26 июля 2018 26.07.18 27 26K

The Banner Saga 3: Обзор

The Banner Saga 3 пройдена, решение, касающееся судьбы мира, принято, по экрану бегут титры, звучит прекрасная музыка со скандинавским оттенком. А на душе борются два чувства. С одной стороны, игра получилась прекрасной, под стать гранд-финалу такой саги. А к её героям (и даже злодеям) за эти четыре года, что прошли с момента выхода первой части, так прикипел душой, что расставаться с ними совсем не хочется. С другой — не покидает ощущение, что третья часть могла бы получиться ещё лучше. Сейчас объясню почему.

В статье встречаются лёгкие (или не очень — зависит от вашего восприятия) спойлеры. Мы предупредили!

 

Через туман и Тьму

По сравнению с ранней версией релизная практически ничем не отличается. И всё, что я писал в своём недавнем превью, верно и в отношении рецензии. Коротко напомню суть. Всю дорогу мы сражаемся с новым видом противников — искажёнными Тьмой, что надвигается на мир. Враги сильны, опасны и атакуют волнами. Выдержав одну, мы решаем, сбежать или биться до победного конца, заменив на переправе несколько раненых или выбывших из строя бойцов новыми.

В свою очередь, игрокам стали доступны легендарные валки и ткачи (сиречь маги), а также одна ведьма и даже певец камня из числа драгов — наших главных недругов, каковыми те считались на протяжении первых двух частей. Используя с умом их уникальные способности (и даже в одном случае бессмертие), можно избежать больших проблем во многих ключевых сражениях.

Также с умом нужно прокачивать персонажей, выбирая для них новые перки — те открываются после того, как нужная характеристика развита до предела. Кроме того, всем персонажам, достигшим наивысших уровней, теперь доступны так называемые титулы. Это тоже разновидность перков со своими бонусами. Например, титул «Гора» на каждом из пяти уровней даёт прибавку к броне и силе, «Брошенный» увеличивает характеристики в бою, если рядом с воином нет союзников, а обладатель титула «Дающий надежду», наоборот, дарит бонусы соседним камрадам.

Даже в сражениях тут хочется не драться, а любоваться работой художников.
Даже в сражениях тут хочется не драться, а любоваться работой художников.

Привычка к лучшему

При этом The Banner Saga 3, как я и писал, оказалась самой мрачной и тяжёлой из всех трёх игр. Скорости, с которой тут умирают главные и не очень персонажи, мог бы позавидовать и Джордж Мартин (George Martin).

Впрочем, в некоторых случаях они могут и не умереть — многое здесь по-прежнему зависит от действий самого игрока. В решающий момент, когда одна группа персонажей держала оборону в городе, ставшем конечной целью их путешествия, игра даже припомнила, сколько людей, варлов и бойцов мы сохранили в караване — их количество пересчитывается в часы и сутки, оставшиеся до падения города. Именно столько дней останется в запасе у другой группы, бредущей сквозь Тьму к Белой башне, чтобы успеть спасти и мир, и своих товарищей.

Однако, вопреки ожиданиям, не все наши решения учитываются в развязке этой истории. Да, тень некоторых из них сквозит в финальном диалоге и даже в статичной картинке в ролике, на которой можно наглядно увидеть, кто из героев выжил, а кто нет. Но глобально, что бы вы ни решали до этого в трёх выпусках саги, всё сводится к одному диалогу и трём вариантам ответа, определяющим судьбу мира, — это напоминает то, что мы видели, например, в Mass Effect 3. К тому же очень не хватает финального, в духе серии Fallout, рассказа о том, что стало с теми или иными героями и городами — от такой игры этого ждёшь особенно.

А ещё лично мне в финальных сражениях снова, как и во второй части, не хватило сложности и вызова — они легче, чем самые первые, в которых мы участвуем в начале игры.

Как видите, валки обладают очень полезными способностями.
Как видите, валки обладают очень полезными способностями.

И всё же The Banner Saga 3 определённо заслуживает аплодисментов. Это квинтэссенция, воплощение всего лучшего, за что мы полюбили эту трилогию. Непростые, со своей изюминкой, пошаговые сражения, продуманная и необычная ролевая система тут цементируются элементами визуальной новеллы — с отлично проработанными персонажами, нетривиальным миром и эмоциональным сюжетом, в котором не все, но многие решения действительно имеют значение. И всё это обрамляется шикарной рисованной картинкой и атмосферным музыкальным сопровождением.

