Хотя, еще минут за пять до финала - я думал назвать этот отзыв "Никто не будет жить долго и счастливо". Этот сезон сумел удивить, сумел удержать. Мне действительно было интересно, что будет дальше, потому что сочетание твоих действий и реакций на них вышло на какой-то другой уровень - сложно объяснить, но переменных стало чуть больше, а вследствие этого - представить, что сделают другие персонажи в самый ответственный момент тяжелее.
"Финальный сезон" как будто начал изучать психологию людей в этой ситуации, подобно фильму "Мгла" и той сцене в магазине. В предыдущих сезонах видя человека ты сразу мог сказать - сволочь он или положительный безобидный герой. Мир делился в основном на черное и белое. Здесь же эти цвета немного разведены. За историями плохих парней скрываются благородные поступки, а за историей хороших - зачастую либо тяжелое кровавое прошлое, либо трусливая реальность. Никогда не угадаешь, кто скрывается за маской, даже если заранее понимаешь что эти ребята антагонисты. Потому что данные персонажи стали живее и их жизнь обрела мотивацию в этом новом мире. Чаще всего ложную или искривлённую, если сравнивать с героем. К тому же - никогда не знаешь, кому симпатизировать из-за всего этого. Одна сволочь меня так бесила, но его монолог в конце его истории\жизни - убедил меня всплакнуть. А вот с виду приятный паренек напрочь убил желание ему сочувствовать.
Каждый эпизод содержит свой уникальный душераздирающий момент. Это грандиозно, ибо редкий случай, когда финал истории дает игроку те элементы, которые погрузят в прощание с персонажами. Прошлое, уроки, разговоры и встречи со старыми знакомыми - возможность оглянуться назад и понять, как игрок вырос вместе с персонажем. Так же хорошо на это играет камерность истории. Этим команда сэкономила на художниках и 3дшниках и направила деньги в сценарий. Как по мне, Клементину сделали чересчур понимающей и сопереживающей, но с другой стороны - это я сделал ее такой в своем прохождении, она может быть и эмоциональной, и скупой на слова - и все это оправдано тем, через что она прошла ранее.
Отдельных слов заслуживает "механика" развития подопечного ЭйДжея. Я бы сказал, что она не сильно отличается от механики "персонаж запомнил это", но когда тебе в лицо говорят, что Эйджей запомнил то, чему вы его научили, затем он сделал как вы его научили, затем обдумал смысл изученного после практики, а потом и глава сказала, что по итогу вы сделали за эту серию его таким-то - это добавляет игре дополнительный элемент наратива, интереса.
По итогу перед нами драма - 7 лет истории о взрослении, выживании, взлетах и падения. И эта история закончилась правильно. Она учила нас правильным вещам, она завершилась верными выводами. К нем можно относится неоднозначно, но я, как и раньше, хотел бы ее защитить - эта история про легкую борьбу с совестью. Вы не сможете отыграть плохого или хорошего человека, но вы сможете отыграть некие "проявления" темных или светлых сторон человека. Отыграть его чувства. И четвертый сезон - идеальный тому пример. Концовка - это настоящая игра с эмоциями игрока, которому не все равно. Если вы с первого сезона прониклись этой историей - считали, что она дает вам положительный и полезный игровой опыт - то этот сезон вдохновит вас. Если нет - то уже ничего это не исправит.