Когда консольные эксклюзивы честными и romовскими образами стали попадать на компьютеры, я не преминул ознакомиться с классикой ушедших поколений. Какие-то игры открывали для меня что-то необычное и новое (например, порадовало творчество Фумито Уэды), а какие-то с разной степенью разочарования я мог обозначить "пройденными" и поставить какую-нибудь среднюю оценку. Вроде, игры и неплохие, а вроде, и вспомнить после них особо нечего, да и не хочется к ним мысленно возвращаться. Я даже как-то прокручивал в голове, что консоль от Sony - это реверс-телескоп, в котором изначальные объекты (консольные эксклюзивы) увеличиваются в пропорциях, благодаря оптической иллюзии. И меня до сих пор не покидает ощущение, что эта иллюзия поставляется пользователям в комплекте с плойкой.
И среди прочих таких разочаровашек особенно явственно обозначился для меня Бог Войны.
Начнём с того, что никаких особых ожиданий в отношение этой серии у меня не было. Я знал, что существует такая игра, энтузиазмом в её сторону я не пылал, но было интересно получить новый (хаха, да, новый опыт от эксклюзивов сони, ну я фантазёр) экспириенс. Пишу я это, чтобы обозначить отсутствие каких-либо заоблачных ожиданий - их просто не было. Максимум я рассчитывал получить усреднённый слэшер с умеренным сатисфэкшном по ходу игры. Но, как показала практика, даже такое для царской консоли оказалось неподъёмным.
Первое, что бросилось мне в глаза, - примитивность. Причём примитивность всеобъемлющая и на всех уровнях. Я словно стоял перед огромным паноптикумом с пачкой входов, и каждый из них оказывался закрытым. Интересный платформинг? Нет, только лазанье по стенам и балансирование по балкам. Необычные головоломки? Тоже нет, всё сводится к двум с половиной действиям с ящиками и рычагами. Сюжет? Набор супербанальных историй из книжки "Мифы Древней Греции", аналоги которой, как мне кажется, были в детстве у всех (ну мульты про Геркулеса или Ясона и героев Олимпа смотрели уж точно все - и они были как-то поинтереснее представленных в игре событий). Аудиовизуал? Виды в целом красивые, некоторые даже очень, а вот музыка оказалась абсолютно незапоминающейся дефолтной пустой оркестровкой.
Ну а как же боёвка? Это ж главное блюдо игры! Да, бои занимают примерно 90% всего хронометража, и они - самое большое разочарование. Я не знаю, как ёмко выразить, но это один из самых примитивных слэшеров/битэмапов/экшнов, что я вообще видел в своей жизни, а видел я не так уж и мало. На уровне возможностей игрока GoW смехотворно невпечатляющий: в среднем ты используешь четыре приёма и по мелочи ещё что-нибудь типа опционального захвата или толчка плечом (зачем это вообще добавили), + иногда бывает полезно парировать или уворачиваться. И типа это всё. Вот серьёзно всё. В игре есть прокачка, но самое полезное, что она даёт, это бусты к абстрактным циферкам урона. Новые приёмы - настолько мусор, что за четыре игры (1+2+GoS+CoO) я так и не понял, нахрена они нужны. Ну ладно, может, игра порадует разнообразием врагов или тактик для их устранения?.. Разнообразие врагов находится где-то на уровне дна. Какая-нибудь старенькая blade of darkness 2001 года способна предложить больший ростр вражин, притом что игра вообще не соневских бюджетов и от какой-то ноунейм студии из Испании. Бить однотипных бомжей и больших минотавров за четыре игры заколебёт кого угодно, а ничего больше тут нет. Ну а что же по тактическому аспекту сражений? Кроме боссов, тактика всегда одна - "мочи их всех". Просто рубаешь всё подряд четырьмя комбинациями из квадратиков и треугольников. Кому это может понравится? Возможно, людям с бессонницей, ибо единственная особенность местной боевой системы - устойчивый и мощный седативный эффект.
