Есть в индустрии видеоигр занятный феномен имени Paradox Interactive: жанр глобальных исторических стратегий, обязанный своему появлению именно шведской компании, до сих пор оккупирован ею же без малейших намеков на конкуренцию.
«Парадоксов» часто ругают за любовь к дроблению своих игр на десятки DLC, за баги, за долгий выпуск патчей, за отсутствие третьей части Victoria, наконец, но их стратегии всё равно боготворят, и выход новинки – это всегда большое событие для любителей жанра. В этом году таким событием должен стать релиз Crusader Kings III, намеченный на первый день осени.
https://youtu.be/hEJZ4EiXRlM
Встречают по одёжке
CKIII красива, и у неё есть свой стиль – персонажей не спутать с героями другой игры на тему Средневековья.
Количество текстовой информации на экране порой зашкаливает, что не может не мешать.
Ещё раз подчеркну – дело не ограничилось лишь заменой двухмерных портретов трёхмерными. Иллюстрация каждого события (эдакие мини-квесты, ставшие визитной карточкой всех стратегий от Paradox) – отдельная сценка с подобранным в тему фоном, а персонажи на ней принимают соответствующие позы и меняют выражения лиц. Если вспомнить ситуацию с подозрением на измену, то сообщение о рождении наследника и случившееся через несколько лет открытие тайны его происхождения будут представлены двумя совершенно разными сценами, где и без чтения текста будет понятно настроение каждой ситуации.
В целом художники CKIII предоставили отличную замену пресловутому «отыгрышу в голове» в той его части, которая касается внешнего вида персонажей. Просто сравните экран персонажа и окошки событий с тем, что было в CKII, – налицо огромный скачок качества в нужном направлении.
Детские болезни
Вассальные договоры теперь заключаются с каждым подданным отдельно.
Чем сложнее, тем интереснее
Из интересного в скудной боевой системе – подробное описание сражения.
«Образ жизни» – аналог прокачки каждого отдельного персонажа.
Романы, ухаживания, любовницы и наложницы – какое средневековье без плотских утех?
Рыцари плаща и кинжала
Разнообразных событий хватает, и повторяться они не спешат, что положительно сказывается на погружении.
Пока играть через интриги даже слишком просто: к примеру, едва научившись проискам с похищением персонажа, можно легко побеждать в любых войнах, захватывая в плен вражеского правителя. Кандалы и темница положительно сказываются на желании врага закончить конфликт на наших условиях! Впрочем, это лишний раз подчёркивает комплексность и взаимосвязь элементов геймплея.
Роль личности в истории
Но вся прелесть CKIII даже не в этом. Да, сложный игровой процесс, да, разные механики переплетены друг с другом, а любое действие в одной области может аукнуться позже в другой, причём самым неожиданным образом. Но важно то, что на первом месте всегда остаются персонажи и история династии, которую игрок пишет своими действиями.
В плане сюжета эта стратегия, пожалуй, может смело соперничать со многими нарративными проектами – настолько интересные истории она порой создаёт. Игра показывает, что развязать войну с соседним правителем можно из-за неосторожно брошенного слова на пиру, что клятва в любви до гроба – порой лишь слова (один из моих королей двинулся умом, когда на старости лет узнал о неверной супруге), а храбрость и отвагу можно использовать в самых корыстных целях.
Наглядная подача непредсказуемо развивающегося сюжета обеспечивается за счёт довольно простой механики – тех самых событий, постоянно возникающих в жизни ваших персонажей и требующих конкретных решений. Ничего кардинально нового разработчики здесь не изобрели, но благодаря паре изящных решений гейм-дизайнеров истории получаются цельными, правдоподобными и взаимосвязанными. Если зависимость выбора от параметров и свойств персонажа используется в играх уже давно, то система стресса позволяет отыгрывать роль достоверно, принимая решения с оглядкой на последствия – как это и бывает в реальной жизни.
ce5cc8dfd7eab6b93db1
Так, игроку часто выгодно совершать всякие гадости, вроде пыток и убийств пленников. Очевидный выбор в тех случаях, когда решение оправдано с точки зрения закона, не даёт штрафа к отношениям, да ещё и позволяет решить некоторые проблемы? Но у каждого персонажа есть свой характер, обусловленный привычками и свойствами личности, – если действия будут идти вразрез с убеждениями, то готовьтесь к повышению стресса. Это порой сулит самые серьёзные последствия – вплоть до приступов агрессии, болезни или даже попытки самоубийства. Система затрагивает и добродетели – например, жадина будет страдать при каждой трате денег «впустую», пусть игрок и не против пожертвовать деньги на благое дело.
Стресс можно уменьшить – опять же, способов для этого уйма, и зависят они от образа жизни и привычек. Пьяница найдёт утешение в вине, а атлет – в занятиях физкультурой. Но и здесь никуда не деться от последствий: во втором примере ждите отрицательный модификатор к отношениям из-за запаха пота.
В итоге каждая личность под нашим управлением выглядит достоверно, а решения, пусть и обусловленные чисто практическими интересами игрока, заметно реже вступают в противоречие с миром игры. С точки зрения отыгрыша роли CKIII даст фору многим RPG – лучшего варианта для погружения в мир этой эпохи я, пожалуй, не назову. Kingdom Come: Deliverance не хватает свободы выбора, Mount & Blade II: Bannerlord всё ещё барахтается в раннем доступе, и обе заметно уступают творению Paradox в количестве контента.
985b6fc11f4809f92718
***
Crusader Kings III – игра хоть и изумительная, но далеко не идеальная. Есть баги (которые, хочется верить, присущи только пресс-версии), где-то хочется большей глубины – в тех же сражениях, например. Далеко не все механики из второй части перекочевали в третью, а заготовки под DLC видны невооружённым взглядом. Тем не менее и сейчас наблюдать за жизнью целой династии под своим управлением необыкновенно увлекательно, особенно если поставить на первое место погружение и отыгрыш роли.
Конечно, можно смотреть на «Крестоносцев» так, как и положено тем самым «малярам», составляющим львиную долю аудитории подобных стратегий, – красить всё подряд, выбивая самые сложные «ачивки» и стараясь завоевать весь мир, начав с захудалого графства. Любители подобного геймплея, особенно из ветеранов серии, вряд ли оценят мои восторги, однако я рискну остаться при своём мнении: перед нами в первую очередь ролевая игра с широчайшим горизонтом возможностей, а уже потом стратегия – но именно этим Crusader Kings III и прекрасна.
Плюсы: внешний вид персонажей; возможности для ролевого отыгрыша; свобода выбора с учётом последствий; комплексный стратегический геймплей; атмосферная музыка.
Минусы: примитивные сражения; баги; непродуманный интерфейс.
Лучшие комментарии
Во-вторых, игра, внезапно, не про сражения. По-сути, это смесь РПГ, Симса и стратегии, в которой упор идет именно на первые два элемента.
Кстати, во всех играх Парадоксов в сражениях упор идет именно на стратегическую составляющую, то есть передвижение армий, их компоновка, снабжение, выбор подходящей местности, полководцев и прочее. И с этим вроде в игре все в порядке.
Это просто реал тайм, наличие в нем паузы — необходимость гранд стратегий. Иначе это превратится в мастурбацию на скорость на манер классических ртс.
Я очень искушен Total War-aми и серией Anno.
Может ли серия Crusader Kings предложить новым игрокам достойное обучение или всё как обычно методом проб и ошибок?)
Продано!