4 декабря 2018 4.12.18 15 83K

Protocol: Обзор

Играл на PC

От дебютантов в игровой индустрии сложно ожидать какого-то определённого результата. Чьи-то первые шаги — всегда кот в мешке. Остаётся надеяться на то, что энтузиазм и старание окажутся сильнее, чем отсутствие опыта. Учитывая распространённость средств разработки видеоигр, относительную лёгкость их освоения и множество площадок для продажи, получаем довольно серьёзную проблему — как найти по-настоящему стоящую вещь среди огромного количества сомнительных поделок. Всем, кто следит за новинками в том же Steam, это знакомо — на один-два достойных проекта приходится несколько десятков проходных.

Казанцев из Fair Games Studio новичками в полном смысле этого слова назвать не получится. В этой небольшой команде трудятся, как они сами утверждают, «ветераны игровой разработки», а сама студия является внутренним подразделением компании GD Forge и уже отметилась VR-приключением Aliens in the Yard, которое, правда, в силу различных причин не помогло FGS сделать имя в индустрии. Зато их следующий проект, Protocol, имеет все шансы на то, чтобы принести своим создателям желанную славу.

 

«Вы нарушили Протокол»

Недалёкое будущее. Инопланетный корабль, решивший заглянуть к землянам на огонёк, сбивают не очень гостеприимные хозяева планеты. Сбивают аккуратно — пришельцы не взрываются в воздухе, разлетевшись на мелкие осколки, а совершают вынужденную посадку в районе полярного круга, рядом с исследовательской станцией «Терминус». Установление первого контакта — важная задача, тем более что он омрачён столь странным решением военных о превентивной атаке корабля пришельцев.

Для подобной цели подойдёт только лучший, самый подготовленный спецагент — вы как раз из таких. Просто идеальный солдат, у которого отсутствуют недостатки, если не считать небольшой психологической травмы из-за недавнего развода с женой.

Что ждать от пришельцев, никто не знает, поэтому вы должны подчиняться строгому регламенту, за выполнением которого следит искусственный интеллект. Подпишите вот здесь — и впредь не нарушайте Протокол. Шаг влево, шаг вправо — даже не расстрел, а уничтожение исследовательского комплекса со всеми обитателями с помощью ядерного взрыва. Во избежание, так сказать.

Условия жёсткие, однако приемлемые для опытного спеца. Правда, после прибытия на место обнаруживается несколько пикантных нюансов. Мало того что высадка была аварийной, а некоторые ограничения и задачи Протокола выглядят весьма глупо, так ещё и AI для общения с вами решил использовать образ бывшей, которую вы не очень-то жалуете.

Это они зря.
Это они зря.

Ну что ж — работа есть работа, попробуем справиться с задачей, не обращая внимания на абсурдность требований и пропуская мимо ушей подколы ИИ, бередящие так и не успокоившуюся после развода душу.

The Cake is a Lie

По словам разработчиков, они и сами не могут определиться с жанровой классификацией своего проекта. С виду — типичная адвенчура с заданиями вроде «найди в комнате ключ и открой им запертую дверь». Но тут есть и шутерные элементы, решение головоломок, исследование локаций… Наконец, немалая часть геймплея ориентирована на игроков с VR-гарнитурой, хотя, конечно, можно обходиться и без неё.

Впрочем, спустя некоторое время после знакомства с Protocol формулируешь для себя вполне подходящее определение — перед нами «русская Portal» в стиле SOMA, за вычетом основной механики, связанной с порталами. Здесь, как и в Aperture Science, нас сопровождает ИИ женского пола, а путешествие происходит внутри заброшенного исследовательского комплекса. Но основное сходство всё-таки в другом — это ощущение неизвестности, постепенное изучение мира, раскрытие тайны произошедшего, наконец, борьба с той сущностью, которая тебя направляет на протяжении всего сюжета. Эту составляющую Portal авторы Protocol сумели понять и воссоздать на свой манер — простым копированием такое назвать никак нельзя.

Более того, разработчики пошли заметно дальше. Игра совсем не стесняется вас откровенно троллить, порой так искусно, что остаётся только рассмеяться, признав, что попался на удочку. Небольшой спойлер для примера: в начале первой главы ИИ требует принять определённое лекарство, а затем, когда вы это сделаете, просит о приёме «500 единиц зелёного препарата». Всё бы ничего, только вот у первого лекарства есть побочный эффект — персонаж перестаёт различать цвета! Не успели запомнить, где лежат зелёные ампулы, — сами виноваты. Подобных не сразу явных задачек на внимательность хватает, что вынуждает тщательно следить за своими действиями, запоминая любую мелочь, — кто знает, что в следующее мгновение потребует Протокол?

