16 сентября 2020 16.09.20 35 15K

Машина времени: как критики оценили Mafia в 2002 году

Совсем скоро свет увидит Mafia: Definitive Edition, полноценный ремейк гангстерского боевика Mafia: The City of Lost Heaven 2002 года. Пока трудно сказать, удачной ли получится обновлённая версия, однако классика точно останется в сердцах многих навсегда – нередко оригинальную Mafia можно увидеть в обсуждениях самых любимых игр. Но как отреагировала на этот проект пресса, что понравилось журналистам или разозлило их в 2002 году, когда они проходили игру впервые? Все самые яркие мнения собраны в этой статье.

 

Жизнь после GTAIII

Mafia вышла 29 августа 2002 года, а примерно за год до этого – 22 октября 2001-го – появилась GTAIII, поразившая всех качеством, вниманием к деталям и обилием возможностей в открытом мире. Поэтому «Мафию» почти в каждом обзоре неизбежно сравнивали с хитом Rockstar, и не всегда эти сравнения были в пользу новинки. Особенно некоторых обозревателей огорчило то, что Лост-Хэвен, несмотря на масштабы, не такая весёлая песочница, как Либерти-Сити.

«Город в Mafia не связан так тесно с миссиями, как в GTAIII. Зачастую поездка к следующей точке больше напоминает задающую настроение интерактивную кат-сцену, нежели геймплейный элемент, ставящий какие-то задачи перед игроком, – писал автор GameSpot, считавший это главным недостатком боевика. – В начале игры это терпимо, но примерно к середине прохождения начинаешь мечтать о возможности пропустить эти поездки». Медлительность машин, необходимость останавливаться на красный свет и желание копов штрафовать игрока за каждое превышение скорости тоже казались автору спорными элементами.

Об этом же писал рецензент PC Gamer, у которого, судя по всему, проблемы во время езды тоже возникали:

Приходится гонять взад-вперёд, обязательно соблюдая правила дорожного движения, поскольку всего одна ошибка может привести к провалу из-за привлечения внимания полиции. Эту механику можно считать реалистичной, и в каком-то смысле она бросает игроку вызов, но наличие опции, позволяющей быстро перенестись к следующему экшен-эпизоду, не помешало бы.

О той же возможности просили автор IGN и многие другие журналисты.

А вот погони пришлись по душе всем – особенно многим понравилась возможность стрелять по время езды.
А вот погони пришлись по душе всем – особенно многим понравилась возможность стрелять по время езды.

Впрочем, долгие поездки оказались чуть ли не единственным неудачным элементом игры, и они не смогли сильно повлиять на финальные оценки. GameSpot в итоге остановился на 9.3/10, IGN – на 9.2/10, а PC Gamer – на 9.1/10. Остальные составляющие Mafia вызвали восторг у подавляющего большинства рецензентов. Много лестных эпитетов можно прочесть по поводу дизайна миссий. В статье GameSpot все задания назвали «одинаково восхитительными» – как считал автор, каждая перестрелка в игре непохожа на другую, а захватывающих сцен очень много.

Как минимум один автор поспорил бы с утверждением выше – поставив новинке 3.5/5, рецензент журнала Computer Gaming World пожаловался на темп повествования. Ему не понравилось то, что игра начинается очень медленно – мало того что в самом начале приходится работать таксистом и развозить людей, так ещё и впервые стрелять в игре о мафии позволяют лишь в четвёртой или даже пятой миссии. Также он был разочарован отсутствием возможности сохраняться где угодно – об этом говорили во всех обзорах, но проблем с этим почти ни у кого не возникало. Под конец статьи автор CGW назвал Mafia «предложением, от которого возможно отказаться», слегка изменив знаменитую цитату из «Крёстного отца».

Часть авторов описывали в обзорах свои любимые миссии, и у всех они были разными.
Часть авторов описывали в обзорах свои любимые миссии, и у всех они были разными.

Для многих Mafia была увлекательной не только благодаря разнообразию ситуаций, в которые попадал главный герой, но и за счёт отличного сюжета. «Нужно канонизировать того, кто решил потратить деньги на хороший сценарий для этой игры; я полностью погрузился в рассказанную историю», – написал автор Game Informer. «[Mafia] укрепила мою веру в то, что создатели игр должны привлекать талантливых сценаристов для работы над составляющей, которая кажется мне в видеоиграх всё более важной», – заметил сотрудник IGN.

