26 октября 2018 26.10.18 32 41K

Return of the Obra Dinn: Обзор

Примерно 10 лет назад программист Лукас Поуп (Lucas Pope) покинул Naughty Dog. Работать над очередной Uncharted ему не хотелось — куда более интересным занятием для него было создание небольших экспериментальных игр. В 2013 году о Поупе узнали все — его симулятор пограничника Papers, Please оказался настолько хорош, что конкурировал за звание лучшей игры года на BAFTA с The Last of Us и GTAV. На его разработку было потрачено всего девять месяцев, а вот следующий проект оказался более амбициозным и вышел спустя почти пять лет после появления у автора идеи. Ожидания были завышенные, но Поуп не подвёл — Return of the Obra Dinn устанавливает новую планку сразу для нескольких жанров.

 

Возможен криминал, по коням

В начале XIX века торговое судно «Обра Динн» пропало без вести — о том, что произошло с командой из нескольких десятков людей, никто не знает. Но спустя несколько лет оно возвращается, о чём уведомляют инспектора Ост-Индской компании, который отправляется на корабль для составления подробного отчёта. «Завершите каждую главу со всем возможным тщанием», — просит нас автор специальной книги, в которую герою предстоит записывать все зацепки. Но как это возможно, если прошло так много времени?

Всё очень просто: в инвентаре персонажа есть не только книга, но и волшебные часы, с помощью которых можно подойти к скелету (или паре костей, оставшихся где-то под лестницей) и вернуться в прошлое. Всё происходит по одному и тому же сценарию: вы взаимодействуете с трупом, экран уходит в затемнение, и на нём появляются озвученные разными голосами реплики людей на борту «Обры Динн». В финале каждого небольшого эпизода игрок слышит выстрел, хруст, крик и прочие жуткие звуки, а после этого видит застывшую сцену с участием двух или вообще двадцати людей. Перед ним — последняя секунда жизни человека, судьбу которого надо вписать в книгу.

Причина смерти в большинстве случаев очевидна. Вы видите, как кто-то выстрелил в кого-то из ружья, как кого-то пронзило копьё, кому-то вообще не повезло замёрзнуть или погибнуть от удара молнии. Некоторые сцены получились довольно зрелищными и даже жутковатыми — далеко не все трупы тут лежат, свернувшись в углу калачиком, бывают и оторванные конечности. Но это лишь треть того, что необходимо сделать, — важно не только то, каким образом кого-то убили, но и кто. А заодно было бы здорово узнать имя потерпевшего. Поначалу это кажется невыполнимой задачей, ведь никто не называет друг друга по имени в каждом диалоге.

Однако в Return of the Obra Dinn ничего невозможного нет — игра вынуждает вас думать логически, внимательно изучать каждую сцену, перечитывать диалоги, вникать в детали. Кто-то появляется в двух или трёх воспоминаниях, а чью-то физиономию можно увидеть в пятнадцати. Иногда имя удаётся определить почти сразу, иногда придётся подождать. Для каждого человека (хотя иногда их ставят парами) заводятся две отдельные страницы: на левой размещено досье, которое вы будете заполнять, и окошко с диалогом в конкретной сцене, а на правой указано местоположение трупа.

В некоторых случаях причина смерти не настолько очевидна.
В некоторых случаях причина смерти не настолько очевидна.

Да кто ты такой?

Приходить к дедуктивным умозаключениям предстоит самыми разными способами. Возможно, вы услышите в диалоге чьё-то имя. Но кто его произнёс и к кому обращался? Возможно, какой-то человек выкрикнет фразу на неизвестном языке — заходите в «Google Переводчик» и проверяете. Порой важно смотреть, из каких комнат выходят люди, с кем они общаются и где устраивают посиделки, стоит даже время от времени глазеть на рисунки художника, который изображал на своих полотнах всю команду. Всё здесь имеет значение, и Поуп не просто так расставил вон тех людей вон около той комнаты.