Перед тем, как я зайду ещё с одного аспекта критики, хочу сказать, что какое-то время не понимал, почему Принца Персии некоторые называют калькой с Годача. Так же, как и Dante's Inferno - это почему-то копия God of War 3, хотя DI вышла по факту на месяц раньше. И вот когда я поиграл в GoW, то обнаружил небольшой рофел: как раз таки God of War - это во многом калька с Prince of Persia, только без достоинств своего вдохновителя. Серьёзно, платформинг, загадки, боёвка - тот же самый рецепт, что и у Принца. Высосанная из пальца структура метроидвании из первой GoW, как в Замке Времени из WW, вступительная битва на корабле во время шторма, остановка времени в GoW 2 - всё это вообще не выглядит, как совпадение. Но ладно бы Бог Войны вдохновлялся Принцем: игора всё-таки достойная, - но на деле это злой брат-близнец, утащивший из Принца всё, но при этом растеряв бОльшую часть достоинств по пути в своё содержание.
Комплексные платформинговые секции с риском ошибиться и зрелищный паркур превратились в балки и лазание по голым стенам. Интересные и порой непростые загадки - в таскание ящиков и дроч рычагов (да, ящики тоже были в Принце, но неужели это лучшее, что можно было оттуда взять?). Вариативная боёвка с десятком страниц приёмов и возможностью подбирать новое разное оружие (топоры, мечи, булавы - всё это различалась по особенностям применения и использования) - в два клинка и четыре комбухи. Да даже Sands of Time, который многие ругали за душноватые бои, может предложить по факту больше, чем любая часть GoW: прыжки от стен, запрыгивание за спину, плавный переход от ударов в защиту и парирование, возможность блочить удар из положения лёжа, использование клинка времени для убийства и замедления врагов, Фара, которая способна сбить атаку монстра или засадить Принцу стрелу в задницу - всё это доработали и улучшили в Warrior Within, тогда как GoW не способен воспроизвести даже уровень первой игры. И это я не берусь разглагольствовать об уникальной эстетике Принца, шедевральном саундтреке Стюарта Чатвуда, который смешал восточную этнику с рок-инструментами (а в WW - вообще с ню-металом в стиле Godsmack), простой, но увлекательной истории (твист с маской шикарен, а Дахака, проговаривающий в реверсе пугающие фразы, - причина моего сонного паралича).
Угарно, что и в сравнении с Dante's Inferno Бог Войны выглядит непримечательно. Нет, я не упоротый фанат фанфиков по Алигьери, просто я как-то играл на телефоне в проект Visceral Games, и он принёс мне больше кайфа. По меньшей мере, привлекла возможность прокачивать героя игры в ветки тёмных или светлых способностей - уже что-то вариативное. В остальном игралось +/- так же, как и GoW. Так вот DI я тогда оценил умеренно, хотя в целом удовольствие получил. До чего ж было моё удивление, когда от God of War вместо фирмового геймплея я получил более унылую версию и без того B-классового слэшера. Это уже не смешно, когда бОльшая часть экшн-игр, что ты проходил (MGR, DMC, сосалики, древние слэшеры, да даже Ведьмак) уделывает в сухую культовый проект, заточенный строго под сражения.
Это во всех отношениях плоский слэшер, потолок которого - мериться силой со средними битэмапами по кинолицензиям типа Суперсемейки или Шрека.
Зато тут сиськи есть. И кровяка. Ну прям для взрослых мальчиков. Видимо, интеллект не входит в перечень свойств взрослого человека, а потому ни сложных загадок, ни запутанного платформинга, ни глубокой боёвки тут не найти.
Почему же я написал отзыв на вторую игру серии, а не на первую? Да потому что никаких существенных изменений по сравнению с первой частью в сиквел завезено не было. И если оригинальный GoW при всех тех же самых проблемах складывал какой-то цельный и единый опыт за счёт своего первенства и большей размеренности, то GoW 2 не дал мне ничего, кроме чувства вторичности. Формально во втором Годаче появилась и остановка времени, и раскачка а-ля Карпе Ретрактум из гамы по третьему Гарри Поттеру, и даже новое оружие, но на практике влияние этих изменений совершенно незначительно, и целокупный опыт складывается почти идентичный. Это тот же самый проблемный God of War, который было решено подоить, не исправив, не улучшив и не прокачав ничего из оригинальной формулы - только добавив пару-тройку не самых значительных вещей в фундаментально проблемный игровой процесс. Доходит до смешного: чтобы заново нагрузить игрока прогрессией криэйторы... обесценивают ту, которую ты проходил в первой игре. Да, твои прокаченные клинки снова непрокаченные клинки - будь добр, качай заново. Какой же это праздник игрового удовольствия...