Вышедшая на прошлой неделе Mortal Kombat 11 не только показала лучший старт в истории серии, но и косвенно послужила поводом для срыва покров с NetherRealm Studios. Нетрудно догадаться, что речь идёт о переработках и прочих неподобающих условиях труда в коллективе авторов файтинга.
Всё началось с жалоб в социальных сетях бывших сотрудников по контракту — они делились историями о кранчах и стрессовых условиях на рабочем месте. Сайт USgamer провёл расследование и выяснил, что для NetherRealm это уже давно является привычной практикой: контрактные работники чуть ли не эксплуатируются штатным персоналом и командой менеджеров, которые всё еще трудятся в студии.
Автор расследования в течение недели разговаривал с четырьмя бывшими членами контрактной команды NetherRealm, которая работала над такими играми, как Mortal Kombat 9—X и Injustice 2. То есть эти люди непричастны к MK11, но, как отмечает журналист, они числились в качестве подрядчиков компании многие годы и вполне могли судить о рабочей обстановке.
Все источники заявили, что чувствовали себя «гражданами второго сорта», и пожелали остаться анонимными, дабы не рисковать своей карьерой. По их словам, большинство девелоперов на контрактной основе в NetherRealm — недавние выпускники соседних чикагских школ гейм-дизайна. Для многих из них NetherRealm стала первым местом работы в ААА-геймдеве.
Контрактные работники поведали USgamer, что компания платила им по 12 долларов в час — сейчас это минимальная заработная плата в Чикаго, где базируется NetherRealm, однако до этого показателя она доросла только в июле 2018 года. По словам нескольких источников, сообщает сайт, художникам студия платит и того меньше — 11 долларов в час.
Согласно паре источников, заявление креативного директора NetherRealm Эда Буна (Ed Boon) о том, что компания никогда не увольняет штатных работников, — настоящее лицемерие. По словам экс-сотрудников, босс регулярно прекращал контракты с десятками людей, при этом за время их работы студия никого не нанимала на постоянную основу.
«Это был первый раз, когда каждый из нас работал над AAA-игрой», — прокомментировал один из бывших работников студии. «Мы все надеялись получить работу после того, как наш контракт истечёт, — добавил другой. — Спойлер: никто из нас не был нанят после того, как наши контракты были расторгнуты».
При этом руководители постоянно твердили что-то в духе «Вакансии можно будет получить в ближайшем будущем» и «Продолжайте работать, у вас всё отлично!». Считается, что подобное поведение сошло с рук NetherRealm только потому, что большая часть контрактных сотрудников (примерно 75 %) — совсем молодые разработчики, у которых ещё не было никакого опыта в игровой индустрии.
Девелоперам по контракту приходилось ютиться в тесной комнате без окон, представляющей собой отремонтированный гараж. Порой их просили поработать над довольно трудоёмкими частями проектов NetherRealm — например, над фаталити в Mortal Kombat и суперударами в Injustice 2.
«Некоторые фаталити, которые вы любите, появляются благодаря временным разработчикам, — сказал один из источников. — NetherRealm рассылает электронные письма на ранней стадии производства, в которых просит придумывать идеи для фаталити. Конечно, они приглашают временных работников, потому что они могут просто выдать отличную идею без необходимости платить им за это…»
Более того, штатные сотрудники и менеджеры прекрасно знали о своей власти над подрядчиками и регулярно ею пользовались: «Я знаю постоянных сотрудников, которые брали очень длинные обеды, а сами командовали временным работникам, когда они могут пообедать или уйти на перерыв», — жалуется один из источников.
Как сообщает USgamer, постоянные разработчики иногда высмеивали временных за их спинами — давали им обидные прозвища. Особенно грязные клички доставались женщинам.
Разумеется, не обошлось и без кранчей. Один из экс-сотрудников говорит следующее: «Я безостановочно проработал около 220 с лишним часов в течение месяца в прошлом году. [Все] знали, что [сверхурочные] последуют снова ради выпуска обновлений и дополнений, это длилось почти бесконечно».
