Внимание, данный текст содержит спойлеры к играм серии The witcher
Мое знакомство с этой прекрасной вселенной началось со второй части игры, и я до сих пор помню, как она снесла мне крышу. Я неделю ничем вообще не занимался, только сидел и неспешно играл. Далее были первые 4 романа Сапковского, третья часть игры и вот теперь я исследую первую, дожидаясь полного сборника книг о Геральте, идущего по почте, чтобы восполнить провал в событиях трех книг, о которых я имею самое общее представление без деталей.
Играя в первую часть, поймал себя на мысли, что именно здесь лучше всего показан тот конфликт, который разработчики начали терять во второй части и полностью отказались от него в третьей. И, да, я очень люблю эти игры, они обе прекрасны, но нельзя отрицать, что разработчики в погоне за эпичностью по пути потеряли одну из основных идей книжной саги — совершенная бессмысленность противостояния людей и скоя'таэлей, в которой Геральт невольно вынужден вставать на какую то сторону. Хотя вообще книжный ведьмак был с идеей бессмысленности конфликтов каких либо — между нильфгаардом и севером, между нелюдями и людьми, между разумными магическими существами, вроде доплеров и церковью вечного огня.
При всех недостатках первой части, она этот конфликт передавала как нельзя лучше. Ничего не помнящий после некоторых событий ведьмак оказывается между двух огней, где и с той и с другой стороны моральные уроды, которых не хочется поддерживать. Белки партизанят по лесу, стреляя во всех людей, что могут достать из лука, причем пол и возраст не имеют для них никакого значения, а люди винят их во всех проблемах и хотят перерезать, не разбираясь. Вообще во всей саге, как книжной, так и игровой я больше симпатизировал нелюдям просто по той причине, что они обычно умнее, грамотнее и часто более человечнее, чем сами люди. Люди же практически все, начиная с королей Севера и заканчивая немытыми кметами — безграмотное агрессивное быдло. Когда читаешь книги, восприятие этого мира постепенно меняется. Если во время первой войны с Нильфгаардом мы скорее всего поддерживаем обороняющегося — северян, восторгаемся героизмом солдат и чародеев в битве под Содденом, то уже к моменту начала второй кампании симпатии читателя переходят целиком в пользу Нильфгаарда, жители которого более терпимы, культурны и прогрессивны.
И вот во второй части игры тоже была война — между Каэдвеном и нелюдями в верхнем Аэдирне. Тут уже были откровенно плохие Каэдвенцы и хорошие нелюди. Хотя было неплохо показано, что все можно было решить миром и это просто желание короля Хенсельта забрать обратно силой Крым Нижнюю мархию(верхний Аэдирн), но все равно конфликт стал черно-белым. Метания Геральта, которому никуда эта война не вперлась, можно заметить невооруженным глазом и это несомненный плюс повествования, ведь наша цель — найти Трисс и вернуть себе относительно доброе имя. Да и вообще во второй части раскол еще чуствовался, вроде и Роше нормальный, и Йорвет прав, да и Верген отдавать Хенслельту не хочется. В целом видно, что разработчики в «Убийце королей» уже взяли курс на отход от этой темы.
Тут выходит третья часть, являющаяся бесспорно одной из лучших рпг десятилетия. Игровой процесс разнообразен, много доп квестов на любой вкус и цвет, сюжет цепляющий — об этих и других плюсах говорили и писали уже многие, я предлагаю обсудить послевкусие. Завершив прохождение, начинаешь думать и приходишь к выводу, что тот самый конфликт, где обе стороны вроде как правы, а вроде и нет, в игре отсутствует. Единственный тяжелый по настоящему выбор, который ты делаешь — между Трисс и Йеннифэр(Трисс ван лав, да закидают меня помидорами), а все остальное вполне очевидно: есть безумный Радовид, который однозначно сволота и хорошие чародеи, есть Нильфгаард, который вроде как оккупант, но никаких зверств и жестокостей мы не видим, есть Дийкстра, который себе на уме всегда. На Скеллиге адекватная Керис и варвар Хьялмар. Цири же хочет стать свободной ведьмачкой, в чем мы ей помогаем(или нет). Дикая охота о которой информации дают в час по чайной ложке, где в итоге мы ничего не решаем. Иииииии… все.