Красота, да и только

Визуально игра тоже многих впечатляла. «Вне всяких сомнений, игра безумно красивая, – писал автор Game Revolution, поставивший оценку 4.5/5. – Шестьдесят винтажных автомобилей с несметным количеством полигонов у каждого, ни с чем не сравнимая детализация текстур, плотно обставленные мебелью интерьеры… Я мог бы продолжать до бесконечности».

Обозреватель Game Informer был уверен, что модели персонажей в Mafia – одни из самых высокодетализированных и поразительных среди всех, что он когда-либо видел, хотя одежда и кисти рук показались ему угловатыми.

Качеством лиц был потрясён и рецензент PC Gamer – единственный обнаруженный им недочёт в графике был связан с появляющимися из воздуха объектами на горизонте (то же самое заметили и на GameSpot). Но это мелочь, не портившая впечатление.

Эти лица в те времена впечатляли всех рецензентов.
Эти лица в те времена впечатляли всех рецензентов.

Автор IGN назвал Mafia куда более реалистичной игрой, нежели GTAIII, – всё благодаря модели освещения, цветовой палитре и «превосходным» моделям автомобилей, шины которых даже можно было прострелить. Но больше всего его поразил звук, особенно в миссии на ферме, где идёт дождь:

Когда вы проходите мимо объектов вроде зданий и бочек, вы начинаете слышать, как стук капель дождя меняется в зависимости от материала, из которого сделаны эти объекты. Он приглушённый в случае с деревянными постройками и более звонкий рядом с бочками, а под металлическими навесами можно услышать эхо.

«Самое невероятное в Mafia то, что, когда игрок врезается в здание или в другую машину, его автомобиль получает повреждения: вмятины, царапины, разбитые стёкла, – восхищался рецензент GameZone. – Такая реалистичность помогает игроку почувствовать, что он в самом деле занимается в городе грязной работой». Также GameZone порадовало разнообразие видов оружия, в том числе наличие бейсбольной биты. «Когда разработчики из Illusion Softworks говорили, что хотят позволить игроку побывать в шкуре гангстера, они не шутили!» – добавил автор.

Красоте перестрелок посвящали отдельные абзацы.
Красоте перестрелок посвящали отдельные абзацы.

Из-за столь крутой графики системные требования были высокими, о чём предупреждал в том числе GameSpy:

Графический движок LS3D способен выдавать потрясающую картинку, но довольно требователен, особенно во время езды. В минимальных «системках» пишут о видеокарте с 32 Мб памяти, что уже говорит о многом, но на деле вам потребуется карта с 64 Мб и поддержкой T&L, чтобы насладиться визуальной красотой в полной мере.

Как писал автор, обладатели столь мощных компьютеров могли увидеть красивые горизонты, роскошно детализированное окружение и одни из лучших лиц в индустрии. «Дым от сигарет и оружия даже пугает своей реалистичностью», – говорил рецензент.

Музыка тоже всем пришлась по душе – люди были в восторге от того, насколько точно композиции воссоздают атмосферу 30-х годов. Автор GameSpot назвал саундтрек «восхитительной альтернативой банальному техно и приевшейся оркестровой музыке, которые используют во всех играх», а на IGN посчитали, что музыка сделала боевик гораздо кинематографичнее. А вот озвучение высоко оценили не все – если автору GameZone понравились все актёры, то рецензент PC Gamer назвал некоторые голоса «мягко говоря, терпимыми».

Интересно, что в 2002 году некоторые авторы обзоров указывали, насколько трудной Mafia покажется тем, кто с играми не дружит. Всё-таки тогда индустрия не была такой развитой и популярной, как сейчас. «У пользователей, проводивших мало времени в других играх, здесь на первых порах могут возникнуть проблемы. Однако удобная камера, которая даже лучше, чем в Max Payne, поможет адаптироваться в игре, иногда кажущейся запутанной», – писал автор IGN. Отдельно он отметил удобный интерфейс с возможностью поставить игру на паузу во время выбора оружия, а также понятную карту, доступную прямо во время поездки.

Лучшей игрой года Mafia признана не была почти нигде – слишком уж большой была конкуренция. В том же году вышла GTA: Vice City, не говоря уже о других играх, ставших впоследствии классикой.
Лучшей игрой года Mafia признана не была почти нигде – слишком уж большой была конкуренция. В том же году вышла GTA: Vice City, не говоря уже о других играх, ставших впоследствии классикой.

Забавно, но ни в одном опубликованном в 2002 году обзоре Mafia я не нашёл претензий к печально известной гонке, которая теперь считается одним из самых трудных игровых моментов той эпохи наравне с миссией с вертолётиком из Vice City. То ли игровые журналисты тогда были рукастые, то ли на самом деле этот эпизод не такой уж сложный. В любом случае Mafia сильно впечатлила прессу и игроков в 2002 году – осталось узнать, встретят ли так же тепло ремейк, который выйдет 25 сентября на PC, PlayStation 4 и Xbox One.


