Оценить
эволюцию шутеров просто: достаточно сравнить старые Doom
или Quake
с последними Call of
Duty. Вроде бы стало больше всего — графических красот,
пушек, сюжета и драматизма, режимов в мультиплеере… Но нельзя отрицать, что за годы развития было утеряно нечто важное, иначе попытки подражать классике,
такие как Ion Fury, Strafe
и Dusk,
никого бы не трогали за живое.
И так уж совпало, что ретростиль и вселенная Warhammer
40,000 будто созданы друг для друга, в чём мы уже убедились, пройдя для пробы несколько уровней экшена Boltgun. Настало время проверить,
выдержала ли студия Auroch заданный
уровень в полной версии.
Для тех, кто
не читал превью
Вы
выступаете в роли космодесантника, который должен прибыть на планету Грайя и
убить там во славу Бога-Императора всех еретиков и чудовищ. В
общем, типичный сюжет для вселенной Warhammer 40,000. Поначалу из смертоносных
орудий у героя только пиломеч — им можно бить и резать противников. Но затем
нам выдают болтер (аналог автоматической винтовки), дробовик, плазмаган,
пулемёт и гранаты разных видов. Всё это эффектно стреляет и гремит, а из
огнестрела ещё и гильзы вылетают, звонко падая на пол вместе с кусками мяса, на
которые разлетаются культисты и терминаторы Хаоса. Ускорить процесс потрошения
помогают бочки со взрывчаткой, расставленные иногда уместно, а кое-где просто для
декора.
Одно можно сказать точно: сюда приятно вернуться после перерыва.
Всюду
нас сопровождает сервочереп, подсвечивающий в свободную минуту аптечки, патроны
и броню, которая здесь называется Презрением. Ещё летающая башка с огнём на
макушке помогает выбраться из запутанных уровней, если вы вдруг запутались. Хотя
порой заблудиться полезно, ведь тёмные закоулки хранят секреты в виде апгрейдов
для пушек и бонусов для героя. Сам он, в отличие от своего спутника, не летает,
но в плане передвижений умеет многое: бегает, прыгает, совершает рывки,
подтягивается, чтобы влезать на уступы, и не боится падений с высоты — даже
места такие есть, где надо рухнуть на головы осквернённых уродов с
десятка-другого метров. Враги тоже используют разные виды атак. Одни бьют и
взрываются, подбегая вплотную, другие стреляют, третьи после смерти порождают
миньонов, а четвёртые, как чумные жабы, сочетают ближний бой и атаки на
дистанции.
Расправляясь
с нечистью, ультрамарин разминает кулаки, выкрикивает угрозы в адрес
врагов и время от времени устраивает «Зачистку». Это такой режим, когда толпы монстров
начинают лезть отовсюду, а вам надо носиться по арене и палить во всё, что
движется, пока с экрана не уйдёт красноватый фильтр. Особых наград за эту бойню
никто не предлагает, но размять руки и пристреляться всегда полезно, потому что
экшен здесь безостановочный. И если вам вдруг стало не в кого палить и некуда
прыгать за секретом, значит вы каким-то образом вернулись на пройденный участок
локации. Учитывая дизайн некоторых уровней, такое в игре возможно, хотя
случается нечасто.
А как вам уровни с элементами акробатики?
Прохождение разделено на главы — по одной на каждый
уровень. Добрался до выхода — и смотришь, сколько врагов укокошил, все ли
секреты нашёл и быстро ли справился с задачами. А начало каждой главы выдаёт
очередную порцию сюжета в виде короткой записки. Литературных изысков от этих сводок
не ждите, но всё же приятно узнать кое-что о противниках и локациях, где
предстоит воевать. Такие традиционные вещи игра сочетает с современными
решениями, вроде паркура и автоматической смены одной пушки на
другую, когда в первой кончились патроны. Удачный баланс между новым и старым делает Warhammer 40,000: Boltgun
одной из лучших стилизаций под ретро.
А дальше-то что?
А
дальше остаётся понять, справились ли разработчики со всей игрой, а не
только с первыми главами. Если вкратце — да, справились, можете закрывать обзор
и отправляться громить еретиков. Особенно приятно, что были исправлены недочёты
из превью-версии. Проблемы со звуком, естественно, решили. Но самое
удивительное, что оказались доведены до ума совсем пустяковые мелочи — вроде
временного бессмертия врагов после их спауна. Теперь, например, можно сразу расстрелять
голубые облачка над трупом розового кошмара, чтобы не дать появиться его
миньонам. А уж как выручает эта возможность во время «Зачистки», когда надо
реагировать на всё максимально быстро!