Хочется верить, что в ближайшем будущем мы увидим и другие подобные игры — благо пример Ash of Gods: Redemption уже перед глазами. Ну а пока в ответ на многочисленные слова благодарности, на которые не скупятся авторы в финальных титрах, хочется сказать большое спасибо им — это было незабываемое приключение.

Плюсы: шикарный сюжет, в котором наконец расставляют все (ну, почти) точки над i; важность выбора, от которого зависит жизнь и смерть многих персонажей, в том числе и главного героя (или героини); мрачная атмосфера; новые виды противников; великолепный саундтрек.

Минусы: в эпилоге не хватает подробного рассказа о судьбах выживших персонажей и о последствиях решений, которые мы принимали на протяжении трёх игр; финальные сражения могли бы быть и посложнее.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The Banner Saga 3

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
26 июля 2018
695
4.2
374 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Спасибо за материал. Когда впервые поиграл в сагу, ощутил прилив бодрости и новизны от игры. Очень интересно посмотреть, чем Stoic займутся дальше.
Надеюсь в видеообзоре Глеб всё расскажет в красках.
Плохо вбрасываешь, попробуй тоньше
Вот и настало время докупить 3-ю часть и устроить небольшой марафончик. А то с самого релиза 2-я часть лежит не тронутая. Спасибо за текст.
Не, ребят. Все в таком восторге от игры, но мне лично игра не доставила таких ярких впечатлений, хоть я фанат серии и предыдущие 2 части затер до дыр.
Эта часть заметно слабее предыдущих.
Игру явно делали второпях. Авторы попытались уложить огромное количество уникальных персонажей в очень малое время геймплея. Многие персонажи появляются на 1-2 битвы, при чем зачастую уже под конец игры. В том числе из-за этого отношения между многими персонажами не раскрываются от слова совсем, а некоторые, казалось бы сложные конфликты, решаются меньше чем за один диалог, либо вовсе за кадром.
В сравнении с предыдущими частями, главы очень короткие.
Даже оборона городов в первой части была раскрыта больше и интереснее, нежели оборона столицы в этой части.
Все безумно скомканно. Сюжет порой развивается так стремительно, что не успеваешь заметить все события, а порой становится безумно медленным и тягучим.
Перевод ужасен. Музыка не запоминается от слова совсем, в отличие от предыдущих частей.
Концовка слабая. Ждал гораздо большего эпика, ведь какой размах был в предыдущих частях!
Я не говорю, что эта часть плоха, напротив, игра очень хороша, но лично для меня — это не изюм. Похвально, да, но не более. Предыдущие обе части выше на голову, а то и на две. По количеству событий и сюжетных проявлений, эта игра не тянет на полноценную. Как концовка второй части — да. Как полноценная третья часть — нет. ИМХО
После прохождения первой и второй частей остался под сильным впечатлением. После этой — никаких эмоций, кроме странного ощущения, будто я только что прошел бета-тест. Хотя может дело во мне и завышенных ожиданиях.
Змей как был, так и остался бэкграундом
Согласен, TBS3 ощущается короткой и какой-то очень простой после предыдущих. Помню, как вторая физически выматывала с бесконечными сражениями без передышек. Третья проходится практически без напряга. Но я не согласен, что игра не даёт эмоций. Я бы даже сказал, это первая со времён Ведьмака игра, которая подарила искренние эмоции.

Многие персонажи появляются на 1-2 битвы, при чем зачастую уже под конец игры. В том числе из-за этого отношения между многими персонажами не раскрываются от слова совсем, а некоторые, казалось бы сложные конфликты, решаются меньше чем за один диалог, либо вовсе за кадром.


Тут бы не помешали примеры, потому что
Сколько персонажу нужно экранного времени, чтобы раскрыться? Байек в AC: Origins маячит перед тобой 60+ часов и к концу остаётся ровно таким же поленом, как и в начале. В TBS персонажи раскрываются мастерски — иногда одним диалогом или даже фразой. Пример — Берси с его рассказом о работе наёмником и историей с телегой золота из 1-й части. Или Скарр с рассуждениями о страхе смерти и воспоминаниями, как он стал бардом по пьяни. Картинка живо появляется перед глазами, и становился немного грустно — оттого, что заглянул в прошлое, которого уже нет, а скоро и памяти не останется.

