23 января 2019 23.01.19 9 10K

2018 — Год Лучших Метройдваний

+20

Слово «Metroidvania», появившееся давно в среде любителей видеоигр, сейчас стало чуть ли не устоявшимся выражением, обозначающим определенные геймплейные особенности видеоигр. Для тех, кто не знает, слово Метройдвания произошло из сочетания названий двух классических японских игр – Metroid и Castlevania. Но, не как та кастлвания, что выходила на NES или денди. Не те части, что выходили в восьми- и шестнадцати-битную эру. Имеются ввиду те кастлвании, что стали появляться после Castlvania: Symphony of the Night на первой плейстейшн, ну и она сама, эта игра, тоже подразумевается. Если кто не играл в неё, то всё, что вам необходимо знать об этой игре, Симфония Ночи – настоящий шедевр своего времени, и замечательная, заслуженная классика сейчас.

Метройд же с самой первой своей части задавал новые стандарты качества для экшен-платформеров и именно первые игры серии считаются основой тех геймплейных механик, что подразумеваются в метройдваниях — большие локации с до поры, до времени закрытыми уровнями и постепенное приобретение новых способностей или предметов, необходимых для дальнейшего прохождения.

В общем, учитывая то, насколько все инди-гейм-мейкеры любят вдохновляться пиксельной классикой, неудивительно, что особенностями именно этих игр так часто пичкают они свои игры… но, божечки, в прошлом году этот жанр был огромен…
Но можно ли вообще считать это отдельным жанром? Трудно сказать точно, но, так или иначе, игры – метройдвании, или сочетающие в себе элементы из метройдваний, в последнее время пользуются большой популярностью. А в 2018 году они и вовсе вышли чуть ли не на конвейерный уровень, оставаясь при этом сплошь качественными и интересными проектами. И сейчас я хочу осветить самые веселые, или хотя бы потенциально веселые и интересные из них.

Chasm ( Чазм…или казм?). Находящаяся несколько лет в разработке и частенько появляющаяся на различных выставках, Chasm наконец-то появилась в релизе в июле 2018 года. Стоила ли эта метройдвания долгого ожидания и нескольких демо-версий? Давайте разбираться!

Играть мы будем за молодого скваира…может его и зовут Казм? Так или иначе, нашего паренька отправляют в ближайший шахтерский городок расследовать некий недавно случившийся инцидент. Жители города бесследно, ну или почти бесследно, исчезли, пропали. Все, кроме одного старичка, который только и делает, что спит. Все куда-то подевались, а он проспал их исчезновение и продолжает спать.
Постепенно погружаясь в шахты и расследуя инцидент, мы узнаем, что шахтеры слишком сильно углубились в недра земли и откопали какие-то адские врата. Ну, знаете, классическая шахтерская ошибка.

Ваша задача – спускаться вниз, уничтожать монстров и демонов, спасать людишек. И отсюда игра и разворачивает все свои геймплейные механики. Это метройдвания, но при каждом новом прохождении, как в каком-нибудь рогалике, подземелья генерируются по новой, что, безусловно, добавляет очков к реиграбельности. Поначалу вы можете быть экипированы всего лишь простеньким, слабеньким кинжалом, но это не страшно, так как в начале пути вам будут встречаться лишь всякие простенькие жучки, червячки и тролли, которые даже и не атакуют вас, а просто ходят туда-сюда, взад-вперед. Но не волнуйтесь, игра постепенно компенсирует их слабость. Постепенная прогрессия будет ощущаться при изучении все более дальних и глубоких уголков не только в вашей прокачке и экипировке, но и, это самое интересное, в подкидывании все новых и новых врагов, разнообразие которых, это ещё одна положительная особенность Chasm. Исследование уровней также построено на классических для метройдваний принципах – в некоторые места сразу не пройдешь, ищешь ключи или способы забраться в новые территории, и, конечно же, не забываем про постепенно нарастающий челендж и увеличивающуюся сложность.
Влияние Symphony of the Night здесь особенно хорошо ощущается. От похожих менюшек интерфейса, боевой системы, даже похожести слотов для сохранения, словно играешь на первой плейстейшн, до дурацких и медленных выходов в главное меню при гейм овере. И также как и в культовой кастлвании, здесь тоже приходится часто умирать. Но это нормально, Chasm все равно отличная игра, просто местами переборщила с референсами в сторону кастлвании. А в целом, хоть игра и длинная, но своего времени стоит. Зацените!

Death's Gambit – это особенная игра. По одному только экрану создания персонажа сразу же можно сделать такой вывод. Конечно, вы тут же вспомнили про Dark Souls, и это нормально. Создатели Deaths Gambit среди прочего вдохновлялись играми именно этой серии, пытаясь сделать нечто среднее между Sault and Sanctuary и Symphony of the Night. По внешней своей красоте, правда, эта игра будет ближе к плоевской кастлвании, ведь дизайн здесь – это просто нечто божественное. От красивых и словно дышащих жизнью локаций, стильных доспехов и уникальных врагов, до очень плавной и крутой анимации движений. Даже пиксели на текстурках оленей здесь выглядят так, словно это мех, а не какая-нибудь цифровая древность, о которую можно порезаться.

