4 декабря 2016 4.12.16 47 3722

«Потерянный ведьмак»

+21

Внимание, данный текст содержит спойлеры к играм серии The witcher

Мое знакомство с этой прекрасной вселенной началось со второй части игры, и я до сих пор помню, как она снесла мне крышу. Я неделю ничем вообще не занимался, только сидел и неспешно играл. Далее были первые 4 романа Сапковского, третья часть игры и вот теперь я исследую первую, дожидаясь полного сборника книг о Геральте, идущего по почте, чтобы восполнить провал в событиях трех книг, о которых я имею самое общее представление без деталей.

Играя в первую часть, поймал себя на мысли, что именно здесь лучше всего показан тот конфликт, который разработчики начали терять во второй части и полностью отказались от него в третьей. И, да, я очень люблю эти игры, они обе прекрасны, но нельзя отрицать, что разработчики в погоне за эпичностью по пути потеряли одну из основных идей книжной саги — совершенная бессмысленность противостояния людей и скоя'таэлей, в которой Геральт невольно вынужден вставать на какую то сторону. Хотя вообще книжный ведьмак был с идеей бессмысленности конфликтов каких либо — между нильфгаардом и севером, между нелюдями и людьми, между разумными магическими существами, вроде доплеров и церковью вечного огня.

При всех недостатках первой части, она этот конфликт передавала как нельзя лучше. Ничего не помнящий после некоторых событий ведьмак оказывается между двух огней, где и с той и с другой стороны моральные уроды, которых не хочется поддерживать. Белки партизанят по лесу, стреляя во всех людей, что могут достать из лука, причем пол и возраст не имеют для них никакого значения, а люди винят их во всех проблемах и хотят перерезать, не разбираясь. Вообще во всей саге, как книжной, так и игровой я больше симпатизировал нелюдям просто по той причине, что они обычно умнее, грамотнее и часто более человечнее, чем сами люди. Люди же практически все, начиная с королей Севера и заканчивая немытыми кметами — безграмотное агрессивное быдло. Когда читаешь книги, восприятие этого мира постепенно меняется. Если во время первой войны с Нильфгаардом мы скорее всего поддерживаем обороняющегося — северян, восторгаемся героизмом солдат и чародеев в битве под Содденом, то уже к моменту начала второй кампании симпатии читателя переходят целиком в пользу Нильфгаарда, жители которого более терпимы, культурны и прогрессивны.

И вот во второй части игры тоже была война — между Каэдвеном и нелюдями в верхнем Аэдирне. Тут уже были откровенно плохие Каэдвенцы и хорошие нелюди. Хотя было неплохо показано, что все можно было решить миром и это просто желание короля Хенсельта забрать обратно силой Крым Нижнюю мархию(верхний Аэдирн), но все равно конфликт стал черно-белым. Метания Геральта, которому никуда эта война не вперлась, можно заметить невооруженным глазом и это несомненный плюс повествования, ведь наша цель — найти Трисс и вернуть себе относительно доброе имя. Да и вообще во второй части раскол еще чуствовался, вроде и Роше нормальный, и Йорвет прав, да и Верген отдавать Хенслельту не хочется. В целом видно, что разработчики в «Убийце королей» уже взяли курс на отход от этой темы.

Тут выходит третья часть, являющаяся бесспорно одной из лучших рпг десятилетия. Игровой процесс разнообразен, много доп квестов на любой вкус и цвет, сюжет цепляющий — об этих и других плюсах говорили и писали уже многие, я предлагаю обсудить послевкусие. Завершив прохождение, начинаешь думать и приходишь к выводу, что тот самый конфликт, где обе стороны вроде как правы, а вроде и нет, в игре отсутствует. Единственный тяжелый по настоящему выбор, который ты делаешь — между Трисс и Йеннифэр(Трисс ван лав, да закидают меня помидорами), а все остальное вполне очевидно: есть безумный Радовид, который однозначно сволота и хорошие чародеи, есть Нильфгаард, который вроде как оккупант, но никаких зверств и жестокостей мы не видим, есть Дийкстра, который себе на уме всегда. На Скеллиге адекватная Керис и варвар Хьялмар. Цири же хочет стать свободной ведьмачкой, в чем мы ей помогаем(или нет). Дикая охота о которой информации дают в час по чайной ложке, где в итоге мы ничего не решаем. Иииииии… все.

