Три раза стартовал на айронмоде. Первый раз провалилась экономика, второй раз бандосы в количестве пятидесяти штук из-за неправильно выбранных реплик в диалоге уничтожили команду. С третьего раза прошел, в финале спасенный президент зашел в облако от мины с ядом и через это, скотина, помер. Шикарная игра.
Отзывы
Вообще люблю быть многословным, но я страшно устал...
НЕ ДУШНАЯ тактика с интересным сюжетом и понятной боевкой, которую можно пройти максимум часов за 30 существует и это Jagged Alliance 3! Этот отзыв не для фанатов жанра, а для тех кто думает стоит ли делать JA3 своей первой тактикой и что на может дать новичку. (Ответ: да, стоит и даст много)
Серия Jagged Alliance настрадалась за 25 лет от посредственных спин-оффов и сиквелов. Ни одно продолжение не смогло грамотно обойтись с наследием легендарной второй части и воспроизвести ее успех. Про улучшение и развитие идей даже говорить не приходится.
Формула включала в себя самобытную пошаговую боевку, гротескный сюжет, где смешивались драма и черный юмор, а также менеджмент всего, что не прикручено к полу. Триквел переосмысляет и осовременивает все эти элементы, но на выходе получается очень похожий по эмоциям коктейль.
Сюжет
Действие игры происходит в 2001 году в Гранд-Шьене - бывшей французской колонии. После завершения гражданской войны центральная власть не смогла наладить жизнь. В страну поналезло сброда всех мастей от браконьеров, до бандитов. Главной проблемой же стал Майор - его бандиты захватили всю страну и даже похитили президента, а страна погрузилась в хаос.
В этот момент в дело и вступает игрок. Его задача - собрать отряд разношерстных наемников, десантироваться в Гранд-Шьен, спасти президента и навести порядок в секторах, на которые поделена страна. Все локации в игре уникальны, есть несколько биомов, города и шахты. Последние нужны, чтобы заработать деньги на оплату услуг наемников, найм ополчения(фишка серии) и улучшение снаряжения.
Наемники - ваши боевые симы, вам предстоит следить за их усталостью и снаряжением и назначать на операции между битвам. В игре их несколько десятков. Каждый со своим набором характеристик(подрывник, снайпер, медик, техник и тд), парой перков и характером. От характера зависит как ваш отряд поведет себя в диалогах и как наемники будут уживаться друг с другом (например, у меня Лиска требовала двойную оплату из-за того, что с ней в отряде ходил Анаболик, которого она ненавидела). В итоге, от качеств отряда зависит какие опции будут доступны и получится ли найти общий язык с местными.
Боевая система
Характеристики, разумеется, влияют и на стиль боя наемника. Сражаться можно в рукопашную, на разных стрелковых дистанциях, либо закидывать врага гранатами. А еще можно попробовать в стелс, если есть ножи и глушители.
Боевка перекочевала почти без изменений. Каждый ход у наемников есть несколько очков. Любое действие(выстрел, перемещение, лечение и тд) их расходует. Выполнять действия можно в любом количестве и порядке, а не как в XCOM, например. Важно, что у действий не показывается вероятность успеха - все надо делать на глаз. Может звучать дико, но быстро привыкаешь.
На ход боя влияют еще и внешние условия. В игре реализованы смена дня и ночи, а также разные погодные условия. При ярком солнце враги видят вас издалека, в дождь оружие клинит, а в пулевой буре невозможно попасть по врагам с расстояния дальше пары метров.
После сражения приходит пора обирать трупы, лечить раны и заряжать магазины. Если вы играли в JA2, то помните сколько времени на это уходило. В третьей части инвентарь стал проще, вариантов патронов меньше, а у наемников теперь один общий ящик с ними. В целом менеджмент снаряжения стал гораздо приятней и состоит из сбора лута, разработки обвесов и пятнашек в ячейках инвентаря.
Как это играется в сумме?
Структурно игра по-хорошему репетативна. Зачистил сектор, поболтал с местными, получил/сдал квесты, собрал лут, назначил операции в секторе, перемотал время. Идешь в новый сектор, повторяешь. И снова, и снова, и снова...
