26 апреля 2017 26.04.17 17 8159

Радиация: как она представлена в играх

+33

В тексте слово «x-лучи» используется как синоним радиации. На самом деле, x-ray — это рентгеновское излучение, а не радиация. Не повторяйте моих ошибок и слушайте учителей и комментаторов.

В 2017 году можно уверенно сказать, что радиация стала частью нашей жизни, пусть она не всегда используется во благо. Атомные электростанции вырабатывают энергию, о магнитосфере и солнечном ветре рассказывают школьникам, для лечения рака используют радиотерапию, а ядерное оружие и лучевая болезнь уже не в диковинку, хотя по-прежнему пугают. Но 26 апреля 1986 года взрыв на Чернобыльской АЭС доказал, что человек ещё не подчинил себе силы природы. В годовщину этой катастрофы давайте вспомним, какой радиация показана в культуре, точнее, в видеоиграх.

Перед тем, как перейти непосредственно к произведениям, два уточнения. Первое: в этом тексте упомянуты не все творения, где так или иначе присутствует радиация. Часть отброшена, потому что автор хотел на примерах показать разные способы поместить X-лучи в сюжет и сеттинг, а не перечислить все стратегии с ядерными ракетами. Некоторые игры не попали сюда по незнанию или из-за короткой памяти. В таком случае приглашаю вас поделиться ими в комментариях.

Второе: для удобства выделим «техногенную» и «естественную» радиацию. К первому виду отнесём ту, что используется в созданных человеком механизмах, ко второму — излучение, не связанное с деятельностью разумных существ.

Начнём наш разбор с техногенной радиации. Раз уж речь зашла о Чернобыльской катастрофе, сразу упомянем серию «S.T.A.L.K.E.R.». В играх этой трилогии радиация — следствие двух взрывов на электростанции — постепенно накапливается в организме главного героя, из-за чего он рискует подхватить лучевую болезнь. Схлопотав большую дозу, игрок постепенно теряет здоровье. Для вывода лишних зивертов используются медицинские препараты и фирменная водка «Казаки».

Ну, чтобы геномы не менялись

Вообще радиация как агрессивный фактор внешний среды — довольно частый гость видеоигр. Наиболее популярная причина повышенного фона — ядерная война. Не отходя далеко от украинских компаний, вспомним серию «Metro», где излучение в основном встречалось на поверхности — в мёртвой Москве. По лору именно из-за него люди живут под землёй, а не выходят из убежищ. Мутанты, бродящие по городу, тоже следствие атомных взрывов.

Более классический пример — серия «Fallout», в которой ионизирующее излучение играет одну из главных ролей, создавая вселенную игры. Во-первых, ядерный распад, основной источник энергии до войны, — неотъемлемая часть ретрофутуристического сеттинга. Во-вторых, суть Fallout, как и его прародителя Wasteland, — это приключения в пустоши, в которую превратились США после атомных бомбардировок. И в-третьих, радиация создаёт новых обитателей этого мира — друзей и врагов главных героев. Например, люди из-за сильного облучения превращаются в гулей. Помимо этого, лучевая болезнь здесь, кроме Fallout 4, встроена в систему SPECIAL. Игровой аватар, накапливая дозу, постепенно теряет очки характеристик, так как чувствует себя всё хуже и хуже.

А с вот этой крошкой действительно можно зажечь и засветиться

Но выше перечисленные игры описывают мир уже после применения ядерного оружия. Заняться непосредственно армагеддоном с помощью неконтролируемых цепных реакций можно в DEFCON, стратегии которая моделирует глобальный военный конфликт с применением всех доступных хлопушек. Шесть не обременённых моралью игроков управляют авиацией, флотом и пусковыми шахтами. Степень боеготовности, тот самый DEFCON, постепенно растёт с пятого до первого уровня, на котором запускаются межконтинентальные ракеты.

Бахнем, обязательно бахнем. Но на DEFCON-1

С экономической точки зрения атомная война показана в серии Civilization. Уже в первой части появляется проект «Манхэттен», успешное завершение которого позволяет конструировать «Толстяков» и «Малышей». После их применения клетки нужно очистить от радиационного заражения, чтобы снова получать бонусы и ресурсы.

