Расставаться с Persona 5 трудно – даже если провести в ней больше сотни часов, к персонажам так привязываешься, что прощаться с ними не хочется. Частично эту горькую пилюлю подсластила Persona 5 Royal, предложившая немало нового контента, но в основном это было повторение пройденного. То ли дело Persona 5 Strikers – знакомые герои в новой обстановке, свеженькая история и много невиданных ранее локаций. Тех же вершин, что оригинал, игра не достигает, зато называть её лишь спин-оффом язык не поворачивается – это сиквел.
Повеселились – и хватит
Однако сиквел не совсем полноценный. Многие элементы Persona 5 были либо сильно модифицированы, либо вырезаны. Ходить в школу персонажам не надо – события разворачиваются летом, так что никаких экзаменов и прогулок по коридорам после уроков. Ребята отлично знакомы и уже давно общаются, так что свидания и дружеские походы в кафе никому не интересны. А главный герой прокачал свои характеристики, вроде силы и интеллекта, поэтому читать книги и смотреть фильмы нет необходимости.
В то же время в Strikers старательно воссозданы характеры героев: немного занудные рассуждения Юске на тему искусства, готовность Футабы изучать всё связанное с программированием, стремление Морганы поднять настроение Энн и её резкие высказывания в сторону тех, кто сравнивает её с котами, – всё на месте. Сюда отлично вписалась София, «компаньон человечества», или просто искусственный интеллект, желающий лучше разобраться в людской психологии. Когда здесь начинаются продолжительные ролики с диалогами, можно напрочь забыть, что это не обычная Persona 5.
Вот только за пределами этих бесед Strikers начинает немного меркнуть на фоне пятой части. По сюжету герои путешествуют по всей Японии – в разных городах находятся люди, которые каким-то образом влияют на разум других жителей и делают их своими последователями. Творец с армией поклонников, мэр с небывалым количеством избирателей – как только герои «меняют сердце» злодея, они покидают город и отправляются в следующую точку. Вернуться они уже не смогут, и неспроста – делать там толком и нечего.
Разработчики попытались ввести в игру социальные элементы – во время исследования города можно наткнуться на товарищей, поговорить с ними и получить предмет или даже небольшой квест. Одно из первых таких поручений – пробежаться по магазинам и купить конфеты для Энн, а потом пообщаться с несколькими людьми и найти для неё элитную сладость. Но такие моменты лишний раз подчёркивают, какие крошечные и бестолковые здесь города: штук десять магазинов, телепорт в Бархатную комнату и… всё. А, ещё рецепты можно купить и увидеть с десяток бонусных диалогов, но это совсем мелочи.
Однако возможность провести время с виртуальными друзьями, с которыми пережил столько запомнившихся событий в оригинале и Royal, позволяет закрыть глаза на недочёты. Даже сюжетной линии прощаешь минусы – здесь многое случается благодаря удаче, злодеям обязательно сопереживает один из членов команды из-за рода деятельности или похожего прошлого. Местами истории кажутся притянутыми за уши или клишированными, но всё равно история увлекает. Слишком высокую планку задала Persona 5, и соответствовать ей будет трудно даже её создателям – что уж говорить о сторонних разработчиках?
Стильный хаос
Самые большие изменения связаны с тюрьмами – здешними аналогами дворцов из пятой части (теперь в них можно в любой момент возвращаться даже из другого города). В плане структуры они похожи на дворцы: каждая крупная локация поделена на несколько зон с загрузками между ними, кое-где снуют враги, можно незаметно нападать на них сзади и так далее. Но отличаются драки – теперь они происходят в реальном времени. И сражаются ребята одновременно не с двумя или тремя противниками, а с десятками и даже сотнями.
При этом разработчики удивительным образом сумели перенести сюда практически все элементы пошаговой «боёвки» из Persona 5. Управлять можно любым персонажем, пользуясь его оружием и специальными атаками, а в драках с крупными оппонентами пригодятся персоны – зажимаете R1, останавливаете время и можете выбрать нужный приём. Игра любезно подсказывает, какие у врагов слабости, и после удачной атаки можно продолжить нападение нажатием разных кнопок.
