20 февраля 2020 20.02.20 47 27K

Metro Exodus - Sam's Story: Обзор

Что припасли разработчики из 4A Games для второго и, судя по всему, последнего дополнения к Metro: Exodus? Да чем богаты, то и припасли: «История Сэма» — бальзам на душу геймера, тоскующего по болотам, паукам, спятившим оборванцам и уморительной ругани бандитов. Конечно, ради крепкого финала авторам пришлось нарисовать целую локацию с руинами города, придумать пару-тройку новых мутантов и ввернуть отсылки к современной масс-культуре. Но главное в DLC вовсе не это.

 

Блин, водка, подводная лодка

Сюжет «Исхода» подошёл к концу: топка «Авроры» навсегда погасла у берегов Байкала, сбежавшие от радиации и ужасов Москвы люди обрели новый дом, а кое-кто — даже семью. Но приключения самого загадочного члена команды, американца Сэма, только начинаются. Его путь лежит дальше — во Владивосток, откуда бывший морпех планирует добраться до США, где его ждёт отец. Ну, это в теории. А на практике цена билета растёт с каждым сражением, да и вряд ли за океаном уцелела хоть какая-то цивилизация, не говоря уже о древнем старике.

К счастью для геймеров, размышлениям герой предпочитает действие. Уже на месте Сэм выясняет, что единственный транспорт для возвращения домой — пришвартованная в доке атомная подлодка с символичным названием Mayflower. Только для неё необходимо раздобыть топливо. А где именно оно спрятано, знает лишь живущий отшельником капитан-подводник, срисованный, очевидно, с Василия Архипова. Он тоже отказался пускать ракеты по Америке — катастрофы это не отменило, но характерности персонажу добавило. Ещё с ним связан самый весёлый эпизод дополнения. В кои-то веки разработчики сумели нормально изобразить пьянку, так что в клубе крутых алкоквестов пополнение — Metro: Exodus не стыдно попасть в один ряд с «Ведьмаком 3», Red Dead Redemption 2 и Kingdom Come: Deliverance.

Комментарии излишни. Хотя нет: вместо игровых персонажей сюда можно было бы вставить любую картину Василия Шульженко.
Комментарии излишни. Хотя нет: вместо игровых персонажей сюда можно было бы вставить любую картину Василия Шульженко.

Вообще в «Истории Сэма» больше юмора, чем во всех главах оригинальной игры, вместе взятых, — начиная с цитирования мема про поросёнка Петра и заканчивая самим героем. В отличие от депрессивного молчуна Артёма, он не лезет за словом в карман: то уверенно обкашливает дела с лидером местной группировки, то отпускает фразочки из старых боевиков во время драк. Например, если к убитому врагу обращаются по рации, американец бурчит под нос: «Он уже не ответит».

Но в DLC нашлось место и для горькой иронии — как вам ссора двух братьев, которые даже после конца света не могут поделить бизнес? Вопрос о шансах на выживание пары психов среди мутантов, руин и болот Владивостока, конечно, вынесен за скобки — игра научилась шутить, но не избавилась от наивности.

Настоящему морпеху Russian bandits не помеха

Готовясь к возвращению домой, Сэм оттягивается на полную. Бродит по развалинам в поисках заметок, деталей и химикатов, умело разносит щи местным жителям и методично отстреливает мутантов. У последних, к слову, пополнение: авторы добавили змей, кусающих за руку при попытке обыскать труп, электрических пауков и самого настоящего вампира. Серьёзно, он будто из фильма про Дракулу сбежал — крылатая гадина появляется в стае летучих мышей и строго под зловещую музыку. С другой стороны, процесс истребления монстра оформлен уже не так помпезно и местами криво.

Незваный гость хуже татарина.
Незваный гость хуже татарина.