Весь тот гигантский пласт событый войны людей и нелюдей, замешенного в ней Геральта, которому не находится места ни на одной из сторон, длившейся все 8 книг и две игры просто выкинули за ненадобностью. История кончилась, Ведьмака больше не будет, Геральт осел в Туссенте со спутницей жизни или один, а одна из важнейших сюжетных арок осталась без разрешения. И ладно бы нас подвели к тому, что этот конфликт никогда не завершится, пока живы Белки, нет, мы просто не знаем и не узнаем, что там будет дальше, нас всех кинули.

В итоге мы имеем одну из самых крутых вселенных, куда хочется возвращаться, растерявшую ближе к концу свою основную идею и суть. Третий ведьмак получился наименее «ведьмачьим» из всех трех. Сейчас принято ругать Fallout 4, мол это «не тот фоллыч», хотя игра просто сменила жанр, сохранив центральный мотив «War never changes», а Ведьмака, потерявшего себя самого, превозносить и ставить в пример. Ну, вам виднее…


The Witcher

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
24 октября 2007
5.5K
4.3
3 688 оценок
Моя оценка

The Witcher 2: Assassins of Kings

Платформы
PC | Mac | Linux | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
17 мая 2011
6.5K
4.3
4 790 оценок
Моя оценка

The Witcher 3: Wild Hunt

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
18 мая 2015
10.9K
4.7
9 637 оценок
Моя оценка

The Witcher 3: Wild Hunt - Blood and Wine

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
30 мая 2016
4.8K
4.8
4 729 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Насчет черно\белого конфликта в Аэдирне — это не совсем правда. Потому что Долина Понтара — это вечное рубилово, куда постоянно совались все кому не лень, поэтому говорить, что Каэдвен плохой, а нелюди хорошие — да нет же, просто еще 2 стороны, которые повелись на этот лакомый кусок земли. Тем более со стороны Аэдирна там не только нелюди, а еще и, внезапно, аэдирнцы, которые белок терпят и на самом деле не хотят отдавать часть страны, что видно по поведению Стенниса. Ну и плюс костяк их армии — это бригада Йорвета — отборнейшие мрази, хуже которых была только «Врихедд».
А насчет того, что белок почти нет в 3 части — немного обидно, но еще к концу второй было понятно, что движение практически мертво и к середине войны они, похоже, окончательно распались.
Мнение понравилось. Однозначно плюс.

Хочу поговорить более подробно. Я конечно не эксперт, но так уж повелось, что вся сага и игры про беловолосого влюбили меня в этот мир и его героев.

И вот во второй части игры тоже была война — между Каэдвеном и нелюдями в верхнем Аэдирне. Тут уже были откровенно плохие Каэдвенцы и хорошие нелюди. Хотя было неплохо показано, что все можно было решить миром и это просто желание короля Хенсельта забрать обратно силой Крым Нижнюю мархию(верхний Аэдирн), но все равно конфликт стал черно-белым.
Нет, конфликт не стал черно-белым. За этой самой войной кроется чуть более обширная проблема, нежели лакомый кусок земли. Нижняя Мархия/Верхний Аэдирн когда-то действительно принадлежал Каэдвену, как этническая земля. Там были вечные споры, человеческие склоки и т.д. Земля переходила из рук в руки. Правых и виновных в той войне четко определить нельзя. Одни хотят вернуть свою родину, а другим нужны ресурсы этой земли и новое место жительства. Так что выбор неоднозначный.

есть безумный Радовид, который однозначно сволота и хорошие чародеи
Тут соглашусь наполовину. Радовид действительно безумный и его можно охарактеризовать как черного персонажа. Но вот чародеи и магички… Половина из них те еще змеюки подколодные, которые дорвавшись до власти могут дел наворотить. Гонения Радовида они могут обратить на свою сторону, мол посмотрите какие мы бедные, нас притесняют и обижают. На самом же деле, они ни чем не лучше Радовида. Ради власти пойдут на все, хоть на братоубийственные войны.

