Поиграв в американскую Where the Water Tastes Like Wine, я подумала: как жаль, что у нас нет подобного приключения, в котором были бы собраны русские народные предания и городские легенды. Это ведь непаханое поле для игроделов! Я уже начала лениво размышлять, мол, здорово было бы сколотить команду и самим попробовать сделать такую вот игру мечты, как мне в руки попала « Чёрная Книга», самый настоящий кладезь отечественного фольклора, сделанный в формате RPG. На самом деле, жанр этой игры сложно описать лаконично: тут у нас и текстовый квест, и визуальная новелла, и ККИ, и адвенчура с пиксель-хантингом, ну и, конечно, «ролёвка» с отыгрышем доброй или злой ведьмы.
Я уже писала про Black Book в материале про самые ожидаемые инди-игры 2021 года и отмечала там, что она в первую очередь привлекает внимание незаезженным сеттингом. Небольшая пермская студия Morteshka постаралась на славу и сделала большой шаг вперёд по сравнению с предыдущей The Mooseman (которая также базировалась на народных преданиях). Новый проект «Мортёшки» оказался куда более комплексным, глубоким и масштабным. Запуская «Чёрную Книгу», я ждала от неё прежде всего увлекательного карточного геймплея, щедро сдобренного национальным колоритом, но никак не захватывающего сюжетного приключения, погружающего в себя на несколько десятков часов. Это было неожиданно, но чертовски приятно.
В некотором царстве…
На дворе 1879-й. В этом году родился будущий автор теории относительности Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), а немецкий инженер-изобретатель Вернер фон Сименс (Werner von Siemens) показал берлинцам первый электровоз. В том же 1879-м американец Томас Эдисон (Thomas Edison) испытал свою лампу накаливания, а между Петербургом и станцией Малая Вишера состоялся первый в России телефонный разговор.
Но в Чердынском уезде Пермской губернии в то время было не до чудес науки. Там творилась совсем другая магия — самая что ни на есть настоящая. Ну, если верить «Чёрной Книге», конечно. В Вильгорте и его окрестностях вовсю бесновались черти, не дававшие простому люду заниматься своими делами. Благо в уезде жила колдунья, которая могла помочь справиться с такими бедами. Порчу снять, с водяным разобраться, проверить, кто там шумит по ночам в заброшенной избе — для неё это было плёвое дело.
Василиса — а именно так зовут эту умелую не по годам векшицу — выбрала себе такую профессию не случайно: девушка стала колдуньей, чтобы вернуть к жизни своего возлюбленного. Для этого ей нужно открыть на той самой вынесенной в заглавие игры Чёрной книге семь печатей и загадать заветное желание. Каждая из печатей требует персонального подхода, и в его поисках Василиса повстречает немало интересных персонажей и частенько будет оказываться перед выбором: помочь человеку или, наоборот, встать на сторону нечистого, сделать что-то исключительно в корыстных интересах или уважить других. Все эти ситуации описываются небольшими текстовыми зарисовками с вариантами.
Всё в том же материале про самые ожидаемые инди-игры я задавалась вопросом, отразятся ли решения девушки на концовке или характере самой Василисы. Как оказалось, и да и нет. «Плохие» варианты увеличивают счётчик грехов, но он сам по себе не ожесточает героиню. Зато чем больше пакостей натворит колдунья, тем больнее ей будет в финале и тем выше шансы получить самую «злую» концовку. Довольно логично.
Всё прохождение я старалась держать количество грехов на минимуме — выше десятки оно, кажется, у меня не поднималось — и переживала, что совсем сбросить греховные оковы никак не получается. Но, как оказалось, это я зря: праведницей можно стать, даже если у тебя хоть сотня грехов. После Undertale с её наказанием даже за одно убийство это выглядит как-то по-читерски!
Дайте, что ли, карты в руки
Как я уже писала выше, «Чёрная Книга» — проект комплексный, вплетающий в геймплей самые разные жанры. День Василисы обычно начинается в избе — исходной точке, где она может пообщаться со своими напарниками, выслушать гостей и отправить чертей на работу. Работа бисяков обычно ничем хорошим для людей не заканчивается, так что ожидайте вместе с вернувшимися с задания чертями новых грешков в своей карме. Можно, конечно, никуда и не отправлять рогатых, но тогда бесы начнут мучить саму Васю. Кто-то, к примеру, понижает её атаку, а кто-то уменьшает количество получаемых после боя рублей. Перед героиней снова встаёт выбор: грешить или терпеть. Хотя, конечно, есть и другие варианты — куда в колдовском деле без хитростей!
