31 августа 2015 31.08.15 481 141K

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

1984-й год, Афганистан. По пыльной дороге скачет одинокий всадник с бионической рукой. Вдруг он дёргает поводья и останавливает лошадь. По команде «Давай!» она тужится и вываливает кучку говна на землю. Позднее на ней забуксует джип с советской солдатнёй, но это будет потом, а сейчас перед нашим героем вражеский аванопст, сверкающий отполированными боками контейнеров, новенькими пулемётами и бронетранспортом.

Ничего не подозревающие военные беседуют, обсуждают трудности перевода с русского на английский и сменяют друг друга в карауле. Внезапно из кустов выныривает тень. Несколько выстрелов — и весь гарнизон мирно храпит. Ещё мгновение — и чужак отправляет в небо на воздушных шариках всё, что не привинчено к земле. «Хорошая работа, Босс, нам это пригодится!»

Впереди ещё много работы…

 

A Hideo Kojima Game

Окутанная драмами и обидами Metal Gear Solid V, последнее слово Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) в истории про роботов с ногами, заочно стала культом и игрой года. Фирменный сюжет, популярные в народе элементы и вечно молодой японский творец — с виду безотказная комбинация. Увы, только с виду.

Не буду лукавить и притворяться — я всегда относился к MGS с нескрываемой иронией и не воспринимал непонятный «восточный колорит» всерьёз. Короткое знакомство со второй и третьей номерными частями не оставило приятных воспоминаний. Наверняка полный праведного гнева фанат Снейков при виде вердикта захочет окунуть меня в чан с кипящим маслом, обвинить в незнании матчасти и критически необходимых для восприятия происходящего на экране нюансов серии. Это можно, но, прежде чем остервенело отстукивать по клавишам оскорбления, рекомендую прочитать рецензию от начала до конца.

Как ни странно, ни к сюжету с паранормальной чертовщиной, ни к эвакуации овец на аэростате вопросов как раз никаких нет — после крутейшего пролога я понял, куда попал, и дальше ничему не удивлялся. Голограммы, роботы, портативный компьютер и искусственный интеллект в 1984-м году? Без проблем, верю. Более того, глобальная история про частные военные корпорации, контроль над ядерным оружием, ООН, МАГАТЭ и напавшие на Афганистан советские войска выглядит свежо на фоне сопливого противостояния обиженному на весь мир бывшему-сотруднику-АНБ в среднестатистическом милитари-боевике. Никогда бы не подумал, что MGS по силам меня увлечь и заставить по полчаса слушать аудиозаписи, но это действительно произошло. Не ручаюсь за поклонников творчества Кодзимы, но мне, как новичку, история показалась крайне увлекательной. Добавьте к этому фантастически зрелищные кат-сцены — вообще красота!

Все проблемы Metal Gear Solid V кроются собственно в игровом процессе, описать который можно одним «твитом» — «типичный открытый мир».

Немного японского колорита =^_^=
Немного японского колорита =^_^=

«Нужно больше золота!»

Восстановив силы после комы, Биг Босс (он же Снейк) обнаруживает себя на Главной базе (Mother Base) в компании Оцелота и других смешных имён. За долгие годы мир изменился — нужно заново поднимать бизнес, возвращаться на войну. В одну секунду на хмурого героя сваливается жуткая бытовуха: собери ресурсы, найди транспорт, завербуй людей, а потом распредели их по разным подразделениям в зависимости от навыков, а ещё не помешал бы переводчик… В этот момент понимаешь, что остросюжетный триллер неизбежно превратится в симулятор грузоперевозок.

Возникает правильная ассоциация с Dragon Age: Inquisition — следуя какой-то странной моде, The Phantom Pain погружает игрока в пучину цифр, счётчиков прогресса и второстепенной возни. Повидавший дерьма Снейк, глава солидной ЧВК Diamond Dogs, ползает на карачках в поисках целебной травы, выслеживает легендарных медведей. Какой-нибудь пиар-менеджер из Konami уверенно скажет, что всё это необязательно, но на самом деле обязательно. В один прекрасный момент на задании потребуется «прокачанный» аэростат, а для его производства нужен научный отдел 25 уровня, 5 000 минералов и две вороны. Вперёд, Босс, да печенье к чаю не забудь!