есть Нильфгаард, который вроде как оккупант, но никаких зверств и жестокостей мы не видим
Ну как же. Они насильно насаждают свою культуру и образ жизни северянам. Вспомни Белый Сад и розги за порченое зерно. У них идеология: либо делай так и никак иначе, либо под подошвой лежать будешь. И это касается всего, хоть армии, хоть культуры. Казалось бы, им пошли на встречу, уже последние закрома отдавать начали, но им ведь нужно больше и не важно, что больше ничего нет, осталось только дерьмо всякое, которое разве что свиньям на подножный корм. А они не понимают слова «нет», у них есть лишь слово «надо».

На Скеллиге адекватная Керис и варвар Хьялмар
Я бы не называл Хьялмара варваром. Он типичный норд, который следует их обычаям, консерватор от души так сказать. Кейрис это уже что-то новое для Скеллиге, чего люди могут не понимать. Оба правителя хороши и со своими недостатками.

Весь тот гигантский пласт событый войны людей и нелюдей, замешенного в ней Геральта, которому не находится места ни на одной из сторон, длившейся все 8 книг и две игры просто выкинули за ненадобностью.
Здесь соглашусь. Этой темы уже не чувствуется в основном сюжете. Ей выделили отдельно сайд-квесты, которые незначительно, но показывают гонения. Например Новиград. Я так навскидку могу вспомнить два сайда: эльфку с колодезной водой и самосуд над эльфом- якобы «воришкой». Это конечно не передает и толику настроения прошлых частей, но все же и сама история для Геральта стала более личной.
Ну, не согласен с тем, что это было главной идеей серии. Что в книгах, что в играх вся мишура с воинами, конфликтами и прочим показывалась ну очень сильно на втором плане. Вся книжная сага в ключевые моменты напоминает нам, что Геральт не герой, исход войны его не касается и вообще все его цели и желания исходят от желания заработать, потусить с друзьями, порадоваться своей бесплатности и искать Цири. Да, темы затрагивались, но на протяжении всех 8 книг их так и не доразвили ввиду особенностей ключевых героев которым, собственно, фиолетово.

По оводу этой же темы Сапковский, как по мне, очень сильно облажался показывая нам дворцовые интриги, войну с точки зрения политики, заговоры, игры престолов, где фактически всем ключевым персонажам на это плевать. Есть конечно Йенифер, которая в дворцовых интригах участвовала, та же Трисс, но что длительность подобных описаний сцен, что акценты и морали не имеют под собой крепкого фундамента для развития. Сапковский сам же рисует на собственных рамках, пытаясь расширить картину до ИгроПрестольских гобеленов, но в итоге рисуя лишь фон основной картине из-за рамок персонажей.

Вернусь к Скоэтаэлям. По сути то сама идея конфликта полностью показала себя в 1-й части и выжимать из неё что-то ещё проблемно. Вновь вздыхать мол «ах, эльфы готовы жить мирно, но люди им не дают» вместе с «ах, эльфы до сих пор смотрят на нас как на заразу, Которой с самого появления являлись они» и далее-далее-далее. 2-я часть показала нам картину чуть более точно, увеличивая масштабы в полноценную осаду людей на город нелюдей. Не по книжному как то, ну да ладно. Конфликт есть, хотя и зеркален финальному конфликту 1-й части, где эльфы напали на людей. По сути мы получаем чуть более личную версию 1-го конфликта через призму чуть иных событий схожих по сути.

А теперь к моей сути. К начинке, так сказать, моего торта, оправдывая всю вышесказанную муру:
Вся игровая и книжная сага о Геральте была прежде всего не о конфликтах, не о спасении всего и вся, а о персонаже. Конфликт Нелюдей и Людей попросту есть и незачем делать его ключевым во всех частях сюжета. 3-я часть конечно разительно отличается от 1 и 2 по концепции, но она делает именно то, что делала книжная серия в свои лучшие тома: Приключение Геральта, идущего собственным путём. Что в 1, что во 2-й игре он являлся жертвой обстоятельств, из-за которых он вынужден участвовать в конфликтах рас и королей. Катаясь по рельсам событий он попросту был наблюдателем, который выбирал какую щёку подставить. В 3-й части он сьехал с рельс и единственное событие, которое вынуждает его действовать связанно с членом его семьи, о котором он вспоминал на протяжении всех игр.

Можно ли было бы к побочных квестах показать конфликт нелюдей с людьми? Можно, но смысл? Мы видим другое государство, где на Нильфгаардцев смотрят с ужасом куда большим, чем на нелюдей. Где Эльф может держать свою кузню, а полурослик держать бизнес. Лично я рад что показали всё именно так.
Боевая система не сводилась к имбецильному «быстрый удар — сильный удар»...