После того как с делами покончено, можно и в путь отправляться. Перед нами лежит карта небольшой области с проложенным маршрутом, по которому мы должны двигаться от точки к точке. Каждое место можно посетить лишь раз (за редким исключением), и там нас ждёт текстовая зарисовка, по ходу которой мы сможем либо узнать что-то новое о мире Василисы, либо сделать очередной важный выбор, либо сразиться с нечистью.
Бои в Black Book проходят в формате карточной игры. У нас есть своя колода (та самая Чёрная книга), карты в руке, от которых мы вынуждены «плясать», и место под заговор. У противника тоже есть карты, но если это не какой-нибудь колдун, то их немного. И выкладывают враги всего по одному слову за ход. Как и в любой уважающей себя ККИ, в «Чёрной Книге» есть свои ограничения на колоду: она должна содержать от 13 до 33 карт, максимум по четыре копии каждой штуки. Доступных карт в игре, разумеется, гораздо больше, и, чтобы найти свою идеальную механику, придётся поэкспериментировать. Делать это, правда, не очень сподручно: в Black Book нельзя сохранять несколько колод — можно только пересобирать одну и ту же. Для игры, в которой тебе постоянно дают новые карты, тем самым подталкивая к активному исследованию механик, это довольно странно.
Боевой заговор Василисы состоит из слов — приказов и ключей, которые, в свою очередь, делятся на цвета — чёрный (атакующие и направленные на противника) и белый (поддерживающие и направленные на себя). Например, завершающий заговор белый ключ под названием «Аминь» увеличивает получаемую защиту на три, ещё и остаётся в заклинании дополнительный ход. А некоторые особо «злые» чёрные карты добавляют грехов в копилку Василисы.
Приказы и ключи разрешают отменять в любой момент до подтверждения готового заговора — и это очень удобно: можно сколько угодно подбирать подходящий расклад. А неудобно то, что урон по каждому отдельному противнику (враги редко ходят поодиночке) нужно считать самому — почему-то в игре показывается только общий ущерб от атаки. А порой вырисовывается непростая такая математика — приходится чуть ли не с калькулятором сидеть. По крайней мере такому гуманитарию, как я.
Ещё сложнее, но при этом ещё интереснее приходится во время битв-головоломок в ограниченное количество ходов с заранее заготовленным набором карт. Вот там действительно приходится пораскинуть мозгами. Никакого права на ошибку, зато какое удовольствие, когда разгадываешь такую задачку! Правда, пока я писала этот обзор, успело выйти обновление, в котором разработчики вроде как исправили сложность таких сегментов, и головоломки стали проще. Как по мне, зря!
Несмотря на немаленькую продолжительность игры, бои в ней не успевают наскучить. Они тут далеко не на каждом углу, а некоторых сражений при желании вообще можно избежать. Плюс, Black Book постоянно ставит игрока в непохожие друг на друга ситуации, а сами монстры различаются способностями, и, даже когда бьёшься с ними одной и той же колодой, бои всё равно получаются разными.
В итоге, сразившись с нечистью, собрав былички и решив судьбу парочки несчастных, Василиса доходит до финальной отметки на карте. Там её обычно поджидает либо босс, либо важное сюжетное событие. После чего мы снова возвращаемся в безопасный уголок, говорим с посетителями, распределяем бесов и размышляем о том, как нам открыть все семь печатей. А потом — опять в путь, но уже по совсем другому маршруту, с другой целью и с совсем другими историями. Повторять много-много раз.
По описанию это звучит как какой-нибудь «рогалик», но никакого рандома и случайно генерируемой карты тут нет. Эта игра насквозь сюжетная, и все события в ней происходят тогда, когда и должны происходить.