Раздражающий микроменеджмент во всём своём великолепии предлагает Снейку уйму способов убить десяток-другой часов, и уставший вояка, кажется, уже не ищет мести, не пытается разобраться в коварных планах организации «Шифр», а вкалывает ради материального благополучия Главной базы. Чуть позже заматеревшие солдатики-миньоны смогут сами выполнять контракты, зарабатывая деньги и обеспечивая приток рекрутов, но полностью автоматизировать процесс не удастся.

Эти танки отлично впишутся в интерьер базы.
Эти танки отлично впишутся в интерьер базы.

К чему всё это? Главным образом — ради «прокачки». Счётчик доступных исследований постоянно показывает «99+». Сперва от многообразия винтовок, ракетомётов и ловушек для мелкого зверья разбегаются глаза, но позже понимаешь, что обойтись можно, грубо говоря, одним пистолетом с транквилизатором. The Phantom Pain очень простая. Я проходил миссии на разных уровнях сложности, с модификаторами и без: «экстрим», без замедления, без экипировки, с провалом после первого обнаружения — всё легко. Кроме того, видно, что открытый мир «затачивался» под вполне определённый стиль игры — скрытный. Штурм с фейерверком артобстрела просто невыгоден, потому что портит рейтинг, плюс потенциально ценный рекрут запросто может поймать зубами шальную пулю, а это плохо для бизнеса. Куда гуманнее и рациональнее по-тихому зачистить локацию, усыпив всех транквилизатором, а затем неспешно выбрать, кому достанется билет на базу в один конец.

Концепция открытого мира дала Биг Боссу мало хорошего. Имеющиеся в Metal Gear Solid V просторы пугают однообразием. Здесь просто нечем заняться, поэтому приходится по 10 минут наматывать круги между одним заданием и вторым в надежде встретить хотя бы ослика. Само собой, теоретическое богатство тактик вроде как впечатляет. Номинально MGS V позволяет практически всё, но самостоятельно экспериментировать совершенно не хочется, да и Кодзима, в общем-то, не настаивает. Искусственный интеллект беспросветно туп, и даже если советский душегуб, взорвавший десяток кишлаков, внезапно обнаружит Снейка ворующим парочку танков, можно просто скрыться в ближайших кустах. «Наверное, это была крыса», — через минуту решит враг, шагая по трупам товарищей. Убедившись, что вокруг все стихли, герой как ни в чём не бывало возвращается к своим тёмным делишкам и тырит казённую советскую технику.

Задания делятся на три вида: основные, побочные и внешние. Первые очень неравномерно двигают вперёд сюжет, вторые нужны главным образом ради «прокачки», третьи — исключительно ради «прокачки» и выполняются в реальном времени вашими отрядами где-то за кадром. Цели миссий чаще всего однотипны — ликвидируй/эвакуируй ВИПа, укради чертёж/контейнер/танк. Много раз придётся возвращаться в одни и те же места, устраняя одних и тех же противников. Это утомляет.

Сильнее всего на разнообразие влияют напарники, которых Снейк может брать с собой на задание. Собачка, самый милый персонаж игры, обнаруживает врагов и ценные предметы; сюжетно полуголая снайперша Молчунья (Quiet)… снайперит; лошадка какает на дорогу; и так далее. Все спутники охотно «прокачиваются» и «кастомизируются». С этим делом у The Phantom Pain вообще полный порядок — при желании можно настроить всё, начиная с эмблемы на плече и заканчивая цветом Главной базы. У меня она, разумеется, была розовой.

Молчунья — красивая, полуголая и не болтает. Идеальная женщина!
Молчунья — красивая, полуголая и не болтает. Идеальная женщина!