Город сделан офигенно атмосферно. Когда на улицах беспорядки, фактически, гражданская война, и главная опасность исходит не от драгов, тьмы или змея, а от обычных людей, обезумевших от страха и жестокости. Когда под прикрытием пожаров отправляешь своих людей убивать несогласных, потому что надо как-то навести порядок. Неподдельно страшно.

Когда герои умирают, это не просто «надо загрузиться, не зря ж я его прокачивал», это действительно драматично. У меня погибла Фолька, я загрузился и прошел с ней дальше — но все время чувствовал, что это неправильно и ее судьбой было погибнуть там. Как будто я иду против сути героя. Не помню, когда в последний раз было такое чувство в игре. Иииии — по той же причине непонятно, зачем вернули Убина. Уже попрощались с ним в TBS2, и была хорошая сцена — мол, я ухожу на юг, еще увидимся, но всем понятно, что не увидимся. В истории персонажа поставлена точка. Но видимо, очень хотели дать за него поиграть.

Что касается Змея — ну как бы, довольно сложно придумать какую-то развязку с ним, да еще в механике игры. Как вариант — эпичный видеоролик минут на 5 в конце, но видимо, создатели не потянули.
Видеовставки дорого делать.
TBS — как хорошая книга, ты читаешь текст, а воображение само рисует сцены эпичного размаха, не ограниченные бюджетом. Имхо вместо 3-секундных мультиков сделали бы побольше «уникальных картинок» под значимые события, выглядело бы более бахато.
Вот почему у большинства творцов всегда так. Шедевральная первая часть, идущая по ее стопам вторая часть, которая почти всегда заканчивается клиффхенгером (да-да, я в курсе что есть исключения типа Терминатор 2), и третья, которая во-первых, не воспринимается в отрыве от пред. двух частей, во-вторых, представляет собой огрызок.
Третья часть что угодно, но только не отдельная игра.
Повествование ужато за счет числа боев. Персонажей не раскрывают. Все как то «ширь-пырь-нашатырь».
Не поймите меня не правильно, сначала все было офигенно. Треклятый наместник со своими грандиозными планами, первые два похода во тьму. Художники, как и в двух частях до этого, хлеб не зря ели с икрой. Вот только бои надоели еще до идола Глыб (я все же за фанатскую локализацию). Волны опасны тем, что в случае ошибки с угадыванием направления вас просто сметают. А окружение тьмы, хоть и цепляет по-началу, в последствии своей фиолетовой гаммой просто надоедает.
С персонажами вообще кошмар. Про некоторых вы даже и не вспомните. Могр, Эйрик, Грисс, Гуннульф, вы еще помните кто это? Ситуацию отчасти спасает караван во тьме, ибо там за счет замкнутого пространства и небольшого числа народа периодически междусобойчики вспыхивают.
Финал истории отдельная тема. Во-первых, банально. Возможно только мне. Но, серьезно, устроить апокалипсис для спасения своей любимой, потому что «я ее люблю, и к тому же, по отцовской линии, у нас психические отклонения». Великолепно. Молодец, Эйвинд. Твоя история банальна, даже будь ты богом богов во плоти. И шут с ней, с фабулой сюжета. В Титанике тоже история не очень заумная, зато как подана, а? Здесь с подачей беда. Я бы с удовольствием проникся историей Юно и Эйвинда, если бы мне время дали, а не совали вагон флешбеков разом. Либо мы идем не зная ничего, либо в нас выпуливают вагон информации. И бои, эти треклятые бои, которые ни капли не надоедали в предыдущих двух частях на высокой сложности. Дошло до того, что я минимум 3 боя провел вообще одним составом просто потому, что враги кроме как статами давить ничем больше не умеют…
В общем, если оценку ставить за трилогию то да, изюм. А как отдельная игра — похвально и не более.

P.S. А знаете какая сцена самая, имхо, эпичная? Путешествие через обрыв на висящих в воздухе кусках земли. Из второй части, ага… Хотя казалось бы.
Ну вот смотри.