Бочка мёда
На прохождение «Чёрной Книги» у меня ушло где-то 50 часов. Это довольно много, особенно учитывая, что сражения мне вообще никаких проблем не доставляли. Одной из причин, по которой у меня так затянулось изучение игры (помимо того, что я с увлечением читала весь именослов), стали партии в подкидного дурака. Я играла в карты буквально в любой непонятной ситуации. Сыграть партийку с дедом Егором у себя в избе перед выходом на дорогу? Запросто! Перекинуться с торгашами на ярмарке, да ещё и поставив при этом на кон 50 рублей? Меня дважды звать не нужно! Поиграть в карты с чёртом, вместо того чтобы сражаться с ним? А за это тоже опыт дают? Подержите мой стакан берёзового сока!
Во время прохождения сложно не начать чувствовать себя настоящей знаткой — альтруистичной и справедливой векшицей или же жестокой и равнодушной к окружающим колдуньей. Black Book будто бы проверяет на профпригодность не столько Василису, сколько игрока. Что ж, теперь я знаю, как при встрече отличить лешего от простого деревенского мужика (у первого тонкие ноги с копытцами и шапка сдвинута вперёд), осталось только придумать, где ещё мне применить эти знания!
Славянский фольклор пронизывает всю «Чёрную Книгу» насквозь. Заводя в новое место, игра тут же отправляет нас в местный глоссарий, который активно пополняется по ходу сюжета. Оттуда можно узнать, например, чем так примечательна была в те времена русская баня. Кроме того, если персонажи употребляют в своей речи малопонятные современному носителю языка слова, то никто не мешает навести на них мышкой и прочитать их толкование. Стилизация стилизацией, но и об удобстве игрока тут не забывают.
«Чёрная Книга» умеет удивлять, но подробно расписывать, как она это делает, — значит портить вам часть удовольствия от прохождения. Поэтому я просто отмечу, что игра постоянно меняется. К примеру, не успеваешь ты подумать, что мы долго ходим по лесам, как действие переносится совсем в другую локацию. В какой-то момент Black Book даёт почувствовать себя настоящим детективом, в другой заставляет решать головоломки, которых ты совсем не ожидал увидеть. За всё время прохождения я ни разу не заскучала, наоборот — мне хотелось идти вперёд и узнать, что же будет дальше.
В «Чёрной Книге» есть небольшие трёхмерные локации со свободным перемещением, на которых можно искать траву (в битвах без неё порой никак) и осматривать объекты. Именно в таких местах простенькая графика игры сильнее всего бросается в глаза. На мой взгляд, у «Чёрной Книги» довольно стильное визуальное оформление. Такой минимализм кажется мне приятным, а лаконично нарисованные 2D-портреты персонажей и иллюстрации на картах гармонично его дополняют. Но могу понять, если кому-то такой стиль может и не прийтись по душе.
Ложка дёгтя
Продолжая тему локаций со свободным перемещением, не могу не отметить, что перемещение это не всегда можно назвать свободным. Порой Василиса застревает, отказывается идти туда, куда ей велят, или начинает бежать упираясь в невидимую стену, вместо того чтобы взять себя в руки и дойти до цели, до которой рукой подать.
Как я уже говорила, игра с завидной регулярностью ставит героиню перед выбором, но порой это лишь его видимость. Вот спорим мы с одним из антагонистов, он рассказывает нам о своём взгляде на мир, мы можем не согласиться с ним и напасть на него. А можем согласиться с тем, что мысли-то у него здравые, но сражаться всё равно придётся. Лично мне не хватило большего выбора действий и сложных дилемм. И слотов под сохранения тоже — хотелось «запомнить» прогресс в любой более-менее интересной ситуации, чтобы потом её перепройти, но ограничение, увы, сказало мне: сохраняй только самое-самое важное.
Но это всё по большому счёту мелочи, которые не портят впечатления от игры. Тот самый случай, когда бочка мёда настолько велика, что ложку дёгтя в ней если и заметишь, то проглотишь не поморщившись.
Всякий раз, когда я думаю, что современные игры меня уже ничем не порадуют и я уже всем пресытилась, появляется совершенно очаровательный проект, в который я отчаянно влюбляюсь. Вдвойне отрадно, что новый объект моей страсти ещё и сделали наши соотечественники.
Казалось бы, «Чёрная Книга» просто берет за основу классический миф об Орфее и Эвридике (герой хочет вырвать свою вторую половинку из лап смерти), добавляет в неё щедро сдобренных славянским колоритом деталей и разнокалиберных дел (это я ещё о прокачке Василисы и артефактах рассказывать не стала!), но в итоге выдаёт едва ли не уникальную игру с увлекающим на десятки часов геймплеем и масштабной историей, которая не ограничивается одним только Чердынским уездом. Это ли не настоящее колдовство?