В Deaths Gambit можно увидеть много разных омажей, но, в первую очередь, разработчики старались подражать серии Souls. И это определенно говорит о том, что перед нами сложная игра, бросающая вызов. Как и Дарк Соулс. Ноо её безусловно вполне можно осилить и получить при этом массу эмоций и удовольствия. Как и от Дарк Соулс. И сюжет здесь примерно также странен и запутан, как и в Дарк Соулс.

А вот управление в разы хуже и неудобнее. Я могу долго рассказывать обо всех странных решениях гейм-дизайнеров и о неуклюжести нашего подопечного героя, но лучше всего о плохом управлении говорит тот факт, что в Deaths Gambit для того, чтобы забираться вверх или вниз по лестнице, нужно зажимать отдельную клавишу (L1 на геймпаде PS4). Не просто вверх или вниз двигаться, а ещё и кнопку зажимать…ну, такое, неудобное… (Блин, ну ведь вверх и вниз, это же должно быть так просто)
Со временем к неудобному и неприятному управлению привыкаешь, и уже перестаешь случайно использовать лечащие эстусы в самые неудобные моменты и погибать, теряя их. На них, кстати, завязана одна уникальная особенность игры – они сами восстанавливаются каждый раз, когда отдыхаешь у монументов-чекпоинтов, а когда умираешь в битве, то их у тебя забирают. Сама Смерть словно отбирает их у тебя. Вот только не отбирает, ведь они остаются лежать там же, где вы умерли, и их, как и души из серии Соулс, можно снова подобрать.

Также как и в Dark Souls, в Deaths Gambit у героя есть шкала стамины или выносливости. Но в отличие от Соулс-лайк игр, выглядит она тут как-то неуместно.
Не могу сказать с полной уверенностью, можно ли считать Deaths Gambit именно метройдванией, ведь здесь скорее больше референсов в сторону соулс-лайк игр. Но среди плашек тагов в стиме у игры написано Metroidvania, так что в моем топ-листе она всё-таки пусть будет.

Dead Cells. Игра, которая будучи в очень раннем доступе уже показывала великолепные результаты в плане качества и заинтересованности со стороны любителей жанра. Сейчас игра вышла из раннего доступа и доступна на всех современных платформах, даже на Нинтендо Свитч, где, кстати, ощущается не менее приятно и удобно, чем на остальных консольках.

Dead Cells – это уникально отличное сочетание классических для метройдваний и роуглайк-игр особенностей и механик с кислотной, но не режущей глаз стилистикой и довольно быстрым экшен-ритмом.
Берем процедурно генерируемый платформинговый экшен наподобие Rogue Legacy. Засовываем его в более мрачный и темный, но все ещё смешной и юмористический сеттинг. Выкручиваем ручку сложности и напряженности экшена на максимум. И вуаля, получается Dead Cells.
Вообще, если вы про эту игру хоть что-нибудь где-нибудь слышали и хотя бы слегка заинтересовались, но так и не дотянули свои ручки до одной из самых лучших инди-игр года, то я не понимаю, чего вы там ещё ждете!

Да, она бросает нешуточный вызов вашим умениям и реакции, игра трудная и очень комплексная, а каждый раз, умирая, вам, почти что полностью заново приходится начинать. Но это просто часть того опыта, что вы получите от Dead Cells. Процедурная генерация постоянно держит вас в свежести эмоций, и исследование мира словно не заканчивается. А после определенных апгрейдов вам, как по законам жанра, открываются все новые и новые пути для продвижения дальше и все более крутого экшена. Прошел один раз и до сих пор получаю массу удовольствия и веселья.
Попробовать и полностью погрузиться с головой стоит! Просто купи уже Dead Cells!

Дальше по списку у нас идут две кастлва…оп, стойте…Bloodstained: Curse of the Moon и Bloodstained: Ritual of the Night.
Обе эти игры являются результатом компании по сбору средств на кикстартере от самого Коджи Игораши – создателя самой Symphony of the Night и ответственного за многие другие последовавшие за симфонией ночи игры, похожие на неё по стилистике исполнения. Игораши уже давно не является частью Конами (как и многие другие приличные разработчики видеоигр), а его игра, Bloodstained: Ritual of the Night, обещалась стать духовным (и не только) наследником его кастлваний.