Поддержи Стопгейм!

Mafia: Definitive Edition

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
25 сентября 2020
3.1K
4.2
2 064 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

На самом деле не припомню чтобы меня утомляли поездки в «Мафии». Это даже как-то добавляло атмосферы. Так что я был очень удивлен когда узнал, что вроде как недостаток игры. Да и к гонке не то чтобы было много претензий.

Зато в режиме «Большая прогулка» я катался, когда тренировался для сдачи на водительские права. Тут тебе и коробка передач ручная, и поворотники работают (правда только если колеса повернуты, но это мелочи), и пешеходы снуют туда-сюда, полиция более-менее адекватная.
Так что я был очень удивлен когда узнал, что вроде как недостаток игры.

А это и не недостаток. Это БЫЛО бы недостатком в какой-нибудь гта, или сейнтс роу. Потому что сбивало бы темп остальной игры. А мафия в принципе сама по себе спешки не терпела и в её темп это встраивалось идеально.
Интернета тогда не было. Патч, исправляющий гонку вышел не сразу. Единственное оправдание, что та гонка нормально работала с рулем, с коим разработчики рекомендовали играть.

Ну или время тогда другое было. Раньше игрожур очень напоминал game.exe. Цель была не сколько игру оценить, сколько обсудить на художественный манер, так как типография и игрожур не был доступен всем и рецензии могли писать только избранные.
Просто в гонке была хитрость с телепортацией, с помощью которой можно было её легко пройти (чего, судя по заваленному повороту, нет в ремейке) и все рецензенты, наверное, знали об этом
Ну да. Щас бы игре 2002 года предьявлять претензии за то, что она сделана, как игра 2002 года, а не как 2020го.
У первой недостатки есть, но уж точно не те, которые описал ты.
Потому что:
главный герой, который из себя весь такой добрый (а на самом деле — подлый стукач)
Это называется «неоднозначность персонажа». Оказывается он может быть убийцей и предателем, но ему при этом могут быть не чужды муки совести (как и всё человеческое).

необоснованно завышенная сложность во многих миссиях
Это в каких конкретно? Можно подробнее?

абсолютно отвратительно реализованная стрельба
Стрельба как-раз таки отлично реализована, особенно учитывая год выхода. У оружия есть импакт от попаданий, требуется контроль отдачи (особенно у томмигана), при перезарядке ты можешь потерять патроны в обойме, герои не особо пулестойкие. Ещё раз, что там было «абсолютно отвратительно»?

Я уж молчу про рукопашный бой
Потому что игра вышла в 2002м году, примерно такой же уровень проработки рукопашного боя тогда был и в гта3, и в первом максе пейне, ну то есть сегодня такое не прокатит, а 18 лет назад это было вполне нормой.
я не нашёл претензий к печально известной гонке

Они не играли в пиратку.
Бесполезный спор. Можно принести массу аргументов, но современные геймеры зажрались) Если не играл в детстве, то точно не понимаешь, какие были ощущение на то время от первой Мафии.

Сам я не играл, но у меня есть большой список олдовых игр, которые сейчас засрут с большой башни за графон и старые геймдизайнерские решения. Но это было круто и даже сейчас местами цепляет за душу, пробуждая нотки ностальгии.

Так и с ремейком. В какой-то мере он выведет разные элементы оригинала на новый уровень, а в другой уйдёт во все тяжкие со всем этим Голливудом и взрывами. Есть в этом что-то бездушное, но ядро истории должно сохраниться. Как оно вышло узнаем совсем скоро. Лоев, твой выход!
Видать на релизе гонка была багованной
Это называется плохо прописанный сценарий) Если он такой уж добрый, чего тогда сразу не пошёл к полицейским, а ждал столько лет?

Ты игру чем проходил?
1) У чела была работа
2) Чел её потерял из-за мафиозных разборок
3) Челу было некуда идти, он принял предложение от БЕЗЫСХОДНОСТИ
4) Уже потом он поняв, что можно жить как человек, и не горбатится в такси, входит во вкус (и то его саморефлексии там посвящено много времени)
5) Из-за своей мягкотелости чувак не убивает сначала проститутку, потом Френка.
6) Когда его самого попытались уже кокнуть из-за вышеозначеного, он пошел в полицию.
ЧТО ТУТ ПЛОХО ПРОПИСАНО?
Миссия в отеле; в доках, в ресторане, в аэропорту (это как минимум).