В этот темп втягиваешься невероятно и как в "Героях 3" или "Цивилизации" думаешь "Ну сейчас, еще один ход", как в "FarCry" думаешь "Ну еще одна вышка", так и в JA3 остаешься на полночи со словами "Ну еще один бой". Элементы по отдельности не поражают воображение, но умело дополняют друг друга, естественно перетекая, то ускоряя, то замедляя игровой темп.
Важно будет сказать и про чувство прогресса. Попасть в ловушку однотипных битв тут практически невозможно. Все они идут минут по 20 максимум(я про постановочные бои), а то и быстрей. Каждый раз в разных локациях и при разной погоде.
Наемники начинают с обычными пистолетиками и сражаются практически с бомжами на помойке. Со временем они находят новые пушки, броню, стимуляторы и гранаты. Они сами матереют и открывают новые перки. Да и врагов становится больше, а снаряжение их лучше. В итоге тактическая составляющая начинает работать на полную.
В Jagged Alliance очень гибкая система настройки сложности, поэтому насколько сильно игрок захочет упарываться по тактике решает только он сам. Можно выбрать казуальный режим, с фокусом на сюжет и минимальным менеджментом, а можно проходить игру по хардкору с минимумом лута, одним наемников, по стелсу и без загрузок. Решить только вам.
Итог
В общем, Jagged Alliance 3 выглядит для меня той игрой, от которой каждый может получить удовольствие. Рекомендую ее всем, а если вас пугает масштаб карты, то попробуйте зачистить стартовый остров(часа 2 геймплея) - он сполна отражает то, чем предстоит заниматься всю игру
Как же я обрадовался, когда услышал о том, что серия игр, от которой я начал свою жизнь в пошаговом жанре, снова ожила и разработчики выпустят продолжение.
Все таки, жанр пошаговых игр является достаточно нишевым, скорее всего именно поэтому Jagged Alliance 3 постарались немного оказуалить, чтобы сделать порог вхождения для новых игроков немного ниже.
Визуально проект сделан достаточно качественно, анимации, графика, интерфейс и в целом дизайн у игры хороший.
Саунд дизайн меня тоже очень порадовал. Огромный респект за приглашение к оригинальной озвучке Русских актеров. Очень приятно было услышать голос Сергея Чихачева в качестве актера озвучания в данном проекте.
Сюжет у игры достаточно типичный для игры серии JA. Он в меру серьёзный, но по большей части его можно назвать потешным. Ситуации, в которые попадают основные наемники и истории которые рассказывают персонажи с второстепенных заданий, всё это держит твое понимание нарратива ребром. Происходящие вокруг события заставляет тебя задуматься о том, насколько ужасные вещи происходят в "мире", в котором ты находишься, потому что сам сеттинг достаточно реалистичный. Это чувство граничит противоположному ощущению, сродни тому, как если бы вы попали в фильм "Солдаты неудачи". И это синергия, дает игре присущее серии настроение. Наемники в игре выделяются как индивидуальностью в перках, так и в характере, каждый может иметь свое мнение касаемо принятых игроком решений. Но саму игру в плане сюжета я бы назвал линейной, в конце игры помимо основной ветки квестов в формате слайдов вы увидите результаты принятых вами решений по более значимым второстепенным заданиям, который вы затрагивали по ходу игры.
И тут, мы переходим к главному ядру игры. К Геймплею.
Радует система индивидуализации наемников в плане характеров, и перков, стартовое вооружение достаточно однообразное при найме, и стоимость наемников по большей части влияет на количество стартовых умений наемников. Впервые когда я попал в основной компьютер, через который происходит взаимодействие с основными механиками передвижений на карте, отслеживанием передвижения противников и так далее, я очень обрадовался. Но спустя десяток часов стало понятно, что "тонкого" менеджмента наемников, их найма, обучения и манипуляцией системой A.I.M. не будет.