Окружение тоже активно используется – машины можно взрывать, нанося огненный урон, всякие ледяные сталагмиты тоже. Если запрыгиваешь на фонарный столб и нажимаешь на «Треугольник», персонаж начинает крутиться у его основания и наносит всем вокруг урон. Всё очень динамично, весело и красочно – со знакомым визуальным стилем, который получился весьма достойным факсимиле.
Что здесь работает не очень хорошо, так это накладываемые эффекты вроде заморозки, усыпления, страха и так далее. Они как бы есть, но в то же время их не замечаешь, особенно когда враги накладывают их на компаньонов. Следишь здесь в основном только за своим героем, а что там делают остальные и как себя чувствуют, – наплевать. А если тебя самого оглушили, чаще всего проблема решается перемещением стика в разные стороны в течение пары секунд. В пошаговых драках такие эффекты оказывают огромное влияние на бой, особенно с боссами. Здесь же от них мало толку, а боссы больше похожи на губки и порой абсолютно беспомощны против умелого игрока.
В каком-то смысле этот минус становится плюсом, потому что некоторые аксессуары, дарующие иммунитет к тем или иным эффектам, оказываются бесполезны и на выбор экипировки тратишь не так много времени. Да и в целом на это обращаешь внимание, лишь когда целенаправленно начинаешь анализировать элементы. В драках же об этом не думаешь: там важнее с умом использовать ману, запоминать удачные комбинации ударов и использовать все возможности против толп врагов. А толпы тут бывают, особенно когда нужно защищать Футабу во время взломов.
Главное, что геймплейно игра не надоедает. Если при виде слова «мусоу» у вас начинается нервный тик, можете расслабиться – пусть здесь врагов больше, чем в Persona 5, до Dynasty Warriors и недавней Hyrule Warriors: Age of Calamity игре далеко. Многих боёв можно избегать, игнорируя патрулирующие тени, а при грамотном использовании персон даже сражения с десятком противников заканчиваются за пару секунд.
Выпустить Persona 5 Strikers решили на PC, PlayStation 4 и Nintendo Switch, хотя Persona 5 доступна лишь на одной из этих платформ. С одной стороны, связей между играми в самом деле не так много – есть отсылки и упоминания событий в диалогах, но в остальном Strikers самостоятельна. С другой – я не уверен, что с новинкой стоит знакомиться тем, кто не проходил оригинал. Не будет настоящей встречи с персонажами, не будет их предысторий, и впечатления окажутся совсем иными.
Надеяться на появление пятой части за пределами PlayStation – значит раз за разом разочаровываться в решениях SEGA и Atlus. Скорее всего, если бы планы действительно были, на них бы уже намекнули. Времени прошло достаточно, уже и Persona 4 Golden на PC портировали, и Джокера в Super Smash Bros. Ultimate добавили, а воз и ныне там. Так что рекомендую не трогать пока Strikers, а обзавестись PS4 или PS5 и пройти «пятёрку» – можно обычную версию, бесплатно доступную в PlayStation Plus, но лучше сразу идти в Royal.
Фанатам же обязательно стоит ознакомиться со Strikers. Это неидеальное, но очень хорошее продолжение, рассказывающее неплохую историю. Не стоит ожидать от него новую Persona 5 – многих элементов оттуда здесь попросту нет, и в том числе из-за этого игра проходится заметно быстрее. Но как возможность провести ещё несколько десятков часов в приятной компании Strikers прекрасна.
Плюсы: неплохая история с полюбившимися персонажами и парой новичков; узнаваемый визуальный стиль не растерял своего очарования после смены жанра; отличная боевая система, в которую перенесли почти все особенности оригинала и добавили уместные нововведения.
Минусы: клише в сюжете; не хватает социальной составляющей; незнакомым с оригиналом вряд ли стоит начинать с этой игры.
Лучшие комментарии
Моргана — это ОН, а не она. В пятой части это достаточно однозначно было показано, особенно в Royal.
Как никогда оценка «Похвально» отлично описывает всю игру. Да и на самом деле эта оценка в достатке описывает вообще любой спинофф в серии Persona. Всё также круто, но поменьше и не так глобально, чтобы простые игроки, не фанаты, могли со спокойной душой пропустить такие спиноффы.