В результате о членах команды, которых вы могли видеть ещё в первые минуты прохождения, узнаёшь впоследствии гораздо больше. «А, так это же тот мужик в дурацкой шапке, я помню, что он потом сделал», — примерно такие мысли будут возникать постоянно, а лежащий перед монитором блокнот будет всё больше исписан всевозможными заметками с именами и событиями. Заниматься всем этим жутко увлекательно, поэтому не рекомендую начинать прохождение поздним вечером — просидите всю ночь и очнётесь лишь под утро.

Герой прибывает на корабль не только с часами и книгой — он предварительно знает имена, должности и национальности подавляющего большинства людей. Если вы вычислили, что кто-то из погибших родом из Дании или России, круг «подозреваемых» значительно сужается. Карта «Обры Динн» позволит понять, где ночевали пассажиры, а где расположены столовая или каюта капитана — это тоже очень важно для понимания происходящего. Если какие-то моменты непонятны, в конце книги доступен глоссарий с объяснениями. Там вы узнаете, что такое орлопдек и кто такие марсовые, если эти слова в диалогах вас пугают.

При этом Return of the Obra Dinn не кажется перегруженной, и в игре есть несколько механик, помогающих игроку справиться с непосильной задачей. Во-первых, лица всех погибших людей поначалу размыты на рисунках художника, но становятся чёткими, когда у вас появляется достаточно зацепок. Это не всегда позволяет моментально заполнить досье жертвы, но подталкивает к тому, чтобы внимательнее всё изучить, — в книге указано количество воспоминаний, а также время первого и последнего появления человека в этой истории.

Если напротив реплики стоит крестик, значит, это слова потерпевшего.
Если напротив реплики стоит крестик, значит, это слова потерпевшего.

Во-вторых, когда вы правильно определяете судьбы троих бедолаг, книга магическим образом меняется — на страницах с этими людьми текст превращается из рукописного в печатный. Но происходит это только в том случае, если вы всё трижды заполнили верно: и имя жертвы определили, и имя убийцы, и способ убийства. А способов этих аж две страницы (три в английской версии): зарублен, зарезан, обезглавлен, задушен, утоплен, разбился — вариантов очень много, и в некоторых случаях надо определить ещё и орудие убийства. Система немного «дырявая» — если в двух судьбах вы уверены, а в третьей сомневаетесь, можно найти верные ответы методом подбора. Однако кому будет интересно так играть?

Гораздо приятнее догадаться до всего самому, перелистывать страницы книги и думать о том, что может быть подсказкой. Наверняка не раз возникнут ситуации, когда вы не будете понимать, что нужно делать со всей имеющейся информацией. И наверняка потянет заглянуть в прохождение. Но в Return of the Obra Dinn, как и в обожаемую мной The Witness, желательно играть от начала до конца без каких-либо подсказок и обращаться за помощью как можно реже. Такие произведения выходят чрезвычайно редко, и стараться завершить их как можно скорее — не совсем правильный подход, на мой взгляд.

Пора взглянуть, кто был обладателем этого скелета…
Пора взглянуть, кто был обладателем этого скелета…

Новую игру Поупа не захочется перепройти пару десятков раз ради других концовок, как это было с Papers, Please. Когда все судьбы определены, возвращаться к Return of the Obra Dinn уже нет смысла, и в этом плане она может для кого-то оказаться разочарованием. Однако как цельное произведение на 10—15 часов игра восхитительна — многие детективные приключения на её фоне меркнут из-за того, насколько поверхностно в них сделаны расследования. Да и сюжет здесь куда более насыщенный, чем в некоторых «симуляторах ходьбы». «Обра Динн» — опустевшее судно со скелетами и духами, но как же много интересных историй таит в себе каждый его уголок.

Плюсы: большой корабль-загадка, постепенно раскрывающий свои тайны; необычный игровой процесс, требующий вдумчивого изучения всех диалогов, сцен и событий; все реплики здорово озвучены, да и в целом звуковой дизайн отличный.