С еретиками у героя разговор короткий.
С
другой стороны, никуда не делось постепенное возрастание сложности. Даже на
среднем уровне вы в какой-то момент начнёте испытывать затруднения. Притом
что у героя нет какой-либо внятной прокачки (кроме пушек и почётной грамоты от
Императора), враги постоянно крепнут. В придачу к бегающим и прыгающим монстрам
появляются летающие, а за ними — ходячие танки, которых с наскока не возьмёшь.
Боссы становятся всё злее, а орды во время «Зачистки» — опаснее. Жжения ниже
спины добавляет дизайн локаций: если поначалу вы действуете на простеньких
аренах, то затем сражаетесь в запутанных лабиринтах или на подвешенных над
пропастью мостках, обучаясь расстреливать еретиков в прыжке.
Систему,
конечно, можно сломать, если хорошо знаешь уровень. Просто забиваешься в дальний угол
с аптечками и бронёй, чтобы щёлкать набегающих чудищ, словно в тире. Но тогда
пропадает азарт — хочется как можно быстрее закончить дело и рвануть к выходу. Ещё
стоит отметить, что бег космодесантника стал как будто ещё более «скользящим» в
сравнении с пробной версией игры. Того и гляди уедешь
в пропасть после спринта, словно на коньках. Непонятно, зачем было исправлять то,
что и так прекрасно работало. Впрочем, сравнить оба варианта шутера у нас уже
нет возможности, так что не будем увлекаться придирками.
Память
человека — великий приукрашатель, провоцирующий чувство ностальгии. Бывает,
запускаешь игру, которую любил в детстве, а там всё сделано настолько неудобно
и местами коряво, что сидишь и думаешь: неужели мне когда-то подобное
нравилось? Вот почему закосы под старину, выполненные точь-в-точь по дедовским
лекалам, не всегда работают как надо. А вот Boltgun
— ещё
как работает. Внешне этот боевик напоминает об ушедшей эпохе в истории жанра, зато внутри он
блестит новеньким деталями и предлагает понятные современному геймеру правила.
Так что впечатления, высказанные в превью,
остаются в силе. Это тот самый шутер, за который садишься скоротать
часок-другой после работы или учёбы — не глядя на системные требования, не
вспоминая, чем всё закончилось в прошлый раз, и не думая о том, сколько времени
потребуется сейчас. Warhammer 40,000: Boltgun можно смело советовать ценителям
жанра и хорошо сделанных игр.
Плюсы: удачная стилизация
под классику; интересные враги и динамичные битвы под зловещий саундтрек;
фанаты вселенной Warhammer 40,000 наверняка
оценят сюжет и антураж; не нужен компьютер с новой видеокартой; имеются
русские субтитры.
Минусы: разве что мелкие
недочёты, если придираться.
так как даже на нём я умирал меньше, чем в каком-нибудь Blood на нормале.
а разве интерес возникает когда ты умираешь и из раза в раз перезагружаешься с чекпоинта?)
имхо, но как раз сложность на которой ты постоянно выкладываешься на полную и остаешься на минимуме хп после каждого боя, но не умираешь это в разы интереснее, чем, просто дохнуть из раза в раз. и вот это как раз Болтган дает на полную
Вот да, Изюм от СГ и 96% в Стиме выглядят так, будто оценивающие либо не играли в другие ретро-шутеры (не старые, а именно с заделом на ретро и задавшие тренд — Ion Fury или Dusk) и им не с чем сравнивать откровенно унылый и проходной левел-дизайн и ганплей Болтгана (ей богу, фанатские маппаки для первой Кваки за последние 5 лет уделывают эти аренки, а они бесплатные), либо ставят лукасы чисто потому что Ваха, и сам факт существования шутана под ретро по Вахе, мол, заслуживает таких оценок.
