 1995 года.