В сайте A.I.M. не много функций, в почте не так часто пишут, и заходить вы будете в основном, чтобы продлить контракты наемников и нанять новых. Доставка заказанного вооружения через сайт работает не по всей карте, а только по первым двум островам, что искусственно уменьшает мобильность и затормаживает прохождение игры. Вооружение представлено здесь средней разнообразностью, но после того, как вы поймете потенциальную мощь снайперских винтовок и пулемета, другие виды вооружения перестанут для вас существовать. Стелс в игре не панацея, а как по мне самая слабая часть игры, но именно в купе со снайперским оружием и глушителями становится обязательным условием ускорения прохождения игры. Приятным бонусом было пользоваться в игре простой системой модификации оружия, которая прибавляла не просто статы, а игромеханические полезности. Математическая система попаданий тут визуально скрыта, что я лично очень одобряю, потому как игра стала походить больше на экшен, чем на научный просчет шанса 95% попадания с дробовика в упор.
Огромным бонусом игре стала проработанная система разрушаемости и пробития поверхностей патронами разных калибров, но к сожалению локации с застройками встречаются в игре реже чем другие. Сам дизайн локаций я бы назвал достаточно разнообразным, несмотря на то что ориентироваться по карте не очень удобно. На полную зачистку всех локаций у меня ушло ~50 часов, за это время я успел насытиться геймплеем игры и пропустить через себя почти весь контент, так что именно система "Автобоя" стала большим помощником в ускорении прохождения нежелательных стычек с врагами.
По общим чертам могу сказать, что хотелось бы побольше слотов под быстрое сохранение. Так же возможность отслеживания репутации наемник-игрок и поселения-игрок. Бэктрекинг в игре можно сказать - отсутствует, но игра почему-то решает в каких-то случаях минировать старые зачищенные локации. Множество различных пасхалок начиная с "Г.Ф. Лавкрафта" заканчивая "Безумным Максом" вызывают улыбку на лице.
Как итог могу сказать - это достаточно стерильный мидл проект. Отдельным бонусом является наличие инструментария для модеров и открытая площадка мастерской стима, потому как хочу напомнить, что одни из самых качественных преображений прошлые игры серии получали за счет труда энтузиастов. Приятная боевка, интересный и малопопулярный Африканский сеттинг, сюжетная подача, всё это может увлечь вас на несколько десятков часов, особенно если вы являетесь давним фанатом серии игр JA.
Огромное Спасибо Haemimont Games!
Всем привет. Признаюсь честно - я тоже на старте остался крайне разочарован: общее имущество патронов, крафт из мусора, че то не то, стелс непонятный, магазина нет. Короче как и многие брюзжал, раньше было лучше. Но поиграв и посмотрев механики (и влияние погоды, и как стелс с банкой работает и многое другое) могу сказать, что игра комплексная и крайне увлекательная. Все имеющиеся ограничения, обусловлены геймдизайном и концепцией и одно тянет за собой другое. Как пример - крафт из мусора исключает перестановку модулей с валыны на валыну, с одной стороны, установка обвесов проще чем в "2", с другой, для топ обвесов нужны редкие компоненты, которых мало. Короче ВСЕ отличия от 2 они не просто так, они со смыслом. И когда я понял, что зачем и почему, проникся уважением с разрабам. Сюжетная часть - отличная. Сначала по старой памяти просто пробегал кучу секторов до города/шахты, но так делать не надо и я это быстро понял. Почти во всех секторах чтото есть. Гдето лут разной степени полезности, гдето скрытый квест, гдето опциональные бои, часто с мини сюжетом. Вообще квесты, в отличии от "2" интересные, разветвленные, выполнять из не просто интересно, но ещё и крайне полезно. Заметил, что полезность наемников куда выше чем в 2, нет откровенного мусора, аля Фло или Биф. Всех есть куда применить и применяю с удовольствием. Про избыток денег - лечится повышением сложности. На высокой доходность ниже и вопросов "куда девать деньги" не будет. Лично я игрой доволен и после первого прохождения, без сомнений, в будущем пройду ещё раз.