Ни в одной из них сложностей не испытал, если не лезть на рожон, то проблем в этих миссиях нет вообще.
когда ты в упор высаживаешь всю обойму из томми — гана (такое действительно часто бывает даже в пропатченной версии), а врагу по фиг

Потому что если из томмигана стрелять длинной очередью, то большая часть патронов улетит в молоко. Стреляй короткими очередями и будет тебе счастье. Да в мафии надо контролить отдачу, стрелять с прияди, и о ужас, целиться!
Порой и целые обоймы от кольта враги выдерживают.

Ващет нет 3-4 в корпус достаточно. В голову и вовсе 1 (реже 2).
в gta 3 хотя бы можно было нормально кого — нибудь запинать.

Тут тоже можно. Проблемы начинаются, когда у врагов биты есть. И то со спины, один удар с замаха и хана врагу. Ещё раз. Сегодня такое бы не простили, но по меркам 2002го, это вполне нормально.
Почитал несколько отечественных обзоров на Мафию того времени. Это действительно не обзоры, а какие-то минирассказы по мотивам.
пока петух не клюнул, он и не стал задумываться глобально о том, что он творит
Во-первых муки совести и рефлексия были, во-вторых, ты так и не ответил, в каком месте он «плохо прописан»? Его действия противоречат его характеру? Нет.

Я предъявляю игре претензии за нечестный челлендж, который сводится к переигрыванию одних и тех же мест по нескольку раз.
Что в нем «не честного»? И что поделать, если проходишь эти моменты с первого раза? Враг умирает быстрее, чем игрок, поэтому берет числом. Игроку даны инструменты, чтобы аккуратно выносить всех высовываясь из-за угла в присяди. Враги не могут атаковать, когда пока их «застанило» анимацией урона. Игрок тоже не может, но всегда способен быстро свалить из под абстрела. Аптечки разбросаны там где это нужно, что не честного?

Да. пока ты будешь отвлекать врагов, они Поли быстрее изобьют.

Ващет нет. Либо они агрятся на Полли и их изи выносишь ты, либо они агрятся на тебя, и тогда их изи выносит Полли.

Вообще, прискорбно, что люди неспособны принять иное мнение, а вместо этого возводят абсолютно посредственную игру в ранг шедевра, не признавая её недостатков.

Понимаешь, ты имеешь право на своё «мнение», только вот многообразие мнений нихрена не значит, что все они равноценны. А то что ты приводишь в числе «недостатков», ими не является. Ну с таким же успехом, можешь пойти разоблачать какой-нибудь Сайлент Хилл, приводя в роли недостатков «а зачем Гарри Мейсон поехал в Сайлент Хилл? Он тупой чтоли? И вообще боевка уг, кароч игра посредственна».
Я вот тоже никогда не видел в этом недостатка. Наоборот, даже проходя игру уже в хрен знает какой раз, пару месяцев назад, с удовольствием проходил эти поездки и они ни капли не раздражали. А вот гонка, да, попортила мне нервы в свое время. Чего, кстати не могу сказать о миссии с вертолетиком в Vice City. Никогда не понимал, почему её считают сложной, ибо сам прошел с первого раза без каких либо проблем…
Да, его действия противоречат характеру.
Где?

Он мог чуть поработать на мафию, а уже в отеле просто развернуться и уйти и пойти в полицию
Вот ЭТО бы уже противоречило характеру персонажа и его логике.

часто читерят
Не читерят они. Спинами тебя не видят, сквозь стены не ходят и не стреляют. Совершенно обычные противники.

Многие другие люди вам ещё массу недостатков приведут, просто не хотят спорить
Количество сторонников чьей-либо позиции — не аргумент. Тем более, что одна половина приведеных тобой недостатков — не является недостатками, а вторую половину ты просто уже выдумал.

фан — сообщество мафии сродни секте, которые активно, простите за выражение, д**чат на игру
Фан-сообщесву игры — нравится игра! ВОТ НИКОГДА ТАКОГО МЫ НИГДЕ НЕ ВИДЕЛИ! И ВОТ ОПЯТЬ!

а здесь мужчина мог вполне спокойно ещё раньше проявить характер и пойти в полицию сразу после того, как только встанет на ноги.
Ты скажи в чем у него мотив был бы так делать? Чувак попал из грязи в князи, стал при бабле, проблемами с необходимостью убивать всякую шушеру не испытывал. Ради чего он Сальери сдавать должен был? Ради того, что последний помог отомстить за историю с такси и хорошо платил?
шлюху же не стал убивать
Потому что это не рандомная шлюха, а подруга его жены.

