«Пять ночей с Фредди (или у Фредди)» - вполне смелая серия инди игр от одного разработчика, берущая своё начало в далёком 2014 году. Забавно, что хейтеры старых проектов для детей автора буквально сами же неплохо так помогли ему приплетением "жутких аниматронных кукол" на ровном месте. Даже сейчас они после выхода ФНАФ своим набором негативных слов лишь дают дополнительную жизнь франшизе и огласку среди народа.
О чём же сама игрушка? Не последнюю роль тут играет выдуманная "Пиццерия Фредди Фазбера", главным достоянием которой являются роботы в виде медведя, кролика, курицы и лисы. Некогда крайне популярная, а сейчас еле сводящая концы с концами после ужасных инцидентов, она пытается найти нового человека на должность ночного охранника. Последний получит минимальную зарплату, пыльный офис, ограниченное количество электричества, порцию кошмаров, а ещё недельную проверку своей реакции. Классная сделка? Майк Шмидт подумал именно так, после чего каждую ночь следующей недели лицезрел реальные проблемы компании.
Геймплей работает, словно часы. Малюсенький офис оснащён с двух сторон железными барахлящими дверями, которыми нужно защищаться исключительно в крайней необходимости. Существует возможность по камерам наблюдать странную активность местных звёзд и мешать таким образом некоторым из них. Каждый день ваш персонаж будет сидеть ровно на одном месте свои шесть часов (для нас 10 минут), поглядывать изредка в планшет и... Слышать странные звуки. Занавески всегда были открыты? Энергии очень мало (похоже, один из многочисленных минусов закрывающегося бренда), пока её используют иные приборы. Поэтому каждое действие нужно производить с умом. Не, конечно можно включить режим "бесстрашного" и пожить на всю катушку, но малину вскоре испортит двухметровый медведь, который станет играть в полной мгле перед убийственным туром по забегаловке. А знаете, что самое крутое? До всего выше ты догадываешься самостоятельно посредством взаимодействия с окружением! Голос из телефона ничего не будет размусоливать. Эту фичу я всегда хвалил в разных играх, ибо та делает проект интереснее для прохождения. Кстати, быстрое задание. Найдите хотя бы один проект с похожим игровым процессом на момент 2010-ых. Подсказку? У вас никогда не получится выполнить данный квест.
С каждой новой ночью, секретом или галлюцинацией становится понятно, что здесь всё намного сложнее. Внимательному игроку откроется довольно мрачная история с ужасной компанией "Fazbear Entertainment", живым человеком без лобной доли, забытыми трупами сотрудников, пятью убитыми при странных обстоятельствах детьми, избежавшим правосудия маньяком и грязными роботами. Всё без исключения имеет смысл и создаёт атмосферу ужаса. Даже присутствие охранника необходимо с целью замотивировать маскотов ходить, а сами "телепортирующиеся" звери играют на страхе потерять контроль. К тому же формат теорий добавляет более тесный элемент взаимодействия с игроком.
Теперь затронем проблемы ФНАФа. "Никудышная графика, мало крови, отсутствие супер прописанных персонажей, нет нормального сюжета". Хах, поверили? Мы затронем проблемы не первой части, а этих попыток некоторых (но не всех) показать её посредственностью. ФНАФ был другим. Весь прикол состоит как раз в особом геймдизайне Коутона, развитом искусственном интеллекте бабаек, попытке напугать без использования лишнего шок фактора, скрытой фабуле и правдоподобности. Зачем ФНАФ вообще нужны проработанные герои? Чего люди ожидают от проекта, созданного для пугания аниматрониками? Неужели после раскрытия семьи и детства охранника хейтеры стали бы хвалить ФНАФец? Сомневаюсь. Мне кажется, что необычная игра захайпилась среди одной части молодёжи, а другая в свою очередь стала негодовать, так как увидела что-то, чего обычно попросту не привыкла видеть.
Таким образом выходит приятная классика с незначительными недочётами, которая даст добро продолжениям.