Некоторые персонажи из второго каравана (который во тьме пытается выжить) действительно раскрываются. К твоему списку я бы добавил метателя топоров Оли, Дитча и Эккила. Но блин, лично у меня в этом отряде было аж целых 3 драга, и ни один (!!!) из них не раскрылся. Да, ведьма сказала пару слов про Киви (драг-щитоносец) и метательницу камней. Все. Певец камня вообще как будто и не в отряде. Зачем я его оставил в живых? Почему все эти в потенциале до безумия интересные персонажи абсолютно никак не влияют на сюжет? Языковой барьер? Как минимум Юнона, Эйвинд и ведьма умеют с ними разговаривать, почему бы не добавить ну хотя бы ещё несколько диалогов, которые раскрывают персонажей, которые только что были тебе врагами? Еще один драг-щитоносец, который прикрыл Алетту щитом от копья в последней главе обороны города, а потом выступил в паре боев. Как можно было ввести такого МЕГА интересного в потенциале персонажа, и совсеем не раскрыть его? 4 персонажа из стана врага сражаются за тебя, и НИ ОДИН не раскрыт! Можешь считать что я придираюсь к мелочам, но именно за такие мелочи я обожаю предыдущие 2 части!

Больверка слили. Может я что-то не так воспринял или еще что. Но я запомнил с ним всего один диалог, в котором ещё может умереть Фолька. Всего один диалог, в котором он ведет себя как самый обычный «вышибала». Во второй части это был почти центральный персонаж. Даже в первой его появление мимолетное, но мне запомнилось хорошо. Да, нам постоянно о нем напоминали герои, которые говорили Больверк то, Больверк сё. Кто-то заметил его силуэт на фоне армии фиолетовых болванчиков. В конце второй части Больверк был основной надеждой Змея на противостояние Юноне. А здесь он в конце, в финальной битве, отъехал от двух тычек Айвера. Битва с ним в конце второй части в сотню раз больше запомнилась. В первый раз эту битву я проиграл даже. Финальная битва из первой части мало того что сложная и атмосферная, так еще и не может оставить равнодушным, если ты втянулся в историю. Этот финал — огромный шаг назад.

Убина вернули. На 2 боя и полтора диалога, в которых он просто сказал что неплохо говорит на конелюдском. Это персонаж, который был с нами до этого на протяжении всей саги! Который жил туеву хучу времени и обладает огромной мудростью! Зачем его вернули вот так?

Фасольт. Опять же, варл который появился на 2 боя в начале, при этом все время кричал о том, какие мы все уроды что сломали тот мост. 2 диалога. Ни на что не влияет. Возможно если сохранить мост, то что-то поменяется, но я не уверен. Всю сагу он удивлял своими внезапными появлениями то тут, то там. А здесь один раз бессмысленно зарейджил и был таков.

Конелюди. Всего один (или два, мне запомнился только один) диалог с Канари, в котором я ей сказал следовать моим приказам и она согласилась. По концовке второй части я был уверен, что нас ждет предательство со стороны кентавров — вторая часть для первого каравана закончилась у меня словами о том, что весь мой караван забежал в город и пока люди с варлами переводят дух, конелюди стоят в боевом построении и Канари улыбаясь смотрит на Алетту. Да я был уверен что следующая часть у меня начнется с битвы против конелюдей за город! Что эта битва окончится огромными потерями и я обязательно пожалею, что наивно поверил кентаврам об их благих намерениях быть союзниками!

Беспорядки в городе? Гнетущая атмосфера? Да я потерял всего пару раз по десятку человек, которых сам отправил на ремонт стен, и еще несколько когда не стал охранять корабли. Не было ни одной масштабной битвы как в первой части — когда сравнивают количество воинов с каждой стороны и есть какие-то надуманные варианты для тактики. Лично у меня всее беспорядки шли по одному и тому же сценарию — появились люди Ругги, начинается бой, в первый же ход на центр поля выходит имба в лице Алетты, включает «наблюдателя» и отстреливает всех кто пытается пройти мимо, при этом благодаря вещи из второй части она их еще и отталкивает постоянно (в итоге все враги просто теряют свой ход и хп, можно было вооще только Алетту выводить каждый раз). Да, я мог бы её не выводить на поле боя и тем самым усложнить себе бои, или просто не использовать этот навык. Но вот хотел во время первого прохождения побольше вникнуть сюжет и быстрее пройти бои, чтоб узнать историю.