Дизайн уровней — это вообще не «классика». Секреты очевидные (игра держит игрока за глупца и очень яркой краской отмечает все уступы), уровни почти всегда очень простые по планировке. Но больше всего лично меня раздражает какой-то неуместный перегруз патронами. Ребят, кто играл: у вас хоть раз кончались боеприпасы? В комнате с тремя культистами игра наваливает патронов как перед битвой с боссов в каком-нибудь Serious Sam, я не шучу. Смысла жонглировать оружием нет, (как и в кастрированном дэше). Режиссура боев тоже никакая. Просто спаунятся волны монстров, пока не набъешь N фрагов или не завалишь самого крупного. Вспомните лучшие мясные шутеры: связки «быстрый рукопашник» и «медленный дальнобой» (sorry) — нет. Здоровенные боссы и множество подсосов — нет. Про действительно адреналиновые бои с толпами камикадзе (снова сэм) — думаю, понятно. Лично я вообще не понимаю оценку «Изумительно», хотя очень уважаю ваху и люблю шутеры в стиле Doom. Ок, импакт, антураж, динамика героя — на высоте. Но левел дизайн крайне разочаровывает. Еще и уровни, по большей части, стилистически очень похожи. Однообразные текстуры, в общем. Предлагаю автору (без негатива) познакомиться/освежить в памяти Dusk. Тот же драйв, тот же закос под старину, но дизайн уровней очень и очень грамотный. Настоящие секреты, отличная режиссура боев, в меру сложные уровни и, конечно же, невероятно разнообразные визуально и стилистически уровни. Без негатива, но оценка завышена. В Doom-шутере кроме пушки, мяса и уровня ничего нет. В Boltgun пушки и мясо есть, а вот уровень все это сильно портит.
Я вот читаю отзывы, смотрю обзоры, и мягко говоря, недоумеваю
Болтган — это изюм? Это 96% положительных рецензий? Фанаты Вахи в шутеры никогда в жизни не играли, или по ней реально настолько плохие игры выпускают что это, цитата, «лучшая игра по сороковнику после ДоВа»?
Не, я отмечу — разрабы напихали кучу мелких приколюх. И реплик у ультрамарина куча, и соотношение силы оружия к прочности как в настолке, но при всём при этом — болтган просто средний шутан сам по себе. В нём очень унылый левелдизайн, куча сомнительных решений прямиком из прошлого века, вроде отбирания оружия в начале главы и отсутствия секретных пушек, ну и в целом некоторые вещи сделаны просто ШОБ БЫЛО КАК В НАСТОЛКЕ, а не чтобы было удобно игроку.
Ну например первой главе у тебя ОЧЕНЬ мало оружия, а на тебя выкидывают очень прочных врагов, типа термосов хаоса, или чумных жаб. И это не челлендж, это просто неинтересно, те же жабы — это прям эталон плохого дизайна, они ПРОЧНЫЕ и ПРЫГАЮТ. Демоны Нургла в игре вообще резкие как понос, фьють-ха В первой главе у тебя из хороших пушек только тяжёлый болтер и плазма. Болтов на жабы уходит туева хуча. А плазма в игре — это фактически ракетомёт. Т.е. у неё очень медленно летят снаряды, а в упор из неё не пострелять. А, и разброс у неё есть. И она перегревается после 4-х выстрелов, и дамажит после этого тебя Ты выпускаешь в жабу четыре заряда плазмы
Первый попадает Второй попадает Третий промахивается из-за разброса Четвёртый — пролетает мимо, потому что ИТС ВЕНСДЕЙ МАЙ КУЛЬТИСТС решила отпрыгнуть А пятый ты не выпустишь, ибо броня начнёт плавится
А жаб на арене скорее всего две. И это частично правится во второй и третьей главе, где тебе дают пушки получше, но вот таких тупых косяков в игре полно. Разумеется, из-за этого ты не умрёшь, но это просто убивает комфорт игры. Нурглинги — это вообще эталон дерьмового врага В шутерах любят делать мелкую шваль, которая дохнет от любого плевка, но в которую тяжело попасть. Нурглинги тоже прыгают, как жабы, и умеют стрелять. Т.е. будто их размеров было недостаточно. А голубые Ужасы Тзинча — стрелять почему-то не умеют, ну как так-то. Балансом патронов вообще не запарились — высыпали из ведра на каждую арену, но не аптечки, не. Аптечки и броню мы засунем куда-то в ящик в углу арены, ибо у нас же игра про реализм Короче, меня удивляет насколько все эту игру хвалят
Финальный босс, кстати, это босс первой главы, второй главы и промежуточные боссы этих же глав. Короче, это хороший продукт по вахе, но как шутер — очень слабо. Пройти на нормале, просто как тир, и забыть — самое то
1) Где автобег? Жать спринт постоянно рука устает.
в настройках геймплея есть чекбокс переключения бега. т.к чтобы ты не зажимал Шифт, а просто нажал 1 раз и персонаж дальше бегал, пока снова не нажмешь
5). Локации пока (первый акт) не особенно впечатляют. Ни по дизайну, ни по структуре. Верю, что дальше будет лучше.
во 2 акте разнообразия локаций тоже не наблюдается, но выглядит они иначе чем в первом) там уже какой-то каньон пустынный
6). Что за странная система с «уровнем врагов»? Игра «объясняет», что, мол, чем круче враг, тем круче нужна для него пушка? Или не все так просто? Для мяса пули, для брони — плазма? Как-то не заметно.