… а сводилась к имбецильному одному клику, как в браузерке_)
Требующая чувства ритма, чтобы продолжить комбо в нужный момент.

Мысленно танцевать вальс, щёлкая раз в три отсчёта. Своеобразность. Веселье_)
И что мы видим в «Дикой охоте»?

Какой-то обосанный охотник на ведьм сильнее всех чёртов, великанов и грифонов в мире. Нормального баланса — нет. А левельная система убивает погружение в игру.
Но нам ничего не показывают из этого напрямую. Они не стреляют по детям, не грабят в кадре местных, не режут пленных и прочее. А в 3 части нам вообще ничего не говорят о них практически, я 1 квест небольшой с ними нашел. Мы не можем окончательно разбить или как то помочь им, сценаристы их просто выбросили
Хорошо написанная статья, читается очень легко, приятно. Только вот, может это только со мной проблемы, но я ничего нового не извлёк. По-моему, слишком уж очевидная тема.
Думаю, есть смысл взяться за что-то более серьёзное
Не знаю, но главное, чтобы тебе самому было интересно :)
Так, повторюсь, об этом всем можно было бы рассказать и показать одной цепочкой доп квестов. Есть же партизанящие скоя'таэли в игре(заказ на«лесное чудовище» в Велене), и есть возможность им помочь или сдать их реданцам. Насколько я знаю, был инсайд, что в игре должен был появится и Йорвет, и Яевинн с целой веткой квестов, но что-то пошло не так. Сделали бы это, красиво закончили историю и все, ни у кого бы не было вопросов.
Ты немного не понял, я пишу о том, как и с каким настроением это подается разработчиками, а ни как это на самом деле есть)
То есть мы по книгам знаем, что чародеи далеко не белые и пушистые, а в 3 части игры они подаются на 100 процентов, как жертвы
Наверное, вы не очень внимательно читали, что я написал.
Во первых, я уже расписался в своей любви к 3 части.
Во вторых, у меня не было бы ни единой претензии, если бы они закончили эту историю, которая развивалась 8 книг и 2 две игры, одной цепочкой доп квестов. Все, все довольны. И пропало не просто это противостояние, а вообще вся тема конфликта с большим и меньшим злом. Мы на протяжении игры не делаем ни одного тяжелого выбора. Нет внутренних метаний Геральта, которому как мутанты нет места в этом мире. Центральная идея пропала, а не только эльфы
Вот приём эликсиров ДО битвы — это отличная идея. Во время боя — маленько читерно и противоречит лору, поскольку у зелий было немного замедленное действие, не мгновенное.
Уважаю твою точку зрения, но как по мне лучший ведьмак по тем критериям, что ты вывел — все таки второй. Боевая система умеренно сложная, чувствуется вес как Геральта, так и его противников. Сюжет достаточно атмосферный и ведет геральта к цели через цепочку событий, которые на первый взгляд его не должны касаться. Также возможность отыгрыша роли расширилась за счет доп квестов, а эликсиры ведьмак лорно принимает до битвы, а не во время
Что хреново было реализовано — во время анимации добивании враги продолжали бить Геральта, а учитывая что некоторые очень долгие(перерезать горло мечом оглушенному врагу занимало секунд 5) приходилось несладко. Во втором Ведьмаке пофиксили — тупо включалась катсценка.
А что в третьей?
Нужно держать ритм, соответствовать таймингам врага, от врага можно уйти не только перекатом, но и отскоком, они действуют на разную длину, в разные стороны, что тоже важно, так же можно ставить блок и не всегда он действует, знаки и бомбы в промежутках между ударами мечом использовать, арбалет и конечно же кучу самых разнообразных зелий и отваров, которые тоже не абы как надо применять.
Я к тому, что нельзя просто так взять и назвать систему «один удар — второй удар» или «один клик».
Ну, и я тоже жалею, что в третьей части нет разных стоек, с ними было бы намного интереснее.
Аж перечитать Сапковского захотелось
Игры совершенно не сравнимы с книгами. Чтение цикла у меня заняло примерно 2 недели, читал запоем.
Как по мне, разработчики планку качества повествования не опустили ничуть
Читай также