И точно стала бы, выглядит она уже очень замечательно, хоть и недорого. Вот только она так и не стала. Bloodstained: Ritual of the Night так и не вышла до сих пор, хотя должна была релизнуться в конце 2018 года…

Зато Curse of the Moon уже в мае 2018 оказалась на цифровых полках, и эта штука стоящая, хоть и черезчур олдскульная, пиксельная, сложная… в общем всё как мы любим. Удачи тебе, мистер Игораши! Допиливай свои игры.

Forsaken castle, которая тоже ещё не зарелизилась, но уже вполне играбельная пре-альфа доступна в сети. Также вместе с ней хочу поговорить о Timespinner. Две очень похожие друг на друга и на Chasm игры с очень приятной и мягкой пиксельной графикой и удобным управлением, которые пробились из кикстартера. В Forsaken castle мы играем за девушку-паладина, что пробирается в огромный мрачный готический замок и постепенно исследует его на манер первых кастлваний, сталкиваясь с нежитью. Её демо или пре-альфа доступны в открытом доступе и даже в стиме, попробовать её я вам крайне рекомендую – занятная и увлекательная вещь. Дизайн у неё, правда, слишком милый для метройдвании, но это нисколько не мешает увлекательному игровому процессу.

В Timespinner мы также играем за женского протагониста, но с сюжетом тут все намного лучше и проработанней, а одной из главных особенностей игровой механики является взаимодействие со временем.

Носимся по разнообразным локациям, которые всё придерживаются готического стиля, и сражаемся с монстрами, используя разную магию и останавливая время.

И я чуть не забыл, но всё таки вспомнил про одну из самых типичных, но в то же время одну из самых ярких пиксельных метройдваний этого года. Вышедшая аж в январе Iconoclasts – это огромный полуоткрытый мир, наполненный разными пазлами, и монстрами. Очень разнообразные локации – их много и они способны сильно друг от друга отличаться.

А игровой процесс очень типичный для метройдваний – получаешь апгрейд или новую способность и можешь переходить в новое место. «Иконоборцы» — это платформер с очень качественно проработанной анимацией, по которой видно, что всё здесь сделано вручную и с любовью. Очень интересный сюжет, приятная и подходящая под каждую локацию музыка. В общем, одна из лучших игр в жанре вышла в начале года. Если упустили её раньше или не забрали в ps plus, когда её раздавали, то хотя бы попробуйте сейчас демо-версию, вдруг затянет.

Ещё я бы хотел рассказать про Hollow Knight, но она вышла в прошлом году. Правда, в этом году игра вышла на Свитч, где играется не менее интересно и свежо, чем на больших платформах.
Этот год был одним из самых лучших на игровые релизы. Пускай я, возможно, перечислил не все метройдвании этого года, но даже по ним и их качеству уже можно сделать вывод, что данный поджанр цветет и пахнет настоящими видеоигровыми розами и фиалками. Будем надеятся, что и следующий год для любителей наследников Метройда и Кастлвании будет не менее интересным.


Chasm

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PSV | XONE | NSW
Жанры
Дата выхода
31 июля 2018
35
3.1
14 оценок
Моя оценка

Hollow Knight

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
24 февраля 2017
2.2K
4.5
1 463 оценки
Моя оценка

Death's Gambit

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
13 августа 2018
103
3.7
42 оценки
Моя оценка

Bloodstained: Ritual of the Night

Платформы
PC | PS4 | PS5 | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанр
Дата выхода
18 июня 2019
445
3.9
204 оценки
Моя оценка

Castlevania: Symphony of the Night

Платформы
PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | SAT
Жанр
Дата выхода
20 марта 1997
331
4.5
199 оценок
Моя оценка

Dead Cells

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
7 августа 2018
1.4K
4.2
903 оценки
Моя оценка

Iconoclasts

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PSV | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
23 января 2018
147
4.0
68 оценок
Моя оценка

Bloodstained: Curse of the Moon

Платформы
PC | PS4 | PSV | XONE | 3DS | NSW
Жанр
Дата выхода
24 мая 2018
62
4.5
26 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
*виии-уууу-виии-уууу*
Ещё один… Хорошему блогу нужны плюсы! Срочно вкалываем плюсы!!!
Статья будет полезна, для тех, кто пропустил некоторые игры этого жанра. Мне любопытно, в какой 3- ёхмерной игре в первые использовалась механика «Метроидвании ?»
Большое спасибо за статью, как раз искал годные метроидвании, а то последней прошёл только Iconoclasts (3 раза точно)))
Спасибо за статью, вспомнил пару игр, в которые собирался поиграть))
Я ждал Chasm буквально со времени демки на кикстартере, но поиграв в итоге час на релизе, рефанднул. Увы, в игре крайне инертная боевка, которая никак не согласована с паттернами действия врагов. В итоге, драки превратились для меня в пытку.
Да даже и трудно сказать… но сейчас снова стало популярно обращаться к этим механикам — God of War даже та ещё метройдвания сейчас.
Читай также