да, игра поясняет, что чем выше уровень тем сильнее нужна пушка) это буквально написано в подсказках во время загрузки + есть меню «помощь» когда нажимаешь паузу. это пошло из настолки. чем больше броня на враге, тем мощнее нужна пушка. и «значки уровня» это не совсем значки именно уровня. это именно отношение силы твоей пушки к броне врага.
Судя по тем 10 часам, за которые я прошёл игру — не на Экстерминатусе играть очень скучно и просто, так как даже на нём я умирал меньше, чем в каком-нибудь Blood на нормале.
А так — очень неплохо. Единственное — локации внутри глав практически не отличаются, что немного успевает наскучить. Ещё секреты, не совем секреты, но это вкусовщина
Прошел полторы главы, понял чего в игре не хватает. В Болтган нет драйва. Враги очень медленно двигаются, лениво постреливают в строну игрока, снаряды также лениво летят. Музыка не энергичная. На высокой сложности тебе не нужно бегать по всему уровню в поисках патронов — их в избытке. Бегать даже вредно: чем меньше ты передвигаешься тем сложнее тебя убить. Звук болтера хреновый, как будто стреляешь из швейной машинки. Сервочереп нужен для слепых, потому что он показывает броню и аптечки тогда когда я сам их вижу, и в основном говорит совершенно бесполезные реплики, напоминает маразматика. Это реально бумершутер, то есть игра для стариков.
Я тут набегу со своим половником дегтя. Потрогал игру на PC и Nintendo Switch. И могу сказать, что давно не видел такой всратой оптимизации стилизованных под ретро, игр.
В плане геймплея, стилизации, духа старой школы у игры прям все очень хорошо. Она действительно собрана по олд-скульным лекалам.
Но вот тот факт, что игра на Nintendo Switch (!!!) тормозит (!!!) в 30 fps — это непростительно. Boltgun выглядит фактически как Quake 2 в Software Render Mode но БЕЗ(!!!) трехмерных моделей персонажей, там спрайты. Q2 для такого требовал P1-90, 16 MB RAM и без ускорителя. Какие-нибудь Duke Nukem 3D и Blood — и того меньше. Задумайтесь. А теперь вспомним, что Switch, технически, быстрее, чем PS3 где-то в два с половиной раза минимум — в портативном режиме. В доке и того шустрее. А теперь представим, что PS3 суммарно быстрее первого пня раз так в 500-1000 минимум.
На Steam Deck игра работает ± хорошо, но жрет стабильно минимум 22 ватт. Это дохерища для игры с таким внешним видом. Можно отключить искусственную пикселизацию и снизить рендер до 50% — тогда будет жрать 19 ватт, и это все равно дохерища для ретро-шутера.
У игры офигенно тяжелые двигло и рендер, особенно рендер освещения и пост-обработки. Я понимаю, что это «великий и могучий» Unreal Engine 4, но даже его умудрялись доводить до вменяемого состояния с куда более комплексной вязью из сложных моделей, окружения и шейдеров.
P.S.: я все еще охреневаю, что находятся разработчики, которые умудряются выпускать на нинтендо-портативке двухмерные (!!!) игры в 30fps.
P.P.S.: саунд в меню шикарен. А вот в геймплее остро не хватает таких же мощных запилов, я прям разочарован.
Тоже подписываюсь. Среди всех «ретро» шутеров — этот самый скучный из всех. И оптимизация желает лучшего. В общем, не разделяю и близко восторгов, дизайн карт унылый до невозможности. Пару хороших идей, что абсолютно не оправдывает ценник в тысячу рублей в стиме. За эти деньги вы можете купить _без_ скидок Dusk и Amid Evil вместе, которые лучше и веселее в разы.