Наверняка к этому абзацу, дорогой читатель, ты уже решил, что я ненавижу Metal Gear Solid V. Я не без удовольствия потратил на неё 60 часов, и за это время между нами было всё: любовь, непонимание, радость, злоба, усталость. Я был без ума от каждой сцены с пёсиком D-Dog и люто ненавидел африканских детей с автоматами. Я напряжённо всматривался в каждый кадр финальных сцен, пытаясь раскусить хитрый замысел Кодзимы, и скучал, продираясь к концовке через десятки угрюмых аванпостов. Сплошной контраст!

The Phantom Pain состоит из миллиона деталей, образующих интересный, но громоздкий шпионский боевик. В этой статье я не описал даже сотой доли того, что можно обнаружить в игре. Проблема в том, что лично мне в ней разбираться совсем не захотелось. Времени жалко.

P.S. Все многопользовательские компоненты на момент написания рецензии были недоступны. О них мы расскажем позже.

Плюсы: небанальный сюжет; полуголая снайперша; милый пёсик; розовая база.
Минусы: глупые враги; однотипные задания; перегруженность второстепенными игровыми элементами.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
1 сентября 2015
3K
4.1
2 048 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

По-моему «пустой открытый мир» и «одинаковые побочные задания» это объективный аргумент.
Потому что я делаю видео, но оно будет по релизной версии игры
Это хоть не как на одном известном сайте где автор, поиграв в игру 16 часов, забил на нее, поставил «семерку» и сказал что ничего в игре нет, хотя игру он не прошел и вообще ничего не знает о сюжетах.
MGS перегружена. Всё хорошее тонет в пучине вторичного говна. Кроме того, у меня сложилось впечатление, что игра чётко поделена на геймплей и сюжет/видеоролики — нет ощущения того, что ты действуешь в контексте какой-то истории.

В том же «Ведьмаке» ты можешь скакать по лугам, пока не найдёшь сироток, которых надо спасти от собак. С точки зрения механики в этом нет ничего не обычного — просто мочишь псин/получаешь награду. Но при этому у тебя есть возможность выслушать историю детей, а потом выбрать, как именно помочь им. Ты всегда в центре событий.
Это не совсем открытый мир. Хватит от него ГТА5 ожидать. Кодзима сам говорил, что это просто большая площадка для миссий, которая пришла на смену корридорам.
И все же, вкусовщина. Пустой открытый мир? Для тех, кто не любит собирательство — возможно. Для тех, кто любит это дело — нифига. Пока на карте есть места и предметы, которые можно забрать при том, что они еще и приносят реальную пользу в геймплее игра не станет скучной. В данном случае это так, ибо на сколько я знаю в мире игры все коллектаблсы имеют назначение, будь то дополнительные GMP, буст какого-нибудь исследования, чертежи, дополнительная информация и т.д. Это не голуби в GTA IV.

Насчет микроменеджмента — снова вкусовщина. Те, кому понравился Peace Walker в свое время довольно много времени тратили на этот самый менеджмент и получали удовольствие от процесса (да, да, манчкиноподобное желание захватить побольше БМП или солдат ранга S было и у меня, каюсь, РПГ сделали меня таким). К тому же в MGS V можно еще и самому наблюдать расширение и обустройство своей базы, что, опять же, круто(ИМХО, разумеется)!

Оборудование, вооружение и «факт» того, что не нужно ничего из этого, кроме транквилизаторного пистолета и винтовки «на всякий случай» — проблема непосредственного игрока. Все предыдущие части(исключая первую) также проходятся с транквилизаторным пистолетом и лишь в редких исключениях нас принуждают использовать другие виды вооружения. В MGS 3(возьму ее в пример просто потому, что это моя любимая часть ^_^ ) есть 23 различных вида вооружения, доступные игроку и из них за всю игру при желании можно пользоваться только 4-мя, при том, что один из видов вооружения дается нам лишь один раз по сюжету и на непосредственных противниках мы его не применяем, а другой и подавно используется в интерактивной кат-сцене.

Лично меня это никогда не беспокоило, я умудрялся и из M63 пострелять, и из СВД, и гранатами различных видов врагов позакидывать, иногда просто проходил игру, моча всех направо и на лево. Большое количество оружия существует для того, чтобы можно было выбрать свой стиль прохождения, а несколько моделей оружия одного и того же типа позволяют выбрать «любимчика» в плане внешнего вида или каких-нибудь других особенностей, что по-моему, опять же — отлично.