Весь тот гигантский пласт событый войны людей и нелюдей, замешенного в ней Геральта, которому не находится места ни на одной из сторон, длившейся все 8 книг и две игры просто выкинули за ненадобностью. История кончилась, Ведьмака больше не будет, Геральт осел в Туссенте со спутницей жизни или один, а одна из важнейших сюжетных арок осталась без разрешения. И ладно бы нас подвели к тому, что этот конфликт никогда не завершится, пока живы Белки, нет, мы просто не знаем и не узнаем, что там будет дальше, нас всех кинули.
В итоге мы имеем одну из самых крутых вселенных, куда хочется возвращаться, растерявшую ближе к концу свою основную идею и суть. Третий ведьмак получился наименее «ведьмачьим» из всех трех. Сейчас принято ругать Fallout 4, мол это «не тот фоллыч», хотя игра просто сменила жанр, сохранив центральный мотив «War never changes», а Ведьмака, потерявшего себя самого, превозносить и ставить в пример. Ну, вам виднее…
Лучшие комментарии
А насчет того, что белок почти нет в 3 части — немного обидно, но еще к концу второй было понятно, что движение практически мертво и к середине войны они, похоже, окончательно распались.
Хочу поговорить более подробно. Я конечно не эксперт, но так уж повелось, что вся сага и игры про беловолосого влюбили меня в этот мир и его героев.
Нет, конфликт не стал черно-белым. За этой самой войной кроется чуть более обширная проблема, нежели лакомый кусок земли. Нижняя Мархия/Верхний Аэдирн когда-то действительно принадлежал Каэдвену, как этническая земля. Там были вечные споры, человеческие склоки и т.д. Земля переходила из рук в руки. Правых и виновных в той войне четко определить нельзя. Одни хотят вернуть свою родину, а другим нужны ресурсы этой земли и новое место жительства. Так что выбор неоднозначный.
Тут соглашусь наполовину. Радовид действительно безумный и его можно охарактеризовать как черного персонажа. Но вот чародеи и магички… Половина из них те еще змеюки подколодные, которые дорвавшись до власти могут дел наворотить. Гонения Радовида они могут обратить на свою сторону, мол посмотрите какие мы бедные, нас притесняют и обижают. На самом же деле, они ни чем не лучше Радовида. Ради власти пойдут на все, хоть на братоубийственные войны.
Ну как же. Они насильно насаждают свою культуру и образ жизни северянам. Вспомни Белый Сад и розги за порченое зерно. У них идеология: либо делай так и никак иначе, либо под подошвой лежать будешь. И это касается всего, хоть армии, хоть культуры. Казалось бы, им пошли на встречу, уже последние закрома отдавать начали, но им ведь нужно больше и не важно, что больше ничего нет, осталось только дерьмо всякое, которое разве что свиньям на подножный корм. А они не понимают слова «нет», у них есть лишь слово «надо».
Я бы не называл Хьялмара варваром. Он типичный норд, который следует их обычаям, консерватор от души так сказать. Кейрис это уже что-то новое для Скеллиге, чего люди могут не понимать. Оба правителя хороши и со своими недостатками.
Здесь соглашусь. Этой темы уже не чувствуется в основном сюжете. Ей выделили отдельно сайд-квесты, которые незначительно, но показывают гонения. Например Новиград. Я так навскидку могу вспомнить два сайда: эльфку с колодезной водой и самосуд над эльфом- якобы «воришкой». Это конечно не передает и толику настроения прошлых частей, но все же и сама история для Геральта стала более личной.
