Не всегда легко говорить о дополнениях отдельно. Вот прошел я, скажем, Phantom Liberty для Cyberpunk 2077. Восторг! Без него игра была бы довольно средней. Но что я могу сказать о нем? Могу лишь посоветовать его всем. Оно отличное, но оно... не играется отдельно от оригинальной игры.
На это есть множество причин: мы не знаем Ви, мы не знаем города, мы не знаем некоторых персонажей. К тому же я начал играть в игру уже после выхода дополнения. Поэтому не могу проследить, что именно оно изменило и как это повлияло на саму игру. В некотором роде — игрок получит удивительный опыт, только если переживет длинный путь оригинальной игры. Но на то оно и DLC.
Но есть и такая вещь, как Standalone. Раньше к ней я относился довольно скептично. По большей части я их не понимал — American Nightmare для Alan Wake, вроде весело, но как-то перебор. Freedom Cry для Assassins Creed. Как правило, все это невероятные филеры. Они расширяют удовольствие от хорошей игры, хотя сами по себе довольно проходные. Но чуть ли не впервые я столкнулся с обратной ситуацией. Проходной оригинал был уделан «проходным» самостоятельным дополнением.
Геймплей дополнения не отличается сильно. Но «Моралез» сильно изменил динамику и настроение от действий в игре. Занудные полеты на паутине превратились теперь в веселую аркадку, где хочется посмотреть на то, как новый Паук крутит сальто и другие трюки. А бои, оставшись такими же, стали динамичнее за счёт способностей Майлза. Тут и стелс совершеннее. По крайней мер возможность невидимости снизила шансов на баги и несправедливый агр. Противники стали интереснее и разнообразнее, кроме того - они контратакуют тем, чем атакуешь ты порой.
Дополнение познакомило меня с городом ближе. Круто, что персонаж привязан к своему району, где для него всё — друзья. Это создаёт ощущение «заземлённости». Мне было интересно погружаться в истории, но самое главное — это было удобно. Я мог планировать. Не возникало ситуации, когда, как в оригинале, я был вынужден резко менять направление, занимаясь необязательной ерундой. Здесь я понимал, что ничего важного не упущу — всё было под рукой, буквально в одном нажатии в Паучьем приложении.
Кроме того, Моралезу нарративно объясняли, что нужно подождать, и он, как и мы, пользовался свободным временем. В оригинале этот момент работал только наполовину.
Еще различие. Опытный Паркер ходит на супергеройства как на работу, страдая от собственного долга, — а Майлз, напротив, разговаривает со своим «городом», слушает его. И это отдушина. Спасать котиков, помогать бабушкам, решать понятные, неэпичные проблемы вне эпичного сюжета — это сбалансировано. Хочешь комикс — иди в сюжет. Хочешь пожить — гуляй по городу и слушай его истории. Меня очень сильно раздражал однотипный Джеймсон. Там был только крик в ухо и не более, не хотелось слушать что-то за ним и я желал побыстрее начать катсцену, лишь бы его заткнуть. Но здесь через подкаст, куда приходят разные люди снова соблюдается баланс.
Опытный Паркер воспринимает супергеройство как работу, отягощённую чувством долга, — а Майлз, напротив, взаимодействует со своим «городом», слушает его. Для него это своего рода отдушина. Спасать котиков, помогать бабушкам, решать простые, понятные проблемы вместо эпичных бедствий — всё это сбалансировано. Хочешь комикс — иди в сюжет. Хочешь погрузиться в мир — гуляй по городу и слушай его истории.
Меня раздражал однотипный Джеймсон из оригинала: сплошной крик в ухо, за которым ничего не хотелось слушать. Я только и ждал катсцену, чтобы он замолчал. А кроме него город особо и не говорил от себя. Несколько жиденьких квестов были без настроения. Здесь же баланс сохраняется благодаря подкасту, в который приходят разные гости с разными мнениями. Люди сильно не поменялись, разве что их просьбы стали забавнее.
Разработчики заслуживают похвалы за проделанную работу с экспозицией. Почему дружелюбный Человек-Паук не мог быть таким незатейливым? Да, Питер Паркер — опытный герой, но, как я уже говорил, он не часть мира, который сам же спасает. Здесь же сюжет приземляет героя. Он ездит на метро, фотографируется с жителями, получает запросы через приложение, спасает Рождество, дарит игрушки. У него есть интересы помимо супергеройства, что добавляет конфликту глубины и жертвенности.
Эти мелочи через взаимодействие с миром, без ущерба для истории, приятно исследовать. В оригинале только сюжет имел значение, и работал он лишь наполовину.
Играть в эту игру просто весело. От первой до последней минуты она удерживает у экрана, сохраняет настроение и не пытается быть тем, чем не является. Да, оригинальная игра, я о тебе. Оригинал корчил серьёзную мину, но ничего для подтверждения статуса «серьёзной игры» не раскрывал. Майлз же, подобно кинокомиксу, чётко выражает идею в начале, и всё работает на неё до самого конца, даже если местами логика начинает хромать (а делает она это часто и порой за героев стыдно, подростки, что с них взять). От идей, которые рассказывает Майлзу Аарон, до центральной мысли его пути — всё подчинено общей концепции. Всё, что находится за рамками идеи, либо отсутствует, либо представлено в утрированном или гротескном виде. И это я ценю гораздо больше.
«Проходняк» ли это? Да. Но это из тех проходных игр, от которых ничего не ждёшь, но, запустив в нужный момент, получаешь удовольствие. Всё, что здесь можно потерять, — это шесть часов жизни. Но в канун праздников — это просто невозможно. Если вы смотрели мультфильм про Моралеса, эта игра может вас порадовать, потому что она на той же волне.