Но вот для фанатов, как верно было подмечено в рецензии, — это мастхэв. При всех очевидных и явных недостатках игры, затянутые данжы и ненужное повторение сюжетных ходов из оригинальной игры, я сижу и наслаждаюсь каждой секундой. Ибо это те самые Фантомные воры, которые украли моё сердечко три года назад и теперь я к ним вернулся, как к старым друзьям, чтобы вспомнить былое.
Это шедевр, но с косяками, так что с оценкой согласен.
Это ужасный демон запрещающий тебе спускаться с чердака, потому что ты УСТАЛ.
Ну вот тут немного неверно, в Strikers просто убрали уже нерабочую систему. Обычно в ранней игре тебя не настолько осыпали эффектами, а потом обычно у кого-то в пати есть снятие всего, и у тебя в загашнике валяется либо тонна расходников, либо вообще персона со снятием. А уж накладывать эффекты на врагов… За всё прохождение 3-4-5-5R припоминается всего 2 реально влияющих момента: в 3 части колесо рандома и в пятой части веселое комбо «сон-физический удар».
Классная игра, и как персона, благодаря знакомым персонажам, характерной стилистике и отличной музыке, которая вызывает местами ностальгию (вокал Lyn всë ещё великолепен), так и просто как игра. Играть весело, покамест не надоело. Единственное конечно что не очень привычно, камера не настолько хороша как хотелось бы, даже не смотря на настройку, но в целом хорошо. Жаль только полностью отсутствуют персонажи из Роял и все сторонние конфиданты которые открывались в П5. Так что да, действительно похвально
Ты говоришь что Ailment не нужны и не рабочая механика, я говорю что нужны и рабочая, те же Dizzy или яд работают отлично, как и Silence на врагов, про Dragon Hustle это вообще шутка какая то, не зная о нем ты его можешь вообще не получить, а во вторых получаешь ты его только после 10-го января. И прости но как то не верится что ты играл на сложном.
Я вот играл на нормале (не вижу смысла ставить выше, игра не про боевку) и Ailment юзал пару раз. Они были бы полезны если бы их можно было юзать на боссов, а на обычных мобов — трата маны
Ну к тому боссу я уже перешел с нормала на хард, ибо легко. А так Dragon Hustle + Debilitate творит чудеса, особенно если зимой делать нефига и ты уже пошел крафтить НГ+ персон. Как бы что в SMT, что в Persona — подготовится перед боссом = упростить себе жизнь.
Я понимаю что это ирония, но одного босса в четвертой точно проще бить соло. А так в чем проблема, даже если не крафтить в 3 данже Taoti (которого тебе все равно игра предлагает путем особых слияний), Rebellion/Revolution поднимают критшанс вполне до приемлемых значений, чтобы успевать их повалить (или хотя бы пробурстить).
В Royal это немного пофиксили, Моргана уже не так бесит :3
Знаю, играю сейчас:)
Но ведь в Golden 4-ки одного из боссов тупо не победить не накладывая эффекты снятия защиты от элементальных атак (плюс на золотых руках желательно накладывать эффект снятия защиты и уклонения, иначе тупо можешь не успеть добить и они сбегут), ты точно не врешь нам что всего 2 раза их накладывать надо за все части?
Честно скажу — забыл (что немного символично). Но и то можно поспорить, что оно не влияет прям на геймплей — ты скорее всего просто юзаешь 1 раз предмет и его хватает на всё время боя (колесо из 3 части хотя бы может породить реально интересные комбинации).
А баффы/дебаффы статов как бы другая категория скиллов если что, и обычно они идут как «support» скиллы, а не «ailment» скиллы (и нет спокойно можно не накладывать, как бы в первых двух данжах хватает предметов на урон, а далее можно получить уже almighty скилл).
Ты точно в 4-ку выше чем на Easy играл?
Ага, можно и в одиночку бить босса, гениально просто.
Huli64njettaПеревод есть или пиратку качать? Почему епт нельзя писать наличие локализации наверху, где вся эта шляпа с название издателя и тд, уж это важнее чем название издателя.