Мини-игры, порой весьма сложные (в основном из-за неудобного управления), встречаются довольно часто.
Мини-игры, порой весьма сложные (в основном из-за неудобного управления), встречаются довольно часто.

От любви до ненависти

Конечно, у подобного подхода к взаимодействию с игроком есть и серьёзные минусы. Подколы, подобные приведённому выше примеру с дальтонизмом, радуют, но есть в Protocol вещи, которые могут вызвать совершенно другие эмоции. Попросту говоря, у вас «бомбанёт» — и не раз. К чести авторов, они об этом предупреждают в самом начале.

Во-первых, отсутствует нормальная система сохранений — только контрольные точки. Перепроходить одни и те же задания по несколько раз из-за какой-нибудь глупой ошибки приходится постоянно, что, учитывая скупость разработчиков на эти самые точки сохранения, ужасно раздражает. Порой игрок вынужден повторять свои действия чуть ли не с самого начала уровня, затрачивая на это уйму времени.

Вторая раздражающая особенность Protocol — завышенная сложность в отдельных моментах. Перестрелки с «боссом» в четвёртой главе или «рельсовый шутер» (кто добрался до этого момента, сразу поймёт, о чём я) мне будут сниться в кошмарах: преодолеть эти эпизоды удалось лишь спустя какое-то совсем неприличное количество повторений. Само собой, точки сохранений совсем даже не рядом — приходится бегать по локациям или слушать осточертевший диалог в кат-сцене перед очередной попыткой.

В-третьих, здесь много багов и ошибок. Видимо, сказывается малый опыт авторов. Конечно, патчами многое уже исправили, но и оставшихся достаточно, чтобы порой возникало желание забросить игру и удалить её без следа. Провалиться сквозь текстуры или остаться без необходимого для выполнения задания предмета — проще простого. Самое печальное, что порой непонятно: так и должно быть или дальше пройти не даёт какой-то баг?

Есть одна тян…
Есть одна тян…

Тем не менее все эти трудности, как созданные разработчиками намеренно, так и непредвиденные, превозмогаешь изо всех сил, чтобы открыть ещё один кусочек запутанной истории. Причиной тому — весьма оригинальный сюжет и не менее оригинальная его подача.

Ох уж эти сказочки

Никогда не знаешь, что ожидает тебя за следующей дверью, каким будет новое задание от ИИ и каким ещё странным образом придётся его выполнять. Только что ты спокойно искал способ проникнуть в запертую комнату, а уже спустя пару минут пытаешься выжить в такой интересной обстановке, что остаётся лишь догадываться, как у создателей игры хватило фантазии всё это придумать и воплотить в жизнь.

В Protocol очень много удачных шуток на злободневные темы, но тупого зубоскальства по любому поводу не ждите. Юмор, чёрный и не очень, целиком пронизывает сюжет, который поначалу производит впечатление пародии на подобные проекты. Но чем дальше, тем серьёзнее и интереснее становится история.

Эти правила, кстати, тоже включены в Протокол, будьте внимательны.
Эти правила, кстати, тоже включены в Протокол, будьте внимательны.

В конце концов любые выкрутасы сценаристов принимаешь как должное. Антураж позволил развернуться им на полную катушку — тут тебе и заброшенные комнаты исследовательского центра, и космический корабль, представляющий собой живой организм, и путешествие в виртуальной реальности… У игры аж восемь концовок, причём не все они, как это обычно бывает, сводятся к разным вариантам выбора в финальной сцене.

Кроме того, в Protocol целая куча скрытых возможностей, пасхалок и отсылок. Пусть они мало влияют на геймплей, но подобный подход радует. Отдельные интересности так глубоко запрятаны, что узнать про них можно разве что из списка достижений в Steam.

На такие «мелочи», как не самая красивая картинка, даже не обращаешь внимания. Пусть авторы не лучшим образом используют технологические возможности движка, зато с дизайнерским вкусом у них всё в порядке.

Отдельно стоит отметить озвучку — голоса главных героев принадлежат Петру Гланцу (Дэдпул в русском дубляже) и Ольге Кравцовой (студия «Кубик в кубе»). Разве что с матерщиной авторы диалогов слегка переборщили — слишком часто ругающийся главный герой выглядит немного неестественно. Хотя, учитывая обстоятельства, его можно понять — при прохождении некоторых эпизодов хочется сквернословить не меньше.