Да, и кстати, постепенного возрастания сложности в игре нет. Она тут волнообразная, причём от арены к арене. Последняя глава как раз самая простая, потому что даже Четвёрка не способна противостоять гравгану, мельте и кулверине. Финальный босс не сложный, он душный, и мы его валим в третий раз, без новых особенностей со стороны самого главгада
Прошел на четвертой сложности. Странно, наверное, ругать игру, которую прошел, но мне пожалуй нравятся такие вот шутеры, плюс она короткая. Поэтому я буду. Но начну с плюсов. Стрелять приятно и ощущения от персонажа хоть и несколько неожиданные для игры про космодесантника (пусть и в таком жанре), но тоже приятные. Левелдизайн ужасен. обычно это просто длинные коридоры, которые приводят к аренам. Эксплоринг не поощряется, потому что местные «секреты» обычно — но не всегда! — лежат на виду, а лазание по казалось бы труднодоступным местам ничего не дает. Сервочереп ни разу ничего полезного не показал. Враги немощны. Подвижных мало, стреляют неактивно, снаряды летят медленно — что видимо должно символизировать нечеловечески быструю скорость, с которой движется сверхчеловеческий десантник. В итоге для меня самыми опасными оказались, пожалуй, нурглики — потому что они прыгают и их много. Видов противников, кстати, не то чтоб и много, а разновидности боссов — вообще какое-то издевательство, ну да не буду спойлерить. Оружие кстати тоже, хоть и ощущается прикольно, но функционально довольно однообразно. И параметр силы не то чтоб работает. Патронов при этом навалено столько, что коридорные сегменты обычно можно проходить с любой пушкой — вряд ли закончатся. Может, это и неплохо, но на все остальное (разве что кроме мельты и гравгана) все останется валяться. Выглядит странно. Аптечки и броня раскиданы еще более странно — на отдельных участках их с избытком, на иных — просто нет. А если еще и начинаются сложности… Собственно, сложность. Не пробовал другие, на экстерминатусе врагам мозгов явно не добавляется, а вот хп и урона — вполне. Не редко встречающийся подход и я его ненавижу. Терминатор Хаоса, который дооолго расстреливается со всего, кроме 2 вышеупомянутых пушек и практически ничего при этом не делает — очень странное зрелище, которое преследует на протяжении всей игры. Проблемы начинаются на аренах, где мозги и какие либо таланты врагам и не нужны особо, они давят количеством. А если это еще и арена с боссом, у которых все те же хп и урон какие-то неприличные значения имеют… Но есть решение и имя ему — вихревая граната. Которая способна если не убить, то 3/4 хп снять вполне. Выше я писал про секреты — так вот, застряв (пока не вспомнил про гранату) в паре мест и пройдя их (вспомнив о гранате) без гранаты я чувствовал себя уже не так уютно и эксплорить приходилось, просто чтобы ненароком не пропустить. Еще в игре есть ближний бой, который по началу кажется прикольным, но оказывается слабоприменимым, никак не эволюционирует на протяжении игры (если не считать бонуса-секретки на жалкие полминуты) и не использовался мною с начальных уровней и до финального боссфайта. Музыку не поругал только ленивый. Я не ленивый и поругаю. Большую часть указанных мной минусов в том или виде писали выше. Но все равно это все разве что мелкие недочёты, мы придираемся.
Отдельно скажу об эстетике Вархаммера. Она здесь есть (с поправками на жанр, разумеется), но я решительно не понимаю, а в чем здесь заслуга игры? Чего-то выдающегося в реализации антуража нет. Это же игра скорее паразитирует на сеттинге.
В итоге из-за такого вот соотношения плюсов и минусов хвалить игру совсем не хочется, прошел и прошел.
имхо, но как раз сложность на которой ты постоянно выкладываешься на полную и остаешься на минимуме хп после каждого боя, но не умираешь это в разы интереснее, чем, просто дохнуть из раза в раз. и вот это как раз Болтган дает на полную
Ещё до конца не прошёл, но мне кажется, что игре чего-то не хватает. Возможно кастомизации пушек (в игре можно найти «медальки» от Механикусов, но толку с них если на следующем уровне бонус пропадёт?), или дополнительных режимов огня, у болтера есть рудименты в виде специальных патронов, да и только. Могли бы по классике добавить эпизоды с управляением техникой или на худой конец просто турелью.
Побегать пострелять можно, но на фоне других бумер-шутеров Болтган ничем не выделяется.
Вот кстати да: игра вынуждает не носиться по уровню, а осторожно отстреливать издалека и прятаться по углам. Такой себе драйв. Самый первый болган тупо эффективнее на дальней дистанции, чем дробовик на ближней. И пиломеч слабый, пока ты пилишь какого-нибудь десантника, тебя кусают монстры вокруг. Мотивации сближаться с противниками нет, наоборот, выгоднее держать их очень далеко и играть в такой тир по лицензии Games Workshop.
Сервочереп вызывает гомерических смех — ладно бы он указывал на большие и где-то запрятанные аптечки, так он подсвечивает маленький магазин к болтеру, которых и вокруг, и у героя в кармане навалом.
Было бы классно добавить разные классы. Мы так-то за ветерана играем, а эти парни могут хоть с прыжковым ранцем, хоть в термоброне. Всё равно абилка тарана в игре не самая эффективная.