По оводу этой же темы Сапковский, как по мне, очень сильно облажался показывая нам дворцовые интриги, войну с точки зрения политики, заговоры, игры престолов, где фактически всем ключевым персонажам на это плевать. Есть конечно Йенифер, которая в дворцовых интригах участвовала, та же Трисс, но что длительность подобных описаний сцен, что акценты и морали не имеют под собой крепкого фундамента для развития. Сапковский сам же рисует на собственных рамках, пытаясь расширить картину до ИгроПрестольских гобеленов, но в итоге рисуя лишь фон основной картине из-за рамок персонажей.
Вернусь к Скоэтаэлям. По сути то сама идея конфликта полностью показала себя в 1-й части и выжимать из неё что-то ещё проблемно. Вновь вздыхать мол «ах, эльфы готовы жить мирно, но люди им не дают» вместе с «ах, эльфы до сих пор смотрят на нас как на заразу, Которой с самого появления являлись они» и далее-далее-далее. 2-я часть показала нам картину чуть более точно, увеличивая масштабы в полноценную осаду людей на город нелюдей. Не по книжному как то, ну да ладно. Конфликт есть, хотя и зеркален финальному конфликту 1-й части, где эльфы напали на людей. По сути мы получаем чуть более личную версию 1-го конфликта через призму чуть иных событий схожих по сути.
А теперь к моей сути. К начинке, так сказать, моего торта, оправдывая всю вышесказанную муру:
Вся игровая и книжная сага о Геральте была прежде всего не о конфликтах, не о спасении всего и вся, а о персонаже. Конфликт Нелюдей и Людей попросту есть и незачем делать его ключевым во всех частях сюжета. 3-я часть конечно разительно отличается от 1 и 2 по концепции, но она делает именно то, что делала книжная серия в свои лучшие тома: Приключение Геральта, идущего собственным путём. Что в 1, что во 2-й игре он являлся жертвой обстоятельств, из-за которых он вынужден участвовать в конфликтах рас и королей. Катаясь по рельсам событий он попросту был наблюдателем, который выбирал какую щёку подставить. В 3-й части он сьехал с рельс и единственное событие, которое вынуждает его действовать связанно с членом его семьи, о котором он вспоминал на протяжении всех игр.
Можно ли было бы к побочных квестах показать конфликт нелюдей с людьми? Можно, но смысл? Мы видим другое государство, где на Нильфгаардцев смотрят с ужасом куда большим, чем на нелюдей. Где Эльф может держать свою кузню, а полурослик держать бизнес. Лично я рад что показали всё именно так.
… а сводилась к имбецильному одному клику, как в браузерке_)
Мысленно танцевать вальс, щёлкая раз в три отсчёта. Своеобразность. Веселье_)
Какой-то обосанный охотник на ведьм сильнее всех чёртов, великанов и грифонов в мире. Нормального баланса — нет. А левельная система убивает погружение в игру.
Думаю, есть смысл взяться за что-то более серьёзное
Во первых, я уже расписался в своей любви к 3 части.
Во вторых, у меня не было бы ни единой претензии, если бы они закончили эту историю, которая развивалась 8 книг и 2 две игры, одной цепочкой доп квестов. Все, все довольны. И пропало не просто это противостояние, а вообще вся тема конфликта с большим и меньшим злом. Мы на протяжении игры не делаем ни одного тяжелого выбора. Нет внутренних метаний Геральта, которому как мутанты нет места в этом мире. Центральная идея пропала, а не только эльфы
Нужно держать ритм, соответствовать таймингам врага, от врага можно уйти не только перекатом, но и отскоком, они действуют на разную длину, в разные стороны, что тоже важно, так же можно ставить блок и не всегда он действует, знаки и бомбы в промежутках между ударами мечом использовать, арбалет и конечно же кучу самых разнообразных зелий и отваров, которые тоже не абы как надо применять.
Я к тому, что нельзя просто так взять и назвать систему «один удар — второй удар» или «один клик».
Ну, и я тоже жалею, что в третьей части нет разных стоек, с ними было бы намного интереснее.