Но не боеголовками едиными живёт серия Сида Мейера. В ней представлен и мирный атом — в виде АЭС, которая повышает производство в городе. Начиная с Civilization III для создания связанных с полураспадом благ используется уран, который ещё нужно найти на своих или чужих землях.

Читатель ждёт картинки с Ганди; На, вот возьми её скорей!

Вернёмся к атомному оружию, более популярной в игровой сфере теме. В одиночной кампании Battlefield 3 главные герои, морпех США и спецназовец ГРУ, пытаются остановить террористов с ядерными бомбами в Нью-Йорке и Париже, соответственно. Но предотвратить взрыв во французской столице не удаётся, из-за чего погибают 80 тысяч человек, а выживший российский оперативник страдает от лучевой болезни.

Немного под другим углом немирный атом показывает трилогия Call of Duty: Modern Warfare. X-лучи — точнее, ядерное оружие — играют не последнюю роль в сюжете подсерии и представлены тремя «разновидностями». Первая — радиоактивные материалы для бомб, вывозимые злыми русскими из Чернобыльской зоны отчуждения в CoD 4. Вторая — непосредственно грибные заряды, например, ящик с корабля в Баренцевом море из первой части или межконтинентальные ракеты ультранационалистов, которые главные герои несколько раз за серию взрывают в атмосфере, разрушив МКС в MW2. Третий вариант — само излучение и радиационное заражение, от которого погибает один из аватаров игрока в Modern Warfare —морпех Пол Джексон.

Даже можно полюбоваться разрушениями, правда, недолго

Закрывая тему техногенной радиации, вспомним также о фразе «Nuclear launch detected» из дилогии Starcraft и о Тучанке из Mass Effect 2 — родной планете кроганов, превращённой в радиоактивную пустошь во время атомной войны. Эти произведения также примечательны тем, что в них показана и естественная радиация.

В миссии «Сверхновая» одиночной кампании Wings of Liberty излучение увеличившейся звезды становится причиной пожаров на планете. Из-за них игроку приходится перемещать строения ближе к тёмному полушарию, спасаясь от стены огня.

Похожие неудобства командору Шепарду доставляет звезда Долен в миссии на Хестроме. Магнитное поле планеты недостаточно интенсивно, чтобы отклонять солнечную радиацию. Поэтому энергетические щиты почти не работают под открытым небом, а отряд игрока вынужден держаться в тени.

Планета Хестром. Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растительности нет. Населена роботами

Последствия влияния ионизирующего излучения на органику показано в польском шутере Bulletstorm. Его события разворачиваются на планете Стигия — бывшем курорте. Обслугой на ней были заключённые, которые, в конце концов, подняли бунт и уничтожили антирадиационные фильтры. Из-за этого фон на поверхности повысился и живые существа — растения, животные и люди — превратились в агрессивных мутантов, с которыми приходится сражаться игроку.


Sid Meier's Civilization III

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
30 октября 2001
250
4.4
181 оценка
Моя оценка

Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game

Платформы
PC | Mac | Linux | OnLive
Жанр
Дата выхода
30 сентября 1997
1.4K
4.4
972 оценки
Моя оценка

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | OnLive
Жанр
Дата выхода
20 марта 2007
3.4K
4.2
2 403 оценки
Моя оценка

Defcon

Платформы
PC | Mac | NDS
Жанр
Дата выхода
29 сентября 2006
121
4.2
54 оценки
Моя оценка

Call of Duty 4: Modern Warfare

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | WII | J2ME
Жанр
Дата выхода
5 ноября 2007
4.4K
4.4
2 883 оценки
Моя оценка

StarCraft II: Wings of Liberty

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
27 июля 2010
2.3K
4.6
1 510 оценок
Моя оценка

Mass Effect 2

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
26 января 2010
5.4K
4.6
3 922 оценки
Моя оценка

Bulletstorm

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
22 февраля 2011
2.9K
4.3
1 958 оценок
Моя оценка

Battlefield 3

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
25 октября 2011
4K
4.3
2 618 оценок
Моя оценка

Wasteland

Платформы
Жанр
Дата выхода
31 декабря 1988
92
4.0
38 оценок
Моя оценка

Metro: Last Light Redux

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
26 августа 2014
1.7K
4.2
1 052 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Плюмбум компенсирует.
Игрок набил 25 фрагов в серию и тут ему с небес падает заветная Красная кнопка и он её жмет.
Спустя 12 секунд в АДУ, черть спрашивает его аватара:
— Ну что доволен?
— О ДАААА!!! >:D

#МультиплеерCOD:MW2
а отряд игрока вынужден держаться в тени.