Уверяю, к концу игры вы будете ненавидеть этих дронов лютой ненавистью.
Уверяю, к концу игры вы будете ненавидеть этих дронов лютой ненавистью.

Одно из основных предназначений видеоигр — дарить различные эмоции (пусть даже не всегда положительные), и Protocol отлично справляется с этой задачей. Fair Games Studio сумела сделать то, что зачастую не удаётся куда более опытным разработчикам: несмотря на все свои недостатки, в основном технического плана, проект увлекает.

Protocol — не для слабаков. Те же, кто самостоятельно захочет справиться со всеми требованиями Протокола и раскрыть тайны «Терминуса», знайте: игра, будто ИИ в образе бывшей жены главного героя, будет всячески над вами издеваться. Тем не менее вы её полюбите.

Плюсы: интересный сюжет; неплохой юмор; непредсказуемые задания и способы их выполнения; оригинальный антураж; различные варианты прохождения.

Минусы: ошибки; завышенная сложность в отдельных моментах; неудобная система сохранений.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Protocol

Платформы
PC | PS4 | XONE
Жанры
Дата выхода
20 ноября 2018
94
3.7
33 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

(Из системы оценивания)
Похвально:… Проектам с этой оценкой чего-то не хватило, чтобы стать шедевром. Обычно — гениальности авторов.

Наш выбор:… Нашу именную медаль получают действительно лучшие игры из лучших, настоящие шедевры.


¯\_(ツ)_/¯
Сначала был «Изюм» и «Наш выбор», теперь статью перезалили с «Похвально». Кто там решил занизить оценку в своем грядущем видеообзоре?
Ну не из-за того же провели чистки, что вы "ру-геймдев встаёт с колен" прилепили к рекламному материалу, а не к игре с «Изюмом» и «Вашим выбором»? ;)
Теперь понятно. Изначально Protocol собирались поставить «изумительно», но я предложил автору, учитывая перечисленные недостатки, поставить «похвально» за качество и «наш выбор» за уникальность. А потом забыл перед публикацией оценку поменять. С:
«перед нами «русская Portal», но только без порталов».
Из этого же можно сделать целый мем для будущих рецензий «перед нами «русская [X]», но без [определяющий элемент X]».
Например «русская GTA, только без машин», «русский Doom, только без пушек и демонов» или например «русский Warcraft, только там нет никаких орков, никакого фэнтези, и вообще это даже не стратегия, но в целом по ощущениям похоже»
Ммм, звучит вкусно, будем пробовать. Спасибо за наводку, так сказать.
Походу о видеопревью на Population zero. Но это не точно.
Как по мне, за действительно неплохим юмором стоит обратиться к BreathEdge, где даже новости пишут очень красиво и с иронией преподносят. А в «Протоколе» юмор утомительный, даже в какой-то степени противный: есть и удачные шутки, но большинство основано на обмусоливании одной темы — взаимоотношениях главного героя с его бывшей. И если такой юмор (и такая тема) не заходит, то не зайдёт и вся игра, т.к. здесь игровой процесс — не основа игры, а скорее придаток к этому самому юмору.
Откуда у меня там взялось «на»… О_О
Опять Стёпа и его «специфичные вкусы» =/
Чет по геймплейным роликам и показам это какая-то дешёвая копия BreathEdge, которая может похвалиться разве что обильным количеством мата в исполнении Гланца (причем с перебором, у меня от единичных примеров завяли уши, при том что я сам матерюсь как сапожник).

Не очень понимаю, за что этому давать оценку «наш выбор». По крайней мере, текст в справедливости награды меня не сильно убедил.
К предыдущей версии обзора я оставлял комментарий по поводу того, что вот вы российской игре выдали «Изюм» и «Наш Выбор», а в это же время надпись "ру-геймдев встаёт с колен" сопровождает ролик несколько иного содержания на вашем Ютуб-канале к другой игре. А теперь под спойлером иронизирую над ситуацией в том же ключе.
Блин, вот надо же было зафакапить квиксейвы, хорошо, что хоть предупредили и не пришлось проверять самому.
Игра интересная, но управление ужасное. Что бы нажать какую-нибудь кнопку приходится по локоть в неё залезать. А предметы постоянно выпадают из рук при переносе, и куда-то теряются. Некоторые навсегда. Игра всё равно нравится, во всяком случае пока. (я ещё не теряю надежду заставить работать несрабатывающий скрип при засовывании пришельца в криокамеру). Неплохо бы исправить в игре все эти неприятные моменты.
Читай также