Плюсы: самобытный и неизбитый сеттинг; захватывающий сюжет, который тут явно не для галочки; заставляющие напрячь мозг головоломки; общий стиль и оформление игры; колоритные персонажи, каждый из которых обладает своим характером; возможность сыграть в дурачка чуть ли ни с кем угодно.
Минусы: немного однообразная музыка; проблемы с управлением на трёхмерных локациях; порой выбор является выбором только на словах.
Лучшие комментарии
Huli64njettaуже, просто обидно, что любимый канал забил на работу над хорошими видео обзорами хороших игр, и все чаще видим какой-то странный, по меньшей мере, контент. Потому что сами люди на стопгеймпе (за одним исключением) нравятся.
Вдогонку к плюсам.
Озвучка от GamesVoices архикрута, и архиканонiчна. Я не знаю, где нашли актрису на роль Василисы, но ее говор это эталон дерёвни (в хорошем смысле). «Ты че, Коль, с дуба рухнул?» в ее произношении в палату мер и весов нужно положить как образец. Чихачев в роли деда-наставника вообще генерирует такое кол-во убойных фраз. «Надо мне внедрится» без контекста это прям… Что вообще забавно. Значит у инди студии бабла на фанатских звуковиков хватило, а у всяких AAA компании не хватает.
Подкидной дурак — лучшая реализация дурака вообще на текущий момент. Соблюдены все каноны. Рубашки и лица карт — зачет. Звуки аутентичны, будто с дедом и бабкой раскидываешь колоду, которой лет уж 40 от роду. И чертовской мухлеж. 5 козырных тузов не просто в рамках одной игры, а в рамках одного подкида это нечто. Плюс, дурачок еще и заставляет поскрипеть мозгами, ибо игра часто идет 2х2 и надо не только себя от «погонов» избавить, но и товарища в паре.
Кладбища бэкеров тоже классно сделаны к слову и по канонам.
Однако к минусам.
Баланс поломан нафиг и неизвестно когда его разработчики починят.
Те же головоломки это хорошо, но не тогда, когда из-за корявого описания самой карты ты тупо НЕ догадался, что белая карта «Луны братья» наносит урон при применении на врага врагу, а щит дает Василисе! Причем в остальных боях карта дает то, что написано. На кого применили, тот и получит и урон, и щит. Плюс, головоломки практически всегда идут в комплекте с квестами на лояльность т.с. напарников. И когда тебе, только только освоившему 1-2 печати и складные карты, кидают ПОЛНЫЙ набор карт, которые из 5-6 печати, которых ты знать не знаешь, это натурально раздражает.
Бои с не-боссами достаточно быстро превращаются в рутину. Настолько, что я тоже с удовольствием игрался в Подкидного каждый раз, как давали возможность. Бои с боссами тоже чудят от «тьфу» до «да как тебе, бисяк проклятый, обратно в ад то заслать». Финальный босс 6 главы гарантированно навешивает люлей больше, чем финальный, даже если вы грешник. Более того, если вы грешник, то предварительные боссы 7 главы могут доставить больше гемора. 95% врагов ложатся штабелями от билда «Порча+Сглаз+Максимум и того и другого+Кипящая кровь». А другой билд делать не очень-то и хочется, ведь при этом билде враги будут буквально убиваться об Василису. А оставшиеся 5% это головоломки и тот самый финальный босс 6 главы.
Так что в минусах стоило бы написать, что если вы будете играть в ККИ и не будете пропускать бои, то либо будет конкретная боль, либо пойдете по гайдам и станет скучно.
Так что хз как насчет изюма. Хотя, с патчем позволяющим пропускать бои можно и так сказать. Остросюжетный темнославянский фентези-сказ о том, что с желаниями аккуратнее надо быть!