С электропауками похожая история. Вроде бы неплохая идея — взять да заставить членистоногих метать молнии, гасящие всю технику вокруг, включая прибор ночного видения и фонарь героя. Только драться с этими тварями в кромешной тьме — сомнительное удовольствие. А зажигалку во время перезарядки оружия или использования аптечки, если кто забыл, приходится тушить. В итоге арахнофобский уровень вышел короче бункера на Каспии, но гораздо муторнее.

Преодолеть трудности Сэму помогают обновки в арсенале. Пистолет 45-го калибра здорово напоминает М1911, который можно встретить чуть ли не в каждом втором шутере. А собранная русскими умельцами автоматическая винтовка — своеобразный привет AR-15 и дань уважения корням героя DLC. Ещё она зажигательными патронами стреляет — полезная штука против тех же пауков, да и с персонажами-людьми неплохо справляется. Оба ствола, как это принято в Metro: Exodus, разрешено улучшать на верстаке, если среди развалин найдены необходимые обвесы. Помогает с поисками деталей новый вид транспорта — катер.

Да что вы знаете об эпичности?
Да что вы знаете об эпичности?

Дело в том, что виртуальный Владивосток устроен на манер локации «Волга» из основного сюжета, только размах чуть скромнее, а в пути морпеха может застать радиоактивная буря. Остальное же знакомо до боли: паритет болота и суши с заросшими камышом берегами, торчащими из топей островками и зданиями. Без катера в некоторые места просто не добраться. Между тем благодаря дотошности художников хочется исследовать каждый угол. Где-то обосновались мутанты, на других клочках земли угнездились бандиты. И не только они: люди в «Истории Сэма» научились использовать монстров в хозяйстве — ловят «сутулых», как их прозвали, и запирают в клетке с колесом от динамо-машины. Так что твари производят электричество. Это лишь одна из деталей, работающих на антураж — самую сильную часть игры.

Яблоко от яблони

Дополнение во многом похоже на основную кампанию — и визуально, и технически, и настроением. Здесь те же глюки, невидимые стены на ровном месте, оставляющая желать лучшего стрельба, глупые противники и наивный сценарий. Зато никуда не делась атмосфера с оттенками постъядерно-советского быта, а дух приключения по-прежнему держит в тонусе. Вдобавок шутеру пошли на пользу новшества: Артёма сменили на более выразительного героя, задвинув моральные дилеммы куда подальше. Хочешь — вали всех подряд, а нет — будь паинькой и проходи по стелсу. Выбор из двух зол предлагается лишь в самом финале — вот вам и вся этика. Давно пора, 4A Games.

Это всё моё, родное.

Расклад с «Историей Сэма» простой: нравится Metro: Exodus — порадует и DLC. А если сюжетный абсурд и недостатки геймплея мешали получать удовольствие от путешествия «Авроры», эпизод во Владивостоке тоже вызовет кучу претензий. Яблоко от яблони недалеко падает. И слава богу — другой такой серии экшенов днём с огнём не найти. Поэтому ценителям жанра и вселенной «Метро» стоит воспользоваться выходом игры в Steam. Как, вы ещё здесь?

Плюсы: харизматичный герой; новые пушки и враги; драйвовые рукопашные схватки; самая крутая пьянка в серии и, как всегда, неповторимая атмосфера.

Минусы: есть вопросы к битвам с боссами и сценарным ходам; никуда не делись прежние недостатки шутера.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Metro Exodus - Sam's Story

Платформы
PC | PS4 | PS5 | Stadia | XBOXSX | XONE
Жанр
Дата выхода
11 февраля 2020 г.
+153
4.1
111 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