Разработчики не могли отказаться от переработок из-за низкой зарплаты — им был необходим дополнительный заработок для того, чтобы банально на что-то жить. Кроме того, работа по контракту не предусматривала никаких льгот, поэтому с болезнями и прочими обстоятельствами приходилось разбираться самостоятельно.
NetherRealm также обвиняют в деморализующем отношении к контрактным сотрудникам. Так, за пару месяцев до релиза Injustice 2 в Сеть попала серьёзная утечка, из-за которой президент компании Шон Химмерик (Shaun Himmerick) вызвал подрядчиков на экстренное совещание:
«Это совещание с генеральным директором по поводу утечки было страшным, — поделился один из присутствовавших на встрече. — Нас несправедливо обвинили, чуть ли не вытащили из наших кресел ради „немедленной встречи для обсуждения договора о неразглашении“. Его тон был абсолютно непрофессиональным».
USgamer связывался с NetherRealm и Warner Bros. с просьбой прокомментировать сообщения ещё до публикации своей истории. Компания-разработчик и издатель не ответили до сих пор.
Лучшие комментарии
Лол, обычные капиталистические отношения.
Так то выходит что зарплате в McDonalds в Чикаго местами выше, если посмотреть на Indeed
Сарказм mod ON
Понизить зарплату, чтобы заставить временных сотрудников кранчить. Как удобно. Просто нет слов.
Сарказм mod OFF.
Знаете, ребят, у меня сложись такое стойкое впечатление, что мы попали в какую-то совершенно другую вселенную, притом не по нашей вине. Кому-то это может показаться нытьем, кому-то может показаться здравым рассуждением. Нет, я все понимаю, градус мошенников и крайне неприятных в общении людей всегда был. Но извините меня, это уже совсем перебор.
Стеклянный потолок поставила под сомнение, короче.
Если по сути рабские рабочие условия в одной из самых богатых и продвинутых стран мира тебе кажется «грязью», то я вообще фиг знает, что тебе сказать. Ну, а если ты хочешь разобратся в теме поподробнее, то вот тебе свежий ролик от Super Bunnyhop, он там крайне подробно и с комментариями от разработчиков поясняет за условия работы геймдевов.
Час назад смотрел видео, так там западные сми обвиняют разрабов МК в том, что они наняли на работу известную женщину воина (она выходит на сцену и бьет других женщин. не помню точно как это называется), она еще Соню озвучивала. Так вот, она якобы плохо отзывалась о трансгендерах, а значит, ее не нужно было брать на работу.
Совсем шизанутым вроде Адама Коновера, эти причины разумными не кажутся.
Просто людей, играющих в игры, сравнимо больше этих меньшинств, и такое ощущение, что СМИ как раз ухватилось за эту возможность, начиная доставать всякую грязь из всех щелей, даже от туда, где её изначально не было.
У меня друг давно занимается 3д моделингом, и таки сумел устроится в одну компанию. Они там занимаются оутсорсом и клепают модельки для довольно известных игр. Так вот, работал он там по 12 часов и почти без выходных. Не знаю насколько ситуация в России отличается от подобного в Америке, но поскольку в геймдеве до сих пор нет никаких профсоюзов, то неудивительно
Т.е. вот этот вот прямой пример из твоего личного окружения, демонстрирующий, что суть контракта не в том, чтобы решить временную задачу, для тебя ничего не значит? Очевидно, что компании её услуги нужны на постоянку, только зачем им брать её на постоянную должность, если злоупотребление контрактами дает им столько преимуществ в ущерб ей (в сравнении с сотрудниками на постоянной должности) и при этом позволяет её легально продолжать эксплуатировать.
Суть в том, что в индустрии по окончанию оговоренной контрактной работы необходимость в наемных сотрудниках не исчезает — следом идут новые проекты и на них снова нужны будут сотрудники. Просто с теми, кто прогинался, кранчил и не пытался защищать свои права — подпишут новый контракт на казалось бы диких для индустрии условиях, а остальных пошлют нафиг.
Это очень хорошо показал поединок Фаллен Фокс против Тамики Брентс.