На одно прохождение хватит.
Отзывы
Очень неоднозначная игра, способная заманить интересным сеттингом и тягучей атмосферой и оттолкнуть незатейливым геймплеем и ядерной клюквенностью. Мое отношение к игре постоянно кидало из позитива в негатив и обратно, но по итогу прохождения, все же, склонюсь к сдержанно положительной оценке.
С порога Таматург кажет игроку живописные декорации и кинематографическое повествование, сделанное "на все деньги", которых, смею заметить, было не слишком много. Скромные анимации и простенькие модели персонажей сразу бросаются в глаза, но музыка и окружение выполнены превосходно! Озвучка очень приятная, музыка прекрасно задает настроение и в тот момент, когда камера улетела высоко над головой главного героя Виктора, зрелище открылось просто чудесное. Вид грязной, зябкой провинциальной платформы, заполненной суетливыми местными прекрасен, как и первые шаги в игре.
Первые пару - тройку часов, когда игра открывает свои фишки, знакомит с механиками впечатления были просто отличные. Исследовать оружение было чертовски увлекательно, а система со сбором информации и последующей их конвертацией в заключения увлекала. Первый бой с дерзкими забулдыгами на хлюпающих грязных лужах перед корчмой просто восхитил, хоть и сразу принес покемоновые вайбы..
А потом пошел репетатив. Со временем начинаешь понимать, что думать о собранных уликах, ровно как и о сделанных заключениях не нужно, просто носишься по картам и занимаешься пиксель-хантингом, за который густо насыпают опыта. История, при том что скроена довольно-таки добротно в деталях, как-то распадается в масштабе от непонимания последствий принимаемых выборов, или, может, от того, что я в какой-то момент забил читать заключения и скипал со скуки выводы после прочтения очередной статьи о выставке музея естествознания, или типа того...
Прогрессия навыков в игре ощущается хорошо. Салюторов с их фишками. особенно ближе к концу пользовал по полной и всех, какими бы бесполезными в начале не казались некоторые их абилки.
Боевка - это тот элемент игры, который удержал мой интерес до самого конца. Как человек, не шибко знакомый с JRPG и не шибко стремящийся к знакомству, ею я остался крайне доволен.
Сюжет и аргументация выборов то-ли от меня ускользнули в какой-то момент, погрязнув в рутинном процессе от поединка к поединку, то-ли и правда здесь все не слишком гладко. Но та самая атмосфера из игры никуда не улетучилась, она и мотивировала продвигаться к логическому завершению игры.
Так или иначе, Таматурга плохой игрой назвать язык у меня не поворачивается. Было приятно провести в ней пару десятков часов. надеюсь, продолжение истории будет и авторы добавят весу всем геймплейным элементам, кроме боевки, которая и так хороша.
По началу игра интригует, пытаешься вникнуть в сюжет. Так же заигрывает геймплей. Первое время есть надежда на развития как сюжета, так и игрового процесса. Но чем дальше в лес, тем гуще хворост. Эти тонны текста, и бесполезное тыкание по предметам. Сбегай туба поговори с одним, беги в другое место поговори там. Если бы бои давали интригу, но нет. В них быстро вырабатывается определенное поведение и остальные бои проходят так же. РПГ составляющая ни чего сильно не решает. Если просто развить их идею, то столько интересных возможностей открывается.
ОБЩЕЕ МНЕНИЕ:
Начать мнение о игре стоит с небольшого факта - эту игру прошли до финала лишь 14% от общего числа запустивших. Это невероятно мало. О чем такие статистики говорят в первую очередь? Правильно - о том, что игра для большинства оказалась душной и непосильной. И да, отрицать её затянутость бессмысленно. Она затянута и затянута в первую очередь бесконечной беготней по красивым, но пустым локациям.
Так же отмечу - если вы истинный патриот, то не вздумайте это покупать. Взорветесь с первых же минут геймплея, поверьте. Но дальше будет лишь хуже, "русский мир", "кацaпы", "Русские cвиньи" - все эти гнилые фразы и слова будут преследовать вас с первого часа и по последний. В конце финальной миссии при создании союза трауматургов - есть выбор ответа "Уничтожить Россию". По итогу имеем постоянные очернения РИ и ассоциации с современной Россией.
Так же стоит упомянуть и то, что эту игру делали выходцы из CDPR и эта студия сейчас же делает ремейк первого Ведьмака (иронично, насколько в Польше цикличен геймдев и завязан вокруг Редов, будь ты трижды выходцем из CDPR со своей студие, но ты всё равно вернешься к ней в том или ином случае, всё дошло до того, что в одном из финальных квестов, миссия называется "Что-то кончается, что-то начинается", поэтому сотрудников можно убрать из CDPR, но CDPR убрать из сотрудников не получится уже никогда).
ИТОГ:
Не самое худшее, что я проходил в 2024. Но и назвать игру чем-то хорошим тоже не могу. Всё же игра на 100% создавалась для своей, польской, националистической и русофобской аудитории геймеров и играть в неё кому-то иному крайне тяжело.
Игре не хватает харизматичных персонажей, не хватает нормальных катсцен, не хватает нормальной РПГ системы в диалогах, прокачки, лутинга. Не хватает слишком многого, чтобы рекомендовать её массовому игроку. Но в то же время и назвать её плохой - тоже неправильно. Она... специфическая. Чисто как стильное дарк фэнтези - годнота. Даже сюжет средней крепкости, но геймплейно игра страдает однообразностью, скучностью и безликостью в боевке, а отсутствие колоритного саундтрека на фоне лишь усугубляет общую тягомотину.
Но я хочу дать игре шанс и авансом поставить крайне слабую, но всё же 6 баллов. Задел есть, старания видны, студии явно было не плевать на то, что они делают и это видно.
6\10
Начало очень бодрое, потому что славяне, Польша, красивые локации, забавные ситуации и диалоги, интересная боёвка со всякой хтонью, ВОЛШЕБНОЕ музыкальное сопровождение и (что стало для меня прям безумно важной деталью) у персонажей есть личности, взаимоотношения, общие воспоминания и просто какие-то мелочи, которые делают главного героя и людей вокруг него живыми и привлекательными.
Но чем дальше в лес, тем тяжелее идёт игра. Многие дополнительные квесты уже не вызывают интереса (а "полноценных" квестов тут очень мало), линия повествования теряется, замыливается. Последние часа 2-3 были превозмоганием.
Но оно того стоило. Всё же удовольствие было получено, пусть и ценой тягомотного финала.
От себя отмечу, что попытка вырулить довольно локальный сюжет в какую-то заварушку с царём про политические игры выглядит как минимум странно. Хотя предпосылки в истории есть, просто сами подводки к такому финалу крайне хлипкие.
Красивая игра с привлекательной задумкой, но абсолютно пресная и занудная.
Вот вроде все супер, квесты прикольные - на могиле восстают трупы, два типа поспорили, кто будет ходить по краю балкона, помочь сбежать либералке из страны, сходить за пончиками...
Но реализация, будто максимально отвратная и нудная, я не понимаю, почему эта игра не работает, читать неинтересно, прям супер сухо, Disco Elysium "харкает" в лицо.
Игра не цепляет, хотя должна...
+ странно гиперболизировали отношение поляков к революции и русским, хотя при Александре 1 им дали конституцию!!! единственным!!! и сохранили целостность!!! внутри империи!!!
Я топила за Григория Распутина, а он меня кинул, и меня убили, офигенно XD