из снайперки за километр валят просто
Снайперы стреляют на дальней дистанции, ДА ГДЕ ТАКОЕ ВИДАНО ВООБЩЕ? Может, то что шотганщики стреляют вблизи, а автоматчики — очередями тоже чит тогда?

у меня взгляд на игру куда шире, чем ваш
Настолько «шире», что ты вместо сущесвующей мотивации главгероя выдумываешь свою, а потом удивляешься «а почему это сюжет не сходится?»

коллективная секта
Да-да «все тупые, один я умный в белом пальто стою красивый». Продолжай себя в этом убеждать.

ещё тогда стал ловить себя на мысли, что он не согласен с обязательными пунктами мафиозной группировки.
Поэтому поступил там по-своему, думая что последствий не будет. Где тут логическая дыра-то?

Будь это реальная жизнь
Ты удивишься, но сюжеты не пишутся «чтоб как в жизни». Они пишутся по правилам сценаристики и драматургии, это раз. И ты снова выдумываешь своего персонажа, который «пошел бы в полицию», а потом удивляешься «а почему сюжет не работает, если Томми заменить на моего героя?»

А то как так получается: «я выполняю грязную работу, деньги получаю, но с каждым разом это становится всё более суицидально
Оказывается чем опытнее человек, тем сложнее работу ему поручают! И оказывается, когда ты работаешь на Мафию, то приходится рисковать и убивать! Вот это новости!
То есть вы считаете честным, когда на вас на крыше и в порту вываливают пачку противников, которые валят персонажа на раз — два.
В этой игре — да. Тут нельзя переть напролом и надо аккуратно их выцеливать.

что Томми, дебил такой, то подкат исполнит, то стреляет из рук вон плохо.
А плохому танцору мешают гениталии. Про перекат, спасибо, похихикал, возможно не надо нажимать «прыжок + вбок», или два раза щелка по «вбок», когда не хочешь перекатываться? (К слову второй инпут вообще можно отключить в опциях, так что как можно делать перекат НЕ ХОТЯ ЕГО, я хз).

И тут что очередь, что одиночные патроны — без разницы.
Разница есть. Причем огромная. чем длиннее очередь, тем сильнее разброс и отдача.

Он мог намного раньше тайком обратиться в полицию, а не ждать столько лет
Зачем ему было это делать? Еслиб не убили Полли и не попытались бы убить его, он в полицию бы и не побежал.

Ну а прям Норман что, так сразу взял и поверил состоявшемуся мафиози?
Были свидетельство, конкретные имена, даты и сделки и СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО. Ты серьезно чем в игру играл?
Томми, всё же, несколько туповат, раз позволяет так на себе ездить: «у нас тут с гонщиком случилось что — то, порули за него — нет проблем». " у нас тут прокурор буянит, давай укради у него документы (при этом посылаем тебя на откровенно суицидальную миссию с балластом в виде взломщика, у которого ИИ, как у дерева) — «да, конечно».
Поздравляю, ты только что предъявил игре про гангстерскую рутину то, что игрок в ней занимается гангстерской рутиной. К слову с взломщиком тоже ничего сложного. Ждет на месте и идет за тобой по команде он исправно.

Да, конечно — фиг забьёшь битой со спины, когда на тебя нападают пятеро человек, а напарник тупой, как пробка. Из — за его фэйлов миссию в подворотне приходится переигрывать неисчислимое количество раз.
Пока на него отвлеклись вырубаешь всех со спины битой. Если агрятся на тебя, то отвлекаешь всех на себя, и ждешь пока их со спины изобьет Полли. Ничего сложного в этой миссии нет, если знать что делать.
Большинство топовых старых игр, это прежде всего уникальные движки и геймплейные механики, под эти движки приспособленные. Ремейки как правило, это уже совершенно другие игры. Ремейк первой Мафии конкретно, по сути своей является доработанной Мафией 3 в декорациях прародителя. Как и ремейк Демон Соулс очень сильно смахивает на ДС3. Поэтому ждать возвращения той самой Мафии, как минимум бессмысленно, прогресс не стоит на месте, но не всегда это бывает хорошо.
Стоит все-таки помнить, что индустрия молодая тогда была. Это сейчас она устоявшееся. Поколению за 30 до сих пор подсознательно в голову не приходит мысль, что на их детство досталось рождение индустрии, из-за чего они не понимают процессов, происходящих в ней, так как сравнивают младенчество и юность.
Мафия 1 по манере подачи сюжета, стрельбы, увлекательности в 2002 году была очень хороша. С Мафией 1 по части драматизма может конкурировать ГТА 4 и 5.
Читай также