ДИСКЛЕЙМЕР: я не олдфаг и не мамкин хардкорщик, но тем не менее большинство хвалебных отзывов на эту игру мне оказались непонятны. И да, это будет лонгрид.
В целом поначалу это было неплохо. Приятный графон, очки действия, незнакомый сеттинг (лично для меня), бодрые перестрелки с овервотчами. Но читая отзывы и видя плевки людей в сторону новых "X-COM" и "Ксенонавтов" решил высказать своё "фи". Постараюсь быть объективным: у игры есть плюсы и целая охапка мелких минусов, которые делают сначала неудобно, а потом больно.
Про экономику
В первой "локации", ты нормально воспринимаешь, что твои мерки бомжи с пистолетами и вам буквально приходится побираться, искать пушки, патроны, и покупать гранаты у какой-то сумасшедшей. Это же типа обучение, вы учитесь играть, пробуете новое оружие, но как оказалось ботва с патронами и травой это на всю игру. Патроны вы буквально или лутаете или делаете из другого дропа. При том, что делаете вы их в специальных местах на карте. Да, делаете немало, но это буквально лишние телодвижения, так еще и абсолютно скучные. При том, что игра пытается быть удобной! Они вот завезли общий инвентарь для патронов. Это круто! Но вот вещи для крафта, будь добр распихивай по карманам (фиксится модом). Я пришел поиграть в в возвращение легендарного пошагового боевика, а не в симулятор инвентаря. И это раздражение копится всю игру. При том, что вы иногда способны за бой тратить какое-то невероятное количество патронов. И в этом ничего критичного нет, вы поймите, но вы просто тратите время. Много времени.
И комьюнити это не понравилось: в топах мастерской можно найти моды, которые меняют количество дропа. Есть индивиды, которые считают, что бомжевать в этой игре круто, но не будем об извращенцах.
Пушки вы тоже либо лутаете, либо покупаете в специальных локациях, где всегда продается одно и то же. Вроде проблемы нет, но вот ты вызываешь уже новый отряд мерков, и он снова приезжает с пистолетами, без патронов и т.д. А в это время у тебя на счету уже сотни тысяч вечнозеленых, которые просто некуда тратить, кроме как на контракты.
И комьюнити это ТОЖЕ не оценило и вот на днях я увидел уже более-менее вменяемый мод на нормальный магазин, который, как оказалось, во второй части, таки, был.
Зачем они в целом так сделали для меня большая загадка, но это нормально так портит впечатление об игре и заставляет заниматься скучнейшим перекладыванием вещей по ячейкам.
Про "хардкор"
Был очень удивлен, когда увидел ликование "хардкорщиков" по поводу отсутствия ненавистных процентиков "как в Х-Ком". Я знаю, что это СНОВА фиксится модами (один из них вообще от разработчиков), но само решение лично для меня странное. Тут не такая система как в "Phoenix Point" или в "Хрониках Валькирии", ибо процентики по факту-то есть. Просто их не видно. То есть всё то же самое, но только вслепую. В чем тут хардкорность для меня осталось загадкой. И слава Богу.
Видел речи о том, что тут нереально глубокая боевая система, которая "гораздо глубже чем в Х-ком". Хех. Ну, тут очень спорно. Абилок меньше, а соответственно и уникальных ситуаций тоже. Так еще и львиная доля абилок пассивные. Я не говорю, что боевка плохая, просто некоторые из неё рисуют совершенно не то, чем она является на самом деле.
Про сражения
Стелс. Вроде нужная штука, с него начинается практически каждый бой. И ты всегда им занимаешься: и врагов можно безнаказанно порезать, и разведку провести. Но только вот почему так криво? То враги тебя в упор не видят в тумане, то в том же тумане труп палят за 20 метров. То не слышат как ты в двух шагах рубишь очередного супостата, то через стенку с третьего этажа умудряются шум услышать. Почему у такой важной механики нет дополнительных механизмов? Где радиусы обзора хотя бы? Тут буквально на своей чуйке проходишь. И нет, проблем с этим элементом нет вообще, он даже слишком простой чаще всего, но складывается ощущение, что он не доделан. Или его не сумели сделать.