P.S. Немного в сторону идет система прокачки. По сути она сводится к банальному "+1 к месту в сумке" / "+1 к складному урону" и т.п. Кроме бесовского направления. Но она компенсируется тем, что для светлых она хорошо идет как балансир треклятых бисяков (прокачаная Василиса может спокойно забить на 2/3 эффектов мучений от бесов), а для темных позволяет отлично сволочить и колдунить налево и направо. И озолотится. :)
Ок, верю, игра хорошая, надо брать. Но, «Наш выбор»? Ну, то есть, такая же оценка как в Ведьмаке, Hades, Deus Ex HR? Как тогда вообще ставится эта оценка игре? Я понимаю, когда у каждого автора свое мнение и что одному «Изумительно», то другому «Проходняк». Но, «Наш выбор» ставится от лица всей редакции, разве нет? И как тогда такая во всех смыслах нишевая игра получила такую оценку?
Не следил за её обзорами, так что после этого коммента пошёл в её профиль, смотреть последние поставленные ею оценки:
Operation: Tango — похвально
Twin Mirror — проходняк
Haven — проходняк
When The Past Was Around — проходняк
Агась, просто ведро изюма.
GunbitНу с игрой года конечно перебор громадный, а так геймплей не плохой, но однообразный. Графика одна из самых уродливых за последние 10 лет, при чем и 3д и 2д. Постоянно переназначать чертей на бессмысленную работу довольно душно.
Мне, как лютому фанату Arkane, Deathloop внушает опасения. Такое впечатление, что они незадействованные ассеты от остальных игр взяли и кое-как собрали. Плюс стиль чуднОй просто до нельзя. Arx Fatalis серьезен, Dark Messiah со скидкой на Зану тоже старался держать марку, Dishonored 1/2 тоже серьезны. Prey так вообще старается примерить лавры серьезной такой НФ.
А тут что… Стиль аляповатый, многие элементы выглядят разнородно, концепт этой временной петли, который уже был в Prey Mooncrash и не то, чтобы шибко на слуху. Спорно короче… очень спорно.
любая оценка субъективна, если нет точной формулы расчёта.
Шёл 2021-й год, люди продолжали сравнивать оценки разножанровых игр…
Заняться вам нечем, что ли, кроме как оценки сравнивать, я не понимаю.
Вот тут поддержу. Тут скорее «стоит ознакомления».
Значит Loop Hero — Похвадьно, а это у нас Изумительно да еще и Наш Выбор. Ну очень уж субъективная оценка.
все таки графика хоть и стильная но лицо героини очень уж неказисто сделано. Как будто из времен пс1.
И я к этому не смог привыкнуть за время игры.
Благо видим мы его не так часто.
В наше время выходит слишком мало годных проектов родом из России, так что пропускать нельзя. Спасибо за обзор, теперь представления об игре стали куда больше.
Вот да по мере прохождения игры так и создаётся ощущение словно читаешь сборник сказок. Я как раз в детстве любил читать этот сборник. И игра просто заходит на ура.
да уж, действительно неожиданная отсылка на идущего к реке..
Как увидел про Пермь, сразу подумал про «сердце пармы» и «золото бунта» Алексея Иванова. Тоже глубоко исторические произведения, а в «золоте бунта» как раз описывается (среди прочего) странное сочетание православия и местного язычества которое тогда господствовало на урале. Но у Алексея Иванова все-таки конец восемнадцатого века, а тут уже конец девятнадцатого. Для чертей и бесов поздновато, даже в уральской деревне. Впрочем, это не так принципиально. Что такое сто лет туда-сюда, у нас люди до сих пор в приметы верят.
Интереснее другое: если это и «изумительно», и «наш выбор», и русский игропром вылезает из вомглы, то почему только текстовый обзор? Где видео на два часа с этнографической экскурсией по чердыни?
Если тебя так заинтересовало, то можешь посмотреть ролик от DTF на 20 минут или послушать последний выпуск подкаста «Не занесли», где данная игра тоже подробно обсуждалась .
Купил бы, если бы не боёвка на картах. Не хочу, спасибо.
Он же даже еще не вышел.
Я после прокачки вообще на работу в принципе только двух чертей и отправлял. Один наглухо мне срезал Благословление, другой Регенерацию. Оставшиеся мучения на фоне прокачки и предметов от коробейника были незначительны. Но вот одна из подстав по сюжету, когда у тебя наступает следующий день между диалогами, и ты можешь проворонить чертей это, конечно, не очень.
C предендентом на GOTY 2021 Катя переборщила (один It Takes Two чего стоит, я уже не говорю про Deathloop от мастеров жанра immersive sim студию Arcane). А так, отличный обзор, спасибо за проделанную работу!