Из героев потерял только лучницу Нид, которая свалила на кораблях, которые я решил не охранять (ибо смысл).

Хакон, который всегда был одним из центральных персонажей, всю сагу был рассудительным и благородным, ярким примером грамотного руководителя, во второй ничего плохого про этот мост варлов не сказал, в этой же части внезапно начинает врубать придурка и кричать нечто в духе «ЗА ОРДУ!!». Показал как он обижен на гг «просто потому что» и… все? Ни на что не влияет.

Ругга. Специально оставлял его до конца в живых. Вот конец предпоследней главы, Ругга не хочет впускать драгов, всячески пытается унизить Алетту. Всю эту часть он противостоял мне постоянно, язвил. Тут прилетает валка и он прогибается от одного её слова. И все. Да я даже людей не потерял на счетчике за решения связанные с Руггой. Может, правда, я правильные выборы делал или еще что.

Змей. Нам просто показали, как нечто из-под льда его атаковало и после этого утянуло. В конце он появился покоцанный, еле живой. СЕРЬЕЗНО?? Да всю сагу он внушал ужас и неподдельный интерес! Для меня его диалоги с Юноной были одной из самых запоминающихся вещей в игре! И вот так слить его?

В общем, можешь считать меня занудой или ещё кем похуже, обвинять в завышенных ожиданиях и т.д., но мне после шедевральных двух частей очень сложно воспринять вот такую третью. Где атмосфера из первой, когда караван простых людей пытался уйти от драгов и потом безнадежно оборонять город от бессмертного сундра? Где зрелищность из второй части — один переход по поднимаемым Эйвиндом глыбам чего стоит, а момент когда Больверк с отрядом вышел из пещеры и нам впервые показали этот купол тьмы? Да это же был шок! Ну для меня так точно, потому что уж чего-чего, а этого я никак не ожидал. Да даже можно первую часть вспомнить — город, к которому 2 главы (если я правильно помню) шел караван варлов, при их приближении внезапно охвачен пламенем и тучей драгов. Где все это?

И да, я действительно ждал многого от финала саги, которая каждый раз вызывала кучу впечатлений. И на то были все основания.

Чет я много написал. Надо закругляться чтоли :D
Перевод в целом хороший, но местами довольно костноязычный. Как будто делали в спешке. Иногда не сразу можно понять, что имеют ввиду персонажи, приходится перечитывать фразу несколько раз. Есть традиционные ошибки в глаголах мужского/женского рода (Ивер говорит о Больверке: «Я убила его») и переводе вариантов ответа (например «проложить путь через толпу» вместо «поискать путь в обход толпы»).
Значит, всё-таки можно .
Значит, всё-таки можно спасти мир.
У меня умерла только Фолька. А так игре не хватает эпичных видеовставок.
К примеру нам показали крутого Сундра, который ростом с титана сносит гигантский забор своим якорем. Это круто, но то как мы его почти победили, показывают текстовым сообщением, а в битве он не сильно больше обычных каменюк. Вся эпичность момента сразу пропадает.

Спустя 3 года и я ознакомился с последней частью. И я не согласен по поводу сложности. 1 и 2 части лишь в редких случаях давали проср@ться.Тут начальные бои проще, а уже со 2/3 начинается слив более продвинутым противникам, которые стабильно отражают или впитывают урон(который понятен, т. к. у нас Отряд самоубийц и ВК в одном лице).Не знаю, о какой легкости идет речь.На нормале игра вообще шансов не дает

У меня Фолька жива, а вот большинство других(в том числе мой любимый Рук)  нет

«Музыка незапоминающаяся», лол. Как раз в триквеле лучшая музыка(особенно в кампании Ивера).Не понимают чем ты слушал

Играют же люди в контурные карты или Dwarf Fortress
если 3 части сделали, то игра явно находит свою аудиториюи это явно НЕ любители дотки
Зато ориентироваться на отзывы в стиме особенно от поклонников Гульмена
говорит о развитии мозга
Читай также