Минусы: в русской версии не всегда корректный перевод: gun — это «пистолет», хотя здесь пользуются и ружьями, boss зачем-то превратилось в «сеньор» и так далее.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Return of the Obra Dinn

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
18 октября 2018
943
4.4
416 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

А визуальный стиль не заставляет глаза вытекать спустя N часов игры? А то я помню этого многие опасались с самого анонса.
Озвучка полная, каждый персонаж говорит на своем языке.
Китайцы либо говорят на английском с сильным акцентом, либо на китайском. Русские — на английском с акцентом, друг с другом — на русском.
По началу игра просто ошарашивает. Экипаж в 60 человек! И ноль зацепок. Кажется что тебе поручили нереальный объём работ.
Но как же приятно становится, когда раз за разом, по-немногу, по три имени за раз, ты видишь как в списке экипажа начинает наводиться порядок.
Фишка с возвращением к моменту смерти человека напомнила мне весьма неплохую, отечественную, игру «Анабиоз сон разума». А обзор заинтересовал, надо будет глянуть, что это за штука такая
Кстати, русского матроса в игре озвучил Никита Ордынский, режиссер короткометражки по «papers please».
Не поленился, просто хрен его знает, что тут ставить, если честно)
Сцены все статичные, заполнение книги такая себе гифка. Поэтому выбрал эпизод с первым скелетом, но не знал, что он есть в трейлере — сам ролик не смотрел.
Вы не одиноки, возможно дело в каком-то личном восприятии и глаза воспринимают картинку по-другому.
Мне лично помогла смена стилистики в настройках. Благо ее предусмотрели, возможно как раз на такой случай)
В игре не хватает быстрого перемещения между воспоминаниями и хоть каких-то примеров определенных акцентов в самой книге, а не на сторонних ресурсах.
Безмерно радует, что в текстовых обзорах появились новые способы выражения вроде вставных гифок. Это ровно то, чего может не хватить, чтобы окончательно определить для себя, стоит ли играть в игру или нет. Но здесь автор немного поленился и гифка — просто кусочек из трейлера.
за других не скажу, мне от просмотра трейлеров и нескольких минут геймплея уже плохо, глаза начинают слезиться, как в такое играть можно — непонятно
Менять цветовую палитру под другие старые системы. Цветов остаётся столько же, но может быть более приятным глазу.
Хочу у вас спросить — по каким критериям вы оцениваете видеоигры? По «графе» или по сеттингу, сюжету, геймплею? Если первое — то всё печально.
А в целом в игре есть русский дубляж или только субтитры?
Да, то, что долбанная пыль ведет тебя к следующему трупу 30 секунд (иногда делая виражи в воздухе просто чтобы больше времени занять). Это порядком раздражает. Но не сказал бы, что это занимает вот так уж много времени. Я потратил на игру 10 часов, с них беготня за указателем заняла в сумме минут 20 от силы.

А там, где доступ к трупам только через другие трупы, довольно неудобно передвигаться между воспоминаниями. Если ты дошел до первого трупа в цепочке смертей, перейти на следующие ты уже не можешь, не выходя из памяти. Особенно раздражает на одном из эпизодов.
Тоже сперва подумал, что белый бородатый мужик в возрасте логически должен быть выше по должности, чем молодой негр. Тем более они оба американцы, а в те годы в США еще даже рабство не отменили.
Это ерунда так-то по сравнению с тем, что после открытия всего сюжета оставшуюся половину игры ты просто бегаешь на своих двоих по памяти от трупа к трупу, чтобы запустить нужную сцену, а потом в самой сцене еще бегаешь, ищешь выход. Вот это реально отнимает кучу времени вместо того, чтобы дать возможность запускать и закрывать уже просмотренные сцены прямо из журнала…
Да, забавно получилось — видимо сами разработчики тоже решили в трейлер вставить тот же первый фрагмент)
Читай также