Гаджеты — тоже самое, что и с оружием. Ими во всех частях можно было пользоваться, а можно было забить. В первой части, например, есть момент в котором нам надо пройти коридор, заполненный лазерными лучами(и это не такой коридор, в котором можно присесть и не задеть ни один лазер, нужны тайминги). Есть два способа пройти этот момент(не беру в расчет «на удачу пробежать коридор, как отшибленный идиот»):

1) Сгонять на склады, найти тепловизор, прибежать обратно , поднять тревогу 30 раз, надеть тепловизор и пройти дальше.
2) Забыть о складах, забыть о тепловизоре, о бэктрекинге, закурить сигарету и словно больная миопией черепаха медленно и осторожно двигаться вперед, полагаясь на верный сигаретный дым.

И это только один пример, в игре есть куча вещей, которые облегчают жизнь, но пользоваться ими или нет — решение исключительно игрока и никто не принуждает пользоваться тем, чем ты не хочешь. Я называю это — вариативность и считаю плюсом.

Касательно ИИ даже не знаю. Может Костя просто слишком MLG и поэтому на харде у него очень простой стелс. Я даже в старых частях на харде умудрялся попадаться противникам, а в Ground Zeroes эти ребята палили меня метров за 50 на высокой сложности. Не скажу, что стелс в GZ был очень сложным, но откровенно легким я бы его назвать не осмелился. В TTP тем временем гораздо более обширные пространства и гораздо меньше мест, чтобы спрятаться (в Афганистане, по крайней мере), плюс снайперы и динамические патрули. Не думаю, что на высокой сложности игру можно прям «прогулять». Ну и кое-какой отряд в миссии за номером 1 выглядит довольно угрожающе для «легкого босса», разве что Костя от них убежал(не надо тут про спойлеры, ничего конкретного я не написал, к тому же все давно есть в интернете, включая прохождение этого куска).

В заключение могу сказать, что лично для меня большинство минусов, перечисленных Костей не являются минусами, как таковыми. Кроме того один ютубер, который фанатеет от MGS не меньше, чем я, после превью-ивента в Лос Анджелесе сказал, что игра по истине шикарна, как в геймплейном плане, так и в сюжетном. Мнению этого человека я доверяю и не столько из-за того, что он фанат, сколько из-за того объема материала по игре, который он осветил за почти три года с момента анонса и кропотливости его работ. Единственный «минус», который все еще трудно назвать таковым — малая концентрация сюжетных моментов в игре. Иными словами: в игре, внезапно, над сюжетом преобладает игровой процесс, причем очень сильно преобладает.

P.S. Фух. Получилось длинно, но сами понимаете, мимо пройти не мог. Надо было высказаться.
Что же, вполне ожидаемая оценка.
Ты хочешь сказать, что перед игрой в МГС 5 не измазался пеплом!? ДА КАК ТАК МОЖНО МЕТАЛ ГИР ОБОЗРЕВАТЬ?
Блин, да что в этом мире ГТА такого открытого? За прохождение всего сюжета не видел вообще ничего такого. Город как город, машинки ездят, иногда случайные встречи как в том же Скайриме (только вот, «они украли мой кошелек, помогите!», а полиции вообще нет и близко. Зато ты убиваешь кого-нибудь в канаве без свидетелей, так сразу 3 патрульные машины минимум).
То есть можно мне хотя бы пальцем тыкнуть, в какую сторону смотреть?
Да нет, это просто Dragon Age скатилась во всем известно что
Там у них нормального душа нет что ли? Че она по полу мажется?

Просто надо звонить на Венеру, в техподдержку Женщин и говорить, что тут одна сломалась. Может по гарантии заменят)
Такой поток недовольства у народа, притом что Костя игру похвалил по большей части. Рецензия понравилась. Всё в целом разложено по полочкам и понятно. Жду выхода.
Да оценка-то вполне справедливая, открытый мир как ДАИ это конечно постараться надо, но не страшно, я и в ДАИ наиграл 150 часов. #Мненорм <3
Читай также