За последние пару лет вышло несколько долгожданных JRPG, и одна оказывалась лучше другой. Tales of Berseria запомнилась великолепными персонажами, Persona 5 удивила визуальным стилем, NieR: Automata впечатлила сюжетом. На их фоне Shining Resonance Refrain кажется гостьей из прошлого — хоть это и обновлённая версия игры 2014 года, даже в то время она выглядела устаревшей. Но пусть она порой до смешного шаблонная и клишированная, поклонники жанра смогут не без интереса провести в ней время.
Как по лекалам
История буквально напичкана штампами, которые проглядываются с первых же минут. Отважная принцесса Соня спасает попавшего в плен парня по имени Юма. Тот, как оказывается позднее, удерживает в своём теле душу дракона, а потому представляет ценность для имперцев — он был для них подопытным кроликом. Империя стремится получить контроль над всем островом Алфхайм, собирая души драконов и воскрешая тысячелетних чудовищ, так что просто так расставаться с Юмой недоброжелатели не готовы.
В самый ответственный момент парню приходится принять непростое решение — выпустить на волю внутреннего дракона, нарушив обещание, которое он когда-то дал умирающей матери. И Юма был бы рад не делать этого, вернуться в тюрьму и дальше быть жертвой экспериментов, так как очень боится дракона и не уверен в своей способности держать всё под контролем после трансформации. Но ради спасения девушек, пришедших к нему на помощь, пришлось рискнуть. «Я делаю это в последний раз», — наивно произносит он в самом начале долгой истории. Конечно, превращаться ему придётся буквально на каждом шагу.
В итоге Юма знакомится с жителями Астории — королевства, пытающегося дать отпор Империи. Но заставлять парня вставать на их сторону никто не будет — наоборот, ему позволят самостоятельно принять решение. Герой примкнёт к «добрякам», возмужает, попытается помочь всем нуждающимся — в общем, как я уже писал выше, оригинальности в этой истории нет почти никакой. Но после затянутого вступления и знакомства с новыми героями сюжет понемногу начинает захватывать, и сценаристов можно лишь похвалить за интересных персонажей и качественные диалоги, которые ещё и замечательно озвучены в английской версии.
Чтобы игрок привязался к героям ещё сильнее, разработчики ввели систему отношений с сопартийцами. Прогуливаясь по основному городу или отдыхая у костра, вы можете подойти к любому из напарников и начать диалог, а в некоторых случаях и предложить пообщаться ночью. Застенчивые девушки, которые проявляют к Юме интерес уже при первой встрече, будут неловко обмениваться репликами с героем, а потом и вовсе могут согласиться сходить с ним на свидание.
Этот элемент игры никак не навязывается, но может упростить сражения, так как после подобных встреч появляется больше настроек для связей между персонажами. В зависимости от выбранной схемы произойдёт вынесенный в заголовок игры «резонанс» — сопартиец охотнее будет накладывать проклятия на противников или усиливать своего любимчика. Такие связи можно найти и в других местах, в том числе в сундуках и подземельях.
Симпатично, но не всегда
Лично мне больше нравилось узнавать о внутреннем мире виртуальных товарищей с помощью небольших сценок в Tales of Berseria, которых было больше сотни и которые не хотелось пропускать, даже если они продолжались по 15 минут. Свидания и ночные беседы справляются с этой задачей не так хорошо, но это и не было целью авторов — здесь скорее заводишь романтические отношения. Для этого, видимо, был приглашён художник Тони Така (Tony Taka), нередко выступавший в жанрах юри и хентай. Женские персонажи получились у него отличными, и среди всех его работ Shining Resonance можно назвать одной из лучших. А ещё в настройках позволяют переодеть героинь в откровенные костюмы, если очень хочется.
А вот всё остальное иногда выглядит кошмарно. Жуткого качества текстуры, практически нулевая дальность прорисовки, «мыльная» картинка, посредственная анимация — наблюдать всё это на большом телевизоре вряд ли будет приятно. Дизайн локаций тоже огорчает своей примитивностью и огромным количеством невидимых стен. Хотя художники явно пытались добавить побольше деталей и сделать различные зоны непохожими друг на друга, те так и остались пустыми и безжизненными. Внешне игра напоминает ухудшенную версию всё той же Tales of Berseria, которую я уже не раз упоминал из-за того, насколько схожи некоторые составляющие этих игр.
Исследование мира, к примеру, почти идентичное — попав в новую локацию, вы видите на пути всех противников и можете пробежать мимо них к следующей зоне либо вступить в бой. Если враг по какой-то причине вас не заметил и вы атаковали его со спины, то получите преимущество — оппоненты на протяжении нескольких секунд не будут двигаться. Это работает и в обратную сторону — зазевались, подпустили к себе какое-то чудище, значит, придётся стоять и выдерживать удары. Сражения происходят в реальном времени, а управляете вы тем героем, которого сделали в меню лидером. Так что для переключения придётся заходить в список сопартийцев и менять персонажей местами.