UROB0ROS 20 февраля 2020, 21:35
Нет. В книгах, в воспоминаниях людей о последнем дне, упоминается как раз мир, соответствующий 2013 году. Просто надо понимать, что погибший в 2013 году мир, в 2033 вызывает у Артёма ностальгию, потому что он ещё обрывочно помнит детские годы. Разрабы намеренно старались вызвать у игроков острые приступы ностальгии. Но в 2010 году (когда вышла первая часть) ностальгию по 2013 году вызвать было просто невозможно. Поэтому 4A Games специально пошли на хитрость и визуально сделали остатки мира похожими на постсоветское пространство, чтобы вызывать то самое пресловутое чувство у игроков, чтобы они лучше понимали чувства Артёма.
MedvelD 20 февраля 2020, 19:32
Меня всё также продолжает смущать в серии Метро, что повсюду советские плакаты и техника родом из 80-90х хотя писец настал в 2013 году.
Neproksi 20 февраля 2020, 19:51
Я бы ещё отметил вопиющую неграмотность то ли авторов, то ли переводчиков — говорят про Сан-Диего, а показывают мост Золотые Ворота — символ Сан-Франциско, который, если что, на другом конце Калифорнии.
И, да, если проходить по стелсу, то это получается не серьёзный Сэм, а Сэм Фишер.
UROB0ROS 20 февраля 2020, 21:21
Нет, в книге мир сгинул в 2013, со всеми атрибутами. Например, в книгах упоминаются смартфоны, тогда как в играх их и следа нет.
Zeron 22 февраля 2020, 16:35
С чего бы? Учитывая количество бумажной макулатуры по вселенной, расхождение книжной и игровой серии даже играет на руку — раз уж история Артема закончилась (что не факт), кинуть игрока теперь можно куда угодно. Хотя, признаться, я бы глянул на спин-офф про Сэма и то, что его ждет на родине.
UROB0ROS 20 февраля 2020, 21:48
Первая книга вышла в 2007 году. Смартфоны может ещё и не были распространены, но мобильники были уже у каждого школьника. А в игре о них ни единого упоминания.
В книгах же конкретно смартфоны упоминаются во второй книге, «Метро 2034».
Zeron 20 февраля 2020, 19:48
топка «Авроры» навсегда погасла у берегов Байкала
А разве не проговаривалось, что они продолжат искать выживших и свозить их на Байкал?
UROB0ROS 20 февраля 2020, 21:58
Не помню такого, но и не исключаю. Повторюсь, номинально в играх трагедия произошла тоже в 2013 году. Но вот именно визуально и стилистически — вообще не похоже. Например, во время самой первой вылазки Артёма на поверхность во дворах можно найти подвальчик с вывеской «ВИДЕОПРОКАТ». Какой, нафиг, видеопрокат в 2013 году? И так работает весь визуал — в заброшенном магазине — старые весы с гирьками и стрелочкой. Плакаты, вывески, реклама, внешний вид домов, гаджетов — всё говорит о начале 90-х, никак не о 2013-м.
Neproksi 20 февраля 2020, 23:46
Сложно сказать. На самом деле ничего особо нового оно не предлагает. Самое необычное, что в нём есть — говорящий протагонист. Но теперь есть Сэм.
А, ещё там есть огнемёт, но после того, ка Хлебников пол часа с одним лишь огнемётом выжигает нурглитскую ересь паганую слизь ты от него успеешь устать.
Разве что если очень хочется узнать историю падения Новосибирска.
MedvelD 21 февраля 2020, 4:43
Если нравится бродить именно по тоннелям метро, то можно. Да и в принципе DLC с Сэмом отдельно стоит 900 рублей, а сезонник 1000 рублей. Так что это вопрос 100 рублей всего.
Lunatic_Asylum 20 февраля 2020, 19:49
Так не привычно играя в Метро, что ГГ комментирует многие события и это одновременно круто, мать его шлёп!
UROB0ROS 20 февраля 2020, 21:19
Это осознанное допущение авторов серии игр — они номинально оставили дату катастрофы 2013 год, но визуально и стилистически сместили акцент на ранние 90-е, чтобы чаще вызывать у игроков ностальгию. Сейчас ещё нет игроков, которые чувствовали бы острые приступы ностальгии по 2013 году. Всего семь лет прошло, всё-таки. А вызвать это чувство было очень важно для разработчиков игры, чтобы передать те чувства, которые чувствовал Артём, когда сталкивался с признаками ушедшей цивилизации.
Читай также