меня всегда забавляла эта миссия тем, что у Шепарда адекватная броня, способная защитить хоть что-то, в то время как Самара и Джек, например, имеют много открытых участков кожи.
Местный анекдот… думаю что нет, в центре этой темы радиация — а значит и ядерные ракеты, <тут типа выкинутый в спойлер кусок>, вообщем и сочинилось это.«катал» в мультиплеер mw2, увы на пиратке ибо тогда знать не знал о великом Steam и что лицензионные игры можно купить, вспомнил что удалось выполнить стрик и подорвать карту. Был мелким шкетом >_>, да и впрочем steam был в долларах — лишь в 2011 смекнул как можно покупать на деньги с завтраков и т.д
Никогда не понимал зачем сюжет в колде и баттле, и ценят-ли их вовсе. У меня есть ирл друже считающий сюжет MW1-3 лучшими — наверно он имел ввиду только во всей серии.
Тема не раскрыта, АФТОР ГАМНЮК. «Топ 10 игр с недорадиаций» потратил моих 10 минут в пустую. Критики к неверному отображению радиации в указаных играх нет, НЕТ Карл! Почему? Где связь с заголовком?
Я так понимаю, местный анекдот? :)
Спасибо за фольклор, для меня MW остались больше одиночными играми.
Самое опасное в радиации — гамма излучения. От него одеждой не спастись. Как и от беты, если я правильно помню. Так что броня защитить разве что от пыли и мучаться все будут одинаково. В описании планеты сказано, что за несколько часов схватываешь смертельную дозу.
Добрый день, товарищ,
Критики к неверному отображению радиации в указаных играх нет

Где связь с заголовком?

Так заголовок-то «как она представлена в играх», а не «почему её игровое воплощение нереалистично» или «Топ 10 игр, где радиация показана неправильно», как вы сами предложили. Я не хотел искать ошибки и упрощения разработчиков, которые позволили встроить подобную механику.
В Fallout, например, радиация влияет на силу и ловкость персонажа. Нереалистично? Вот Black isle/Bethesda сволочи! Давайте обсудим это в комментариях, я не против что-то новое узнать, люди, надеюсь, тоже.
«катал»

на пиратке

Вот по этой же причине в мультиплеер я и не играл, только пару лет назад на не совсем официальных серверах первой MW потусил немного.
А Steam для меня начался с пятой цивы. Да и мультиплеером я только недавно увлёкся. Так что как минимум для таких, как я, сюжеты в стрелялках нужны.
ядерный синтез, основной источник энергии до войны

Ты путаешь ядерный распад и ядерный синтез.
НЯЗ спецодежда защищает от бета-радиации.
Тогда еще может приписать серию Red Alert, там ЯО было одной из финальных оружий.
Согласен, в мире Fallout, похоже, используется ядерный распад, а не синтез. Благодарю за замечание. Исправил.
Можно приписать, но за ядерные rts уже отдуваются Starcraft и Defcon.
И ещё. X-ray — это рентгеновское излучение, оно не имеет отношения к продукту распада ядер (Y-ray, гамма-лучи).
Эх, друже, где ж ты раньше был. Снова прошу прощения у всех прочитавших в твоём лице. Я был уверен, что radiation — это просто излучение, а x-ray — конкретно радиация. Твой подвиг не будет забыт.
Вполне возможно. Признаюсь, не эксперт. Если не ошибаюсь, от беты защищает толстый брус дерева или свинцовая пластина. Так что внешний слой из чего-нибудь металлического должен справляться. Но, если кто-то разбирающийся поправит, я только за.
Читай также