Интересных тонкостей в бою довольно много. Четыре кнопки в правой части геймпада используются для обычной атаки, блокирования ударов, отскока и особого приёма, позволяющего сломить волю противника и ненадолго сделать его абсолютно беспомощным. Получается это далеко не всегда, в большинстве случаев надо делать это в момент, когда враг готовится использовать заклинание. Такая опция добавляет в бои немного тактики — лучше пользоваться столь редкой возможностью, нежели бездумно нажимать на одни и те же кнопки вплоть до финала.
Другая важная деталь — способность главного героя превращаться в дракона. При трансформации запас его маны начинает иссякать, и чем её меньше, тем выше шанс, что чудовище рассвирепеет и начнёт бросаться на своих товарищей. Мана также нужна для активации уникальных приёмов, которых у каждого персонажа по четыре, и все они абсолютно разные. Кто-то наносит увеличенный урон, кто-то задевает атакой сразу нескольких врагов, а кто-то исцеляет напарников, стоя подальше от «замеса».
Драться до последнего
Искусственный интеллект в боях и радует, и огорчает, причём касается это всех участников сражения. Блондинка Кирика — один из самых ценных напарников, так как почти всегда вовремя лечит сильно раненных членов отряда. А вот Соня раз за разом может бежать к кому-то сломя голову и погибать от нескольких ударов, если ей не помочь. И исправить это никак нельзя, если не считать не очень полезные команды во время боя. Некоторые враги активно избивают Юму и всех остальных, пока другие ничего не делают и терпят удары. Особенно забавно наблюдать за «боссами» и прочими крупными созданиями — они могут просто крутиться вокруг своей оси, если выбранная ими цель постоянно забегает им за спину.
Хоть подобное и происходит относительно часто, многие другие битвы могут потрепать нервы неподготовленному игроку. И в таких ситуациях лучше использовать все свои возможности, одна из которых называется B.A.N.D. и представляет собой временное усиление всех действующих лиц после исполнения песни. Эффект зависит от того, какого персонажа вы выбрали основным музыкантом: вы либо увеличите критический урон, либо сделаете мощнее магические приёмы — вариантов достаточно, чтобы сделать бои разнообразнее. И в этом плане к Shining Resonance Refrain не придерёшься — стычки с монстрами, имперцами и прочими злодеями каждый раз увлекательны.
В остальном игра получилась неровной — на каждое её достоинство найдётся недостаток. Здесь есть необычная система прокачки, позволяющая установить на оружие улучшения, которые дают прирост к характеристикам в зависимости от их уровня и могут быть заменены на другие, если вам потребуется. А улучшения эти вы либо покупаете за баснословные суммы у торговца, либо создаёте из материалов, собранных с поверженных врагов. В то же время здесь многие побочные задания однотипны и скучны — большинство людей просят уничтожить определённое число врагов и собрать с них предметы.
Интересной «фишкой» кажутся погодные условия, меняющиеся после проведённой в лагере ночи, — в прежних локациях могут появиться другие враги, а старые обзаведутся особыми умениями. Но заметив это, вы в какой-то момент осознаете, насколько неудобна карта мира и как здесь не хватает возможности быстро переместиться из одного места в другое, особенно когда квесты появляются всё дальше и дальше от центрального города. Хорошо хоть, случайных сражений тут нет и можно свободно бегать из одного угла локации в другой.
Признаюсь честно, поначалу Shining Resonance Refrain показалась мне типичным «проходняком» — банальной JRPG, которая не пытается выделиться чем-то на фоне других. Возможно, она даже им и является. Но чем больше в неё углубляешься и чем более обширной она становится, тем интереснее её проходить, хоть и нужно мириться с её многочисленными недостатками. Возможно, дело в отсутствии новой Tales of — после «Берсерии» очень хочется сыграть во что-то подобное, и этот релиз заполняет нишу. Да, игра простенькая, не хватает звёзд с неба и выглядит не очень современно. Но иногда возникает желание побегать во что-то подобное — главное, чтобы персонажи хорошие были и сюжет нормальный, а тут с этим проблем нет.
Плюсы: приятные персонажи, с которыми хочется проводить время; интересная боевая система с обилием приёмов и разными способностями у героев; хороший саундтрек; замечательное английское озвучивание; система прокачки с большим количеством настроек.
Минусы: предсказуемая, шаблонная история с медленным вступлением; отсутствие системы быстрого перемещения; однотипные побочные задания.
Лучшие комментарии
Просто тут получились три почти рандомных слова.
Это до нас, грязных гайдзинов, только сейчас ремастер дошел.
А вообще я конечно не до конца уверен, но кажется Ar Tonelico чуть менее фансервисный. Кроме третьего, там прям тушите свет. Но опять же, не играл, не зарекаюсь, сужу по ютубу, каюсь.
gregorrushЯ еще могу понять когда требуют оригинальную озвучу мол «атмосфера, интонация, любая другая фигня», но блин ставить в плюсы озвучку японской игры на английский в статье рассчитанной на русскоговорящую аудиторию… Даже не знаю, что то тут не так уже…
Тоже простенькая игра, только с хорошо прописанным миром и лором, и девочками-магичками в роли объектов интереса. Там даже развилка/концовка сюжета зависит от выбранной барышни.
А уж русский пиратский перевод ещё и делает игру пошловатой.
Например Dive — механика крафта заклов в сознании помошниц, и в русском это превращалось в перлы типа «ныряй в меня»