Уровни. Меня размер уровней не смутил, да и в принципе они интересные. Можно и высоту занять и всей шоблой из кустов выскочить. Меня смутило малое количество интерактивных объектов типа пулеметов, но это не претензия. Просто хотелка. Иногда странно расставлены враги, особенно в случайных схватках, но я это воспринимал как фичу. Типа ты САМ подстраиваешься под их маршруты, хотя иногда они бывают рандомными.
ИИ. Играл на нормале. Вроде хочется назвать ии идиотом, но я тут вспомнил, что вроде и гранаты нормально противники кидали по скоплениям мерков, и очередями давили, и громилы с дробовиками хорошо ломились на близкую дистанцию. В принципе неплохо, жалко мало овервотчами пользуются, а то создается ощущение, что ты один владеешь какой-то технологией древних. Союзники же просто ужасны, они буквально ваше время тратят и бесполезно стреляют. Иногда кого-то убивают, но это редкость.
В целом боевая система. Все забытое старое всегда в кайф. Не сказал бы, что я ярый ненавистник "двухфазной" системы, просто она уже надоела. ОД все таки добавляет тактической гибкости. Повреждение частей тела — класс. знаешь, что врага не убьешь — так дебафф повесишь. Жаль, что общие ранения ни на что не влияют в бою, ну и визуально не отображаются. Просто ЖАЛЬ, это не проблема. У мерков формально есть классы, каждая пушка тоже свою определенную роль имеет.
Про всё остальное
Глобальная карта — это провал. Там скучно находится, нечего делать. Менеджмент просто неудобный. По факту ты просто двигаешь отряд из точки в точку, в тех же Ксенонавтах — там полноценный пласт геймплея, который влияет на тактическую часть. Тут на тактическую часть влияет просто наличие ополчения. Ах! А еще вы тут крафтите патроны и чините стволы. Очень увлекательно. Не знаю как там было в JA2, но тут это просто уныло. Включаешь какой-то фильтр — пропадают отряды, надо переключаться обратно. Опять же, не критично просто неудобно. В 2023 даже индюшатину умудряются делать удобно.
Колорит. Сами наемники — топ. Бесконечные комментарии, шутки, они постоянно встревают в диалоги, проявляют характер. У тебя действительно ощущение того, что с тобой отряд из уникальных персонажей. Этот момент выполнен прямо на 5/5.
Дополнительные задания. Тут тоже хорошо. Добавляют антуражу, да и хождение по карте приобретает смысл. Однозначно +
В завершении хочется сказать, что хоть я и вылил ушат помоев, но сделано было это чисто из-за отказа многих людей воспринимать очевидные проблемы. Я сам стал жертвой обилия хвалебных отзывов об этой игре, ибо купленное мной описанному многими качеству не соответствовало. В целом это в перспективе неплохая игра, которую допилят фанаты. Да и это уже частично сделано по ряду самых болезненных вопросов типа дропа, рынка, шанса попадания и т.п. И вот тогда можно будет полноценно насладиться, благо игра определенно снискала популярность.
Захотелось пересилить себя и ознакомиться с JA2, чтобы понять почему вот эта игра, является достойным приемником. Тут хороший костяк, но обилие детских ошибок вызывает жжение ниже спины. Особенно, когда ты понимаешь, что как бы не индюшатина, а игра с издателем.
Спасибо за внимание, и что дочитали этот поток сознания. Просто чутка пригорело. Игру рекомендую, но лучше через годик-другой.
Игра имеет ряд упрощений по сравнению с предшественницей. Но это не мешает ей быть приятной тактикой. Я думаю разработчики намерено пошли на то что бы сделать игру приветливей к новичкам. И если она найдет отклик в сердцах массового игрока, то жанр получит больше игр.
А для любителей духоты уже сейчас клепаются моды. Если вам нужны циферки, разработчики в день релиза добавили такой мод. Можно будет клепать своих мерков, кампании, карты, оружие.